Файл: Межотраслевые связи и народнохозяйственные пропорции Восточной Сибири и Дальнего Востока..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 137
Скачиваний: 0
Т а б л и ц а 43
Межрайонные связи Дальпего Востока по грузам топливной промыш ленности в 1966 г., %
|
|
Уголь |
|
Сырая нефть |
|||
|
|
|
|
|
удель |
доля |
|
|
удельный вес |
доли Дальне |
ный |
Даль |
|||
Экономический paiion |
вес |
него |
|||||
райопов |
го Востока |
райо |
Восто |
||||
|
|
|
|
|
нов |
ка |
|
|
ввоз |
ВЫВОЗ |
ВО |
В |
ввоз |
в |
|
|
ввозе вывозе |
вывозе |
|||||
Северо-Западный.................... |
_ |
_ |
_ |
_ |
— |
— |
|
|
|||||||
Ц ентральны й.......................... |
— |
0,6 |
— |
— |
— |
— |
|
— |
— |
— |
— |
— |
|||
Волго-Вятскпй......................... |
— |
||||||
Центрально-Черноземный . . |
— |
— |
|
— |
— |
— |
|
Поволжский............................. |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
|
Северо-Кавказский . . . . |
— |
— |
— |
|
— |
— |
|
|
|
|
|
|
|||
Уральский ............................... |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
|
Западно-Сибирский . . . . |
56 |
— |
— |
2,1 |
— |
— |
|
Восточно-Сибирский . . . |
44 |
99,4 |
20,7 |
14,2 |
100 |
91,5 |
|
Всего по Р С Ф С Р .................... |
100 |
100,0 |
8,3 |
9,0 |
■100 |
• 4.1 |
|
•) |
|||||||
Всего по С С С Р ........................ |
100 |
100,0 |
4,1 |
4,5 |
100 |
—'J -■ |
зом с покрытием экспортных потребностей, так как па Дальнем Востоке преимущественное развитие получила добыча низкокалорий ных углей.
Более значительная роль нефтегрузов в формпрваюш ввоза Дальневосточного района. Во-первых, в послевоенные годы на Даль ний Восток из других районов страны поступает сырая нефть: до начала 70-х годов с Поволжья, а в последнее время п пз Западной Си бири. В первые послевоенные годы она доставлялась железнодорож ным транспортом непосредственно с Поволжья. Потом по мере прод вижения трубопровода на восток передавалась па железную дорогу (для дальнейшей перегрузи на Дальний Восток) в Петропавловске,
Омске, Новосибирске |
и в последние годы в Иркутске. Сырая нефть |
||
завозится в довольно |
большом количестве, |
и объем |
завоза близок |
к общему объему добычи пефти на Дальнем |
Востоке. |
Нефть добыва |
емая на Дальнем Востоке (о. Сахалин), поступает па Комсомольский нефтеперерабатывающий завод, а ввозимая — на Хабаровский.
Во-вторых, пз года в год резко увеличивается завоз нефтепродук тов на Дальний Восток. Так, за последние 10 лет он увеличился в 3 раза. Объем завоза нефтепродуктов в несколько раз превышает
их собственное производство в |
исследуемом районе. |
За десятилетие существенно |
изменились межрайонные связп по |
нефтепродуктам. В начале 60-х годов доля Западной Сибири состав ляла около 40% объема завозимых нефтепродуктов, Восточной Си бири около 20, Урала 15%; в середине 60-х годов доля Западной Си-
бирн уменьшилась до 20%, а Восточной Сибири увеличилась до’35%; в начале 70-х годов доля Западной Сибири вновь повысилась до 30%, а доля Восточной Сибири стала составлять более половины ввоза Дальнего Востока. Такой характер ввоза связан с резким увеличе нием экспорта нефтепродуктов на Дальнем Востоке и с ограниченными возможностями увеличения их выпуска на заводах Восточной Си
бири и Дальнего Востока. Нефтяные грузы |
сейчас составляют |
около 40% общего объема экспорта. |
, |
Хотя восточное направление потока нефтяных грузов преобла дает, еще сохраняется незначительный их встречный грузопоток. Абсолютная его величина почти не меняется, а отношение к прямому
направлению уменьшается (с 10% |
в начале 60-х годов до 2—3% |
в настоящее время). Во встречном |
направлении па запад вывозятся |
битум, смазочные масла и другие продукты.
