Файл: Основы технической эксплуатации ЭЦВМ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 166

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

на двё части. Вначале проверяется первая часть, н если она исправна, то делится вторая часть п производится проверка аналогично предыдущей. Таким образом, за несколько последовательных проверок удается найти неисправный элемент.

Оценим выигрыш при использовании метода средней точки по сравнению с методом случайных проб, заклю­ чающимся в последовательной проверке каждого эле­ мента, входящего в схему. Проверка элементов осуще­ ствляется до тех пор, пока не будет обнаружен неис­ правный.

Максимальное число проверок при использовании метода средней точки можно найти из формулы п — 2т, где /і — число проверяемых элементов, а т — максималь­ ное число проверок. Тогда

 

т = г т г = 1.43 in п.

 

ln 2

 

 

При использований метода

случайных проб макси­

мальное число проверок т с.п= п—1.

Искомый выигрыш (В)

по числу проводимых прове­

рок будет равен:

 

 

 

'

В = —

= 0

, 7 ^ -

 

тс.п

 

ш /г

С ростом числа элементов

выигрыш возрастает. Н а­

пример, при п=8

5 = 2,3; при /г= 10 5 = 2,7, а при /г= 100

5=12,8.

Метод средней точки является основным при отыска­ нии неисправностей в последовательных цепях ЭЦВМ.

Если в проверяемой схеме существует взаимосвязь между элементами (последовательное соединение), то целесообразно схему разделить на равные части.

Этот случай особенно характерен на начальных ста­ диях эксплуатации ЭЦВМ, когда статистические данные отсутствуют или имеются в недостаточном количестве. ■При наличии статистических данных об отказах элемен­ тов проверки проводят в тех точках, которые делят схе­ му или ее части на участки, имеющие равные вероятно­ сти появления неисправностей. Иногда деление прове­ ряемой схемы на части осуществляется с учетом вероятностей выхода из строя элементов и времени, не­ обходимого на их проверку.

Время .проверки элементов ЭЦВМ можно сократить применением схемы поиска неисправности. Схема поис-

229


Ка Составляется На оснований признаков проявления не­ исправности с учетом анализа взаимодействия элемен­ тов, проведенного по функциональным и принципиаль­ ным схемам. На каждый характерный признак строится разветвленная схема проверок элементов, в которой оче­ редная проверка зависит от результатов предыдущей.

Как отмечалось выше, для успешной организации по­ иска неисправности, кроме последовательности ее отыс­ кания, необходимо выбрать способ проверку исправно­ сти конкретных элементов.

Существует довольно много способов проверки эле­ ментов, основными из которых являются внешний ос­ мотр, способ исключения элементов из схемы, замена проверяемого элемента исправным, сравнение измере­ ний, способ промежуточных измерений, способ характер­ ных неисправностей.

При внешнем осмотре неисправный элемент можно обнаружить по ряду таких признаков, как механические повреждения, нарушения 'контактных соединений, обры­ вы проводов, перегрев деталей, наличие искрений в ме­ стах неустойчивого контакта. Эффективность внешнего осмотра зависит от доступности и плотности монтажа, а также от освещенности рабочего места и т. п. Внеш­ ний осмотр является вспомогательным способом проверки элементов. Этот способ наиболее результативен при отыскании неисправностей аварийного характера. К до­ стоинствам внешнего осмотра следует отнести простоту его проведения, а к недостаткам — низкую достоверность и эффективность.

Способ исключения элементов из схемы заключается в том, что на основе оценки внешних признаков прояв­ ления неисправности проверяемый элемент исключается из устройства. Если с исключением проверяемого эле­ мента признаки неисправности исчезают, то он считает­ ся вышедшим из строя. Например, произошло короткое замыкание в каком-то блоке ЭЦВМ, которое вызвало срабатывание устройства защиты. Если при извлечении подозреваемого блока устройство защиты не срабаты­ вает при повторном включении ЭЦВМ, то проверяемый блок считается неисправным. Исключение элемента из схемы является вспомогательным способом проверки исправности элементов. Однако в ряде случаев он по­ зволяет довольно быстро локализовать неисправность. Следует отметить, что при исключении элементов из

230


схемы необходимо учитывать их взаимосвязь, нарушение которой может привести к другим неисправностям ЭЦВМ. Практика эксплуатации машин показывает, что проверке этим способом целесообразно подвергать такие элементы ЭЦВМ, которые при своем исключении не требуют демонтажа (распайки) схем. Для большинства ЭЦВМ таким элементом является, блок. Достоинством данного способа является простота его проведения,а не­ достатком — ограниченность применения.

