Файл: Межотраслевые связи и народнохозяйственные пропорции Восточной Сибири и Дальнего Востока..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 141
Скачиваний: 0
пой структуре сферы материального производства: низкая доля про мышленной продукции и сельского хозяйства и повышенный объем продукции транспорта и отраслей материальных услуг. Суммарно на долю указанных отраслей приходится более четверти произве денного валового продукта, что вдвое больше, чем, папрпмер, на юге Дальнего Востока. Данные отрасли относятся к числу пематериалоемких отраслей производства и поэтому, несмотря па более высокий уровень материалоемкости в них по сравнению с соответствующими по казателями по зонам Восточной Сибири, Южной зоне Дальнего Во-
Т а б л и ц а 47
Уровень материалоемкости цветном металлургии Северо-Востока в сравнении с другими районами.
Восточной Спбнрп и Дальнего Востока
Отр асл ь м ат ер и ал ьн о го
пр о и зв о д с т в а
Ю ж н ая зо н а
Д а л ь З а б а й
н его к ал ье В о с т о к а
Топлпвпая промышленность . . . |
1,67 |
3,16 |
Электроэнергетика ............................. |
1,49 |
2,6б |
М ашиностроение............................... |
2,67 |
2,95 |
Транспорт и связь ............................. |
0,97 |
0,62 |
Отрасли материальных у с л у г . . |
1,66 |
— |
Итого материальных затрат . . . |
1,50 |
1,69 |
стока и РСФСР, они поппзили общую материалоемкость производства. Кроме того, ведущая отрасль промышленности — цветная ме таллургия — представлена добывающими подотраслями, также ме нее материалоемкпмп, чем обрабатывающие подотрасли. Однако уровень материалоемкости в добывающих отраслях на Северо-Востоке значительно выше, чем на юге Дальнего Востока или в Забайкалье, где цветная металлургия также представлена добычей руд цветных металлов (табл. 47). Вследствие региональных условий производ ства на Северо-Востоке значительно выше затраты на топливо, элек троэнергию, запасные части. Более низкие затраты услуг транспорта
связаны с характером самой добываемой продукции.
Отрасли с очень высоким уровнем материалоемкости (легкая, пищевая) на Северо-Востоке занимают значительно меньшую долю общего промышленного производства, чем в других районах Восточной Сибири и Дальнего Востока (в сумме они производят около 10% ва ловой продукции, в то время как на юге Дальнего Востока более 30%, в Восточной Сибири более 20%).
Удельный вес сельскохозяйственного производства на юге и се вере Дальнего Востока почти одинаков (12 и 10,9% соответственно). Материалоемкость сельскохозяйственного производства северо-восточ ной зоны в 1,12 раза ниже, чем в южной. Сельскохозяйственное
117
производство Северо-Востока представлено преимущественно живот новодством (около 80%), а именно, оленеводством, которое связано
сособенно низкими материальными затратами.
Вотраслевой структуре промышленного производства Южной зоны Дальнего Востока ведущую роль играет пищевая промышлен
ность (41,6%), машиностроение (21,7%), лесная и деревообрабатыва ющая промышленность (11,4%). Уровень материалоемкости в пище вой промышленности несколько ниже, чем среднереспубликанский уровень в этой отрасли. В самой структуре материальных затрат наблюдаются значительные различия. В Южной зоне Дальнего Востока внутриотраслевое потребление в 1,32 раза выше, чем по республике, затраты транспорта выше в 3,7 раза, но затраты продук ции сельского хозяйства ниже в 2,16 раза, что во многом определяется значительной долей рыбной промышленности в пищевой промышлен ности Дальнего Востока; это обусловило и высокий уровень внутри отраслевого потребления и большую роль транспорта.
Отраслевая структура материальных затрат в машиностроении характеризуется более высокой металлоемкостью производства и бо лее низким уровнем внутриотраслевого потребления вследствие неразвитости машиностроительного комплекса, отсутствия произ водства многих видов мапшп п металлических изделий. Значительная доля валовой продукции машиностроения представлепа судоремонтом, ремонтом сельскохозяйственной и горной техники.
Материалоемкость лесной п деревообрабатывающей промышлен ности Южной зоны Дальнего Востока в 1,1 раза ниже, чем в среднем по республике . В этой отрасли получило развитие преимущественно сырьевое направление. Мощность лесоперерабатывающих предпри ятий недостаточна, н поэтому значительная часть древесины вывозит ся в необработанном виде.
