Файл: Межотраслевые связи и народнохозяйственные пропорции Восточной Сибири и Дальнего Востока..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 94
Скачиваний: 0
металлоемкости продукции ряда отраслей народного хозяйства. Снижение металлоемкости продукции народного хозяйства в каж дом конкретном районе проявляется по-разному в зависимости от региональных противодействующих факторов, которые способны све сти к минимуму влияние тенденции снижения металлоемкости продукции п повлиять па формирование объема п структуры балан
сов металла.
Региональные особенности развития п размещения произвоводитолиных сил Сибири существенно влияют на рост потребности в металлопродукции. Программа добычи нефти и газа ведет к стро ительству мощных магистральных пефте- п газопроводов, что явля ется серьезной предпосылкой не только увеличения потребности в металле, но и существующих сдвигов в его сортамептиой структу ре. Повышается потребность в трубопрокатной продукции.
Высокий технический уровень формируемых в Сибири эпергоемких, лесоперсрабатавающнх н других территориально-производ ственных комплексов предъявляет серьезные требования к развитию металлоемких отраслей машиностроения, таких как автотранспорт ное, сельскохозяйственное, горпорудное, химическое, лесозаготови тельное, машиностроение и производство строительной техники. Учи тывая масштабность природных, сырьевых п топливно-энергетиче ских ресурсов Сибири, наибольшей эффективности их хозяйствен ного использования можно достичь прп условии использования машин н оборудования повышенной единичной мощности, что даже при снижении удельной металлоемкости этой продукции приведет к абсолютному росту потребности в металле. Удельный вес продук ции черной металлургии в стоимости продукция машиностроения колеблется по районам Сибири н Дальнего Востока в зависимостп от уровня развития этой отрасли п структуры производства (табл. 4).
Высокой металлоемкостью отличается машиностроение Новоси
бирской области, |
представленное |
|
|
Т а б л и ц а 4 |
|||||
производством турбин, |
тяжелых |
|
|
||||||
Удельный |
пес |
продукции |
черной |
||||||
станков, |
сельскохозяйственных |
||||||||
машин н оборудования |
и транс |
металлургии п материальных за |
|||||||
тратах машиностроения, % |
|||||||||
портным машиностроением. Круп |
|
|
|
|
|||||
ным потребителем металла в рай |
|
|
|
Продук |
|||||
онах Сибири и Дальнего |
Востока |
Административный район |
ция чер |
||||||
ной ме |
|||||||||
является транспортное строитель |
|
|
таллургии |
||||||
ство — одни из важнейших фак |
|
|
|
|
|||||
торов вовлечения в хозяйствен |
С С С Р .............................. |
30,3 |
|||||||
ный оборот труднодоступных |
бо |
Новосибирская область |
41,4 |
||||||
гатств этого края. |
Значительные |
Красноярский |
край |
23,0 |
|||||
технико-экономические сдвиги в |
Бурятская |
АССР . . . |
17,9 |
||||||
Читинская |
область . . |
22,6 |
|||||||
производственном |
потреблении |
Якутская |
АССР . . . |
19,3 |
|||||
происходят |
в строительстве, |
где |
Хабаровский край . . |
38,0 |
|||||
удельный вес лесных материалов |
Амурская |
область .- . |
34,8 |
Т а б л л ц а о
Удельпьш пес продукции отдельных отраслей в материаль
|
ных затратах строительства в 19G6 г., % |
|
|||
|
|
|
Лсснал и дс- |
Промышлен |
Ма |
ЛдушшстративнъШ район |
ревообраба- |
ность строи |
шино- |
||
тывагащая |
тельных ма |
строе |
|||
|
|
|
промышлен |
териалов |
ние |
|
|
|
ность |
|
|
С С С Р .................................... |
13,8 |
40,9 |
16,1 |
||
Новосибирская |
область . |
7,6 |
05,1 |
11,8 |
|
Красноярский |
крап |
8,3 |
42,(5 |
25,6 |
|
Бурятская |
АССР . . . |
10,9 |
45,8 |
22,4 |
|
Читинская |
область . . . |
10,0 |
44,5 |
24,0 |
|
Якутская |
АССР . . . |
14,7 |
44,2 |
10,5 |
|
Хабаровский кран . . . |
13,2 |
55,0 |
13,8 |
||
Амурская область . . . . |
17,1 |
42,5 |
17,2 |
в общем объеме материальных затрат сократился за 1959—1960 гг. с 21 до 13%, а удельный вес железобетона увеличился с 8 до 21%.
Индустриальный уровень ведения строительных работ и со стояние материально-технической базы в силу существующих ре гиональных особенностей неодинаковы но районам Снбнрп и Даль него Востока, что, несомненно, влияет на структуру материальных затрат (табл. 5).
