Файл: Межотраслевые связи и народнохозяйственные пропорции Восточной Сибири и Дальнего Востока..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 141

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

пой структуре сферы материального производства: низкая доля про­ мышленной продукции и сельского хозяйства и повышенный объем продукции транспорта и отраслей материальных услуг. Суммарно на долю указанных отраслей приходится более четверти произве­ денного валового продукта, что вдвое больше, чем, папрпмер, на юге Дальнего Востока. Данные отрасли относятся к числу пематериалоемких отраслей производства и поэтому, несмотря па более высокий уровень материалоемкости в них по сравнению с соответствующими по­ казателями по зонам Восточной Сибири, Южной зоне Дальнего Во-

Т а б л и ц а 47

Уровень материалоемкости цветном металлургии Северо-Востока в сравнении с другими районами.

Восточной Спбнрп и Дальнего Востока

Отр асл ь м ат ер и ал ьн о го

пр о и зв о д с т в а

Ю ж н ая зо н а

Д а л ь ­ З а б а й ­

н его к ал ье В о с ­ т о к а

Топлпвпая промышленность . . .

1,67

3,16

Электроэнергетика .............................

1,49

2,6б

М ашиностроение...............................

2,67

2,95

Транспорт и связь .............................

0,97

0,62

Отрасли материальных у с л у г . .

1,66

Итого материальных затрат . . .

1,50

1,69

стока и РСФСР, они поппзили общую материалоемкость производства. Кроме того, ведущая отрасль промышленности — цветная ме­ таллургия — представлена добывающими подотраслями, также ме­ нее материалоемкпмп, чем обрабатывающие подотрасли. Однако уровень материалоемкости в добывающих отраслях на Северо-Востоке значительно выше, чем на юге Дальнего Востока или в Забайкалье, где цветная металлургия также представлена добычей руд цветных металлов (табл. 47). Вследствие региональных условий производ­ ства на Северо-Востоке значительно выше затраты на топливо, элек­ троэнергию, запасные части. Более низкие затраты услуг транспорта

связаны с характером самой добываемой продукции.

Отрасли с очень высоким уровнем материалоемкости (легкая, пищевая) на Северо-Востоке занимают значительно меньшую долю общего промышленного производства, чем в других районах Восточной Сибири и Дальнего Востока (в сумме они производят около 10% ва­ ловой продукции, в то время как на юге Дальнего Востока более 30%, в Восточной Сибири более 20%).

Удельный вес сельскохозяйственного производства на юге и се­ вере Дальнего Востока почти одинаков (12 и 10,9% соответственно). Материалоемкость сельскохозяйственного производства северо-восточ­ ной зоны в 1,12 раза ниже, чем в южной. Сельскохозяйственное

117


производство Северо-Востока представлено преимущественно живот­ новодством (около 80%), а именно, оленеводством, которое связано

сособенно низкими материальными затратами.

Вотраслевой структуре промышленного производства Южной зоны Дальнего Востока ведущую роль играет пищевая промышлен­

ность (41,6%), машиностроение (21,7%), лесная и деревообрабатыва­ ющая промышленность (11,4%). Уровень материалоемкости в пище­ вой промышленности несколько ниже, чем среднереспубликанский уровень в этой отрасли. В самой структуре материальных затрат наблюдаются значительные различия. В Южной зоне Дальнего Востока внутриотраслевое потребление в 1,32 раза выше, чем по республике, затраты транспорта выше в 3,7 раза, но затраты продук­ ции сельского хозяйства ниже в 2,16 раза, что во многом определяется значительной долей рыбной промышленности в пищевой промышлен­ ности Дальнего Востока; это обусловило и высокий уровень внутри­ отраслевого потребления и большую роль транспорта.

Отраслевая структура материальных затрат в машиностроении характеризуется более высокой металлоемкостью производства и бо­ лее низким уровнем внутриотраслевого потребления вследствие неразвитости машиностроительного комплекса, отсутствия произ­ водства многих видов мапшп п металлических изделий. Значительная доля валовой продукции машиностроения представлепа судоремонтом, ремонтом сельскохозяйственной и горной техники.

