Файл: Межотраслевые связи и народнохозяйственные пропорции Восточной Сибири и Дальнего Востока..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 99
Скачиваний: 0
в |
то время как |
в Магаданской |
|
Т а б л и ц а 143 |
||||||
области |
несколько |
выделялось |
Структура капитального строитель' |
|||||||
жилищное. По отдельным же от |
ства, % |
|
|
|||||||
раслям |
материального |
произ |
|
Мага |
Якут |
|||||
водства |
объемы строительных |
Вид строительства |
дан |
|||||||
ская |
ская |
|||||||||
работ |
распределены |
довольно |
|
область |
АССР |
|||||
равномерно. О степени влияния |
Промышленное . . . |
■18,5 |
02,0 |
|||||||
на |
структуру |
затрат |
состава |
|||||||
Транспортное . . . . |
4,9 |
9,0 |
||||||||
строительных работ |
можно су |
Сельскохозяйственное |
4,0 |
9,0 |
||||||
дить |
по колебапиям |
коэффици |
Ж и л и щ н о е ...................... |
28,8 |
16,0 |
|||||
ентов |
прямых и полных затрат |
Прочие виды строи |
43,8 |
4,0 |
||||||
по |
отдельным видам и отраслям |
тельства ...................... |
||||||||
|
|
|
строительства.
Как показали ранее проведенные исследования по другим райо нам страны, в частности по Прибалтийским республикам, коэффициен ты прямых затрат в значительно большей степени подвержены влия нию структурных сдвигов, чем временных. Именно различие структу ры строительных работ определяет затраты и тенденции их изменения
во времени.
Коэффициенты прямых затрат продукции разных отраслей на родного хозяйства на строительство по отдельным его видам весьма различны. Если в целом коэффициенты прямых затрат промышленно сти на строительство разнятся незначительно, то по отдельным отрас лям эти колебания резко возрастают. Так, стопмость потребления металла (на 1000 руб. строительно-монтажных работ) меняется от 44,65 руб. в строительстве предприятий промышленности строитель ных материалов до 7,3 руб. в капитальном ремонте, или в 6,12 раза. Еще более значительна разница в потреблении электроэнергии раз ными видами строительства.
Наибольшие отклонения от средних показателей характерны для строительства объектов промышленности строительных материалов: самая высокая потребность в металле, электроэнергии, наименьшие коэффициенты затрат на этот вид строительных работ топлива, це мента, железобетонных изделий.
Существуют и косвенные, превосходящие значение прямых, вза имосвязи строительства с отраслями народного хозяйства, в том числе промышленности. Полные материальные затраты почти в 4 раза пре вышают прямые, что свидетельствует о настоятельной необходимости при планировании увеличения строительных работ и соответствую щего производства строительных материалов и услуг учитывать кос венные потребности.
При этом следует обратить внимание, что структура прямых и полных затрат не идентична. Среди промышленных затрат в число важнейших входят затраты строительных материалов, продукции лесной и деревообрабатывающей промышленности, продукции маши ностроения, электроэнергии, а среди полных затрат на строительство
20* |
303 |
наряду с затратами строительных материалов особое значение приоб ретает продукция топливной, машиностроительной, химической от раслей. Значительно увеличивается потребность в основных фондах: полные амортизационные отчисления возрастают по отношению к прямым в несколько раз.
На основе приведенных данных о производственных связях строи тельства следует признать, что при определении оптимальпых про порций в развитии строительства и обслуживающих производств необходимо предусматривать опережающие темпы роста объемов про изводства в промышленности строительных материалов н на предприя тиях строительной индустрии. Тем более, что теснота связей строи тельства с другими отраслями пародного хозяйства имеет тенденцию к увеличению, которая обусловлена процессом индустриализации строительства и влечет повышение доли стоимости деталей и конструк ций заводского изготовления в общей стоимости работ, а также рас ширение номенклатуры сырья и материалов, находящих применение в строительстве.
Необходимо подразделять строительство в балансе па отрасли, согласуемые с особенностями района, с перспективными тенденциями распределения капитальных вложений. Это приобретает особое зна чение для отдельных регионов, так как здесь строительство в большей мере подвержено структурным сдвигам, что делает особенно неустой чивыми и малопригодными для плановых расчетов и прогнозных оце нок общие коэффициенты прямых и полных затрат.
Выше отмечалась исключительная роль в экономике Северо-Во стока геологоразведки, которая призвана обеспечить сырьем основную отрасль промышленности.
Эффективность геологоразведочных работ оказывает самое не посредственное влияние иа горнодобывающую промышленность, соответственно повышая или понижая ее экономические показатели. Вместе с тем, включение геологоразведочных работ в фонд накопления обусловливает их влияние на эффективность всего территориального комплекса. Преодоление некоторого отставания геологоразведоч ных работ от потребностей промышленности, обнаружившегося в по следние годы, потребует их расширения главным образом на основе нятенспфикации.
Структура затрат на геологоразведку характеризуется высоким удельным весом затрат живого труда (см. табл. 142). Низкая доля амортизации свидетельствует о невысоком уровне механизации. Свы ше 50% материальных затрат дает транспорт, что объясняется боль шими расстояниями перевозок, использованием дорогого авиационно го транспорта, особенно в условиях Чукотки.
