Файл: Межотраслевые связи и народнохозяйственные пропорции Восточной Сибири и Дальнего Востока..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 94

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
13

металлоемкости продукции ряда отраслей народного хозяйства. Снижение металлоемкости продукции народного хозяйства в каж­ дом конкретном районе проявляется по-разному в зависимости от региональных противодействующих факторов, которые способны све­ сти к минимуму влияние тенденции снижения металлоемкости продукции п повлиять па формирование объема п структуры балан­

сов металла.

Региональные особенности развития п размещения произвоводитолиных сил Сибири существенно влияют на рост потребности в металлопродукции. Программа добычи нефти и газа ведет к стро­ ительству мощных магистральных пефте- п газопроводов, что явля­ ется серьезной предпосылкой не только увеличения потребности в металле, но и существующих сдвигов в его сортамептиой структу­ ре. Повышается потребность в трубопрокатной продукции.

Высокий технический уровень формируемых в Сибири эпергоемких, лесоперсрабатавающнх н других территориально-производ­ ственных комплексов предъявляет серьезные требования к развитию металлоемких отраслей машиностроения, таких как автотранспорт­ ное, сельскохозяйственное, горпорудное, химическое, лесозаготови­ тельное, машиностроение и производство строительной техники. Учи­ тывая масштабность природных, сырьевых п топливно-энергетиче­ ских ресурсов Сибири, наибольшей эффективности их хозяйствен­ ного использования можно достичь прп условии использования машин н оборудования повышенной единичной мощности, что даже при снижении удельной металлоемкости этой продукции приведет к абсолютному росту потребности в металле. Удельный вес продук­ ции черной металлургии в стоимости продукция машиностроения колеблется по районам Сибири н Дальнего Востока в зависимостп от уровня развития этой отрасли п структуры производства (табл. 4).

Высокой металлоемкостью отличается машиностроение Новоси­

бирской области,

представленное

 

 

Т а б л и ц а 4

производством турбин,

тяжелых

 

 

Удельный

пес

продукции

черной

станков,

сельскохозяйственных

машин н оборудования

и транс­

металлургии п материальных за­

тратах машиностроения, %

портным машиностроением. Круп­

 

 

 

 

ным потребителем металла в рай­

 

 

 

Продук­

онах Сибири и Дальнего

Востока

Административный район

ция чер­

ной ме­

является транспортное строитель­

 

 

таллургии

ство — одни из важнейших фак­

 

 

 

 

торов вовлечения в хозяйствен­

С С С Р ..............................

30,3

ный оборот труднодоступных

бо­

Новосибирская область

41,4

гатств этого края.

Значительные

Красноярский

край

23,0

технико-экономические сдвиги в

Бурятская

АССР . . .

17,9

Читинская

область . .

22,6

производственном

потреблении

Якутская

АССР . . .

19,3

происходят

в строительстве,

где

Хабаровский край . .

38,0

удельный вес лесных материалов

Амурская

область .- .

34,8


Т а б л л ц а о

Удельпьш пес продукции отдельных отраслей в материаль­

 

ных затратах строительства в 19G6 г., %

 

 

 

 

Лсснал и дс-

Промышлен­

Ма­

ЛдушшстративнъШ район

ревообраба-

ность строи­

шино-

тывагащая

тельных ма­

строе­

 

 

 

промышлен­

териалов

ние

 

 

 

ность

 

 

С С С Р ....................................

13,8

40,9

16,1

Новосибирская

область .

7,6

05,1

11,8

Красноярский

крап

8,3

42,(5

25,6

Бурятская

АССР . . .

10,9

45,8

22,4

Читинская

область . . .

10,0

44,5

24,0

Якутская

АССР . . .

14,7

44,2

10,5

Хабаровский кран . . .

13,2

55,0

13,8

Амурская область . . . .

17,1

42,5

17,2

в общем объеме материальных затрат сократился за 1959—1960 гг. с 21 до 13%, а удельный вес железобетона увеличился с 8 до 21%.

Индустриальный уровень ведения строительных работ и со­ стояние материально-технической базы в силу существующих ре­ гиональных особенностей неодинаковы но районам Снбнрп и Даль­ него Востока, что, несомненно, влияет на структуру материальных затрат (табл. 5).

