ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 169
Скачиваний: 0
Рисунок позволяет также убедиться в практической справедливости формул (4-18), (4-19), (4-35), (4-35') и (4-36) для вычисления оптимальных периодов профи лактики, обеспечивающих максимум Кп и Кп-
Подставляя в них соответствующие значения tnр, /г, Тв.с, сг и т, получаем: оптимальное значение периода профилактики, обеспечивающего максимальное значение Кп, равное 1 -780 ч; оптимальное значение периода про филактики, обеспечиваю щего максимальное зна чение /(„, равное 893 ч.
Выше были даны ре комендации по определе нию оптимального пери ода профилактических ме роприятий, которые могут быть использованы при организации планово-пре дупредительного техниче ского обслуживания. Реа
лизация |
этих |
рекоменда |
|
|
|||
ций, как уже неоднократ |
|
|
|||||
но указывалось, |
предпо |
|
|
||||
лагает |
знание |
закона |
из |
|
|
||
менения |
интенсивности |
|
|
||||
потока отказов в межпро |
|
|
|||||
филактическом |
периоде, |
|
|
||||
а также |
средних |
стати |
|
|
|||
стических значений време |
|
|
|||||
ни восстановления ЭЦВМ |
|
|
|||||
после |
возникновения |
от |
|
|
|||
каза |
и |
времени |
прове |
Рис. |
4-15. Кривые зависимости |
||
дения |
профилактических |
||||||
работ. |
|
|
|
|
|
Кп, |
Кп, Р-с от продолжительности |
|
|
|
|
|
|
профилактического цикла. |
|
Однако на |
практике |
|
|||||
|
|
встречаются случаи, когда по каким-либо причинам закон изменения интенсивности
потока отказов не известен. Бывает и так, что в силу изменения условий эксплуатации, действительный поток отказов сильно отличается от теоретического, положен ного в основу расчета оптимальной периодичности про филактики. В таких ситуациях пользоваться плановыми методами профилактического обслуживания нецелесооб разно, так как это может привести к значительному
217
снижению коэффициентов технического использования
ннадежности ЭЦВМ.
Вэтих случаях приходится прибегать к внепланово
му профилактическому обслуживанию. Как указано в § 4-1, при внеплановом техническом обслуживании на значение очередных профилактических мероприятий про изводится на основании анализа технического состоя ния ЭЦВМ.
Однако оценка текущего (на данный момент време ни) технического состояния ЭЦВМ является достаточно сложной задачей. Все количественные характеристики эксплуатационных свойств ЭЦВМ (§ 2-2), как правило, определяются в результате усреднения большого коли чества статистических данных, .полученных на значи тельных интервалах времени эксплуатации, и, следова тельно, отражают усредненное техническое состояние ЭЦВМ, характерное для оцениваемого промежутка вре мени в целом. Сужение интервала усреднения приводит к потере статистического материала, следовательно, к ухудшению достоверности оценок.
Давать оценку текущего технического состояния ЭЦВМ с помощью такой характеристики, как время между предпоследним и последним отказами, тоже нельзя, так как единичное значение этого промежутка времени является случайной величиной, подчиняющейся тому или иному статистическому закону.
Вот почему на практике при оценке текущего техни ческого состояния ЭЦВМ большая роль отводится инже нерной интуиции обслуживающего персонала, который при решении этого вопроса пользуется микропризнака ми, зачастую известными только данному специалисту. Понятно, что такой метод определения сроков назначе ния очередных профилактических мероприятий в основу научной организации эксплуатации положен быть не может.
Ниже делается попытка обосновать метод определе ния сроков назначения очередных профилактических мероприятий, обеспечивающий получение достаточно ■высокого значения коэффициента использования ЭЦВМ в случаях, когда не известен закон изменения интенсив ности потока отказов.
В основу метода положено наблюдение за текущим значением коэффициента использования ЭЦВМ, оценка которого в любой момент времени может быть сделана
218
путем фиксации времени исправного состояния ЭЦВМ,
обеспечивающего использование ее по |
назначению (іо), |
и времени простоя, обусловленного |
восстановлением |
работоспособности вследствие появления отказов и про
ведением очередной |
профилактики |
Цв+ Цр). |
|
|
|||
Действительно, в каждый момент времени известны |
|||||||
і0 и tB, вычисленные по формулам (4-13) |
и |
(4-14) |
и /Пр |
||||
(для оценки |
может |
быть использована |
длительность |
||||
проведения |
последних |
профилактических |
|
работ), |
что |
||
позволяет с |
помощью |
соотношения |
(4-12) |
определить |
коэффициент технического использования ЭЦВМ за промежуток івремени с начала последней профилактики по настоящий момент. Анализируя поведение текущего значения коэффициента технического использования во времени, можно установить момент, когда он становится максимальным-. Этот момент и может быть принят в ка честве срока назначения очередных профилактических мероприятий.
