Файл: Межотраслевые связи и народнохозяйственные пропорции Восточной Сибири и Дальнего Востока..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 102

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

зависимостью экономики от ввоза ресурсов, отдаленностью этого региона от развитых районов страны н огромностью территории са­ мого Северо-Востока. Это определяет высокий удельный вес тран­ спорта в совокупном общественном продукте.

Транспорт Северо-Востока представлен всеми видами, кроме железнодорожного. Ниже приводится структура валового общест­ венного продукта, создаваемого па транспорте (%):

Вид

транспорта

Магаданская

Якутская

 

 

область

АССР

Морской

...........................

М2

8,4

Речной ..............................

 

0,2

42.0

Авпацггоппый..................

28,8

12.1

Автомобильный

54,0

34,7

Лесосплав

п лесоперевал

 

2,8

Трубопроводный

1.3

 

Г у ж е в о й

...........................

1.5

 

В системе межотраслевых связей хозяйственного комплекса Северо-Востока транспорт характеризуется некоторыми особен­ ностями. Прежде всего отметим тесную связь транспорта с промыш­ ленностью, особенно с топливной, электроэнергетической и хими­ ческой. Коэффициенты прямых затрат продуктов этих отраслей составляют соответственно 0,1046, 0,0390, 0,0297.

В условиях Северо-Востока транспорт потребляет значитель­ ную часть услуг материально-технического снабжения (топливо, горюче-смазочные вещества), па которые особенно велики нацепки материально-технического снабжения.

Транспорт характеризуется высокой трудоемкостью. В Ма­ гаданской области на транспорте занято 1596 рабочих и служащих всех отраслей материального производства. В отличие от других от­ раслей транспорт характеризуется преобладанием в полных трудо­ вых затратах затрат живого труда. Так, соотношение живого и ове­ ществленного труда в полных трудовых затратах по отраслям про­ изводства Магаданской области составило (?о):

Промышленность . .

.

43,8:50,2

Строительство . . . .

.

42.2: .57,8

Сельское хозяйство .

55.9:44,1

Транспорт п связь . .

.

59,1 :40,9

Геологоразведка . . . .

 

61,1:38,9

По затратам живого труда транспорт уступает только геолого­ разведке. Наибольшие затраты живого труда приходятся иа авто­

мобильный, воздушный транспорт и лесосплав. На эти же

виды

транспорта уже сейчас приходится и основная часть перевозок,

осо­

бенно в районах Крайнего Севера (табл. 139).

 

Транспорт и связь, в свою очередь, играют активную роль в

формировании затрат других отраслей. Особенно это видно

при

294



Т а б л и ц а 139

Удельный вес необходимого продукта в стоимости услуг транспорта, %

Район

Железно­

Морс­

Реч­

Возду­

Авто­

Лесо­

дорожный

кой

ной

шный

моби­

сплав

 

 

 

 

 

льный

 

Якутская А С С Р ..................................

_

38,2

30,4

51,1

40,9

55,4

Магаданская область.........................

59,5

81,2

52,8

61,9

Южная з о п а .......................................

33,8

37,3

28,2

44,4

48,1

52,6

построении баланса в ценах производства, когда все транспортные расходы концентрируются в одпом показателе, который сущест­ венно дифференцируется по районам. Коэффициент прямых затрат транспорта и связи на совокупный общественный продукт составил в Якутской АССР 0,04995, в Магаданской области — 0,15519. Еще выше доля транспорта и связи в материальных затратах, включая амортизацию: в Якутской АССР — 9,2, в Магаданской области —25.

Соотношение коэффициентов полных и прямых затрат на тран­ спорте показало, что транспорт требует больших материальных затрат в смежных отраслях. Его развитие предполагает значитель­ ный прирост производства продукции металлургии, электроэнерге­ тики, химической, лесной и деревообрабатывающей промышлен­ ности. Полные материальные затраты в 5,25 раза превосходят пря­ мые. Вместе с тем необходимый продукт изменяется лишь примерно

в1,5 раза. Это значит, что увеличение затрат на развитие транспорта влечет за собой незначительное увеличение необходимого продукта,

всмежных отраслях по сравнению с очень высоким необходимым продуктом на транспорте. Кроме того, отрасли — главные потре­ бители транспортных услуг — должны характеризоваться, наобо­ рот, превышением соотношений коэффициентов полных н прямых затрат как раз но необходимому продукту.

Вотдельных отраслях высокий уровень транспортной составляю­ щей в затратах на совокупный общественный продукт промышлен­ ности, строительства, связи, торговли н общественного питания, геологоразведки должен обусловить в районах Севера преимущест­ венный рост потребности в живом труде по сравнению с трудом ове­ ществленным. Однако проявлению этой закономерности мешает несовершенство коэффициентов прямых и полных затрат. В самом деле, только в строительстве Магаданской области можно уловить указанную закономерность, потому что строительство — один пз крупных потребителей транспортных услуг — прибыльно, и потому стоимостная структура его продукции не искажена влиянием внеш­ них факторов (как, например, в промышленности). В промышлен­ ности и других отраслях указанная закономерность затушевывается

295


Т а б л п ц а 140

Удельный вес необходимого труда в общей сумме затрат, %

Район

Магаданская область.........................

