Файл: Межотраслевые связи и народнохозяйственные пропорции Восточной Сибири и Дальнего Востока..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 107

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Т а б л и ц а 134

Стоимостная структура валового продукта транспорта, %

Транспорт

Матери­

альные

 

затраты

Аморти­ зация

Чистый продукт

В том числе

необходи­ прибавоч­ мый ный

Транспорт, в с е г о ..................................

26.1

18,0

55,9

38,1

17,8

Ж елезнодорожный..........................

22,4

19,0

58,0

33,8

24,8

Морской ..............................................

27,8

20,7

51,5

57,3

14,2

Речной .................................................

26.0

15.9

58,1

28,2

29,9

В оздуш ны й ........................................

43,0

30,9

26,1

44,4

—18,3

Автомобильный..................................

29,2

11,4

59,4

48.1

11,3

Прочие виды .....................................

22,9

8,0

69,1

52,6

16,5

вающая способность портов ограничивает работу морского флота. Общий почти для всех видов транспорта недостаток, снижающий качественные характеристики их работы, — это слабая ремонтная ба­ за. Ремонт транспортных средств в Южной зоне обходится значитель­ но дороже, чем в других районах страны. Материальные затраты ма­ шиностроительной продукции, занимающей второе место после топ­

ливной, в основном представляют собой услуги ремонта.

Большой удельный вес и высокая норма прибавочного продукта на транспорте (выше, чем во всех других сферах материального про­ изводства) — результат политики тарифов. На транспорте формиру­ ется почти 20 % прибыли государственных предприятий, получаемой в Южной зоне. Высокие тарифы, по существу, являются косвенным механизмом перераспределения прибавочного продукта между про­ мышленностью и транспортом п частичного изъятия прибавочного продукта в пользу других районов.

Отрасли материальных услуг Южной зоны. Сфера материальных услуг включает три основные отрасли: торговлю и общественное пи­ тание, заготовки сельскохозяйственной продукции и материальнотехническое снабжение. В Южной зоне эти отрасли играют большую роль, чем в других районах страны, в основном по двум причинам: во-первых, нз-за значительного удельного веса привозных ресурсов, продвижение которых непосредственно в производство происходит в отраслях материальных услуг, и, во-вторых, из-за общей неразви­ тости транспортной сети, затрудняющей снабжение сферы производ­ ства и потребления и требующей дополнительных этапов переработки ресурсов в отраслях материальных услуг.

Доля отраслей материальных услуг в валовом общественном продукте составляет 3,9% и в чистом продукте — 8%.

Соотношение отраслей материальных услуг зависит от структуры и уровня развития ведущих отраслей материального производства, от размещения предприятий и организаций снабжения и сбыта, от

19

Заказ № 104

285

 

 


системы торговых скидок и наценок и т. п. Кроме того, внутренняя структура сферы материальных услуг несколько искажается за счет применяемой системы учета издержек обращения. Действительные издержки обращения, связанные, например, с материально-техниче­ ским снабжением, уменьшены, так как значительная часть их отнесена к издержкам производства. Материально-техническим снабжением помимо специализированных предприятий занимаются соответствую­ щие отделы крупных предприятий и строек.

Долевое участие каждой отрасли материальных услуг в валовом и чистом продукте составило (%):

 

 

Валовой

Чистый

 

 

 

продукт

продукт

Торговля и

общественное

82,9

82,8

питание .......................

5,8

5,1

Заготовки

сельскохозянст-

венпоп

продукции. . .

11,3

12,1

Материально-техническое

снабжение

п сбыт . .

 

 

Сфера материальных услуг является наименее материалоем­ кой. Стоимостная структура характеризуется высоким удельным весом чистой продукции (табл. 135).

Валовая продукция отраслей материальных услуг распределя­ ется между сферами материального производства как потребляемый

Т а б л и ц а 135

Стоимостная структура валового продукта отраслей материальных услуг, %

Отрасли материальных услуг

Материаль­

ные затраты

Аморти­ зация

Чистый продукт

В том числе

1

приба­

с —.

Ю 3

вочный

О Л

О 5

 

С «

 

Торговля н общественное питание

13,7

5,5

80.8

51,5

29,3

Заготовки ............................................

19,7

8.5

71,8

243,3

-1 0 2 ,5

.Материально-техническое снабже­

8.0

5,5

8(1,5

61,0

25,5

ние ..................................................