Отраслевая структура производства, безусловно, является важ нейшим фактором,- влияющим на региональные коэффициенты пря мых материальных затрат, по далеко не единственным. Уловить влияние многих других факторов при таком агрегированном пред ставлении продукции всех отраслей просто невозможно без привле чения большой дополнительной информации, более детально характе ризующей специфику производства отраслей.
Структура материальных затрат складывается под влиянием физического объема межотраслевых связей н действующих цен И чем ближе действующие цены к действительным народнохозяй ственным издержкам, тем в большей мере межотраслевой баланс в стоимостном выражении отражает взаимосвязи между производством и потреблением этих продуктов. Вопрос ценообразования является одним из самых важных и сложных вопросов экономической науки, успешное решение которого находит свое отражение в постоянном совершенствовании действующей системы цен, приближении ее к ре альным стоимостям. Очередное большое изменение оптовых цеп про-
118
Т а б л п ц а -48
Отраслевая структура произведенного валового продукта Восточной Спбнрп (1966 г.)
От р асл ь м а т ер и а л ь н о го
пр о и зв о д с т в а
У д ел ьн ы й в е с о тр а сл и в п р о и зв о д с т в е в а л о в о
го п р о д у к т а .
в ц еп ах |
в ц е н а х |
1966 г . |
1967 г . |
Черная металлургия......................... |
|
0,6 |
0,6 |
||
Цветная |
|
» ........................ |
|
Г),2 |
4,7 |
Топливная промышленность . . . |
3,0 |
7,7 |
|||
Энергетика |
........................................ |
|
2 . 6 |
4.5 |
|
М ашпностроенпе............................... |
|
10.4 |
9,2 |
||
Химическая |
промышленность |
3,9 |
2,9 |
||
Лесная |
и |
деревообрабатывающая |
8,9 |
8.9 |
|
промышленность......................... |
|
||||
Промышленность стройматериалов |
3,1 |
3,1 |
|||
Легкая промышленность . . . . |
5,1 |
4, 4 |
|||
Пищевая |
|
» |
. . . . |
15,2 |
13.4 |
Прочие отрасли промышленности . |
0,8 |
0.6 |
|||
Сельское |
хозяйство ......................... |
|
16,0 |
14,3 |
|
Строительство . . . . . . . . |
14,4 ' |
15,4 |
|||
Транспорт |
............................................ |
услуг . . |
7,9 |
7,7 |
|
Отрасли |
материальных |
2.5 |
2,3 |
||
Прочие отрасли |
|
0,4 |
0,3 |
изошло в 1967 г., п апалпз отчетных межотраслевых балансов за 1966 г. в действующих и новых ценах показывает, насколько велнка роль этого фактора в отражении межотраслевых связей.
Изменилась сама отраслевая структура произведенного валово го продукта (табл. 48). Суммарная доля таких отраслей, как черная металлургия, цветная металлургия, топливная промышленность, электроэнергетика, химическая п лесная и деревообрабатывающая промышлеиностть повысилась с 24,2 до 29,3%.
Общая материалоемкость общественного производства при пе реходе к новому масштабу цен повысилась на 0,18% при росте обще го объема валовой продукции на 0,12%. Более детальный анализ из менения материалоемкости по конкретным отраслям показывает, что по всем отраслям промышленности, за исключением топлпвной и энер гетической, материалоемкость возросла.В черной металлругни матери алоемкость выросла на 10,7% прп индексе изменения ценна валовую продукцию черной металлургии 1,21, в цветной металлургии соответ ственно 10,4 н 1,04%.
