Файл: Основы технической эксплуатации ЭЦВМ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 163

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

(плановый или планово-предупредительный). Текущий ремонт — это ремонт, .потребность в котором возникает после появления в ЭЦВМ неисправности. Так как время возникновения неисправности заранее нельзя предус­ мотреть, то и спланировать заранее текущий ремонт и время его проведения тоже нельзя. Профилактический ремонт производится с целью предупреждения появле­ ния неисправностей, обусловленных постепенным изме­ нением параметров элементов, являющихся основной причиной сбоев в работе ЭЦВМ. Профилактический ре­ монт, как правило, производится во время проведения профилактического контроля машины.

В зависимости от особенностей, степени повреждений и' износа ЭЦВМ и их составных частей, а также трудо­ емкости ремонтных работ различают следующие виды ремонта: текущий, средний и капитальный. При опреде­ лении вида ремонта учитывается общее техническое состояние ЭЦВМ, продолжительность ее эксплуатации, выработка установленных норм межремонтных сроков эксплуатации, продолжительность хранения и т. д.

Текущий ремонт представляет собой такой вид ре­ монта, при котором обеспечивается нормальная эксплу­ атация ЭЦВМ до очередного планового ремонта. Во время текущего ремонта неи’справности устраняют вос­ становлением или заменой вышедших из строя элемен­ тов на новые из ЗИП, а также проведением при этом необходимых регулировочных и настроечных работ при помощи контрольно-измерительных .приборов и инстру­ ментов, придаваемых данному типу ЭЦВМ.

Текущий ремонт ЭЦВМ включает следующие виды работ:

обнаружение и устранение возникших в процессе эксплуатации неисправностей в модулях, блоках и уст­ ройствах ЭЦВМ;

замена неисправных блоков и модулей новыми из состава ЗИП;

замена неисправных электровакуумных й полупро­ водниковых приборов;

ремонт и замена кабелей в шкафах, блоках и ка­ бельных каналах;

устранение механических повреждений стоек и бло­ ков ЭЦВМ;

настройка и регулировка отдельных блоков,устройств и ЭЦВМ в целом.

235

Текущий ремонт производится на месте эксплуатации ЭЦВМ -силами обслуживающего персонала и является основным видом ремонта.

Блочное построение ЭЦВМ и значительный объем работ при монтаже и'демонтаже вычислительных ма­ шин требуют пересмотра сложившихся понятий о сред­ нем и капитальном ремонте изделий, при которых эти изделия в полной комплектации отправляются в специ­ альные ремонтные органы. Нецелесообразность схемы ремонта, предусматривающей демонтаж, ремонт и по­ следующие монтаж и настройку, настолько очевидна, что не нуждается в доказательствах. С другой стороны, при эксплуатации ЭЦВМ могут возникать такие неис­ правности, которые не могут быть устранены силами обслуживающего персонала, т. е. ЭЦВМ требует ремон­ та, выпадающего из общепринятого .понятия текущего ремонта. Блочное построение при достаточной функци­ ональной определенности каждого блока позволяет про­ изводить ремонт отдельных блоков (устройств) в спе­ циальных ремонтных органах без прекращения эксплуа­ тации ЭЦВМ (за счет использования ЗИП и резервных устройств).

Учитывая изложенные замечания и сложившиеся понятия, под средним и капитальным ремонтом ЭЦВМ будем понимать: ремонт блоков (устройств) на специа­ лизированных предприятиях типа мастерских — средний ремонт, на предприятиях заводского типа — капиталь­ ный ремонт.

5-6. МЕТОДЫ ТЕКУЩЕГО РЕМОНТА ЭЦВМ

Текущий ремонт .может производиться ‘.методом за­ мены сменных элементов; путем замены невосстанавливаемых элементов; методом замены на резерв (при на­ личии резервирования); путем профилактического об­ служивания, включающего различные регулировки.

Метод замены сменного элемента сводится к отыска­ нию неисправности в машине с точностью обычно до блока и замене его на исправный. Для замены блока, как правило, не требуется производить демонтаж схемы (распайку). Восстановление вышедшего из строя блока может затем производиться в лаборатории ремонта. Этот метод ремонта позволяет , значительно сократить время восстановления ЭЦВМ, так как отыскание неис-

236


правного блока намного проще, чем отыскание неис­ правной детали в схеме. Обычно поиск неисправного блока ведется с помощью самой машины и при наличии хорошо организованного контроля занимает немного времени. Данный метод ремонта ввиду блочной струк­ туры построения вычислительной машины и наличия до­ статочного количества запасных элементов (блоков) получил широкое распространение на практике и явля­ ется основным при восстановлении ЭЦВМ.