Основные потоки грузов других отраслей менее концентрированы, н их характер отражается в табл. 40. К наиболее концентрированным потокам относятся руды цветных металлов, вывозимые в Западную Сибирь и на Украину; сахар, ввозимый из Центрально-Черноземного района и Украинской ССР; хлебные продукты, ввозимые из За падной и Восточной Сибири. Завоз и вывоз продукции машинострое ния, вывоз рыбопродукции, ввоз тканей и обуви осуществляются че рез связи практически со всеми экономическими районами. В силу того, что при анализе межрайонных связей Восточной Сибири харак теризовались также связи Дальнего Востока по этим грузам, нет необходимости в пх более подробном исследовании.
Отчетный межотраслевой баланс Дальнего Востока позволил
выявить особенности этого |
экономического района, |
его |
отличие |
|
от других районов страны. |
Транспортные связи Дальнего |
Востока |
||
характерны тем, что здесь ввоз больше вывоза по стоимости |
и по об |
|||
щему объему в тоннах. Это единственный восточный район, где в |
вы |
|||
возе преобладет не сырье, а продукция переработки. |
Большое |
вли |
яние иа характер межрайонных связей оказывает внешняя торговля со странами Тихоокеанского бассейна, осуществляемая главным образом через порты Приморья.
При анализе динамики межрайонных связей за последние 10 лет выявлено, что темпы роста вывоза из Дальнего Востока в наиболее удаленные районы опережают рост вывоза в близлежащие районы. Средний пробег грузов, вывозимых из Дальнего Востока, в 2 раза превышает средние расстояния вывоза из других экономиче ских районов.
Г Л А В А III
АНАЛИЗ РЕГИОНАЛЬНЫХ КОЭФФИЦИЕНТОВ ПРЯМЫХ II ПОЛНЫХ ЗАТРАТ
1. КОЭФФИЦИЕНТЫ ПРЯМЫХ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАТРАТ
Структура производственных затрат каждой отрас ли характеризуется коэффициентами прямых материальных затрат,, которые отражают меру тесноты межотраслевых связен и количест венно определяют уровень технологии и организации производства.
На уровень региональных коэффициентов прямых материальных затрат влияют многочисленные факторы, часть пз которых отражает региональную специфику производства, другая — общесоюзную. Первые представляют собой индивидуальные нормы затрат сырья, материалов, труда и т. д., характеризующие качество используемогосырья, уровепь применения достижений технического прогресса, степень совершенствования организации производства, внутриотрас левую структуру производства, оказывающую влияние па агрегиро ванные среднеотраслевые нормы затрат. К числу факторов, отражаю щих общесоюзную специфику, относится прежде всего политика в области ценообразования, а также все следствия, вытекающие из открытого характера экономики отдельного региона.
С одной стороны, каждый район участвует в формированпп обще национальных балансов по продукции ряда отраслей, и именно эта продукция определяет экономический профиль территории, направле ние ее специалпзацпп. С другой стороны, набор отраслей производства отдельно взятого региона может быть значительно уже общесоюзного набора отраслей. Потребность в продукции отраслей, не представ ленных на самой территории, удовлетворяется за счет завоза из дру гих районов. Материальные затраты, лежащие в основе расчета коэф фициентов прямых материальных затрат, включают продукцию, произведенную как в самом районе, так н за его пределами.
Теоретически можно двояко отразить показатели ввозимой про дукции:
1)для затрат районного пронсхожденпя н затрат продукции, произведенной в других районах, рассчитываются две матрицы коэффициентов прямых материальных затрат:
2)если затраты внутрирайонной и ввозимой продукции не разде
ляются, рассчитывается одна общая матрица прямых материальных затрат.
,108
Первый подход практически нереален, когда речь идет о допол няющем ввозе. Положение осложняется еще ц отсутствием единой государственной статистики ввоза п вывоза иа территории в соответ ствии с классификацией отраслей, принятой в межотраслевом ба лансе. Все известные отчетные межотраслевые балансы реализуют именно второй подход. Поэтому естественно, что чем больше доля зат рат районной продукции в текущем производственном потреблении, тем с большей достоверностью коэффициенты прямых материальных затрат позволяют сделать некоторые выводы относительно материало емкости конкретных отраслей производства и структуры ее образо вания.
По отчетным межотраслевым балансам областей, краев ц авто номных республик Восточной Сибири и Дальнего Востока выделе ны в рамках этих регионов внутренние зоны, которые играют различ ную роль в процессе хозяйственного развития: в Восточпой Сибири — Ангаро-Енисейский район и Забайкалье, на Дальнем Востоке — район Северо-Востока и Южная зона. Анализ межотраслевых ба лансов этих регионов и их зои дает возможность исследовать межот раслевые связи и пропорции и выделить те, которые выражают ос новные и прогрессивные направления в развитии отдельных отраслей материального производства: уровень механизации и автоматизации, электрификации, химизации и т. д. Коэффициенты прямых материаль ных затрат отражают степень развития межотраслевых связей и роль каждой в процессе общественного воспроизводства. Не все коэф фициенты прямых материальных затрат оказывают одинаково су щественное влияние на отраслевую структуру межотраслевых свя зей. Так, из 4021 положительных коэффициентов прямых материаль ных затрат баланса Восточной Сибири лишь 400 (10%) формируют 37,7% всех материальных затрат (табл. 44).