Способ замены проверяемого элемента заведомо ис­ правным нашел широкое применение при эксплуатации ЭЦВМ. Смысл данного способа заключается в том, что подозреваемый элемент заменяется аналогичным, заве­ домо исправным, после чего проверяют работу устройст­ ва или ЭЦВМ в целом. Если в результате такой замены неисправность исчезает; то проверяемый элемент счита­ ется вышедшим из строя. Опыт эксплуатации ЭЦВМ показывает, что при таком способе поиска неисправно­ сти в качестве проверяемого элемента удобно использо­ вать блок. Достоинством способа замены проверяемого элемента заведомо исправным является простота его реализации. К недостаткам данного способа следует отнести тот факт, что при наличии зависимых неисправ­ ностей может выйти из -строя элемент, поставленный взамен проверяемого.

Способ сравнения измерений заключается в том, что параметры двух однотипных элементов ЭЦВМ (заведо­ мо исправного и проверяемого), работающих в одина­ ковых режимах, измеряются и сравниваются между со­ бой. Если измеряемые параметры отличаются друг от друга на недопустимую величину, то проверяемый эле­ мент считается неисправным. Данный способ широко используется при проверке цепей синхронизации, обмена и управления, а также элементов и узлов ЭЦВМ (.реги­ стров, дешифраторов, счетчиков и др.). Достоинством данного способа является то, что .при сравнении режи­ мов и параметров элементов обслуживающему персона­ лу необязательно знать абсолютное значение измеря­ емых величин.

Способ промежуточных измерений заключается в том, что в характерных точках схемы (элемента) измеряют­ ся параметры входных или выходных сигналов и сравни­ ваются со значениями этих параметров, указанными в картах напряжений, сопротивлений и таблицах осцилло­

£31

грамм. Если измеренные параметры отличаются от их допустимых значений, указанных в картах и таблицах, то проверяемый элемент (участок схемы) считается не­ исправным. Как отмечалось выше, характерные точки соединения элементов часто выводятся на панели блоков или устройств ЭЦВМ, что значительно упрощает работы по измерению параметров. Карты напряжений, сопро­ тивлений, таблицы осциллограмм обычно имеются в ин­ струкциях по эксплуатации или приводятся в отдельных альбомах. Следует указать, что просмотр осциллограмм нужно производить в таком режиме, чтобы проверяемый элемент срабатывал с большой частотой. При этом син­ хронизация осциллографа должна осуществляться так­ товыми импульсами ЭЦВМ. В этом случае изображе­ ние сигналов будет устойчивым и четким, что способст­ вует более точному измерению его параметров. Данный способ проверки элементов получил широкое распрост­ ранение при отыскании неисправностей ЭЦВМ.

Способ характерных неисправностей ЭЦВМ заклю­ чается в том, что вышедший из строя элемент отыски­ вается по результатам сравнения внешних признаков проявления неисправности с признаками, указанными в специальных таблицах. Этот способ используется при отыскании простейших и характерных неисправностей ЭЦВМ. К недостаткам способа следует отнести ограни­ ченность его применения, так как таблицы не могут охватить всего многообразия неисправностей. Кроме того, при отыскании сложных неисправностей необходи­ мо просмотреть много сочетаний характерных призна­ ков, указанных в таблицах, что создает определенные трудности при пользовании данным способом.

5-4. РЕМОНТОПРИГОДНОСТЬ ЭЦВМ

Для обеспечения высокой надежности машины ре­ монтопригодность имеет не меньшее значение, чем без­ отказность. Даже при сравнительно приемлемых харак­ теристиках безотказности низкая ремонтопригодность машины приводит к значительным потерям машинного времени при эксплуатации.