Читателю уже известно из предыдущего материала, что в типовых условиях значение коэффициента исполь зования с течением времени сначала растет достаточно быстро (см. рис. 4-15), затем скорость роста снижается до нуля (в районе максимального значения коэффици ента использования), после чего начинается снижение Ац. Такой характер изменения коэффициента техниче ского использования позволяет не спешить с назначени ем профилактических мероприятий. Решение необходимо принимать лишь тогда, когда появится твердое убежде ние в том, что действительно началось стабильное паде ние коэффициента использования.
Реализация метода сводится к построению графика зависимости вычисленного коэффициента использования от времени эксплуатации ЭЦВМ с момента последнего
ее профилактического |
обслуживания и его анализу. |
Такая методика имеет |
важное достоинство — нагляд |
ность, но требует сравнительно большого объема вычис лений.
■На практике существует другая, более экономичная методика, основанная на проверке выполнения критерия оптимальности, выраженного соотношением
M iLtJsр . = / ' в ( / ) . |
( 4- 37) |
' *0 |
|
Это соотношение является решением уравнения, |
|
полученного в результате приравнивания |
к нулю произ |
219
водной от коэффициента технического использования ЭЦВМ [см. выражение (4-12)] по длительности исправ ной работы Г0.
Соотношение (4-37) говорит о том, что оптимальный момент для начала профилактических мероприятий на
ступает тогда, когда скорость роста |
временных затрат |
на восстановление появляющихся |
отказов становится |
равной удельным потерям машинного времени.
Рис. 4-16. К вопросу определения оптимального срока назначения профилактики.
На графике зависимости суммарного времени про стоя ЭЦВМ (tn= tnp+ tB) от суммарного времени исправ ного состояния t0 (рис. 4-16) этот момент соответствует
точке на кривой |
Ц= ср(^о), имеющей координаты {Ц.()ПТ, |
Ноопт}. Эта точка, |
как видно из выражения (4-37), ха |
рактерна тем, что угол между прямой, проведенной из нее з начало координат, и осью абсцисс равен углу на клона касательной, проведенной к кривой Ц= ср('|о)
в данной точке 1. |
< |
Порядок пользования этой методикой |
может быть |
установлен следующий. |
|
В процессе проведения очередных профилактических
работ делается заготовка для построения графика |
Ц= |
= ф(^о). По окончании профилактики, длительность |
ко |
торой регистрируется, на графике |
фиксируется |
первая |
1 Действительно, в выражении (4-37) |
левая часть есть |
тангенс |
угла наклона прямой, проведенной из точки {7П, /0) в начало коорди нат, а правая — тангенс угла наклона касательной к кривой tn — = ф(/0) в точке Вп, /о).
220
точка с координатами {/о = 0, Ц = /пр}- При появлении первого отказа регистрируется, время первого .промежут ка исправного состояния ЭЦВМ (toi) и на графике фик сируется точка с координатами {/о = ^оь tu—tuр}- После восстановления работоспособности ЭЦВМ регистрирует ся время, потраченное на ремонт /ві, и на графике фик сируется точка с -координатами {/о = г'оі; tu— tav+ tBi}. При появлении последующих отказов описанная про цедура повторяется.
При желании проверить, не выполнился ли крите рий (4-37), достаточно из начала координат провести прямую в интересующую нас точку. Если проведенная прямая может быть расценена как касательная1 к кри
вой tu= ср (to) , то следует считать, что |
-в данной точке, |
т. е. в данный-момент, выполнялось |
условие оптималь |
ности, и следует приступать к очередным профилакти ческим мероприятиям.
Применяя предлагаемый графический метод, следу ет иметь в виду, что для уяснения вопроса, является ли та или иная прямая, соединяющая начало координат с интересующей нас точкой, касательной к кривой или нет, необходимо иметь хотя бы небольшое продолжение кривой Ц= ср(^о) при больших значениях t0. Это может привести к запаздыванию принятия решения на прове
дение профилактики. Однако, памятуя о том, что |
завы |
|||
шение периода |
профилактики |
по сравнению с |
опти |
|
мальным имеет |
значительно |
меньшие |
нежелатель |
|
ные последствия, нежели его занижение, |
данная |
реко |
||
мендация не должна вызывать возражений. |
|
Таким образом, можно предложить следующий по рядок действий обслуживающего персонала по органи зации оптимального профилактического обслуживания ЭЦВМ.
1. Устанавливается закон изменения интенсивности потока отказов в .межпрофилактическом периоде и опре деляются средние статистические значения Твс и tnр.
2. После определения |
закона изменения интенсивно |
|||
сти потока отказов |
и его параметров Цо, k |
или о) в за |
||
висимости от назначения |
ЭЦВМ |
по известным Гвс, Цр |
||
и т вычисляются |
оптимальное |
значение |
длительности |
|
профилактического цикла. |
|
|
|
1 Строго говоря, провести касательную к ломаной кривой нельзя,
однако будем условно пользоваться этим термином, понимая под касательной прямую, касающуюся данной кривой в одной точке.
221