Изменение уровня материалоемкости зависит в данном случае от структуры материальных затрат, изменения цеи на продукцию отраслей, входящих в состав затрат, и изменения цен на валовую продукцию отрасли. Так, значительное повышение цен п а продукцию
119
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 49 |
||
Изменение |
коэффициентов прямых материальных затрат по Восточной Сибири при переходе к новому масштабу |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
цен * |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ч е р н а я |
Ц в е т н а я |
Т о п л и в н а я |
Э л е к т р о э н е р |
М а ш и н о |
Х и м и ч е с к а я |
|
О т р а сл и м а т е р и а л ь н о го п р о и зв о д ст в а |
п р о м ы ш л ен |
п р о м ы ш л ен |
|||||||||
м е т а л л у р г и я м е т а л л у р г и я |
г е т и к а |
ст р о ен и е |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
н о с т ь |
|
|
ность |
|
Черная металлургия........................ |
|
|
-1-0,05488 |
+0,01272 |
—0,00101 |
—0,00058 |
+0,03038 |
+0,00165 |
|||
Цветная металлургия |
. . . |
• |
-1-0,00342 |
+0,03760 |
—0,00094 |
—0,00015 |
—0,00275 |
+0,00337 |
|||
Топливная промышленность . . . |
+0,01481 |
+0,00130 |
—0,08898 |
—0,07490 |
+0,00442 |
-1-0,01888 |
|||||
Электроэнергетика .......................... |
|
|
+0,0572 |
+0,04553 |
—0,01506 |
—0,00056 |
+0,00419 |
+0,01993 |
|||
Машиностроение . . |
. . . |
—0,00322 |
+0,00065 |
—0,01640 |
—0,00367 |
+0,00041 |
+0,00180 |
||||
Химическая |
промышленность . . |
—0,00353 |
+0,00391 |
—0,01594 |
—0,00167 |
+0,00048 |
+0,06146 |
||||
Лесная |
и |
деренообрабатыпающая |
—0,0(1020 |
+0,00113 |
—0,02207 |
—0,00019 |
-1-0,00484 |
-1-0,02640 |
|||
промышленность......................... |
|
|
|
||||||||
Итого |
промышленность . . . . |
|
+0,07005 |
0,11279 |
—0,01660 |
—0,08720 |
+0,02386 |
-1 0,14128 |
|||
Сельское хозяйство . . . . . . |
|
—0,00001 |
—0,00001 |
— |
— |
— |
-1-0,00020 |
||||
Транспорт |
......................................... |
|
|
—0,00920 |
—0,00156 |
-0,06170 |
—0,00189 |
+0,00012 |
+0,01132 |
||
Итого |
текущие материальные |
за |
|
|
|
|
|
|
|||
т р а т ы .......................... |
|
. . . |
-1-0,05334 |
+0,10427 |
-0,24353 |
—0,09208 |
+0,02327 |
-1-0,15643 |
О к о н ч а н и е т а б л . 49
|
Л е с н а я и д е |
|
|
|
|
В с е г о т е к у |
|
|
р ев о о б р аб а |
И т о го п р о |
С е л ь ск о е |
Т р а н сп о р т |
С т р о и тел ь |
щ ее |
п р о и з |
О т р а сл и м а т ер и а л ь н о го п р о и зв о д с т в а |
ты ваю щ ая |
м ы ш л е н н о ст ь |
х о з я й с т в о |
ст в о |
в о д с |
т в е н н о е |
|
|
п р ом ы ш лен |
|
|
|
|
п о тр |
еб л ен и е |
н о сть
Черная металлургия.............................
Цветная металлургия . . . . . .
Топливная промышленность . . . .
Электроэнергетика . , ...................
Машиностроение..................................
Химическая промышленность . . .
Лесная и деревообрабатывающая
промышленность.............................
Итого промышленность . . , . ,
Сельское хозяйство . . . . . . .
Транспорт................................. ..... |
. |
Итого текущие материальные затраты
+0,01488 +0,00148
+0,00004 +0,00115
+0,00772 +0,01280
—0,00019 +0,00299
—0,00177 —0,01591
—0,00171 -0,00284
—0,03442 +0,00404
+0,03502 +0,01206
+0,00433 —0,01140
—0,00572 —0,00383
+0,09991 —0,00580
+0,00081 |
+0,00123 |
+0,00630 |
+0,01082 |
|
—0,00002 |
+0,00008 |
+0,00106 |
+0,00647 |
+0,00349 |
—0,00048 |
+0,00831 |
|
—0,00001 |
—0,01140 |
+0,00220 |
-0,00004 |
—0,00130 |
+0,07847 |
—0,00889 |
+0,00012 |
-0,00066 |
+0,00535 |
—0,00177 |
+0,00189 |
+0,00053 |
+0,01817 |
+0,00405 |
+0,00866 |
+0,01305 |
—0,02181 |
+0,01372 |
+0,00001 |
— |
— |
—0,00883 |
—0,00081 |
—0,02600 |
—0,00321 |
—0,00263 |
+0,00787 |
+0,00091 |
-0,02519 |
+ 0,00088 |
* — о зн а ч а ет сн и ж ен и е , -I- п р и р о ст со о тв е тств у ю щ е го коэф ф ициента,