Файл: Межотраслевые связи и народнохозяйственные пропорции Восточной Сибири и Дальнего Востока..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 99

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

в

то время как

в Магаданской

 

Т а б л и ц а 143

области

несколько

выделялось

Структура капитального строитель'

жилищное. По отдельным же от­

ства, %

 

 

раслям

материального

произ­

 

Мага­

Якут­

водства

объемы строительных

Вид строительства

дан­

ская

ская

работ

распределены

довольно

 

область

АССР

равномерно. О степени влияния

Промышленное . . .

■18,5

02,0

на

структуру

затрат

состава

Транспортное . . . .

4,9

9,0

строительных работ

можно су­

Сельскохозяйственное

4,0

9,0

дить

по колебапиям

коэффици­

Ж и л и щ н о е ......................

28,8

16,0

ентов

прямых и полных затрат

Прочие виды строи­

43,8

4,0

по

отдельным видам и отраслям

тельства ......................

 

 

 

строительства.

Как показали ранее проведенные исследования по другим райо­ нам страны, в частности по Прибалтийским республикам, коэффициен­ ты прямых затрат в значительно большей степени подвержены влия­ нию структурных сдвигов, чем временных. Именно различие структу­ ры строительных работ определяет затраты и тенденции их изменения

во времени.

Коэффициенты прямых затрат продукции разных отраслей на­ родного хозяйства на строительство по отдельным его видам весьма различны. Если в целом коэффициенты прямых затрат промышленно­ сти на строительство разнятся незначительно, то по отдельным отрас­ лям эти колебания резко возрастают. Так, стопмость потребления металла (на 1000 руб. строительно-монтажных работ) меняется от 44,65 руб. в строительстве предприятий промышленности строитель­ ных материалов до 7,3 руб. в капитальном ремонте, или в 6,12 раза. Еще более значительна разница в потреблении электроэнергии раз­ ными видами строительства.

Наибольшие отклонения от средних показателей характерны для строительства объектов промышленности строительных материалов: самая высокая потребность в металле, электроэнергии, наименьшие коэффициенты затрат на этот вид строительных работ топлива, це­ мента, железобетонных изделий.

Существуют и косвенные, превосходящие значение прямых, вза­ имосвязи строительства с отраслями народного хозяйства, в том числе промышленности. Полные материальные затраты почти в 4 раза пре­ вышают прямые, что свидетельствует о настоятельной необходимости при планировании увеличения строительных работ и соответствую­ щего производства строительных материалов и услуг учитывать кос­ венные потребности.

При этом следует обратить внимание, что структура прямых и полных затрат не идентична. Среди промышленных затрат в число важнейших входят затраты строительных материалов, продукции лесной и деревообрабатывающей промышленности, продукции маши­ ностроения, электроэнергии, а среди полных затрат на строительство

20*

303


наряду с затратами строительных материалов особое значение приоб­ ретает продукция топливной, машиностроительной, химической от­ раслей. Значительно увеличивается потребность в основных фондах: полные амортизационные отчисления возрастают по отношению к прямым в несколько раз.

На основе приведенных данных о производственных связях строи­ тельства следует признать, что при определении оптимальпых про­ порций в развитии строительства и обслуживающих производств необходимо предусматривать опережающие темпы роста объемов про­ изводства в промышленности строительных материалов н на предприя­ тиях строительной индустрии. Тем более, что теснота связей строи­ тельства с другими отраслями пародного хозяйства имеет тенденцию к увеличению, которая обусловлена процессом индустриализации строительства и влечет повышение доли стоимости деталей и конструк­ ций заводского изготовления в общей стоимости работ, а также рас­ ширение номенклатуры сырья и материалов, находящих применение в строительстве.

Необходимо подразделять строительство в балансе па отрасли, согласуемые с особенностями района, с перспективными тенденциями распределения капитальных вложений. Это приобретает особое зна­ чение для отдельных регионов, так как здесь строительство в большей мере подвержено структурным сдвигам, что делает особенно неустой­ чивыми и малопригодными для плановых расчетов и прогнозных оце­ нок общие коэффициенты прямых и полных затрат.

Выше отмечалась исключительная роль в экономике Северо-Во­ стока геологоразведки, которая призвана обеспечить сырьем основную отрасль промышленности.

Эффективность геологоразведочных работ оказывает самое не­ посредственное влияние иа горнодобывающую промышленность, соответственно повышая или понижая ее экономические показатели. Вместе с тем, включение геологоразведочных работ в фонд накопления обусловливает их влияние на эффективность всего территориального комплекса. Преодоление некоторого отставания геологоразведоч­ ных работ от потребностей промышленности, обнаружившегося в по­ следние годы, потребует их расширения главным образом на основе нятенспфикации.

Структура затрат на геологоразведку характеризуется высоким удельным весом затрат живого труда (см. табл. 142). Низкая доля амортизации свидетельствует о невысоком уровне механизации. Свы­ ше 50% материальных затрат дает транспорт, что объясняется боль­ шими расстояниями перевозок, использованием дорогого авиационно­ го транспорта, особенно в условиях Чукотки.