Показатели отчетного межотраслевого баланса отражают уро вень достигнутой экономической базы, характеризующей условия производства, распределения, обмена и потребления. Данный уровень, безусловно, определяет развитие экономики в ближайшей перспективе, и поэтому показатели отчетного межотраслевого баланса, в первую очередь коэффициенты прямых материальных затрат, представляют основу для расчета плановых коэффициентов. Располагая дополнитель ными данными о технологических сдвигах и о дпнампке отраслевых затрат, можно внести соответствующие коррективы в матрицу коэф фициентов прямых затрат. Ясно, что обоснование каждого коэффи циента представляется делом нереальным из-за трудностей, свя занных со сбором такой информации. Поэтому, учитывая, что иа вели чину межотраслевых потоков существенное влияние оказывает до вольно ограниченный круг коэффициентов прямых затрат, можно ог раничиться в первую очередь корректировкой этих коэффициентов, так как пмеипо они определяют величину и структуру производствен ных связей.
109
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 44 |
|
Характеристика существенных коэффициентов |
|
|||||
|
|
|
Число коэффи |
Удельный вес |
||
|
|
|
циентов прямых |
|||
Отрасль материального |
материальных |
материальных |
||||
затрат |
затрат, охвачен- |
|||||
производства |
|
в том чис |
ных существен |
|||
всего |
ными |
коэффици |
||||
|
|
|
ле суще |
ентами, % |
||
|
|
|
|
ственных |
|
|
Всего по отраслям материально |
4021 |
401 |
|
87,7 |
||
го производства.................... |
|
|||||
Промышленность, |
всего . . . |
3677 |
305 |
|
85,5 |
|
В том числе: |
|
металлов . |
65 |
12 |
|
83,0 |
руды черных |
|
|||||
руды цветных |
» |
76 |
14 |
|
86,0 |
|
цветпые металлы . . . . |
84 |
10 |
. |
93,1 |
||
уголь .................................... |
|
|
62 |
11 |
85,3 |
|
электроэнергия . . . . |
66 |
6 |
|
93,8 |
||
продукция |
электротехни |
04 |
9 |
|
91,0 |
|
ческой промышленности |
|
|||||
продукция |
|
радиоэлект |
|
|
|
|
ронной |
промышленно |
68 |
9 |
|
87,3 |
|
сти ................................... |
|
|
|
|||
ремонт всех видов обору- |
|
|
|
|
||
довашгя |
и |
металличе |
80 |
21 |
|
89,4 |
ских изделий . . . . |
|
|||||
продукты основной химии |
43 |
6 |
|
87,2 |
||
синтетические |
смолы . . |
53 |
5 |
|
98,1 |
|
химические |
волокна |
59 |
4 |
|
90,7 |
|
продукты |
лесоэксплуата |
64 |
12 |
|
90,7 |
|
ции .................................. |
|
|
|
|||
сборные и железобетонные |
|
|
|
|
||
конструкции . . . . |
71 |
8 |
|
90,0 |
||
швейные изделия . . . . |
26 |
9 |
|
98,8 |
||
мясо и мясопродукты . . |
63 |
5 |
|
97,5 |
||
молоко и молокопродукты |
55 |
5 |
|
93,5 |
||
Строптельство .............................. |
|
|
65 |
27 |
|
86,7 |
Сельское хозяйство и лесное хо |
|
|
|
|
||
зяйство ..................................... |
|
|
52 |
16 |
|
94,0 |
Транспорт ....................................... |
|
|
G4 |
8 |
|
80,0 |
Отрасли материальных услуг |
69 |
И |
|
65,4 |
Конечно, это не означает, что отбор коэффициентов должен ос новываться на чисто количественном признаке. В число важнейших коэффициентов должны быть включены и те, которые, занимая незна чительный удельный вес в общем объеме затрат, имеют тенденцию к росту и являются следствием технического прогресса.
Ценность информации отчетного межотраслевого баланса для расчета плановых показателей была бы неизмеримо выше, если бы такие балансы составлялись периодически, так как их анализ позволил бы исследовать важнейшие показатели воспроизводственного процесса района в динамике.
110
\