ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 167
Скачиваний: 0
3. Если закон изменения интенсивности потока отка зов не установлен, переходят к внеплановому профилак тическому обслуживанию, при котором оптимальные сроки назначения профилактических мероприятий опре деляются в соответствии с вышеописанной методикой.
ГЛАВА ПЯТАЯ
ТЕКУЩЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ЭЦВМ
Текущее |
техническое |
обслуживание, |
выполняемое |
|
в период между профилактикамн, заключается в |
вос |
|||
становлении |
работоспособности отдельных |
элементов, |
||
устройств и машины в целом. |
|
из |
||
Процесс |
восстановления |
ЭЦВМ складывается |
поиска неисправностей, устранения их и контроля каче ства выполненной работы. Наиболее трудоемкой частью на этапе восстановления является, как правило, поиск неисправностей.
5-1. ПРИЗНАКИ НЕИСПРАВНОГО СОСТОЯНИЯ ЭЦВМ
К признакам, характеризующим наличие неисправ ностей в машине, можно отнести неправильное выпол нение программы, срабатывание устройств защиты, нали чие сигнальной информации об отказах на панелях сиг нализации и индикации инженерного пульта машины и автономных пультов устройств.
Указанные признаки дают только предварительную информацию, по которой можно лишь в общем судить о характере и месте неисправности. Для локализации места неисправности используют обычно информацию, получаемую при проведении контроля технического со стояния ЭЦВМ.
Неправильное выполнение программы решения зада чи или проверочного теста говорит о том, что в машине имеется неисправность.
Срабатывание устройств защиты свидетельствует о том, что в машине возникла неисправность аварийно го характера. Причиной срабатывания устройств защи ты могут являться короткие замыкания, обрывы и элек трические пробои в блоках или цепях питания, а также
222
броски напряжений, превышающие предельно допусти мые значения. Обычно в современных ЭЦВМ устройст ва защиты выполняются таким образом, что при их сра батывании в зависимости от режимов работы машины отключается питание всей ЭЦВМ или отдельных его устройств. Если ЭЦВМ работает в централизованном режиме управления, то при срабатывании устройств за щиты отключается питание всей машины. При’ работе ЭЦВМ в местном режиме управления происходит от ключение питания только неисправного устройства.
Информация, получаемая с .панелей индикации и сиг нализации пульта управления ЭЦВМ, позволяет судить о состоянии машины, режимах работы ее устройств, правильности выполнения программы и может исполь зоваться при отыскании неисправностей.
Иногда в практике используют звуковой или свето вой контроль правильности функционирования ЭЦВМ. Суть этого контроля состоит в том, что выходы отдель ных элементов ЭЦВМ подключаются к световому табло или репродуктору. При выполнении программы решения задачи происходит чередование гамм' света или звука. Нарушение чередований звуковых или световых гамм свидетельствует о неправильном выполнении про граммы.
5-2. КЛАССИФИКАЦИЯ НЕИСПРАВНОСТЕЙ ЭЦВМ И ИХ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МЕЖДУ УСТРОЙСТВАМИ
Все неисправности (отказы) машины можно класси фицировать по следующим признакам: характеру воз никновения, времени существования, внешнему проявле нию, степени влияния на работоспособность машины, причинам возникновения.
По характеру возникновения отказы могут быть вне запными или постепенными.
Внезапные отказы возникают в результате скачко образного изменения одного. или нескольких парамет ров элементов ЭЦВМ, вызывая при этом нарушение ло гической структуры машины. К таким отказам можно отнести короткие замыкания, обрывы в электрических цепях, пробои диэлектриков, нарушение контактов, пере горание предохранителей в блоках питания и др. Вне запные отказы приводят к постоянным ошибкам, выя вить которые можно при помощи решения контрольных задач.
223
Под постепенным понимают такой отказ, который возникает в результате постепенного изменения (ухуд шения) параметров элементов ЭЦВМ. Постепенное из менение параметров элементов ЭЦВМ может происхо дить по причине их старения, например снижение обратного сопротивления полупроводниковых диодов, увеличение сопротивления контактов из-за их окисления и др. Процессы старения происходят 'более пли менее медленно, постепенно, что позволяет прогнозировать, т. е. предсказывать их возникновение. Причиной старе ния элементов являются сложные 'физико-химические процессы, происходящие в них. К таким процессам от носятся структурные изменения в проводниках и диэлек триках, окисление токопроводящих поверхностен, хими ческие превращения в пропиточных материалах и т. п. Постепенные отказы начинают проявляться в ЭЦВМ по истечении длительного периода эксплуатации, измеря емого сотнями, а иногда и тысячами часов работы. Большинство таких отказов выявляется и устраняется з процессе профилактических работ. Постепенные отка зы в зависимости от величины ухода параметра могут привести к постоянным или случайным ошибкам в вы числениях. Если величина ухода параметра большая, то возникают постоянные ошибки, если малая — могут возникнуть случайные ошибки.
