Файл: Межотраслевые связи и народнохозяйственные пропорции Восточной Сибири и Дальнего Востока..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 107
Скачиваний: 0
Т а б л и ц а 134
Стоимостная структура валового продукта транспорта, %
Транспорт |
Матери |
альные |
|
|
затраты |
Аморти зация |
Чистый продукт |
В том числе
необходи прибавоч мый ный
Транспорт, в с е г о .................................. |
26.1 |
18,0 |
55,9 |
38,1 |
17,8 |
Ж елезнодорожный.......................... |
22,4 |
19,0 |
58,0 |
33,8 |
24,8 |
Морской .............................................. |
27,8 |
20,7 |
51,5 |
57,3 |
14,2 |
Речной ................................................. |
26.0 |
15.9 |
58,1 |
28,2 |
29,9 |
В оздуш ны й ........................................ |
43,0 |
30,9 |
26,1 |
44,4 |
—18,3 |
Автомобильный.................................. |
29,2 |
11,4 |
59,4 |
48.1 |
11,3 |
Прочие виды ..................................... |
22,9 |
8,0 |
69,1 |
52,6 |
16,5 |
вающая способность портов ограничивает работу морского флота. Общий почти для всех видов транспорта недостаток, снижающий качественные характеристики их работы, — это слабая ремонтная ба за. Ремонт транспортных средств в Южной зоне обходится значитель но дороже, чем в других районах страны. Материальные затраты ма шиностроительной продукции, занимающей второе место после топ
ливной, в основном представляют собой услуги ремонта.
Большой удельный вес и высокая норма прибавочного продукта на транспорте (выше, чем во всех других сферах материального про изводства) — результат политики тарифов. На транспорте формиру ется почти 20 % прибыли государственных предприятий, получаемой в Южной зоне. Высокие тарифы, по существу, являются косвенным механизмом перераспределения прибавочного продукта между про мышленностью и транспортом п частичного изъятия прибавочного продукта в пользу других районов.
Отрасли материальных услуг Южной зоны. Сфера материальных услуг включает три основные отрасли: торговлю и общественное пи тание, заготовки сельскохозяйственной продукции и материальнотехническое снабжение. В Южной зоне эти отрасли играют большую роль, чем в других районах страны, в основном по двум причинам: во-первых, нз-за значительного удельного веса привозных ресурсов, продвижение которых непосредственно в производство происходит в отраслях материальных услуг, и, во-вторых, из-за общей неразви тости транспортной сети, затрудняющей снабжение сферы производ ства и потребления и требующей дополнительных этапов переработки ресурсов в отраслях материальных услуг.
Доля отраслей материальных услуг в валовом общественном продукте составляет 3,9% и в чистом продукте — 8%.
Соотношение отраслей материальных услуг зависит от структуры и уровня развития ведущих отраслей материального производства, от размещения предприятий и организаций снабжения и сбыта, от
19 |
Заказ № 104 |
285 |
|
|
системы торговых скидок и наценок и т. п. Кроме того, внутренняя структура сферы материальных услуг несколько искажается за счет применяемой системы учета издержек обращения. Действительные издержки обращения, связанные, например, с материально-техниче ским снабжением, уменьшены, так как значительная часть их отнесена к издержкам производства. Материально-техническим снабжением помимо специализированных предприятий занимаются соответствую щие отделы крупных предприятий и строек.
Долевое участие каждой отрасли материальных услуг в валовом и чистом продукте составило (%):
|
|
Валовой |
Чистый |
|
|
|
|
продукт |
продукт |
Торговля и |
общественное |
82,9 |
82,8 |
|
питание ....................... |
5,8 |
5,1 |
||
Заготовки |
сельскохозянст- |
|||
венпоп |
продукции. . . |
11,3 |
12,1 |
|
Материально-техническое |
||||
снабжение |
п сбыт . . |
|
|
Сфера материальных услуг является наименее материалоем кой. Стоимостная структура характеризуется высоким удельным весом чистой продукции (табл. 135).
Валовая продукция отраслей материальных услуг распределя ется между сферами материального производства как потребляемый
Т а б л и ц а 135
Стоимостная структура валового продукта отраслей материальных услуг, %
Отрасли материальных услуг
Материаль
ные затраты
Аморти зация |
Чистый продукт |
В том числе
1 |
приба |
с —. |
|
Ю 3 |
вочный |
О Л |
|
О 5 |
|
С « |
|
Торговля н общественное питание |
13,7 |
5,5 |
80.8 |
51,5 |
29,3 |
Заготовки ............................................ |
19,7 |
8.5 |
71,8 |
243,3 |
-1 0 2 ,5 |
.Материально-техническое снабже |
8.0 |
5,5 |
8(1,5 |
61,0 |
25,5 |
ние .................................................. |
|||||
Отрасли материальных услуг, всего |
13,4 |
5,7 |
80,9 |
63,1 |
17,8 |
ресурс. Производственное потребление материальных услуг Южной зоны распределилось следующим образом: промышленность— 83,1%, сельское и лесное хозяйство — 13,7, транспорт и связь — 3,2%.