Материалоемкость лесной п деревообрабатывающей промышлен­ ности Южной зоны Дальнего Востока в 1,1 раза ниже, чем в среднем по республике . В этой отрасли получило развитие преимущественно сырьевое направление. Мощность лесоперерабатывающих предпри­ ятий недостаточна, н поэтому значительная часть древесины вывозит­ ся в необработанном виде.

Отраслевая структура производства, безусловно, является важ­ нейшим фактором,- влияющим на региональные коэффициенты пря­ мых материальных затрат, по далеко не единственным. Уловить влияние многих других факторов при таком агрегированном пред­ ставлении продукции всех отраслей просто невозможно без привле­ чения большой дополнительной информации, более детально характе­ ризующей специфику производства отраслей.

Структура материальных затрат складывается под влиянием физического объема межотраслевых связей н действующих цен И чем ближе действующие цены к действительным народнохозяй­ ственным издержкам, тем в большей мере межотраслевой баланс в стоимостном выражении отражает взаимосвязи между производством и потреблением этих продуктов. Вопрос ценообразования является одним из самых важных и сложных вопросов экономической науки, успешное решение которого находит свое отражение в постоянном совершенствовании действующей системы цен, приближении ее к ре­ альным стоимостям. Очередное большое изменение оптовых цеп про-

118


Т а б л п ц а -48

Отраслевая структура произведенного валового продукта Восточной Спбнрп (1966 г.)

От р асл ь м а т ер и а л ь н о го

пр о и зв о д с т в а

У д ел ьн ы й в е с о тр а сл и в п р о и зв о д с т в е в а л о в о ­

го п р о д у к т а .

в ц еп ах

в ц е н а х

1966 г .

1967 г .

Черная металлургия.........................

 

0,6

0,6

Цветная

 

» ........................

 

Г),2

4,7

Топливная промышленность . . .

3,0

7,7

Энергетика

........................................

 

2 . 6

4.5

М ашпностроенпе...............................

 

10.4

9,2

Химическая

промышленность

3,9

2,9

Лесная

и

деревообрабатывающая

8,9

8.9

промышленность.........................

 

Промышленность стройматериалов

3,1

3,1

Легкая промышленность . . . .

5,1

4, 4

Пищевая

 

»

. . . .

15,2

13.4

Прочие отрасли промышленности .

0,8

0.6

Сельское

хозяйство .........................

 

16,0

14,3

Строительство . . . . . . . .

14,4 '

15,4

Транспорт

............................................

услуг . .

7,9

7,7

Отрасли

материальных

2.5

2,3

Прочие отрасли

 

0,4

0,3

изошло в 1967 г., п апалпз отчетных межотраслевых балансов за 1966 г. в действующих и новых ценах показывает, насколько велнка роль этого фактора в отражении межотраслевых связей.

Изменилась сама отраслевая структура произведенного валово­ го продукта (табл. 48). Суммарная доля таких отраслей, как черная металлургия, цветная металлургия, топливная промышленность, электроэнергетика, химическая п лесная и деревообрабатывающая промышлеиностть повысилась с 24,2 до 29,3%.

Общая материалоемкость общественного производства при пе­ реходе к новому масштабу цен повысилась на 0,18% при росте обще­ го объема валовой продукции на 0,12%. Более детальный анализ из­ менения материалоемкости по конкретным отраслям показывает, что по всем отраслям промышленности, за исключением топлпвной и энер­ гетической, материалоемкость возросла.В черной металлругни матери­ алоемкость выросла на 10,7% прп индексе изменения ценна валовую продукцию черной металлургии 1,21, в цветной металлургии соответ­ ственно 10,4 н 1,04%.