Большие изменения происходят в потреблении топлива и в топ­ ливно-энергетическом балансе транспорта. Удельный вес расхода угля в общем объеме материальных затрат на железнодорожном транспорте сократился с 24% в 1959 г. до 6% в 190(> г., а удельный вес потребления электроэнергии увеличился в 2,5 раза, нефтепродук­ тов в 1,3 раза. Электрификация железных дорог ведет к коренным изменениям топливно-энергетического баланса. Так, удельный вес потребления электроэнергии в материальных затратах транспорта в районах электрифицированных железных дорог (Новосибирская область, Красноярский край) достигает 30—32%, в то время, как в Читинской, Амурской областях п Хабаровском крае эта величина не превышает 5—6% всех материальных затрат. В перспективе по мере технической реконструкции транспорта будет совершенство­ ваться топливно-энергетический баланс и связанная с ним структура материальных затрат.

С ростом технической вооруженности труда в сельском хозяйст­ ве усиливаются его связи не только с машиностроением, но и с энер­ гетикой, нефтяной и химической промышленностью. Пользуясь данными отчетного межотраслевого баланса, можно установить уро­ вень механизации труда в отраслях сельского хозяйства. Так, удель­ ный вес затрат на механизацию и электрификацию в Восточной Си­ бири (в расчете на 1000 руб. валовой продукции сельского хозяй-

14


CTBaj составил в растениеводстве 83, 20, а в животноводстве 38,00 руб. Данные межотраслевого балапса ноказывахот п внутриотрасле­ вые связи сельского хозяйства. В продукции сельского хозяйства большая часть производственного потребления падает на продукцию-

животноводства — 26,7%.

■££

Отметим, что продукты растениеводства и животноводства

по-

разному распределяются между отраслями промышленности.

Так,

ппхцевая промышленность перерабатглвает 87,9 % продукции животно­ водства и всего 22,6% продукции растениеводства.

Анализ особенностей формирования н структурных сдвигов производственного потребления позволяет более квалифицированно планировать межотраслевые и межрайонные связп по материальнотехническому снабжению н производственной кооперации. Это дает возможность переходить от чисто эмпирических методов определения потребности народного хозяйства области или района в ресурсах промежуточного продукта к научно обоснованным расчетам по­ средством дифференцированных, региональных нормативов, учиты­ вающих всю совокупность районных особенностей общественного производства.

Наряду с планированием промежуточного продукта важноеиаучпое и практическое значение для сводного планирования народ­ ного хозяйства района приобретает вопрос о характере формирова­ ния продукции конечного потребления и его связь с проблемой на­ копления, потребления п возмещения. Каждая из перечисленных категорий в районном процессе воспроизводства ххграет особуюроль, находясь в определенных количественных п качественных соотношениях и пропорциях.

Под конечным продуктом региональной экономики обычно понимается часть валового продукта района, которая вышла нз стадии производства п в течение рассматриваемого периода не возвращается туда для текущего производственного потребления, а обеспечивает формирование фондов потребления, накопления и возмещения. Ко­ нечный продукт всего народного хозяйства страны не равен сумме ко­ нечных продуктов экономических районов, а' конечный продукт от­ дельного экономического района пе равен сумме конечных продуктов входящих в него областей, краев п автономных республик. Это объясняется тем, что конечный продукт области включает не только готовые продукты, предназначенные непосредственно для производ­ ственного пли непроизводственного потребления, но и продзжты, требующие дальнейшей технологической обработки на предпри­ ятиях за прсделамп области, т. е. они будут входить в состав вывозимой нз области продукции.

Доля области (района) в производстве конечного продукта стра­ ны определяется уровнем развития обрабатывающей промышлен­ ности, в особенности машиностроения, размерами промышленного производства товаров народного потребления (в том числе на пред-

15-


прпятнях тяжелой индустрии), ролью продукции сельского хозяйства в формировании фондов народного потребления, состоянием строи­ тельной индустрии и размерами ввода в эксплуатацию шцшх основ­ ных фондов производственного и непроизводственного назначения.

В конечный продукт народного хозяйства из продукции сельского хозяйства включается лишь та часть, которая поступает непосред­ ственно в личное потребление населения, минуя предварительную промышленную обработку. Сюда относится потребляемая населением продукция из личных подсобных хозяйств, продукция, получаемая колхозниками на трудодни, и продукция, потребляемая в натураль­ ном виде. Другая часть продукции сельского хозяйства служит

Т а б л и ц а 6

Удельный вс-е промежуточной н конечной продукции в продукции сель­

 

ского хозяйства в

1966 г., %

 

 

 

 

 

Всего в сельском

 

В тол

ЧИСЛО

 

 

 

в растение­

в животно­

 

 

хозяйстве

Административный район

 

 

водстве

водстве

промежу­

конеч­ проме­

конеч­

проме­

конеч­

 

 

 

 

точная

ная

жу­

ная

жу­

ная

 

 

точная

точная

Новосибирская

область

63,0

37,0

48,8

51,2

84,7

15,3

Красноярский

край . . . .