Большие изменения происходят в потреблении топлива и в топ ливно-энергетическом балансе транспорта. Удельный вес расхода угля в общем объеме материальных затрат на железнодорожном транспорте сократился с 24% в 1959 г. до 6% в 190(> г., а удельный вес потребления электроэнергии увеличился в 2,5 раза, нефтепродук тов в 1,3 раза. Электрификация железных дорог ведет к коренным изменениям топливно-энергетического баланса. Так, удельный вес потребления электроэнергии в материальных затратах транспорта в районах электрифицированных железных дорог (Новосибирская область, Красноярский край) достигает 30—32%, в то время, как в Читинской, Амурской областях п Хабаровском крае эта величина не превышает 5—6% всех материальных затрат. В перспективе по мере технической реконструкции транспорта будет совершенство ваться топливно-энергетический баланс и связанная с ним структура материальных затрат.
С ростом технической вооруженности труда в сельском хозяйст ве усиливаются его связи не только с машиностроением, но и с энер гетикой, нефтяной и химической промышленностью. Пользуясь данными отчетного межотраслевого баланса, можно установить уро вень механизации труда в отраслях сельского хозяйства. Так, удель ный вес затрат на механизацию и электрификацию в Восточной Си бири (в расчете на 1000 руб. валовой продукции сельского хозяй-
14
CTBaj составил в растениеводстве 83, 20, а в животноводстве 38,00 руб. Данные межотраслевого балапса ноказывахот п внутриотрасле вые связи сельского хозяйства. В продукции сельского хозяйства большая часть производственного потребления падает на продукцию-
животноводства — 26,7%. |
■££ |
Отметим, что продукты растениеводства и животноводства |
по- |
разному распределяются между отраслями промышленности. |
Так, |
ппхцевая промышленность перерабатглвает 87,9 % продукции животно водства и всего 22,6% продукции растениеводства.
Анализ особенностей формирования н структурных сдвигов производственного потребления позволяет более квалифицированно планировать межотраслевые и межрайонные связп по материальнотехническому снабжению н производственной кооперации. Это дает возможность переходить от чисто эмпирических методов определения потребности народного хозяйства области или района в ресурсах промежуточного продукта к научно обоснованным расчетам по средством дифференцированных, региональных нормативов, учиты вающих всю совокупность районных особенностей общественного производства.
Наряду с планированием промежуточного продукта важноеиаучпое и практическое значение для сводного планирования народ ного хозяйства района приобретает вопрос о характере формирова ния продукции конечного потребления и его связь с проблемой на копления, потребления п возмещения. Каждая из перечисленных категорий в районном процессе воспроизводства ххграет особуюроль, находясь в определенных количественных п качественных соотношениях и пропорциях.
Под конечным продуктом региональной экономики обычно понимается часть валового продукта района, которая вышла нз стадии производства п в течение рассматриваемого периода не возвращается туда для текущего производственного потребления, а обеспечивает формирование фондов потребления, накопления и возмещения. Ко нечный продукт всего народного хозяйства страны не равен сумме ко нечных продуктов экономических районов, а' конечный продукт от дельного экономического района пе равен сумме конечных продуктов входящих в него областей, краев п автономных республик. Это объясняется тем, что конечный продукт области включает не только готовые продукты, предназначенные непосредственно для производ ственного пли непроизводственного потребления, но и продзжты, требующие дальнейшей технологической обработки на предпри ятиях за прсделамп области, т. е. они будут входить в состав вывозимой нз области продукции.
Доля области (района) в производстве конечного продукта стра ны определяется уровнем развития обрабатывающей промышлен ности, в особенности машиностроения, размерами промышленного производства товаров народного потребления (в том числе на пред-
15-
прпятнях тяжелой индустрии), ролью продукции сельского хозяйства в формировании фондов народного потребления, состоянием строи тельной индустрии и размерами ввода в эксплуатацию шцшх основ ных фондов производственного и непроизводственного назначения.