Изменение уровня материалоемкости зависит в данном случае от структуры материальных затрат, изменения цеи на продукцию отраслей, входящих в состав затрат, и изменения цен на валовую продукцию отрасли. Так, значительное повышение цен п а продукцию

119


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 49

Изменение

коэффициентов прямых материальных затрат по Восточной Сибири при переходе к новому масштабу

 

 

 

 

 

 

цен *

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ч е р н а я

Ц в е т н а я

Т о п л и в н а я

Э л е к т р о э н е р ­

М а ш и н о ­

Х и м и ч е с к а я

О т р а сл и м а т е р и а л ь н о го п р о и зв о д ст в а

п р о м ы ш л ен ­

п р о м ы ш л ен ­

м е т а л л у р г и я м е т а л л у р г и я

г е т и к а

ст р о ен и е

 

 

 

 

 

 

 

н о с т ь

 

 

ность

Черная металлургия........................

 

 

-1-0,05488

+0,01272

—0,00101

—0,00058

+0,03038

+0,00165

Цветная металлургия

. . .

-1-0,00342

+0,03760

—0,00094

—0,00015

—0,00275

+0,00337

Топливная промышленность . . .

+0,01481

+0,00130

—0,08898

—0,07490

+0,00442

-1-0,01888

Электроэнергетика ..........................

 

 

+0,0572

+0,04553

—0,01506

—0,00056

+0,00419

+0,01993

Машиностроение . .

. . .

—0,00322

+0,00065

—0,01640

—0,00367

+0,00041

+0,00180

Химическая

промышленность . .

—0,00353

+0,00391

—0,01594

—0,00167

+0,00048

+0,06146

Лесная

и

деренообрабатыпающая

—0,0(1020

+0,00113

—0,02207

—0,00019

-1-0,00484

-1-0,02640

промышленность.........................

 

 

 

Итого

промышленность . . . .

 

+0,07005

0,11279

—0,01660

—0,08720

+0,02386

-1 0,14128

Сельское хозяйство . . . . . .

 

—0,00001

—0,00001

-1-0,00020

Транспорт

.........................................

 

 

—0,00920

—0,00156

-0,06170

—0,00189

+0,00012

+0,01132

Итого

текущие материальные

за

 

 

 

 

 

 

т р а т ы ..........................

 

. . .

-1-0,05334

+0,10427

-0,24353

—0,09208

+0,02327

-1-0,15643


О к о н ч а н и е т а б л . 49

 

Л е с н а я и д е ­

 

 

 

 

В с е г о т е к у ­

 

р ев о о б р аб а ­

И т о го п р о ­

С е л ь ск о е

Т р а н сп о р т

С т р о и тел ь ­

щ ее

п р о и з ­

О т р а сл и м а т ер и а л ь н о го п р о и зв о д с т в а

ты ваю щ ая

м ы ш л е н н о ст ь

х о з я й с т в о

ст в о

в о д с

т в е н н о е

 

п р ом ы ш лен ­

 

 

 

 

п о тр

еб л ен и е

н о сть

Черная металлургия.............................

Цветная металлургия . . . . . .

Топливная промышленность . . . .

Электроэнергетика . , ...................

Машиностроение..................................

Химическая промышленность . . .

Лесная и деревообрабатывающая

промышленность.............................

Итого промышленность . . , . ,

Сельское хозяйство . . . . . . .

Транспорт................................. .....

.

Итого текущие материальные затраты

+0,01488 +0,00148

+0,00004 +0,00115

+0,00772 +0,01280

—0,00019 +0,00299

—0,00177 —0,01591

—0,00171 -0,00284

—0,03442 +0,00404

+0,03502 +0,01206

+0,00433 —0,01140

—0,00572 —0,00383

+0,09991 —0,00580

+0,00081

+0,00123

+0,00630

+0,01082

 

—0,00002

+0,00008

+0,00106

+0,00647

+0,00349

—0,00048

+0,00831

 

—0,00001

—0,01140

+0,00220

-0,00004

—0,00130

+0,07847

—0,00889

+0,00012

-0,00066

+0,00535

—0,00177

+0,00189

+0,00053

+0,01817

+0,00405

+0,00866

+0,01305

—0,02181

+0,01372

+0,00001

—0,00883

—0,00081

—0,02600

—0,00321

—0,00263

+0,00787

+0,00091

-0,02519

+ 0,00088

* — о зн а ч а ет сн и ж ен и е , -I- п р и р о ст со о тв е тств у ю щ е го коэф ф ициента,