Файл: Межотраслевые связи и народнохозяйственные пропорции Восточной Сибири и Дальнего Востока..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 102
Скачиваний: 0
зависимостью экономики от ввоза ресурсов, отдаленностью этого региона от развитых районов страны н огромностью территории са мого Северо-Востока. Это определяет высокий удельный вес тран спорта в совокупном общественном продукте.
Транспорт Северо-Востока представлен всеми видами, кроме железнодорожного. Ниже приводится структура валового общест венного продукта, создаваемого па транспорте (%):
Вид |
транспорта |
Магаданская |
Якутская |
|
|
область |
АССР |
Морской |
........................... |
М2 |
8,4 |
Речной .............................. |
|
0,2 |
42.0 |
Авпацггоппый.................. |
28,8 |
12.1 |
|
Автомобильный |
54,0 |
34,7 |
|
Лесосплав |
п лесоперевал |
|
2,8 |
Трубопроводный |
1.3 |
|
|
Г у ж е в о й |
........................... |
1.5 |
|
В системе межотраслевых связей хозяйственного комплекса Северо-Востока транспорт характеризуется некоторыми особен ностями. Прежде всего отметим тесную связь транспорта с промыш ленностью, особенно с топливной, электроэнергетической и хими ческой. Коэффициенты прямых затрат продуктов этих отраслей составляют соответственно 0,1046, 0,0390, 0,0297.
В условиях Северо-Востока транспорт потребляет значитель ную часть услуг материально-технического снабжения (топливо, горюче-смазочные вещества), па которые особенно велики нацепки материально-технического снабжения.
Транспорт характеризуется высокой трудоемкостью. В Ма гаданской области на транспорте занято 1596 рабочих и служащих всех отраслей материального производства. В отличие от других от раслей транспорт характеризуется преобладанием в полных трудо вых затратах затрат живого труда. Так, соотношение живого и ове ществленного труда в полных трудовых затратах по отраслям про изводства Магаданской области составило (?о):
Промышленность . . |
. |
43,8:50,2 |
Строительство . . . . |
. |
42.2: .57,8 |
Сельское хозяйство . |
55.9:44,1 |
|
Транспорт п связь . . |
. |
59,1 :40,9 |
Геологоразведка . . . . |
|
61,1:38,9 |
По затратам живого труда транспорт уступает только геолого разведке. Наибольшие затраты живого труда приходятся иа авто
мобильный, воздушный транспорт и лесосплав. На эти же |
виды |
транспорта уже сейчас приходится и основная часть перевозок, |
осо |
бенно в районах Крайнего Севера (табл. 139). |
|
Транспорт и связь, в свою очередь, играют активную роль в |
|
формировании затрат других отраслей. Особенно это видно |
при |
294
Т а б л и ц а 139
Удельный вес необходимого продукта в стоимости услуг транспорта, %
Район |
Железно |
Морс |
Реч |
Возду |
Авто |
Лесо |
дорожный |
кой |
ной |
шный |
моби |
сплав |
|
|
|
|
|
|
льный |
|
Якутская А С С Р .................................. |
_ |
38,2 |
30,4 |
51,1 |
40,9 |
55,4 |
Магаданская область......................... |
— |
59,5 |
81,2 |
52,8 |
61,9 |
— |
Южная з о п а ....................................... |
33,8 |
37,3 |
28,2 |
44,4 |
48,1 |
52,6 |
построении баланса в ценах производства, когда все транспортные расходы концентрируются в одпом показателе, который сущест венно дифференцируется по районам. Коэффициент прямых затрат транспорта и связи на совокупный общественный продукт составил в Якутской АССР 0,04995, в Магаданской области — 0,15519. Еще выше доля транспорта и связи в материальных затратах, включая амортизацию: в Якутской АССР — 9,2, в Магаданской области —25.
Соотношение коэффициентов полных и прямых затрат на тран спорте показало, что транспорт требует больших материальных затрат в смежных отраслях. Его развитие предполагает значитель ный прирост производства продукции металлургии, электроэнерге тики, химической, лесной и деревообрабатывающей промышлен ности. Полные материальные затраты в 5,25 раза превосходят пря мые. Вместе с тем необходимый продукт изменяется лишь примерно
в1,5 раза. Это значит, что увеличение затрат на развитие транспорта влечет за собой незначительное увеличение необходимого продукта,
всмежных отраслях по сравнению с очень высоким необходимым продуктом на транспорте. Кроме того, отрасли — главные потре бители транспортных услуг — должны характеризоваться, наобо рот, превышением соотношений коэффициентов полных н прямых затрат как раз но необходимому продукту.
Вотдельных отраслях высокий уровень транспортной составляю щей в затратах на совокупный общественный продукт промышлен ности, строительства, связи, торговли н общественного питания, геологоразведки должен обусловить в районах Севера преимущест венный рост потребности в живом труде по сравнению с трудом ове ществленным. Однако проявлению этой закономерности мешает несовершенство коэффициентов прямых и полных затрат. В самом деле, только в строительстве Магаданской области можно уловить указанную закономерность, потому что строительство — один пз крупных потребителей транспортных услуг — прибыльно, и потому стоимостная структура его продукции не искажена влиянием внеш них факторов (как, например, в промышленности). В промышлен ности и других отраслях указанная закономерность затушевывается
295
Т а б л п ц а 140
Удельный вес необходимого труда в общей сумме затрат, %
Район
Магаданская область.........................