Метод замены невосстанавливаемого элемента за­ ключается в отыскании неисправного невосстанавлива­ емого элемента и замене ето на исправный. К невосстанавливаемым элементам относят резисторы, конденса­ торы, полупроводниковые приборы, реле, кнопки, переключатели, сигнальные лампочки, предохранители и т. и. При восстановлении работоспособности машины этот 'метод применяется при ремонте главным образом электромеханических и механических устройств, а также •при выходе из строя кнопок, переключателей, реле сиг­ нальных ламп, предохранителей и пр. Широкое распро­ странение метод замены невосстанавливаемого элемента получил при ремонте блоков и модулей. В блоке и мо­ дуле неисправный невосстанавливаемый элемент отыски­ вается с помощью специального стендового оборудова­ ния, которое позволяет значительно . сократить время поиска неисправности и дает возможность использовать при ремонте менее квалифицированный обслуживающий •персонал. В связи с развитием пленочных и твердых схем, которые в функциональном отношении могут пред­ ставлять законченный узел 'машины или часть его,метод замены невосстанавливаемого элемента начинает полу­ чать широкое распространение при восстановлении элек­ тронных устройств ЭЦВМ.

Ремонт методом замены на резерв заключается в том, что вышедший из строя элемент (устройство) заменяет­ ся резервным с последующим устранением возникшей неисправности. Могут резервироваться элементы, уст­ ройства или ЭЦВМ в целом. Поэлементное резервиро­ вание для вычислительных машин не является харак­ терным и -редко применяется на гарактике. В ряде слу­ чаев такое резервирование применяют в отношении ком­ мутирующих и переключающих элементов отдельных устройств (например, в устройствах связи с абонен­ тами).

237

Иногда в ЭЦВМ резервируют накопители на магнит­ ной ленте или магнитном барабане и некоторые устрой­ ства ввода и вывода информации. Однако широкого распространения резервирование отдельных устройств

в'машинах не 'Получило.

Ввычислительных комплексах, выполняющих ответ­

ственные задачи по управлению объектами или какимилибо процессами, применяют резервные ЭЦВМ. Резерв может включаться ручным способом или автоматически. При наличии в ЭЦВМ хорошо организованного аппа­ ратного и программного контроля восстановление рабо­ тоспособности ЭЦВМ с использованием метода замены на резёрв занимает очень мало времени. Недостатком данного метода являются большие экономические за­ траты на его реализацию.

Замена текущего ремонта профилактическим обслу­ живанием, как правило, применяется в том случае, ког­ да в процессе эксплуатации ЭЦВМ часто возникают неисправности, а условия работы позволяют произво­ дить такую замену. В этом случае восстановление рабо­ тоспособности ЭЦВМ производится в процессе профи­ лактических работ и определяется временем их прове­ дения. Для управляющих ЭЦВМ этот метод находит применение при наличии резервирования. Достоинство данного метода ремонта заключается в том, что в ре­ зультате, его проведения устраняются не только возник­ шие, но и потенциально возможные неисправности. В ка­ честве недостатка следует отметить большие затраты времени, сил и средств на его проведение.

5-7. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ ТЕКУЩЕГО РЕМОНТА ЭЦВМ

Одной из важнейших характеристик текущего ремон­ та ЭЦВМ является время его проведения. Затраты времени на проведение текущего ремонта можно раз­ бить на следующие составляющие: установление факта неисправности Цф.п), установление характера неисправ­ ности Цх.н), отыскание места неисправности (t0.u), вос­ становления или замены неисправного элемента (tB,3), контроль качества ремонта (4-.р). организационные по­ тери времени (t0рг).

Суммарное время текущего ремонта ЭЦВМ 'можно записать в таком виде: *Р==/ф.н-Мх.н+ *о.в-Ив.з+4.Р-Иорг-

238


Время установления факта неисправности ЭЦВМ зависит от наличия и полноты охвата машины аппарат­ ным и 'программным контролем. Эта составляющая в основном определяется длительностью прохождения ■проверочного теста. При использовании в ЭЦВМ совер­ шенных методов контроля время установления факта неисправности является величиной незначительной, в десятки раз меньшей времени отыскания места неис­ правности.

Время установления характера неисправности зави­ сит от наличия, полноты и качества контроля ЭЦВМ, индикации, а также опыта и квалификации обслужива­ ющего персонала. Для определения характера неисправ­ ности ЭЦВМ на практике широко используют провероч­ ные тесты, результаты прохождения которых позволяют уяснить, в чем проявляется неисправность (отсутствие передачи числа из одного устройства в другое, нет запи­ си в запоминающее устройство, не. выполняются услов­ ные переходы и т. п.). Иногда характер неисправности можно установить по сигнализации, индикации пульта управления ЭЦВМ или ее устройств. В общем времени текущего ремонта эта составляющая имеет заметный вес, в несколько раз превосходя время установления факта неисправности.

Время отыскания места неисправности, как правило, превосходит все остальные слагаемые, вместе взятые. Оно наиболее неопределенно, носит случайный характер, так как зависит в основном от субъективных факторов (квалификации и опыта обслуживающего персонала, умения пользоваться проверочными и диагностическими тестами и т. д.). В первую очередь при отыскании места неисправности необходимо использовать возможности самой машины (схемные и программные методы конт­ роля, ее индикацию и др.). И только в том случае, ког­ да возможности ЭЦВМ исчерпаны, поиск следует про­ должать вручную. При отыскании неисправности ручным способом обслуживающий персонал широко использует контрольно-измерительные приборы, функциональные и принципиальные схемы ЭЦВМ, а также результаты аппаратного и программного контроля.