В стоимости геологоразведочных работ велика доля необходи мого труда (47,1%) при незначительной доле амортизационных от числений (3%), что. свидетельствует о целесообразности интенсивной механизации геологоразведочных работ, совершенствования методи-
304
кн поисков и разведки полезных ископаемых и существенного повы шения на этой основе производительности труда.
Сопоставление коэффициентов прямых и полных затрат свидетель ствует о том, что расширение геологоразведочных работ влечет за со бой относительно меньшее, чем в других отраслях, увеличение произ водства смежных отраслей. Геологоразведочные работы (при том, что удельный вес материальных затрат в их стоимости не велик) тесно связаны с транспортом, электроэнергетикой, машиностроением, ма териально-техническим снабжением. С учетом косвенных затрат даль нейшее развитие геологоразведочных работ предполагает наряду с развитием перечисленных выше отраслей расширение н топливной промышленности.
3. ПОТРЕБЛЕНИЕ
Личное потребление. Прогнозирование изменения структуры и объемов фонда потребления — необходимая исходная предпосылка планирования производства общественного продукта, и его значение возрастает по мере насыщения спроса населения на отдельные мате риальные блага и по мере расширения номенклатуры производимых взаимозаменяемых продуктов н соответственно вариантов предпочти тельного использования доходов. Последнее, в свою очередь, .зависит от величины дохода.
Наряду с балансом денежных доходов п расходов населения меж отраслевой баланс дает представление о формировании личных дохо дов. В III квадранте отражается первичное распределение доходов производственной сферы, деление вновь созданного продукта на не обходимый и прибавочный. Здесь же отражаются первичные формы образования доходов работников, занятых в общественном производ стве и личном подсобном хозяйстве: заработная плата рабочих и слу жащих, оплата труда колхозников, прочие доходы рабочих и служа щих и доходы от личного подсобного хозяйства.
В результате перераспределения доходов производственных пред приятий и населения, занятого в производственной сфере, образуются доходы работников непроизводственной сферы и личные доходы не трудоспособных членов общества. Эти доходы отражаются в IV квад ранте межотраслевого баланса.
На формирование личных доходов населения Северо-Востока влияют следующие факторы: повышение доходов за счет районного коэффициента и северных льготных надбавок к заработной плате; занятость населения при относительно низком коэффициенте семей ности, повышенная концентрация занятых в материальном произ водстве Северо-Востока в отраслях, где заработная плата вы ше средней. Все это обеспечивает относительно высокий уровень среднедушевого дохода. Так, по Магаданской области за 10 лет (1960—
305
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
144 |
|
Структура личных расходов населении, % |
|
|
||||
|
|
М агаданская |
Я кут |
Прибалтий |
||
|
|
ская |
||||
Личные |
расходы |
область |
АССР |
ский |
район |
|
|
|
1966 г. |
1 9 7 0 * г . |
1966 г. |
1961 г. |
|
Материальные |
затраты . . . |
61 ,8 |
6 0 ,6 |
69 ,8 |
93,7 |
|
Прочие денежные расходы и |
|
|
|
|
|
|
сбереж ен и я............................. |
38 ,2 |
3 0 ,4 |
30,2 |
|
0 ,3 |
* Экспертная оценка автора.
1970 гг.) денежные доходы в расчете на душу населения увеличились на 65,2%, в том числе за счет заработной платы на 67%. Большая часть прироста приходится на последнее пятилетие. Это обусловлено упорядочением заработной платы (распространением районного коэф фициента на новые категории рабочих и служащих, усовершенство ванием системы северных льгот, повышением тарифных ставок), а также мероприятиями по повышению минимума заработной платы.
Структура фонда личного потребления формируется в значитель ной мере под влиянием уровня дохода, поскольку доход определяет объем й структуру платежеспособного спроса. Это проявляется преж де всего в доле средств, расходуемых на материальные блага и услуги. Так, по дапным табл. 144, с ростом дохода доля материальных затрат в общей сумме расходов снижается.
Структура личного потребления, в свою очередь, формируется в зависимости от влияния двух факторов:
повышенного уровня потребностей в материальных благах н ус лугах в силу специфики природно-климатических условий и геогра фического положения, что повышает спрос на ряд продуктов, в связи с необходимостью повышенных затрат на воспроизводство рабочей
с и л ы ;
повышенного спроса из-за более высокого абсолютного размера дохода (расширяются возможности приобретения тех или иных благ и услуг и возможности предпочтения одних благ другими).
Сопоставим структуру затрат населения Магаданской области и Якутии (табл. 145) на товары и услуги. Обращает на себя внимание различное соотношение расходов на товары и услуги: в Магаданской области доля расходов на услуги относительно выше, что объясняет ся более высоким уровнем дохода.
Отметим и высокую долю расходов на транспорт и связь в общей сумме расходов на оплату услуг. На паш взгляд, дальнейшее увели чение доходов населения приведет к существенному росту именно затрат па транспорт, которые в значительной мере характеризуют ре-
306