ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 172
Скачиваний: 0
Однако указанные в иен данные могут оказаться не оптимальными для тех или иных конкретных условий эксплуатации. Это объясняется тем, что при определе нии объема и периодичности (профилактических меро приятий на стадии проектирования в основу расчетов кладутся априорные законы поведения эксплуатацион ных характеристик ЭЦВМ. Кроме того, в процессе про ектирования трудно предусмотреть конкретное назначе ние каждой ЭЦВМ и учесть его при определении ха рактеристик профилактического обслуживания.
Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что в процессе эксплуатации ЭЦВМ после уточнения эксплуатационных характеристик и определения ее ос новного. режима использования появляется 'возможность произвести проверку и в случае необходимости коррек тировку периодичности проведения .профилактических мероприятий.
В зависимости от назначения ЭЦВМ оптимизация периода проведения профилактических работ может проводиться с целью:
минимизации потерь, вызванных простоями за счет устранения отказов и проведения профилактических работ;
максимизации вероятности выполнения задачи задан ной длительности при известном моменте начала ее решения;
максимизации вероятности выполнения задачи за данной длительности при появлении сигнала о начале решения в любой случайный момент времени.
Первая задача встречается при эксплуатации ЭЦВМ, предназначенных для проведения расчетов, когда отказ ЭЦВМ в процессе счета не приводит к серьезным по следствиям, а лишь увеличивает сумму непроизводи тельных простоев. В этом режиме использования ЭЦВМ важно добиться такого положения, чтобы удельные1 потери машинного времени были минимальны или, что то »же самое, коэффициент технического использования ЭЦВМ имел максимально возможное значение.
Второй случай имеет место при эксплуатации ЭЦВМ разового назначения, когда момент выхода на решение задачи заданной длительности заранее известен, и важ-
1 Под удельными потерями машинного времени будем понимать суммарные потери за счет устранения отказов ЭЦВМ и проведения профилактнк, отнесенные к единице времени эксплуатации ЭЦВМ.
205
\
по, чтобы к этому моменту времени машина имела наи высшую вероятность безотказной работы. Такой режим работы характерен, например, для ЭЦВМ беспилотных летательных аппаратов, а также для ЭЦВМ, предна значенных для управления какими-либо кратковремен ными процессами, время появления которых заранее известно.
Третьим вариантом задачи оптимизации периода проведения профилактических мероприятий пользуются при эксплуатации ЭЦВМ, работающей в ждущем ре жиме. В этом случае в режиме ожидания появления «основной задачи» машина решает «второстепенные» (подготовительные пли контрольные) задачи. В этот пе риод допустимы остановы машины для восстановления
ее работоспособности |
или проведения |
профилактики. |
В момент появления |
основной задачи |
ЭЦВМ должна |
быть работоспособна. Появление отказа в процессе ре шения основной задачи недопустимо, так как он сводит
эффективность |
использования |
ЭЦВМ по назначению |
||
к нулю. |
|
|
|
|
Такой режим использования ЭЦВМ наиболее харак |
||||
терен |
для управляющих^ ЭЦВМ. |
Например, ЭЦВМ, |
||
управляющая |
радиолокационными |
и радионавигацион |
||
ными |
средствами обеспечения |
посадки самолетов на |
современных аэродромах, в период отсутствия само
летов |
в зоне аэропорта решает второстепенные за |
дачи, |
связанные с обработкой информации, полученной |
с радиолокационных станций; при появлении же в воне видимости самолетов, запрашивающих посадку, ЭЦВМ переходит к решению основной задачи — определению режима посадки и выработке команд управления. Оче видно, что отказ ЭЦВМ на основном этапе ее использо вания приводит к нарушению нормального процесса посадки.