Показатели ремонтопригодности вычислительной ма­ шины входят в состав основных технических и эксплуа­ тационных характеристик и - подлежат обязательной оценке на всех этапах ее проектирования, изготовления и эксплуатации. Ремонтопригодность ЭЩЗМ зависит,

232


с одной стороны, от схемных решений и конструктивного выполнения машины и, с другой, от ряда эксплуатаци­ онных факторов. Сложность логических связей цепей управления и сигнализации, большое количество разно­ образных элементов, применяемых в машине, недоста­ точная взаимозаменяемость отдельных узлов и блоков, труднодоступность элементов — вот факторы, которые влияют на ремонтопригодность и должны учитываться при проектировании и производстве ЭЦВМ.

. При проектировании стремятся строить узлы маши­ ны на типовых элементах. Обычно выбирают такую систему типовых элементов, на базе которой можно со_здавать целые функциональные узлы машины (тригге­ ры, счетчики, регистры, дешифраторы). Однако реализо­ вать все устройства машины только на типовых элемен­ тах не всегда представляется возможным. Вычислитель­ ная машина, с точки зрения ремонтопригодности, считается лучшей, если она в своем составе имеет мень­ шее количество нетиповых элементов.

Конструкция стоек должна выполняться 'таким обра­ зом, чтобы обеспечить удобный доступ к элементам и монтажу. Панели управления устройств желательно де­ лать откидными, а часть стенок в стойках выполнять съемными. Органы управления и большинство регули­ ровок следует выводить на панели управления. Окраска разъемных соединений в разные цвета (например, разъ­ емы цепей питания в красный цвет, разъемы информа­

ционных цепей — в синий и т.

п.)

способствует

ускоре­

нию восстановления машины.

В

устройствах

должны

предусматриваться зажимы для подсоединения измери­

тельных приборов и

паяльников.

Соединения блоков

в стойки с помощью

контактных

разъемов позволяют

быстро производить их смену при отыскании и устране­ нии неисправностей. Электрические соединения с помо­ щью проводов различной расцветки в зависимости от назначения цепей значительно упрощают отыскание

начальных

и конечных

точек схемы. Для быстроты и

удобства

проведения

замеров

параметров

блока

на его панель должны

выводиться

контрольные

гнез­

да, а иногда, и органы настройки, регулировки и сигна­ лизации.

Маркировка разъемных соединений, блоков и моду­ лей также способствует сокращению времени поиска не­ исправностей.

233


Ремонтопригодность ЭЦЁМ может быть значительно повышена за счет хорошо разработанных методов про­ филактического п диагностического контроля.

На время локализации неисправных элементов -влия­ ет качество изготовления документации.

Техническая и эксплуатационная документация должна быть. рассчитана на обслуживающий персонал средней квалификации. Документация должна содер­ жать функциональные и .принципиальные схемы маши­ ны II отдельных ее устройств, обеспечивать понимание логических связей и взаимодействие устройства. В доку­ ментации должны быть изложены виды, объем, перио­ дичность и методики проведения профилактических и ремонтных работ, а также перечень характерных неис­ правностей, признаки их .проявления и способы устра­ нения.

К эксплуатационным факторам, влияющим на ремон­ топригодность машины, можно отнести обеспеченность запасным имуществом и контрольно-измерительными приборами, стендовым оборудованием и специальными приспособлениями. На время поиска и устранения неис­ правностей существенно влияет наличие и использование необходимых контрольно-измерительных приборов, за­ пасного имущества, стендового оборудования, специаль­ ных приспособлений и инструмента. Стенды проверки позволяют сократить время поиска неисправностей в блоках и модулях. С помощью специальных удлини­ телей можно производить необходимые измерения в лю­ бой точке схемы проверяемого блока, не исключая его из состава работающей ЭЦВМ.

Количественную оценку ремонтопригодности ЭЦВМ, как показано в гл. 2, можно производить с помощью та­ ких показателей, как среднее время восстановления, ко­ эффициенты готовности и простоя.

5-5. ВИДЫ РЕМОНТНЫХ РАБОТ НА ЭЦВМ И ИХ СОДЕРЖАНИЕ

Под ремонтом ЭЦВМ понимают комплекс организа­ ционных и технических мероприятий, направленных на восстановление работоспособности машины.

Ремонтные работы

на ЭЦВМ обычно классифициру­

ются по назначению

и

трудоемкости их проведения.

По

назначению ремонт

ЭЦВМ подразделяют на теку­

щий

(внеплановый, внеочередной) и профилактический

234