По времени существования отказы классифицируют ся на устойчивые, сбои и перемежающиеся.
Под устойчивым понимают такой отказ, который уст раняется лишь в результате восстановительных меро приятий. Причинами устойчивых отказов могут служить выходы из строя отдельных схемных элементов, обрывы проводников в электрических цепях короткие замыка ния, ошибки монтажа, поломки механических узлов и деталей и т. д.
Под сбоем понимают однократно возникающий, само устраняющийся отказ, длительность которого мала по сравнению с продолжительностью работы ЭЦВМ до следующего отказа.
Под перемежающимся отказом понимают многократ но повторяющиеся сбои.
Случайные сбои как одиночные, так и быстроследу ющие друг за другом ведут к ошибочным результатам решения задачи на машине. Причинами сбоев могут служить помехи, возникающие за счет взаимного влня-
224
ния электрических цепей, резкие колебания питающих напряжений и т. п. Сбои могут также возникать за счет ухода параметров элементов. При большом уходе пара метров элементов устройства ЭЦВМ начинают работать неустойчиво, становятся критичными к параметрам входных сигналов. В этому случае даже небольшие из менения формы или., величины амплитуды входных и управляющих импульсов могут привести к сбоям в ЭЦВМ.
Процесс отыскания 'причин случайных сбоев являет ся достаточно сложным, требующим эффективных средств контроля, большого опыта и высокой квалифи кации обслуживающего персонала. Время отыскания причин случайных сбоев в ЭЦВМ оценить трудно. Иног да на эту работу приходится затрачивать до нескольких суток.
По взаимосвязи между собой отказы разделяют на зависимые и независимые. Под зависимым понимают такой отказ, возникновение которого является резуль татом действия другого отказа. В ЭЦВМ между элемен тами существует такая связь, которая в значительной степени затрудняет отыскание первопричины отказа. Эта взаимосвязь между элементами машины является харак терной для цепей синхронизации, управления и др.Так, например, изменение параметров линии задержки в схе ме выработки управляющих сигналов может привести к нарушению временной диаграммы работы целого уст ройства ЭЦВМ.
Под независимым понимают отказ, возникновение которого не связано с действием другого отказа. При мерами таких' отказов в ЭЦВМ могут служить обрывы проводников в электрических цепях,•- нарушение контак тов, поломка механических узлов и деталей и т. п.
Отказы данного типа могут возникать на всех этапах эксплуатации ЭЦВМ. Обслуживающий персонал, имею щий необходимый опыт эксплуатации машины, затрачи вает на отыскание этих отказов сравнительно неболь шое время:
По внешнему .проявлению отказы разделяют на оче видные и скрытые. К очевидным отказам ЭЦВМ можно отнести пропадание напряжения питания, поломку вра щающихся частей электромеханических узлов, обрывы магнитных лент и т. п. К скрытым отказам машины можно отнести нарушение контактов в разъемных сое
15— 180 |
225 |
динениях, выход из строя деталей и элементов, наруше ние монтажа печатных плат и др.
По степени влияния на работоспособность машины отказы классифицируют на частичные (неполные) и полные.
Если при возникновении отказа в ЭЦВМ представля ется возможность хотя бы частичного ее использования по назначению, то такой отказ называют неполным, если
этой возможности нет — полным. |
между |
устройствами |
||||
Распределение |
неисправностей |
|||||
ЭЦВМ зависит от типа машины, режимов ее |
работы и |
|||||
условий эксплуатации. С точки |
зрения |
распределения |
||||
неисправностей все устройства |
ЭЦВМ удобно |
разбить |
||||
на две группы — электронные |
(АУ, УУ, |
ОЗУ) |
и элек |
|||
тромеханические |
(печатающие, |
выводные, |
накопители |
на магнитном.барабане и ленте и др.)
Опыт эксплуатации различных ЭЦВМ показывает, что наибольшее количество неисправностей возникает в электромеханических устройствах. В отдельных ЭЦВМ на, эти устройства приходится более 50%' всех неисправ ностей. Неисправности электромеханических устройств машины сравнительно легко обнаруживаются, но тре буют для их устранения много времени (например, регу лировка люфтов и зазоров в імеханичеоких узлах).