Другие составляющие времени текущего ремонта зависят в основном от объективных факторов и поэтому могут быть спланированы заранее. Время восстановле­ ния или замены неисправного элемента обусловлено

239

конструкцией машины, наличием достаточного количе* ства ЗИП, инструмента, приспособлений, опыта п 'ква­ лификации обслуживающего персонала. Ввиду того что основным -методом текущего ремонта ЭЦВМ является замена неисправного элемента исправным, эта составля­ ющая в основном определяется временем 'проведения такого восстановления. Доля этой составляющей в общем времени текущего ремонта примерно в 10 раз меньше времени поиска неисправности.

Время контроля качества ремонта ЭЦВМ зависит от наличия и качества проверочных тестов и определяется длительностью их прохождения.

Организационные потери -.включают затраты времени на обеспечение ремонтных работ контрольно-измери­ тельными приборами, запасным имуществом, стендами, приспособлениями, расходными материалами и др. Иног­ да эта составляющая времени текущего ремонта из-за плохой его организации может в несколько раз пре­ взойти время поиска неисправности.

Анализ статистических данных о работе современных вычислительных машин показывает, что среднее значе­ ние составляющих времени текущего ремонта характе­ ризуется следующими данными

^ф.м = 2 % /р;

/х.н = 10% /р;

t0M = 7b% tp\

^в.з =

8 % ^ р > 6t.p =

5 %

/ p .

Учет и тщательный анализ этих

составляющих по­

зволяет наметить пути сокращения времени проведения текущего ремонта за счет дальнейшего совершенствова­ ния его операций,- Наиболее перспективным направле­ нием сокращения времени текущего ремонта является его автоматизация с использованием для этих целей воз­ можностей самой вычислительной машины.

Иногда удобно пользоваться активным временем текущего ремонта ЭЦВМ, под которы-м понимают ту его часть, которая расходуется на операции, проводимые

непосредственно на вычислительной

машине

(поиск и

устранение неисправности,

контроль

функционирования

и др.).

 

 

 

Закон распределения

активного

времени

ремонта

в основном определяется конструкцией ЭЦВМ и мето­ дами отыскания в ней неисправностей.

1 Данные приведены без учета организационных потерь времени.

240



Для вычислительных машин блочно-модульной кон­ струкции, у которых яоиск неисправности осуществляет­ ся с использованием аппаратных и программных мето­ дов контроля, а восстановление в основном производит­ ся заменой неисправного элемента исправным, имеет место экспоненциальный закон распределения:

5-8. ПРАВИЛА ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ РЕКЛАМАЦИЙ НА ВЫЧИСЛИТЕЛЬНУЮ ТЕХНИКУ

И ОПРЕДЕЛЕНИЕ КАТЕГОРИИ .ЭЦВМ

Иногда в процессе эксплуатации ЭЦВМ возникает необходимость ее рекламирования. Знание порядка и правил рекламирования вычислительных машин, своев­ ременное их выполнение способствуют более быстрому восстановлению работоспособности ЭЦВМ.

Организации, занимающиеся эксплуатацией ЭЦВМ, предъявляют заводам-поставщикам рекламации (претензии) в тех случаях, когда машина, а также тара, упаковка, консервация и маркировка не соответствуют требованиям, предусмотренным стандартом или тех­ ническими условиями. Кроме того, рекламации предъявляются при выходе из строя ЭЦВМ в процессе хранения, испытаний или эксплуа­ тации в пределах действия гарантийных сроков, установленных тех­ ническими условиями или другими документами, по причинам, ис­ ключающим вину организаций, ведущих эксплуатацию ЭЦВМ.

Под гарантийным сроком службы ЭЦВМ понимают время, в те­ чение которого заводом-поставщиком гарантируется безотказная ра­ бота машины при соблюдении условий и правил эксплуатации, указанных в соответствующей технической документации.

Как правило, рекламированию подлежат ЭЦВМ, отдельные ее устройства, узлы, блоки и приборы, если в них до истечения гаран­ тийного срока службы обнаружены:

преждевременная поломка или износ узлов, блоков, а также другие неисправности, нарушающие нормальное функционирование устройств или изделия в целом, если их нельзя устранить простой заменой деталей из запасного имущества при помощи придаваемого к машине инструмента;

отклонение параметров ЭЦВМ, устройств или комплектующих его

блоков

за пределы, предусмотренные

инструкциями

по

эксплуата­

ции или

техническими условиями, если

восстановить

эти

параметры

с помощью органов регулировки не представляется возможным. Рекламационные акты должны составляться в течение пяти дней

с момент.а обнаружения дефектов.

Среди неисправностей ЭЦВМ могут быть такие дефекты, кото­ рые можно устранить простой заменой деталей, входящих в комплект запасного имущества, при помощи придаваемого к машине инстру­ мента. В таком случае изделие рекламированию не подлежит, но о проведенном ремонте и расходе запасных деталей составляется технический акт и производится соответствующая запись в форму-

16— 180 241