ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 163
Скачиваний: 0
(плановый или планово-предупредительный). Текущий ремонт — это ремонт, .потребность в котором возникает после появления в ЭЦВМ неисправности. Так как время возникновения неисправности заранее нельзя предус мотреть, то и спланировать заранее текущий ремонт и время его проведения тоже нельзя. Профилактический ремонт производится с целью предупреждения появле ния неисправностей, обусловленных постепенным изме нением параметров элементов, являющихся основной причиной сбоев в работе ЭЦВМ. Профилактический ре монт, как правило, производится во время проведения профилактического контроля машины.
В зависимости от особенностей, степени повреждений и' износа ЭЦВМ и их составных частей, а также трудо емкости ремонтных работ различают следующие виды ремонта: текущий, средний и капитальный. При опреде лении вида ремонта учитывается общее техническое состояние ЭЦВМ, продолжительность ее эксплуатации, выработка установленных норм межремонтных сроков эксплуатации, продолжительность хранения и т. д.
Текущий ремонт представляет собой такой вид ре монта, при котором обеспечивается нормальная эксплу атация ЭЦВМ до очередного планового ремонта. Во время текущего ремонта неи’справности устраняют вос становлением или заменой вышедших из строя элемен тов на новые из ЗИП, а также проведением при этом необходимых регулировочных и настроечных работ при помощи контрольно-измерительных .приборов и инстру ментов, придаваемых данному типу ЭЦВМ.
Текущий ремонт ЭЦВМ включает следующие виды работ:
обнаружение и устранение возникших в процессе эксплуатации неисправностей в модулях, блоках и уст ройствах ЭЦВМ;
замена неисправных блоков и модулей новыми из состава ЗИП;
замена неисправных электровакуумных й полупро водниковых приборов;
ремонт и замена кабелей в шкафах, блоках и ка бельных каналах;
устранение механических повреждений стоек и бло ков ЭЦВМ;
настройка и регулировка отдельных блоков,устройств и ЭЦВМ в целом.
235
Текущий ремонт производится на месте эксплуатации ЭЦВМ -силами обслуживающего персонала и является основным видом ремонта.
Блочное построение ЭЦВМ и значительный объем работ при монтаже и'демонтаже вычислительных ма шин требуют пересмотра сложившихся понятий о сред нем и капитальном ремонте изделий, при которых эти изделия в полной комплектации отправляются в специ альные ремонтные органы. Нецелесообразность схемы ремонта, предусматривающей демонтаж, ремонт и по следующие монтаж и настройку, настолько очевидна, что не нуждается в доказательствах. С другой стороны, при эксплуатации ЭЦВМ могут возникать такие неис правности, которые не могут быть устранены силами обслуживающего персонала, т. е. ЭЦВМ требует ремон та, выпадающего из общепринятого .понятия текущего ремонта. Блочное построение при достаточной функци ональной определенности каждого блока позволяет про изводить ремонт отдельных блоков (устройств) в спе циальных ремонтных органах без прекращения эксплуа тации ЭЦВМ (за счет использования ЗИП и резервных устройств).
Учитывая изложенные замечания и сложившиеся понятия, под средним и капитальным ремонтом ЭЦВМ будем понимать: ремонт блоков (устройств) на специа лизированных предприятиях типа мастерских — средний ремонт, на предприятиях заводского типа — капиталь ный ремонт.
5-6. МЕТОДЫ ТЕКУЩЕГО РЕМОНТА ЭЦВМ
Текущий ремонт .может производиться ‘.методом за мены сменных элементов; путем замены невосстанавливаемых элементов; методом замены на резерв (при на личии резервирования); путем профилактического об служивания, включающего различные регулировки.
Метод замены сменного элемента сводится к отыска нию неисправности в машине с точностью обычно до блока и замене его на исправный. Для замены блока, как правило, не требуется производить демонтаж схемы (распайку). Восстановление вышедшего из строя блока может затем производиться в лаборатории ремонта. Этот метод ремонта позволяет , значительно сократить время восстановления ЭЦВМ, так как отыскание неис-
236
правного блока намного проще, чем отыскание неис правной детали в схеме. Обычно поиск неисправного блока ведется с помощью самой машины и при наличии хорошо организованного контроля занимает немного времени. Данный метод ремонта ввиду блочной струк туры построения вычислительной машины и наличия до статочного количества запасных элементов (блоков) получил широкое распространение на практике и явля ется основным при восстановлении ЭЦВМ.