Якутская А С С Р ................................

Новосибирская область ...................

С С С Р ......................................

Лро-

Сель­

Тран­

Строи­

Отрасли

Гео-

мыш-

ское

спорт

матери­

Л О Г О -

лен-

Х О З Я Й ­

и

тель­

альных

раз-

ность

С Т В О

связь

ство

услуг

ведка

41,5

49,4

58,9

34,7

31,1

54,5

31,2

45,1

52,3

44,7

62,3

19, Я

33,6

45,3

37,4

51,8

2(1.9

29,8

46,0

39,8

65,8

влиянием ценообразования на структуру стоимости. Так, в промыш­ ленности столь высок коэффициент прямых затрат необходимого продукта, что косвенные затраты, формируемые в отраслях с более благоприятной структурой чистого продукта, составляют лишь часть прямых. Транспорт играет разную роль в формировании затрат отраслей, в том числе отдельных отраслей промышленности. Рас­ сматриваемая закономерность может в большей нлн меньшей сте­ пени проявляться в зависимости от соотношения этих затрат в агре­ гированных отраслях.

Анализ состава и стоимостной структуры совокупного общест­ венного продукта Северо-Востока будет неполным, если специально не остановиться на использовании живого труда, характеристике затрат необходимого труда, его роли в создании общественного про­ дукта. Этот вопрос особенно важен с точкн зрения прогнозирования будущего развития Северо-Востока.

Приводимые в табл. 140 сведения дают представление об уровне затрат необходимого труда по различным районам в общей сумме затрат на производство в отраслях.

Якутская АССР п особенно Магаданская область существенно отличаются от СССР в целом по доле затрат на оплату труда в общей сумме затрат. Это обусловлено, во-первых, повышенными затратами живого труда в условиях холода в единицу времени, во-вторых, по­ вышенными расходами, связанными с воспроизводством рабочей си­ лы, компенсируемыми районным коэффициентом к заработной плате,

в-третьих, необходимостью стимулировать

закрепление кадров в рай­

онах Крайнего Севера, определяющей

содержание северных про­

центных надбавок к заработной плате. Все это и приводит к сущест­ венной деформации структуры затрат в условиях Севера, которая усиливается по мере перехода от областей, близких к средним по Союзу, относящихся к старообжитым районам страны, к областям, резко отличным по своим природно-климатическим и экономико­

296


географическим условиям от средних. Высокий уровень оплаты труда в условиях Крайнего Севера вызывает повышение косвенных затрат, расширение фонда потребления п отраслей, связанных с его созданием.

Остановимся на некоторых особенностях фонда потребления. Во-первых, прирост численности занятых в какой-либо отрасли влечет за собой автоматически прирост численности в других отрас­ лях и в сфере обслуживания населения (с учетом коэффициента се­ мейности). Во-вторых, на уровень потребностей населения Крайнего Севера влияют природно-климатические условия (вызывающие рост потребностей в продуктах питания, одежде, жилье и коммунальных удобствах, средствах транспорта и связи и т. д.), географическое положение и повышенный уровень доходов. В то же время уровень потребностей населения любого района определяется общими дости­ жениями страны в целом, а не достижениями отдельного района. Например, «взнос» нового района, где производительные силы на­ ходятся лишь в начальной стадии развития, в национальный доход страны ничтожен, по потребности людей определяются по крайней мере тем их уровнем, который сложился у людей в районах их преж­ него места жительства.

В совокупности местные условия формирования потребностей и высокий уровень потребления по стране обусловливают возможность опережающего роста фонда потребления по сравнению с развитием производительных сил региона. Этому может способствовать расши­ рение местных обслуживающих производств и сферы услуг на месте, без достаточного межрайонного разделения труда. Расширение по­ требления и соответствующей сферы услуг в конце концов может стать самоцелью и ни в какой мере не связываться с первоначально постав­ ленной задачей освоения района. Так, рост потребности в продук­ тах сельского хозяйства влечет за собой увеличение занятости в этой отрасли, занятые в сельском хозяйстве предъявляют спрос на жилье и услуги непроизводственной сферы и вызывают этим нежелатель­ ный прирост численности в непроизводственной сфере, в строительст­ ве. в промышленности строительных материалов и т. д. И чем больше численность в «исходной» отрасли, тем больше круг вспомога­ тельных отраслей, охватываемый данным комплексом. Экономия труда в каждой отрасли — важный путь экономии его в масшта­ бах комплекса.

Ресурсы воспроизводства в условиях Северо-Востока форми­ руются за счет произведенного в районе продукта и частично вво­ зимого из других районов. Собственно возможности и перспективы, тенденции будущего развития хозяйства, направление изменения его эффективности находят выражение в величине и структуре ис­ пользуемого конечного продукта.

Поэтому ниже более подробно рассматриваются особенности фондов накопления и потребления.

297