Как указывалось выше, расчет оптимальной перио дичности проведения профилактических работ предпо лагает знание не только целевой функции оптимизации (т. е. максимизируемого или минимизируемого парамет ра), но и некоторых эксплуатационных характеристик ЭЦВМ. Наиболее важное значение для правильной оценки оптимальной продолжительности межпрофилак тического периода имеют такие характеристики, как среднее время выполнения одной профилактики г'пр и среднее время восстановления ЭЦВМ после возникно
206
вения отказа Твс. Рекомендации но их оценке на осно
вании статистических |
данных можно найти в § 2-2 и |
4-7. Кроме того, для |
достоверного определения опти |
мального значения периода профилактики необходимо знать характеристики потока отказов ЭЦВМ, а также закон изменения интенсивности потока отказов в межпрофилактическом периоде.
Следует подчеркнуть, что изменение интенсивности отказов в течение времени между двумя очередными профилактиками может происходить по закону, отлично му от закона, описывающего изменение интенсивности отказов за более длительный промежуток времени, охватывающий достаточно большое количество профи лактических циклов. Первый закон по сравнению со вторым описывает как бы микроструктуру поведения отказов во времени. Поясним это примером. Считается, и это проверено на практике, что интенсивность потока отказов основных видов радиоэлектронной аппаратуры, в том числе и электронных устройств ЭЦВМ, в процес
се нормальной эксплуатации |
(в период-после приработ |
ки, но до начала активного |
старения радиоэлементов) |
не изменяется, т. е. равна |
какому-то значению Ко- Это |
соответствует экспоненциальному закону распределения |
времени между отказами. Такая трактовка закона из менения надежности во времени удобна для производ ства инженерных расчетов, так как намного их упро щает, обеспечивая приемлемую точность.
Заметим, что-здесь употреблен термин «нормальная» эксплуатация, который предполагает проведение на ап паратуре необходимого технического обслуживания, включающего в себя, в частности, и профилактические мероприятия. Если же допустить, что профилактические мероприятия не проводятся (или в действительности их не проводить), то, естественно, качество работы ЭЦВМ с течением времени будет ухудшаться, что может быть зарегистрировано по возросшей интенсивности потока отказов. Это может быть объяснено тем, что ЭЦВМ по строена из различных по своей физической структуре элементов, для которых характерны как внезапные, так и постепенные отказы. Возрастание же во времени ин тенсивности потока отказов говорит о том, что распреде ление времени безотказной работы подчинено не экспо ненциальному закону, а одному из частных случаев зако
нов Вейбулла или -гамма-распределения: либо закону
207
Рэлея, либо закону, являющемуся композицией выше упомянутых законов.
Установление по статистическим данным действи тельного для данной ЭЦВМ закона распределения от казов в межпрофнлактическом .периоде при грамотной организации эксплуатации для квалифицированного специалиста не представляет большого затруднения. Пе риод сбора информации может быть сокращен, если в эксплуатации находится большое количество однотип ных ЭЦВМ.
Задача построения закона изменения интенсивности отказов ЭЦВМ в межпрофилактическом периоде сводит ся к обработке накопленной информации об отказах известными методами математической статистики.
Можно ожидать, что в результате эксперимента пос ле обработки статистического материала о поведении
потока отказов удастся |
представить закон изменения |
||
интенсивности отказов |
ЭЦВМ |
в межпрофилактическом |
|
периоде в виде |
t |
) k t , |
(4-10) |
K { |
где Ко— начальная интенсивность потока отказов после окончания профилактических работ; /г — скорость роста интенсивности отказов при отсутствии профилактических мероприятий.
Этот закон отражает характер поведения потока от казов ЭЦВМ в промежутке времени между двумя оче редными профилактиками, так как учитывает наличие в ней и внезапных и постепенных отказов; Внезапные отказы учтены первым слагаемым двучлена, постепен ные— вторым. Скорость роста интенсивности отказов принята постоянной, так как в теории и практике рас чета надежности радиоэлектронной аппаратуры, для которой характерны постепенные отказы, используется закон Рэлея, предполагающий линейный рост Я-харак- теристики во времени:
Я ( 0 ~ , |
.(4-П) |
где о — параметр распределения Рэлея. |
полученным |
Определив по статистическим данным, |
в процессе эксплуатации, среднюю длительность прове дения одной профилактики tup и среднее время восста новления после возникновения отказа Гвб и установив закон изменения интенсивности потока отказов в проме
208
жутке между двумя соседними профилактикамн, можно
.переходить к решению задачи повышения эффективно сти использования ЭЦВМ за счет оптимизации периода проведения профилактических мероприятии.
