Файл: Основы технической эксплуатации ЭЦВМ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 169

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рисунок позволяет также убедиться в практической справедливости формул (4-18), (4-19), (4-35), (4-35') и (4-36) для вычисления оптимальных периодов профи­ лактики, обеспечивающих максимум Кп и Кп-

Подставляя в них соответствующие значения tnр, /г, Тв.с, сг и т, получаем: оптимальное значение периода профилактики, обеспечивающего максимальное значение Кп, равное 1 -780 ч; оптимальное значение периода про­ филактики, обеспечиваю­ щего максимальное зна­ чение /(„, равное 893 ч.

Выше были даны ре­ комендации по определе­ нию оптимального пери­ ода профилактических ме­ роприятий, которые могут быть использованы при организации планово-пре­ дупредительного техниче­ ского обслуживания. Реа­

лизация

этих

рекоменда­

 

 

ций, как уже неоднократ­

 

 

но указывалось,

предпо­

 

 

лагает

знание

закона

из­

 

 

менения

интенсивности

 

 

потока отказов в межпро­

 

 

филактическом

периоде,

 

 

а также

средних

стати­

 

 

стических значений време­

 

 

ни восстановления ЭЦВМ

 

 

после

возникновения

от­

 

 

каза

и

времени

прове­

Рис.

4-15. Кривые зависимости

дения

профилактических

работ.

 

 

 

 

 

Кп,

Кп, Р-с от продолжительности

 

 

 

 

 

 

профилактического цикла.

Однако на

практике

 

 

 

встречаются случаи, когда по каким-либо причинам закон изменения интенсивности

потока отказов не известен. Бывает и так, что в силу изменения условий эксплуатации, действительный поток отказов сильно отличается от теоретического, положен­ ного в основу расчета оптимальной периодичности про­ филактики. В таких ситуациях пользоваться плановыми методами профилактического обслуживания нецелесооб­ разно, так как это может привести к значительному

217


снижению коэффициентов технического использования

ннадежности ЭЦВМ.

Вэтих случаях приходится прибегать к внепланово­

му профилактическому обслуживанию. Как указано в § 4-1, при внеплановом техническом обслуживании на­ значение очередных профилактических мероприятий про­ изводится на основании анализа технического состоя­ ния ЭЦВМ.

Однако оценка текущего (на данный момент време­ ни) технического состояния ЭЦВМ является достаточно сложной задачей. Все количественные характеристики эксплуатационных свойств ЭЦВМ (§ 2-2), как правило, определяются в результате усреднения большого коли­ чества статистических данных, .полученных на значи­ тельных интервалах времени эксплуатации, и, следова­ тельно, отражают усредненное техническое состояние ЭЦВМ, характерное для оцениваемого промежутка вре­ мени в целом. Сужение интервала усреднения приводит к потере статистического материала, следовательно, к ухудшению достоверности оценок.

Давать оценку текущего технического состояния ЭЦВМ с помощью такой характеристики, как время между предпоследним и последним отказами, тоже нельзя, так как единичное значение этого промежутка времени является случайной величиной, подчиняющейся тому или иному статистическому закону.

Вот почему на практике при оценке текущего техни­ ческого состояния ЭЦВМ большая роль отводится инже­ нерной интуиции обслуживающего персонала, который при решении этого вопроса пользуется микропризнака­ ми, зачастую известными только данному специалисту. Понятно, что такой метод определения сроков назначе­ ния очередных профилактических мероприятий в основу научной организации эксплуатации положен быть не может.

Ниже делается попытка обосновать метод определе­ ния сроков назначения очередных профилактических мероприятий, обеспечивающий получение достаточно ■высокого значения коэффициента использования ЭЦВМ в случаях, когда не известен закон изменения интенсив­ ности потока отказов.

В основу метода положено наблюдение за текущим значением коэффициента использования ЭЦВМ, оценка которого в любой момент времени может быть сделана

218

путем фиксации времени исправного состояния ЭЦВМ,

обеспечивающего использование ее по

назначению (іо),

и времени простоя, обусловленного

восстановлением

работоспособности вследствие появления отказов и про­

ведением очередной

профилактики

Цв+ Цр).

 

 

Действительно, в каждый момент времени известны

і0 и tB, вычисленные по формулам (4-13)

и

(4-14)

и /Пр

(для оценки

может

быть использована

длительность

проведения

последних

профилактических

 

работ),

что

позволяет с

помощью

соотношения

(4-12)

определить

коэффициент технического использования ЭЦВМ за промежуток івремени с начала последней профилактики по настоящий момент. Анализируя поведение текущего значения коэффициента технического использования во времени, можно установить момент, когда он становится максимальным-. Этот момент и может быть принят в ка­ честве срока назначения очередных профилактических мероприятий.