44,4

55,6

33,7

62,3

47,2

52,8

Бурятская А С С Р ....................

58,0

42,0

61,5

38,5

56,2

43,8

Хабаропскпй край . . . .

50,3

49,7

50,0

50,0

54,7

45,3

Амурская облает],...................

68,4

31.6

75,6

24,4

49,7

50,3

■сырьем для

пищевой,

легкой,

комбикормовой

промышленности.

В процессе

воспроизводства эта продукция является промежуточ­

ной (табл. 6).

плане

количественная

оценка этой части

В методологическом

конечного и промежуточного продукта области пли экономического района имеет практическое значение для разработки плана народного потребления и выявления роли промышленности и сельского хо­ зяйства в производстве товаров народного потребления и в удовлет­ ворении потребностей населения.

Анализ показывает, что более половший всей продукции сель­ ского хозяйства идет на производственное потребление и служит главной сырьевой базой пищевой и легкой промышленности области пли района.

Несколько в другом плане рассматривается продукция строи­ тельства в межотраслевых связях. Она в основном является конечной и непосредственно связана с деятельностью строительных организа­ ций определенной территории. Межрайонный обмен этой продук­ цией — явление редкое, связанное в основном с экспедиционными методами строительства в северных пли отдаленпьтх районах или

16


с выполнением

специальных сантехнических

и монтажных работ

организациями,

обслуживающими

несколько

областей.

Под произведенным конечным

продуктом

области понимается

та часть произведенного совокупного общественного продукта, которая формирует фонды потребления, накопления и возмещения, в том числе вывозится за пределы области в виде продукции, готовой к конечному потреблению. Иными словами, по этому показателю можно судить об участии области или района в формировании конеч­ ного продукта страны. Если же рассматривать конечный продукт потребления области, то он как по объему, так и по натурально­ вещественной структуре органически связан с производственной специализацией района, с региональными особенностями потребле­ ния и накопления (табл. 7).

В рамках крупного экономического района многие промежуточ­ ные продукты отдельных областей, пройдя необходимую обработку,

Т а б л и ц а 7

Удельный вес потребленного конечного продукта в ресурсах воспроизвод­ ства, %

 

 

 

В том Ч ! ! С ??Р

 

В том числе

Отрасль народного хозяй ­

Восточ­

Цент­

 

Д альний

Юж­

Севе­

Саха­

ная Си­

раль­

 

 

ства

бирь

ная

Забай ­

Восто к

ная

ро-

лин

 

 

 

Сибирь

калье

 

зона

Восток

 

Промышленность . . .

52,8

52,2

55,2

49,9

46,9

59,0

52,3

Сельское хозяйство . .

45,2

47,1

41,9

49,6

42,7

67,5

62,9

Строительство . . . .

100,0

100,0

100,0

98,1

100,0

100,0

90,3

Транспорт и связь . .

0,4

0,5

0,3

4,4

0,2

14,6

Отрасли услуг . . . .

3,2

4,5

0,3

20,0

4,2

50,9

Прочие

отрасли произ-

87,4

87,7

81,3

32,2

27,6

49,3

41,9

водства .....................

Всего

по народному

53,1

54,1

49,7

51,4

47,5

62,0

53,2

х о зя й ству . . . .

превращаются в продукцию конечного потребления, которая участ­ вует в формировании конечного продукта страны. Это объясняется тем, что крупный экономический район располагает большими воз­ можностями для развития межотраслевых кооперированных связей, для комбинирования производств с привлечением различных видов сырья и имеет возможность максимально использовать продукцию местного производства. Таким образом, крупный экономический район в производстве конечного продукта страны представлен шире, чем любая отдельная область, входящая в него. При переходе от области к крупному экономическому району следует решить ряд методических вопросов стыкования областных межотраслевых свя­ зей и формирования единого межотраслевого баланса района. Боль-

2 Заказ 104

Г *а.Публична*,

научно - технически

 

1^ Iл ФС n li Л Т Л Г/ ж