Определение оптимального периода проведения про филактических работ, обеспечивающего максимальное значение коэффициента технического использования ЭЦВМ, может быть произведено исходя из следующих соображений.
Как показано в § 2-2, под коэффициентом технического исполь зования ЭЦВМ понимают отношение времени работы в исправном состоянии к общему времени исправного состояния и простоев за счет отказов и проведения профилактических мероприятии за один и тот же период эксплуатации.
Коэффициент использования ЭЦВМ в течение одного профилак тического цикла может быть записан в виде
_____ І_о_____ |
|
(4-12) |
|
Лп (<«) — іо + |
^пр + Ц (<о) |
|
|
|
|
||
Здесь /о — суммарное время |
использования |
ЭЦВМ по |
назначе |
нию за один межпрофнлактический период: |
|
|
|
|
п (t0) |
|
|
іо — |
X Ц> |
__ |
(4-13) |
|
й=] |
|
|
где к — порядковый номер отказа; іи — время между (k—1)-м и k-м отказами; n { t 0) — количество отказов за межпрофилактический цикл; in[іо) — суммарное время восстановления ЭЦВМ за один межпро филактический период:
U M = |
ЛS(/о) U = T o . an{t0), |
(4-14) |
|
й=і |
|
где to и— время восстановления ЭЦВМ после |
возникновения к-то |
|
отказа. |
|
|
Количество отказов, появившихся в промежутке между двумя соседними профилактиками, зависит от длительности этого проме жутка и от закона изменения интенсивности отказов:
іо
|
п {to) = X (t) dt. |
(4-15) |
|
|
о |
|
|
Подставим в (4-12) выражение |
(4-14) с учетом |
формулы. (4-15) |
|
и врзьмем от него производную по іо- Получим: |
|
||
|
|
^0 |
|
|
— а (іо) Т'е.С + |
Т'в.о J к (<) d t + |
^пр |
'К' |
_____________о______ ■ |
(4-16) |
|
и = |
Т о.о J "к (І) 1 |
||
|
Іо + ^пр + |
|
14— 180 |
209 |
Полагая производную равной нулю, получаем соотношение, позволяющее найти оптимальное" значение межпрофнлактичсского периода при любом известном законе изменения интенсивности пото ка отказов:
. t 0\ (/о) - j М О d t = |
(4-17) |
о
Можно показать, что при %(t) —неубывающей функции уравне
ние (4-17) имеет решение, причем действительный корень будет единственный.
Воспользуемся уравнением (4-17) для определения оптимального периода профилактики в случае линейно го роста интенсивности потока отказов по закону (4-10).
Решив уравнение относительно (о, получим: .
.. (4-18)
Из формулы (4-18) видно, что если принять допуще ние о том, что в межпрофилактическом ‘периоде эксплу атации ЭЦВМ ^-характеристика не растет, т. е. А = 0, то оптимальное значение периода профилактики полу чится равным бесконечности, что говорит о нецелесооб разности проведения профилактических работ в случаях экспоненциального закона распределения времени без отказной работы в промежутке времени между сосед ними профилактиками.
Заметим, что значение tobnr не зависит от начальной величины Я-характеристики. Это позволяет распростра нить формулу (4-18) на случай рэлеевского распределе ния. Заменив k на 1/сг2, получим:
опТ = а |
" |
/ 2 -у1- |
(4-19) |
|
*В.С |
|
Подставив значение (оопт'из (4-18) и (4-19) в выра жение (4-12), можно получить максимальные значения коэффициента технического использования, которые мо гут быть получены при заданных характеристиках экс плуатационных свойств ЭЦВМ.
Для распределения Рэлея имеем:
Кв |
(4-20) |
|
V2LdT |
|
Пр* в.с |
1 |
4 |
210