Метод замены невосстанавливаемого элемента за ключается в отыскании неисправного невосстанавлива емого элемента и замене ето на исправный. К невосстанавливаемым элементам относят резисторы, конденса торы, полупроводниковые приборы, реле, кнопки, переключатели, сигнальные лампочки, предохранители и т. и. При восстановлении работоспособности машины этот 'метод применяется при ремонте главным образом электромеханических и механических устройств, а также •при выходе из строя кнопок, переключателей, реле сиг нальных ламп, предохранителей и пр. Широкое распро странение метод замены невосстанавливаемого элемента получил при ремонте блоков и модулей. В блоке и мо дуле неисправный невосстанавливаемый элемент отыски вается с помощью специального стендового оборудова ния, которое позволяет значительно . сократить время поиска неисправности и дает возможность использовать при ремонте менее квалифицированный обслуживающий •персонал. В связи с развитием пленочных и твердых схем, которые в функциональном отношении могут пред ставлять законченный узел 'машины или часть его,метод замены невосстанавливаемого элемента начинает полу чать широкое распространение при восстановлении элек тронных устройств ЭЦВМ.
Ремонт методом замены на резерв заключается в том, что вышедший из строя элемент (устройство) заменяет ся резервным с последующим устранением возникшей неисправности. Могут резервироваться элементы, уст ройства или ЭЦВМ в целом. Поэлементное резервиро вание для вычислительных машин не является харак терным и -редко применяется на гарактике. В ряде слу чаев такое резервирование применяют в отношении ком мутирующих и переключающих элементов отдельных устройств (например, в устройствах связи с абонен тами).
237
Иногда в ЭЦВМ резервируют накопители на магнит ной ленте или магнитном барабане и некоторые устрой ства ввода и вывода информации. Однако широкого распространения резервирование отдельных устройств
в'машинах не 'Получило.
Ввычислительных комплексах, выполняющих ответ
ственные задачи по управлению объектами или какимилибо процессами, применяют резервные ЭЦВМ. Резерв может включаться ручным способом или автоматически. При наличии в ЭЦВМ хорошо организованного аппа ратного и программного контроля восстановление рабо тоспособности ЭЦВМ с использованием метода замены на резёрв занимает очень мало времени. Недостатком данного метода являются большие экономические за траты на его реализацию.
Замена текущего ремонта профилактическим обслу живанием, как правило, применяется в том случае, ког да в процессе эксплуатации ЭЦВМ часто возникают неисправности, а условия работы позволяют произво дить такую замену. В этом случае восстановление рабо тоспособности ЭЦВМ производится в процессе профи лактических работ и определяется временем их прове дения. Для управляющих ЭЦВМ этот метод находит применение при наличии резервирования. Достоинство данного метода ремонта заключается в том, что в ре зультате, его проведения устраняются не только возник шие, но и потенциально возможные неисправности. В ка честве недостатка следует отметить большие затраты времени, сил и средств на его проведение.
5-7. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ ТЕКУЩЕГО РЕМОНТА ЭЦВМ
Одной из важнейших характеристик текущего ремон та ЭЦВМ является время его проведения. Затраты времени на проведение текущего ремонта можно раз бить на следующие составляющие: установление факта неисправности Цф.п), установление характера неисправ ности Цх.н), отыскание места неисправности (t0.u), вос становления или замены неисправного элемента (tB,3), контроль качества ремонта (4-.р). организационные по тери времени (t0рг).
Суммарное время текущего ремонта ЭЦВМ 'можно записать в таком виде: *Р==/ф.н-Мх.н+ *о.в-Ив.з+4.Р-Иорг-
238
Время установления факта неисправности ЭЦВМ зависит от наличия и полноты охвата машины аппарат ным и 'программным контролем. Эта составляющая в основном определяется длительностью прохождения ■проверочного теста. При использовании в ЭЦВМ совер шенных методов контроля время установления факта неисправности является величиной незначительной, в десятки раз меньшей времени отыскания места неис правности.
Время установления характера неисправности зави сит от наличия, полноты и качества контроля ЭЦВМ, индикации, а также опыта и квалификации обслужива ющего персонала. Для определения характера неисправ ности ЭЦВМ на практике широко используют провероч ные тесты, результаты прохождения которых позволяют уяснить, в чем проявляется неисправность (отсутствие передачи числа из одного устройства в другое, нет запи си в запоминающее устройство, не. выполняются услов ные переходы и т. п.). Иногда характер неисправности можно установить по сигнализации, индикации пульта управления ЭЦВМ или ее устройств. В общем времени текущего ремонта эта составляющая имеет заметный вес, в несколько раз превосходя время установления факта неисправности.
Время отыскания места неисправности, как правило, превосходит все остальные слагаемые, вместе взятые. Оно наиболее неопределенно, носит случайный характер, так как зависит в основном от субъективных факторов (квалификации и опыта обслуживающего персонала, умения пользоваться проверочными и диагностическими тестами и т. д.). В первую очередь при отыскании места неисправности необходимо использовать возможности самой машины (схемные и программные методы конт роля, ее индикацию и др.). И только в том случае, ког да возможности ЭЦВМ исчерпаны, поиск следует про должать вручную. При отыскании неисправности ручным способом обслуживающий персонал широко использует контрольно-измерительные приборы, функциональные и принципиальные схемы ЭЦВМ, а также результаты аппаратного и программного контроля.