В конечный продукт народного хозяйства из продукции сельского хозяйства включается лишь та часть, которая поступает непосред ственно в личное потребление населения, минуя предварительную промышленную обработку. Сюда относится потребляемая населением продукция из личных подсобных хозяйств, продукция, получаемая колхозниками на трудодни, и продукция, потребляемая в натураль ном виде. Другая часть продукции сельского хозяйства служит
Т а б л и ц а 6
Удельный вс-е промежуточной н конечной продукции в продукции сель
|
ского хозяйства в |
1966 г., % |
|
|
|
|||
|
|
Всего в сельском |
|
В тол |
ЧИСЛО |
|
||
|
|
в растение |
в животно |
|||||
|
|
хозяйстве |
||||||
Административный район |
|
|
водстве |
водстве |
||||
промежу |
конеч проме |
конеч |
проме |
конеч |
||||
|
|
|||||||
|
|
точная |
ная |
жу |
ная |
жу |
ная |
|
|
|
точная |
точная |
|||||
Новосибирская |
область |
63,0 |
37,0 |
48,8 |
51,2 |
84,7 |
15,3 |
|
Красноярский |
край . . . . |
44,4 |
55,6 |
33,7 |
62,3 |
47,2 |
52,8 |
|
Бурятская А С С Р .................... |
58,0 |
42,0 |
61,5 |
38,5 |
56,2 |
43,8 |
||
Хабаропскпй край . . . . |
50,3 |
49,7 |
50,0 |
50,0 |
54,7 |
45,3 |
||
Амурская облает],................... |
68,4 |
31.6 |
75,6 |
24,4 |
49,7 |
50,3 |
■сырьем для |
пищевой, |
легкой, |
комбикормовой |
промышленности. |
В процессе |
воспроизводства эта продукция является промежуточ |
|||
ной (табл. 6). |
плане |
количественная |
оценка этой части |
|
В методологическом |
конечного и промежуточного продукта области пли экономического района имеет практическое значение для разработки плана народного потребления и выявления роли промышленности и сельского хо зяйства в производстве товаров народного потребления и в удовлет ворении потребностей населения.
Анализ показывает, что более половший всей продукции сель ского хозяйства идет на производственное потребление и служит главной сырьевой базой пищевой и легкой промышленности области пли района.
Несколько в другом плане рассматривается продукция строи тельства в межотраслевых связях. Она в основном является конечной и непосредственно связана с деятельностью строительных организа ций определенной территории. Межрайонный обмен этой продук цией — явление редкое, связанное в основном с экспедиционными методами строительства в северных пли отдаленпьтх районах или
16
с выполнением |
специальных сантехнических |
и монтажных работ |
|
организациями, |
обслуживающими |
несколько |
областей. |
Под произведенным конечным |
продуктом |
области понимается |
та часть произведенного совокупного общественного продукта, которая формирует фонды потребления, накопления и возмещения, в том числе вывозится за пределы области в виде продукции, готовой к конечному потреблению. Иными словами, по этому показателю можно судить об участии области или района в формировании конеч ного продукта страны. Если же рассматривать конечный продукт потребления области, то он как по объему, так и по натурально вещественной структуре органически связан с производственной специализацией района, с региональными особенностями потребле ния и накопления (табл. 7).
В рамках крупного экономического района многие промежуточ ные продукты отдельных областей, пройдя необходимую обработку,
Т а б л и ц а 7
Удельный вес потребленного конечного продукта в ресурсах воспроизвод ства, %
|
|
|
В том Ч ! ! С ??Р |
|
В том числе |
|||
Отрасль народного хозяй |
Восточ |
Цент |
|
Д альний |
Юж |
Севе |
Саха |
|
ная Си |
раль |
|
||||||
|
ства |
бирь |
ная |
Забай |
Восто к |
ная |
ро- |
лин |
|
|
|
Сибирь |
калье |
|
зона |
Восток |
|
Промышленность . . . |
52,8 |
52,2 |
55,2 |
49,9 |
46,9 |
59,0 |
52,3 |
|
Сельское хозяйство . . |
45,2 |
47,1 |
41,9 |
49,6 |
42,7 |
67,5 |
62,9 |
|
Строительство . . . . |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
98,1 |
100,0 |
100,0 |
90,3 |
|
Транспорт и связь . . |
0,4 |
0,5 |
0,3 |
4,4 |
0,2 |
14,6 |
— |
|
Отрасли услуг . . . . |
3,2 |
4,5 |
0,3 |
20,0 |
4,2 |
50,9 |
— |
|
Прочие |
отрасли произ- |
87,4 |
87,7 |
81,3 |
32,2 |
27,6 |
49,3 |
41,9 |
водства ..................... |
||||||||
Всего |
по народному |
53,1 |
54,1 |
49,7 |
51,4 |
47,5 |
62,0 |
53,2 |
х о зя й ству . . . . |
превращаются в продукцию конечного потребления, которая участ вует в формировании конечного продукта страны. Это объясняется тем, что крупный экономический район располагает большими воз можностями для развития межотраслевых кооперированных связей, для комбинирования производств с привлечением различных видов сырья и имеет возможность максимально использовать продукцию местного производства. Таким образом, крупный экономический район в производстве конечного продукта страны представлен шире, чем любая отдельная область, входящая в него. При переходе от области к крупному экономическому району следует решить ряд методических вопросов стыкования областных межотраслевых свя зей и формирования единого межотраслевого баланса района. Боль-
2 Заказ 104 |
Г *а.Публична*, |
|
научно - технически |
||
|
1^ Iл ФС n li Л Т Л Г/ ж