Читателю уже известно из предыдущего материала, что в типовых условиях значение коэффициента исполь­ зования с течением времени сначала растет достаточно быстро (см. рис. 4-15), затем скорость роста снижается до нуля (в районе максимального значения коэффици­ ента использования), после чего начинается снижение Ац. Такой характер изменения коэффициента техниче­ ского использования позволяет не спешить с назначени­ ем профилактических мероприятий. Решение необходимо принимать лишь тогда, когда появится твердое убежде­ ние в том, что действительно началось стабильное паде­ ние коэффициента использования.

Реализация метода сводится к построению графика зависимости вычисленного коэффициента использования от времени эксплуатации ЭЦВМ с момента последнего

ее профилактического

обслуживания и его анализу.

Такая методика имеет

важное достоинство — нагляд­

ность, но требует сравнительно большого объема вычис­ лений.

■На практике существует другая, более экономичная методика, основанная на проверке выполнения критерия оптимальности, выраженного соотношением

M iLtJsр . = / ' в ( / ) .

( 4- 37)

' *0

 

Это соотношение является решением уравнения,

полученного в результате приравнивания

к нулю произ­

219


водной от коэффициента технического использования ЭЦВМ [см. выражение (4-12)] по длительности исправ­ ной работы Г0.

Соотношение (4-37) говорит о том, что оптимальный момент для начала профилактических мероприятий на­

ступает тогда, когда скорость роста

временных затрат

на восстановление появляющихся

отказов становится

равной удельным потерям машинного времени.

Рис. 4-16. К вопросу определения оптимального срока назначения профилактики.

На графике зависимости суммарного времени про­ стоя ЭЦВМ (tn= tnp+ tB) от суммарного времени исправ­ ного состояния t0 (рис. 4-16) этот момент соответствует

точке на кривой

Ц= ср(^о), имеющей координаты {Ц.()ПТ,

Ноопт}. Эта точка,

как видно из выражения (4-37), ха­

рактерна тем, что угол между прямой, проведенной из нее з начало координат, и осью абсцисс равен углу на­ клона касательной, проведенной к кривой Ц= ср('|о)

в данной точке 1.

<

Порядок пользования этой методикой

может быть

установлен следующий.

 

В процессе проведения очередных профилактических

работ делается заготовка для построения графика

Ц=

= ф(^о). По окончании профилактики, длительность

ко­

торой регистрируется, на графике

фиксируется

первая

1 Действительно, в выражении (4-37)

левая часть есть

тангенс

угла наклона прямой, проведенной из точки {7П, /0) в начало коорди­ нат, а правая — тангенс угла наклона касательной к кривой tn — = ф(/0) в точке Вп, /о).

220



точка с координатами {/о = 0, Ц = /пр}- При появлении первого отказа регистрируется, время первого .промежут­ ка исправного состояния ЭЦВМ (toi) и на графике фик­ сируется точка с координатами {/о = ^оь tu—tuр}- После восстановления работоспособности ЭЦВМ регистрирует­ ся время, потраченное на ремонт /ві, и на графике фик­ сируется точка с -координатами {/о = г'оі; tu— tav+ tBi}. При появлении последующих отказов описанная про­ цедура повторяется.

При желании проверить, не выполнился ли крите­ рий (4-37), достаточно из начала координат провести прямую в интересующую нас точку. Если проведенная прямая может быть расценена как касательная1 к кри­

вой tu= ср (to) , то следует считать, что

-в данной точке,

т. е. в данный-момент, выполнялось

условие оптималь­

ности, и следует приступать к очередным профилакти­ ческим мероприятиям.

Применяя предлагаемый графический метод, следу­ ет иметь в виду, что для уяснения вопроса, является ли та или иная прямая, соединяющая начало координат с интересующей нас точкой, касательной к кривой или нет, необходимо иметь хотя бы небольшое продолжение кривой Ц= ср(^о) при больших значениях t0. Это может привести к запаздыванию принятия решения на прове­

дение профилактики. Однако, памятуя о том, что

завы­

шение периода

профилактики

по сравнению с

опти­

мальным имеет

значительно

меньшие

нежелатель­

ные последствия, нежели его занижение,

данная

реко­

мендация не должна вызывать возражений.

 

Таким образом, можно предложить следующий по­ рядок действий обслуживающего персонала по органи­ зации оптимального профилактического обслуживания ЭЦВМ.

1. Устанавливается закон изменения интенсивности потока отказов в .межпрофилактическом периоде и опре­ деляются средние статистические значения Твс и tnр.

2. После определения

закона изменения интенсивно­

сти потока отказов

и его параметров Цо, k

или о) в за­

висимости от назначения

ЭЦВМ

по известным Гвс, Цр

и т вычисляются

оптимальное

значение

длительности

профилактического цикла.

 

 

 

1 Строго говоря, провести касательную к ломаной кривой нельзя,

однако будем условно пользоваться этим термином, понимая под касательной прямую, касающуюся данной кривой в одной точке.

221