Другие составляющие времени текущего ремонта зависят в основном от объективных факторов и поэтому могут быть спланированы заранее. Время восстановле ния или замены неисправного элемента обусловлено
239
конструкцией машины, наличием достаточного количе* ства ЗИП, инструмента, приспособлений, опыта п 'ква лификации обслуживающего персонала. Ввиду того что основным -методом текущего ремонта ЭЦВМ является замена неисправного элемента исправным, эта составля ющая в основном определяется временем 'проведения такого восстановления. Доля этой составляющей в общем времени текущего ремонта примерно в 10 раз меньше времени поиска неисправности.
Время контроля качества ремонта ЭЦВМ зависит от наличия и качества проверочных тестов и определяется длительностью их прохождения.
Организационные потери -.включают затраты времени на обеспечение ремонтных работ контрольно-измери тельными приборами, запасным имуществом, стендами, приспособлениями, расходными материалами и др. Иног да эта составляющая времени текущего ремонта из-за плохой его организации может в несколько раз пре взойти время поиска неисправности.
Анализ статистических данных о работе современных вычислительных машин показывает, что среднее значе ние составляющих времени текущего ремонта характе ризуется следующими данными
^ф.м = 2 % /р; |
/х.н = 10% /р; |
t0M = 7b% tp\ |
|
^в.з = |
8 % ^ р > 6t.p = |
5 % |
/ p . |
Учет и тщательный анализ этих |
составляющих по |
зволяет наметить пути сокращения времени проведения текущего ремонта за счет дальнейшего совершенствова ния его операций,- Наиболее перспективным направле нием сокращения времени текущего ремонта является его автоматизация с использованием для этих целей воз можностей самой вычислительной машины.
Иногда удобно пользоваться активным временем текущего ремонта ЭЦВМ, под которы-м понимают ту его часть, которая расходуется на операции, проводимые
непосредственно на вычислительной |
машине |
(поиск и |
|
устранение неисправности, |
контроль |
функционирования |
|
и др.). |
|
|
|
Закон распределения |
активного |
времени |
ремонта |
в основном определяется конструкцией ЭЦВМ и мето дами отыскания в ней неисправностей.
1 Данные приведены без учета организационных потерь времени.
240
Для вычислительных машин блочно-модульной кон струкции, у которых яоиск неисправности осуществляет ся с использованием аппаратных и программных мето дов контроля, а восстановление в основном производит ся заменой неисправного элемента исправным, имеет место экспоненциальный закон распределения:
5-8. ПРАВИЛА ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ РЕКЛАМАЦИЙ НА ВЫЧИСЛИТЕЛЬНУЮ ТЕХНИКУ
И ОПРЕДЕЛЕНИЕ КАТЕГОРИИ .ЭЦВМ
Иногда в процессе эксплуатации ЭЦВМ возникает необходимость ее рекламирования. Знание порядка и правил рекламирования вычислительных машин, своев ременное их выполнение способствуют более быстрому восстановлению работоспособности ЭЦВМ.
Организации, занимающиеся эксплуатацией ЭЦВМ, предъявляют заводам-поставщикам рекламации (претензии) в тех случаях, когда машина, а также тара, упаковка, консервация и маркировка не соответствуют требованиям, предусмотренным стандартом или тех ническими условиями. Кроме того, рекламации предъявляются при выходе из строя ЭЦВМ в процессе хранения, испытаний или эксплуа тации в пределах действия гарантийных сроков, установленных тех ническими условиями или другими документами, по причинам, ис ключающим вину организаций, ведущих эксплуатацию ЭЦВМ.
Под гарантийным сроком службы ЭЦВМ понимают время, в те чение которого заводом-поставщиком гарантируется безотказная ра бота машины при соблюдении условий и правил эксплуатации, указанных в соответствующей технической документации.
Как правило, рекламированию подлежат ЭЦВМ, отдельные ее устройства, узлы, блоки и приборы, если в них до истечения гаран тийного срока службы обнаружены:
преждевременная поломка или износ узлов, блоков, а также другие неисправности, нарушающие нормальное функционирование устройств или изделия в целом, если их нельзя устранить простой заменой деталей из запасного имущества при помощи придаваемого к машине инструмента;
отклонение параметров ЭЦВМ, устройств или комплектующих его
блоков |
за пределы, предусмотренные |
инструкциями |
по |
эксплуата |
ции или |
техническими условиями, если |
восстановить |
эти |
параметры |
с помощью органов регулировки не представляется возможным. Рекламационные акты должны составляться в течение пяти дней
с момент.а обнаружения дефектов.
Среди неисправностей ЭЦВМ могут быть такие дефекты, кото рые можно устранить простой заменой деталей, входящих в комплект запасного имущества, при помощи придаваемого к машине инстру мента. В таком случае изделие рекламированию не подлежит, но о проведенном ремонте и расходе запасных деталей составляется технический акт и производится соответствующая запись в форму-
16— 180 241