Файл: Межотраслевые связи и народнохозяйственные пропорции Восточной Сибири и Дальнего Востока..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 119

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

продукции ыа одного занятого в сфере материального производства (тыс. руб.):

В а л о в о й

п р од укт

Ч и сты й п р о д у к т

Приморский край .

6,51

2,62

Хабаровский край

6,57

2,49

Амурская область

7,54

3,01

Южная зона

6,72

2,64

Больше всего отличаются душевые показатели производства ва­ лового и особенпо чистого продукта Амурской области от соответ­ ствующих показателей по Хабаровскому и Приморскому краям в сель­ ском хозяйстве и промышленности — в 1,6 и 1,3 раза соответствен­ но. В других сферах материального производства этн показатели почти пе варьируются.

В Амурской области отличается и стоимостная структура вало­ вого продукта. Вследствие высокого удельного веса сельского хо­ зяйства с более низкой, чем в промышленности, материалоемкостью здесь больше удельный вес чистой продукции. И структура чистой

.продукции характеризуется высокой долей прибавочного продукта. Отраслевая структура валового общественного продукта Юж­ ной зоны. Направленность развития района и порождаемая ею отрас­ левая структура хозяйства прямо зависят от характера природно­ сырьевых ресурсов, которыми район располагает. Особенно сильна

эта зависимость на начальном этапе освоения.

Главным фактором формирования отраслей структуры валового общественного продукта Южной зоны явилась индустриальная на­ правленность освоения Дальнего Востока. Это определило главен­ ствующее положение промышленности, воздействующей па все дру­ гие сферы материального производства. По мере развития произво­ дительных сил отраслевая структура хозяйства менялась, однако промышленность оставалась главным звеном освоения.

На основе анализа и сопоставления структур множества райо­ нов и страны в целом можно представить некоторую среднюю струк­ туру, внутренние соотношения в которой выражают типичные явле­ ния для всех райопов и позволяют делать некоторые общие выводы о характере сложившегося производственного комплекса и об уров­ не его развития. Отклонения от этой среднетнпичной структуры в каждом районе есть отражение тех региональных особенностей, которые присущи именно данному району и которые должны быть объектом анализа.

В районах промышленного развития, например, сложилось определенное соотношение между промышленным и сельскохозяй­ ственным производством, между сферой, производящей материаль­ ные ценности, и сферой, обслуживающей непосредственно произ­ водственный процесс. Отраслевая структура валового продукта райо­

253


на существенно зависит от того, на каком этапе освоения находится район. В районах пионерного этапа освоения велика роль строитель­ ства и отраслей, обслуживающих производство и строительство.

Отраслевая структура валового общественного продукта района в определенной мере позволяет судить об уровне развития произво­ дительных сил, о степени завершенности хозяйственного комплекса района, которая выше, чем больше удельный вес отраслей, произво­ дящих материальные ценности. Высокий же удельный вес отраслей, обслуживающих сферу производства, по нашему мнению, свидетель­ ствует об их внутренней неразвитости. Экономический анализ от­ раслевых структур валового общественного продукта восточных рай­ онов показывает, что чем ниже транспортная освоенность и хуже условия материально-технического снабжения, тем больше валовой продукт этих отраслей. В районах азиатского Севера, например, удельный вес транспорта п материально-технического снабжения (суммарный) колеблется от 15 до 23% против примерно 6% в сред­ нем по СССР.

Отраслевая структура валового общественного продукта Южной зоны позволяет дать некоторую характеристику сферы материаль­ ного производства (табл. 125).

 

 

 

Т а б л и ц а 125

Отраслевая структура валового общественного продукта н

 

чистой продукции, %

 

 

 

 

 

 

 

Валовой

 

Чистый

 

Отрасль материального производства

продукт

 

Продукт

 

Южная

 

Южная

 

 

 

 

СССР

СССР

 

 

зона

зона

Промышленность........................

G4.2

63,0

51,2

50,4

В том числе:

28,6

25,8

 

отраслп специализации

 

вспомогательные отрасли

15,1

13,4

 

обслуживающие отрасли

20,5

12,0

 

Сельское

п лесное хозяйство

12,0

17,7

15.8

24,3

Строительство ..............................

10,5

9,5

11.4

9,2

Транспорт п связь ........................

8,8

4,3

12,4

5,9

Отрасли

материальных услуг

3,9

5,5

8,0

10,2

Прочие

отрасли материального

0,6

1,2

 

производства .........................

 

В сравнении с другими зонами Дальнего Востока,

промышлен­

ный комплекс которых только создается, Южная

зона

находится

на более высокой ступени промышленного развития. Здесь

уже сло­

жились основные отрасли специализации и вокруг

пих создан пер­

вичный круг

вспомогательных и

обслуживающих

производств.

Это главный фактор, обусловивший большой удельный

вес промыш­

ленности в валовом общественном продукте.