Якутская А С С Р ................................
Новосибирская область ...................
С С С Р ......................................
Лро- |
Сель |
Тран |
Строи |
Отрасли |
Гео- |
мыш- |
ское |
спорт |
матери |
Л О Г О - |
|
лен- |
Х О З Я Й |
и |
тель |
альных |
раз- |
ность |
С Т В О |
связь |
ство |
услуг |
ведка |
41,5 |
49,4 |
58,9 |
34,7 |
31,1 |
54,5 |
31,2 |
45,1 |
52,3 |
44,7 |
62,3 |
— |
19, Я |
33,6 |
45,3 |
37,4 |
51,8 |
— |
2(1.9 |
29,8 |
46,0 |
39,8 |
65,8 |
— |
влиянием ценообразования на структуру стоимости. Так, в промыш ленности столь высок коэффициент прямых затрат необходимого продукта, что косвенные затраты, формируемые в отраслях с более благоприятной структурой чистого продукта, составляют лишь часть прямых. Транспорт играет разную роль в формировании затрат отраслей, в том числе отдельных отраслей промышленности. Рас сматриваемая закономерность может в большей нлн меньшей сте пени проявляться в зависимости от соотношения этих затрат в агре гированных отраслях.
Анализ состава и стоимостной структуры совокупного общест венного продукта Северо-Востока будет неполным, если специально не остановиться на использовании живого труда, характеристике затрат необходимого труда, его роли в создании общественного про дукта. Этот вопрос особенно важен с точкн зрения прогнозирования будущего развития Северо-Востока.
Приводимые в табл. 140 сведения дают представление об уровне затрат необходимого труда по различным районам в общей сумме затрат на производство в отраслях.
Якутская АССР п особенно Магаданская область существенно отличаются от СССР в целом по доле затрат на оплату труда в общей сумме затрат. Это обусловлено, во-первых, повышенными затратами живого труда в условиях холода в единицу времени, во-вторых, по вышенными расходами, связанными с воспроизводством рабочей си лы, компенсируемыми районным коэффициентом к заработной плате,
в-третьих, необходимостью стимулировать |
закрепление кадров в рай |
онах Крайнего Севера, определяющей |
содержание северных про |
центных надбавок к заработной плате. Все это и приводит к сущест венной деформации структуры затрат в условиях Севера, которая усиливается по мере перехода от областей, близких к средним по Союзу, относящихся к старообжитым районам страны, к областям, резко отличным по своим природно-климатическим и экономико
296
географическим условиям от средних. Высокий уровень оплаты труда в условиях Крайнего Севера вызывает повышение косвенных затрат, расширение фонда потребления п отраслей, связанных с его созданием.
Остановимся на некоторых особенностях фонда потребления. Во-первых, прирост численности занятых в какой-либо отрасли влечет за собой автоматически прирост численности в других отрас лях и в сфере обслуживания населения (с учетом коэффициента се мейности). Во-вторых, на уровень потребностей населения Крайнего Севера влияют природно-климатические условия (вызывающие рост потребностей в продуктах питания, одежде, жилье и коммунальных удобствах, средствах транспорта и связи и т. д.), географическое положение и повышенный уровень доходов. В то же время уровень потребностей населения любого района определяется общими дости жениями страны в целом, а не достижениями отдельного района. Например, «взнос» нового района, где производительные силы на ходятся лишь в начальной стадии развития, в национальный доход страны ничтожен, по потребности людей определяются по крайней мере тем их уровнем, который сложился у людей в районах их преж него места жительства.
В совокупности местные условия формирования потребностей и высокий уровень потребления по стране обусловливают возможность опережающего роста фонда потребления по сравнению с развитием производительных сил региона. Этому может способствовать расши рение местных обслуживающих производств и сферы услуг на месте, без достаточного межрайонного разделения труда. Расширение по требления и соответствующей сферы услуг в конце концов может стать самоцелью и ни в какой мере не связываться с первоначально постав ленной задачей освоения района. Так, рост потребности в продук тах сельского хозяйства влечет за собой увеличение занятости в этой отрасли, занятые в сельском хозяйстве предъявляют спрос на жилье и услуги непроизводственной сферы и вызывают этим нежелатель ный прирост численности в непроизводственной сфере, в строительст ве. в промышленности строительных материалов и т. д. И чем больше численность в «исходной» отрасли, тем больше круг вспомога тельных отраслей, охватываемый данным комплексом. Экономия труда в каждой отрасли — важный путь экономии его в масшта бах комплекса.
Ресурсы воспроизводства в условиях Северо-Востока форми руются за счет произведенного в районе продукта и частично вво зимого из других районов. Собственно возможности и перспективы, тенденции будущего развития хозяйства, направление изменения его эффективности находят выражение в величине и структуре ис пользуемого конечного продукта.
Поэтому ниже более подробно рассматриваются особенности фондов накопления и потребления.
297