Отрасли материальных услуг, всего

13,4

5,7

80,9

63,1

17,8

ресурс. Производственное потребление материальных услуг Южной зоны распределилось следующим образом: промышленность— 83,1%, сельское и лесное хозяйство — 13,7, транспорт и связь — 3,2%.


Г Л Л В Л XI

ФОРМИРОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВОКУПНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОДУКТА СЕВЕРО-ВОСТОКА

1. ОТРАСЛЕВАЯ И СТОИМОСТНАЯ СТРУКТУРА СОВОКУПНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОДУКТА

Северо-Восток обычно относят к районам пионер­ ного освоения, однако качественная характеристика этого понятия недостаточно определена. С пионерным характером прочно срослось представление о том, что капитальные вложения, направляемые на развитие производительных сил района, освоение его богатств, осу­ ществляются за счет централизованного национального дохода, причем отдача района в течение какого-то периода не эквивалентна этим затратам. Другими словами, освоение новых районов предпо­ лагает перераспределение общественного продукта и национального дохода между районами, т. е. несовпадение произведенного и потребленного национального дохода — закономерное явление. Для Северо-Востока на данном этапе источником развития в значитель­ ной степени служит перераспределяемый в централизованном поряд­ ке национальный доход. Здесь сформировался комплекс взаимо­ связанных производств, его отраслевая структура (табл. 136) *.

Структура общественного продукта сложилась под влиянием исторических особенностей формирования хозяйственных комплек­ сов: во-первых, тяготения коренных народностей к сельскохозяйст­ венному производству (прежде всего оленеводству), которое зани­ мает значительное место в Якутии; во-вторых, необходимости осуществления больших объемов капитального строительства. В усло­ виях Якутии особенно велика потребность в производственном стро­ ительстве.

При сопоставлении с другими восточными районами и страной в целом структура совокупного общественного продукта СевероВостока отличается более низкой долей промышленной продукции и продукции сельского хозяйства и более высокой долей материальных услуг. Более высокий удельный вес строительной продукции связан с пионерным освоением, характеризующимся одновременным раз­

* На структуру совокупного общественного продукта существенное вли­ яние оказывает метод учета геологоразведочных работ. Включение геологораз­ ведочных работ в отрасли материального производства увеличивает совокуп­ ный общественный продукт, одновременна снижая роль в его формировании всех других отраслей.

19*

287


витием производственной и непроизводственной сфер в условиях действия удорожающих факторов. В совокупности это повышает значение капитального строительства в хозяйстве Северо-Востока и влечет за собой снижение доли промышленности в общественном продукте. Есть основанпя утверждать, что промышленность может расти по отношению к другим отраслям опережающими темпами, что должно привести к повышению ее доли в общественном продукте. Одновременно существенное повышение производительности труда

Т а б л и ц а 136

Отраслевая структура валового общественного про­ дукта, %

Отрасль материального производства

Магаданская

область

безгеоло­

гораз­ ведки

всего

 

а

о

о

«

а)

X

О

н

X

«

Промышленность.........................

43,8

47,0

39,8

Сельское п лесное хозяГютво . .

6,1

6,5

15,2

Строптельство ..............................

 

14,7

15,8

20,3

Транспорт п связь ........................

16, б

17,9

15,7

Отрасли

материальных услуг .

11,3

12,1

7,5

Прочие

отрасли

материального

7,5

0,7

1,5

производства

геологоразведка..........................

В том числе

6,8

в отраслях материальных услуг должно привести к снижению их доли в общественном продукте. Эта тенденция достаточно наглядно проявлялась уже в последние годы, о чем свидетельствуют предва­ рительные данные о совокупном общественном продукте, полученные по Магаданской области за 1970 г.

Промышленность Северо-Востока узко специализирована. Пре­ обладание продукции цветной металлургии, рост ее доли в продукции промышленности свидетельствует о сохранении за этой отраслью ведущего положения в хозяйстве. Помимо цветной металлургии промышленную продукцию формируют электроэнергетика, промыш­ ленность строительных материалов, машиностроение и металлооб­ работка, легкая н пищевая промышленность. Значение последней несколько завышено за счет включения в ее совокупный продукт на­ лога с оборота. Ориентировочные подсчеты совокупного обществен­ ного продукта в новых упорядоченных ценах более рельефно пока­ зывают роль отраслей специализации и промышленности в целом в совокупном продукте.

Структура совокупного общественного продукта формируется также под влиянием ввоза и вывоза. Значительный удельный вес

.288