Среди устройств электронной группы наиболее на дежными являются устройства коммутации и связи с абонентами, а также пульты управления ЭЦВМ. Неис правности в этих устройствах происходят редко и то в основном на начальных этапах эксплуатации. Сравни тельно большое количество неисправностей приходится на ОЗУ. Эти устройства более критичны к изменениям
питающих напряжений и |
температуры |
окружающей |
||
среды. Остальные электронные устройства |
(АУ, |
УУ) |
||
в среднем характеризуются |
одинаковым |
числом |
неис |
|
правностей с небольшими отклонениями |
в ту |
или |
дру |
|
гую сторону в различных ЭЦВМ. |
|
|
|
5-3. МЕТОДЫ ПОИСКА НЕИСПРАВНОСТЕЙ В ЭЦВМ
Отыскание неисправностей в ЭЦВМ является слож ным и трудоемким процессом. Опыт эксплуатации со временных вычислительных машин показывает, что до 75% времени восстановления тратится на отыскание вышедших из строя элементов. Поэтому задача сокра-
226
ідеі-іия времени восстановления сводится к отысканий кратчайших путей поиска неисправностей.
На 'продолжительность поиска неисправных элемен тов оказывают влияние как объективные, так и субъек тивные факторы.
К объективным факторам относятся степень слож ности машины и ее устройств; оснащенность ЭЦВМ проверочными и диагностическими тестами и их качест во; наличие и состояние 'контрольно-измерительных приборов; качество таблиц неисправностей, характерных для данного типа ЭЦВМ; условия эксплуатации.
К субъективным -факторам можно отнести уровень квалификации и опыт обслуживающего персонала, в ча
стности— знание, им |
функциональных и |
принципиаль |
|
ных схем |
устройств |
машины; понимание |
физических |
процессов, |
происходящих в них; умение |
пользоваться |
проверочными и диагностическими тестами, таблицами характерных неисправностей; знание оптимальных йетодов поиска неисправностей.
Для эффективной организации поиска неисправности следует сначала выбрать последовательность, а затем — способ проверки отдельных устройств или машины в целом.
Выбор путей поиска неисправности в ЭЦВМ опреде
ляется спецификой |
ее построения, имеющимся опытом |
и условиями эксплуатации. |
|
Существуют два |
метода поиска неисправностей: ком-, |
бинационный и последовательный.
Комбинационный метод заключается в том, что пос ле выхода из строя ЭЦВМ или ее устройства произво дится проверка всех ее элементов. Затем результаты проверок анализируются гг делается окончательный вы вод о характере возникшей неисправности. Порядок про ведения проверок при этом методе может быть любой. Комбинационный метод поиска неисправностей целесо образен тогда, когда заведомо известно, что вышло из строя большое количество элементов. К недостаткам данного метода следует отнести большие затраты вре мени на его проведение.
Для отыскания неисправностей в ЭЦВМ комбинаци онный метод применяется крайне редко (при серьезных авариях).
Метод последовательного поиска состоит в том, что неисправный элемент отыскивается путем поочередных
15’ 227
проверок, .причем каждая последующая проверка про водится в зависимости от результатов предыдущей. При методе последовательного поиска неисправности учиты ваются характерные ее признаки, выявленные в ‘Процес се проверки. Этот метод является более универсальным и широко используется на практике при эксплуатации ЭЦВМ. Пути реализации метода последовательного поиска неисправности могут 'быть различные. Очевидно, необходимо выбрать такой путь, который .позволит оты скать вышедший из строя элемент за наименьшее время. Если нумерацию элементов вести в порядке их провер ки, то оптимальный алгоритм, выведенный из условия получения наименьшего среднего времени поиска неис правности, согласно [Л. 6] можно записать в виде
|
f,/?, |
I / ,Я , |
’ i jPy |
|
|
Яі |
Яг |
Яі |
|
где |
tj — время, затрачиваемое иа проверку |
/-го элемен |
||
та; |
Pj — вероятность |
отказа /-го элемента; |
qj — вероят |
|
ность безотказной работы /-го элемента. |
проверку не^ |
|||
|
Этот алгоритм поиска показывает, что |
обходимо начинать с элемента, у которого наименьшее
значение величины (tjPj/qj), |
и .продолжать в |
порядке |
|
ее возрастания. |
указать, |
что приведенный |
алго |
Необходимо |
|||
ритм не учитывает взаимосвязи между элементами. |
|||
Как отмечалось выше, |
характерной особенностью |
ЭЦВМ является наличие логической связи между ее элементами. Поэтому оптимальная последовательность поиска неисправности в ЭЦВМ должна учитывать не только вероятность выхода элементов из строя и время, затрачиваемое на их проверку, но и взаимосвязи между ними.
Учесть все факторы бывает трудно. На практике ис пользуют последовательности, учитывающие взаимо связь между элементами ЭЦВМ; вероятность выхода из строя элементов, но не учитывающую времени их про верки; вероятность выхода из строя элементов и время их проверки, но не учитывающую взаимосвязи между элементами.
Наиболее распространенным методом, реализующим эти последовательности, является метод средней точки. Суть этого метода состоит в том, что вся проверяемая схема, в которой предполагается неисправность, делится
228