Г Л Л В Л XI
ФОРМИРОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВОКУПНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОДУКТА СЕВЕРО-ВОСТОКА
1. ОТРАСЛЕВАЯ И СТОИМОСТНАЯ СТРУКТУРА СОВОКУПНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОДУКТА
Северо-Восток обычно относят к районам пионер ного освоения, однако качественная характеристика этого понятия недостаточно определена. С пионерным характером прочно срослось представление о том, что капитальные вложения, направляемые на развитие производительных сил района, освоение его богатств, осу ществляются за счет централизованного национального дохода, причем отдача района в течение какого-то периода не эквивалентна этим затратам. Другими словами, освоение новых районов предпо лагает перераспределение общественного продукта и национального дохода между районами, т. е. несовпадение произведенного и потребленного национального дохода — закономерное явление. Для Северо-Востока на данном этапе источником развития в значитель ной степени служит перераспределяемый в централизованном поряд ке национальный доход. Здесь сформировался комплекс взаимо связанных производств, его отраслевая структура (табл. 136) *.
Структура общественного продукта сложилась под влиянием исторических особенностей формирования хозяйственных комплек сов: во-первых, тяготения коренных народностей к сельскохозяйст венному производству (прежде всего оленеводству), которое зани мает значительное место в Якутии; во-вторых, необходимости осуществления больших объемов капитального строительства. В усло виях Якутии особенно велика потребность в производственном стро ительстве.
При сопоставлении с другими восточными районами и страной в целом структура совокупного общественного продукта СевероВостока отличается более низкой долей промышленной продукции и продукции сельского хозяйства и более высокой долей материальных услуг. Более высокий удельный вес строительной продукции связан с пионерным освоением, характеризующимся одновременным раз
* На структуру совокупного общественного продукта существенное вли яние оказывает метод учета геологоразведочных работ. Включение геологораз ведочных работ в отрасли материального производства увеличивает совокуп ный общественный продукт, одновременна снижая роль в его формировании всех других отраслей.
19* |
287 |
витием производственной и непроизводственной сфер в условиях действия удорожающих факторов. В совокупности это повышает значение капитального строительства в хозяйстве Северо-Востока и влечет за собой снижение доли промышленности в общественном продукте. Есть основанпя утверждать, что промышленность может расти по отношению к другим отраслям опережающими темпами, что должно привести к повышению ее доли в общественном продукте. Одновременно существенное повышение производительности труда
Т а б л и ц а 136
Отраслевая структура валового общественного про дукта, %
Отрасль материального производства
Магаданская
область
безгеоло |
гораз ведки |
всего |
|
а
о
о
«
а)
X
О
н
X
«
Промышленность......................... |
43,8 |
47,0 |
39,8 |
||
Сельское п лесное хозяГютво . . |
6,1 |
6,5 |
15,2 |
||
Строптельство .............................. |
|
14,7 |
15,8 |
20,3 |
|
Транспорт п связь ........................ |
16, б |
17,9 |
15,7 |
||
Отрасли |
материальных услуг . |
11,3 |
12,1 |
7,5 |
|
Прочие |
отрасли |
материального |
7,5 |
0,7 |
1,5 |
производства |
геологоразведка.......................... |
||||
В том числе |
6,8 |
— |
— |
в отраслях материальных услуг должно привести к снижению их доли в общественном продукте. Эта тенденция достаточно наглядно проявлялась уже в последние годы, о чем свидетельствуют предва рительные данные о совокупном общественном продукте, полученные по Магаданской области за 1970 г.
Промышленность Северо-Востока узко специализирована. Пре обладание продукции цветной металлургии, рост ее доли в продукции промышленности свидетельствует о сохранении за этой отраслью ведущего положения в хозяйстве. Помимо цветной металлургии промышленную продукцию формируют электроэнергетика, промыш ленность строительных материалов, машиностроение и металлооб работка, легкая н пищевая промышленность. Значение последней несколько завышено за счет включения в ее совокупный продукт на лога с оборота. Ориентировочные подсчеты совокупного обществен ного продукта в новых упорядоченных ценах более рельефно пока зывают роль отраслей специализации и промышленности в целом в совокупном продукте.
Структура совокупного общественного продукта формируется также под влиянием ввоза и вывоза. Значительный удельный вес
.288