В стоимости геологоразведочных работ велика доля необходи­ мого труда (47,1%) при незначительной доле амортизационных от­ числений (3%), что. свидетельствует о целесообразности интенсивной механизации геологоразведочных работ, совершенствования методи-

304



кн поисков и разведки полезных ископаемых и существенного повы­ шения на этой основе производительности труда.

Сопоставление коэффициентов прямых и полных затрат свидетель­ ствует о том, что расширение геологоразведочных работ влечет за со­ бой относительно меньшее, чем в других отраслях, увеличение произ­ водства смежных отраслей. Геологоразведочные работы (при том, что удельный вес материальных затрат в их стоимости не велик) тесно связаны с транспортом, электроэнергетикой, машиностроением, ма­ териально-техническим снабжением. С учетом косвенных затрат даль­ нейшее развитие геологоразведочных работ предполагает наряду с развитием перечисленных выше отраслей расширение н топливной промышленности.

3. ПОТРЕБЛЕНИЕ

Личное потребление. Прогнозирование изменения структуры и объемов фонда потребления — необходимая исходная предпосылка планирования производства общественного продукта, и его значение возрастает по мере насыщения спроса населения на отдельные мате­ риальные блага и по мере расширения номенклатуры производимых взаимозаменяемых продуктов н соответственно вариантов предпочти­ тельного использования доходов. Последнее, в свою очередь, .зависит от величины дохода.

Наряду с балансом денежных доходов п расходов населения меж­ отраслевой баланс дает представление о формировании личных дохо­ дов. В III квадранте отражается первичное распределение доходов производственной сферы, деление вновь созданного продукта на не­ обходимый и прибавочный. Здесь же отражаются первичные формы образования доходов работников, занятых в общественном производ­ стве и личном подсобном хозяйстве: заработная плата рабочих и слу­ жащих, оплата труда колхозников, прочие доходы рабочих и служа­ щих и доходы от личного подсобного хозяйства.

В результате перераспределения доходов производственных пред­ приятий и населения, занятого в производственной сфере, образуются доходы работников непроизводственной сферы и личные доходы не­ трудоспособных членов общества. Эти доходы отражаются в IV квад­ ранте межотраслевого баланса.

На формирование личных доходов населения Северо-Востока влияют следующие факторы: повышение доходов за счет районного коэффициента и северных льготных надбавок к заработной плате; занятость населения при относительно низком коэффициенте семей­ ности, повышенная концентрация занятых в материальном произ­ водстве Северо-Востока в отраслях, где заработная плата вы­ ше средней. Все это обеспечивает относительно высокий уровень среднедушевого дохода. Так, по Магаданской области за 10 лет (1960—

305


 

 

 

 

Т а б л и ц а

144

Структура личных расходов населении, %

 

 

 

 

М агаданская

Я кут­

Прибалтий­

 

 

ская

Личные

расходы

область

АССР

ский

район

 

 

1966 г.

1 9 7 0 * г .

1966 г.

1961 г.

Материальные

затраты . . .

61 ,8

6 0 ,6

69 ,8

93,7

Прочие денежные расходы и

 

 

 

 

 

сбереж ен и я.............................

38 ,2

3 0 ,4

30,2

 

0 ,3

* Экспертная оценка автора.

1970 гг.) денежные доходы в расчете на душу населения увеличились на 65,2%, в том числе за счет заработной платы на 67%. Большая часть прироста приходится на последнее пятилетие. Это обусловлено упорядочением заработной платы (распространением районного коэф­ фициента на новые категории рабочих и служащих, усовершенство­ ванием системы северных льгот, повышением тарифных ставок), а также мероприятиями по повышению минимума заработной платы.

Структура фонда личного потребления формируется в значитель­ ной мере под влиянием уровня дохода, поскольку доход определяет объем й структуру платежеспособного спроса. Это проявляется преж­ де всего в доле средств, расходуемых на материальные блага и услуги. Так, по дапным табл. 144, с ростом дохода доля материальных затрат в общей сумме расходов снижается.

Структура личного потребления, в свою очередь, формируется в зависимости от влияния двух факторов:

повышенного уровня потребностей в материальных благах н ус­ лугах в силу специфики природно-климатических условий и геогра­ фического положения, что повышает спрос на ряд продуктов, в связи с необходимостью повышенных затрат на воспроизводство рабочей

с и л ы ;

повышенного спроса из-за более высокого абсолютного размера дохода (расширяются возможности приобретения тех или иных благ и услуг и возможности предпочтения одних благ другими).

Сопоставим структуру затрат населения Магаданской области и Якутии (табл. 145) на товары и услуги. Обращает на себя внимание различное соотношение расходов на товары и услуги: в Магаданской области доля расходов на услуги относительно выше, что объясняет­ ся более высоким уровнем дохода.

Отметим и высокую долю расходов на транспорт и связь в общей сумме расходов на оплату услуг. На паш взгляд, дальнейшее увели­ чение доходов населения приведет к существенному росту именно затрат па транспорт, которые в значительной мере характеризуют ре-

306