 

 

 

 

254



Удельный вес промышленности зависит от некоторых внутрен­ них параметров, характеризующих качественную сторону развития: вида специализации промышленности, структуры отраслей, в част­ ности соотношения сырьевых и обрабатывающих производств. Чем больше стадий промышленной переработки исходного сырья, тем выше «ценность» продукта и тем выше, следовательно, роль отрасли

вформировании валового продукта.

Впромышленности Южной зоиы отрасли, связанные с добычей

ипервичной переработкой сырья, составляют в валовом продукте 10%, иа Северо-Востоке — 35%.

Кроме того, факторы, определяющие роль промышленности в формировании валового общественного продукта, заложены именно

всамой промышленности, так как возможности внутренних струк­ турных колебаний в других сферах материального производства существенно меньше.

Второе место в валовом общественном продукте занимает сель­ ское хозяйство. Соотношение промышленности и сельского хозяй­ ства в валовом продукте Южной зоиы отличается от средиесоюзпого

ианалогичных показателей других восточных районов в сторону понижения роли сельского хозяйства. Это позволяет сделать самый общий вывод о неразвитости сельского хозяйства в Южной зоиеПроизводство сельскохозяйственной продукции на душу населения составляет здесь 83,6% аналогичного показателя по Восточной Си­ бири и 74,5% по РСФСР.

Более детальный анализ этой отрасли подтверждает наличие

диспропорции между двумя основными сферами материального про­ изводства. Фактически роль сельского хозяйства Южной зоны в ва­ ловом продукте во многом определялась его внутренней структурой, а именно, наличием высокорентабельной отрасли союзной специали­ зации — производства сои. Производство сельскохозяйственных про­ дуктов, удовлетворяющих конечный спрос на Дальнем Востоке, следовательно, еще меньше в структуре валового продукта.

Несколько более высокий относительно союзного уровня удель­ ный вес строительства отражает закономерную тенденцию повышения роли строительства в районах освоения, где развитие основного промы­ шленного производства сопровождается созданием комплекса вспомо­ гательных производств и непроизводственной сферы. В Северо-Во­ сточной зопе, например, где уровень освоенности значительно ниже, удельный вес строительства составляет около 18%, в Новосибирской области — 9,4%. Удельный вес строительства существенно зависит от темпов освоения, от политики распределения капитальных вло­ жений между районами.

Обслуживающее производство, сфера транспорта н материаль­ ных услуг в Южной зоне имеют более высокий удельный вес, чем в среднем по СССР и по Восточной Сибири. Роль транспорта и ма­ териальных услуг по отношению к основной сфере материального

255 /


производства, как правило, выше по мере удаления на восток. Здесь сказывается не только территориальная отдаленность от более раз­ витой европейской части страны, но и характер специализации основ­ ной сферы материального производства, порождающий интенсивные транспортио-пронзводствеипые связи с другими районами. Общий объем работы транспортно-снабженческой сферы увеличивается в восточных районах, в том числе и в Южной зоне, за счет территори­ альной рассредоточенности производства. Главную же роль играет внутренняя неразвитость обслуживающей сферы материального про­ изводства. Низкая транспортная освоенность создает трудности ма­ териально-технического снабжения и большие наслоения затрат.

Политика отраслевого протекционизма в трапспортпо-снабжен- ческой сфере, выражающаяся в повышенной оценке ее деятельности (высокие тарифы, торговые наценки), не стимулирует внутреннего развития их, а придает пм роль перераспределителя прибавочного продукта, создаваемого в отраслях, производящих материальные ценности. В системе межотраслевых связей по производству валово­ го общественного продукта наиболее тесное взаимодействие сущест­ вует между транспортом п промышленностью. Промышленность — основной потребитель услуг транспорта (92%).

Стоимостная структура валового общественного продукта. Ана­ лиз стоимостной структуры позволит проследить формирование стои­ мости валового общественного продукта, роль отдельных ее элемен­ тов. В данном случае мы ограничиваемся анализом трех элементов: стоимости потребленных средств производства, оплаты труда и при­ бавочного продукта (табл. 126).

Т а б л и ц а 126

Стоимостная структура валового продукта, %

Отрасль материального производства

Матери­

альные затраты

Аморти­ зация

Необхо­ димый продукт

 

 

 

 

Ий

Доа

Да Е

Промышленность.................................................

62,9

5,8

10. Г)

11,8

Сельское и лесное хозяйство.............................

n , i

7.1

27.6

24.6

Строительство .....................................................

26.0

2.0

66.2

6,6

Транспорт и связь ............................................

18,0

62,4

17,6

Отрасли материальных у с л у г ........................

■16.4

5,7

66,1

17,8

Прочие отрасли материального производства

24,4

0,6

64,7

10.6

Итого по сфере материального производства

54,0

6,7

25,8

16,5

Стоимостная структура валового продукта по сфере материаль­ ного производства зависит от отраслевой структуры, поскольку от­ расли материального производства существенно различаются по формированию стоимости продукта. Наибольшей материалоемкостью всегда характеризуется промышленность, и, следовательно, чем выше ее удельный вес в отраслевой структуре, тем большую долю заип-

256