Файл: Маринов, И. А. Устройство и эксплуатация преобразовательных подстанций городского электротранспорта учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 134

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В этом же основании имеются вырезы для установки рычага руч­ ного включения.

Отключающий электромагнит 24 крепится снизу к средней пли­ те корпуса.

При замыкании цепи включающего электромагнита сердечник его поднимается вверх и своим штоком упирается в ролик 8. При этом серьга 13 поворачивается вокруг временно неподвижной оси

14, а серьга 9 поворачивает ры­

 

 

 

 

 

 

 

чаг 10

вала

12.

Ось

11

при

 

 

 

 

4да

 

 

подъеме

вверх

скользит

по

 

 

 

 

 

 

внутреннему

контуру

 

удержи­

 

 

I

 

Ь.мз )^гз

вающей

 

защелки 6 и отводит

 

 

 

 

у г

ее влево до тех пор, пока за­

 

 

 

1

 

щелка

 

не

окажется

под

 

 

% Б 8

- БВ

 

 

осью 11.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ось 14 шарнирно связывает

 

 

 

 

И

 

 

серьгу

13 с

одной

вершиной

 

 

 

 

 

 

треугольного

рычага

15, кото­

 

Q

-

 

 

 

рый вращается

вокруг

непод­

 

 

 

 

 

вижной оси 17, проходящей че­

Рис. 46. Схема управления приводом

рез другую

его

вершину.

Ось

14 упирается

в

упорный

болт

 

 

ПЭ-11:

 

 

ЭВ —включающий

электромагнит,

К П

16 и находится в неподвижном

контактор включения

электромагнита и

состоянии до тех пор,

пока ро­

его

контакты, БВ — блок-контакты

выклю­

чателя (привода),

КВ — кнопка

включе­

лик 20, установленный в треть­

ния,

КО —кнопка

отключения, ЭО — от­

ключающий

электромагнит, М3 —* контакт

ей вершине треугольного рыча­

реле

токовой

защиты,

ГЗ —контакт газо­

га, упирается в собачку рас­

вой

защиты,

УМ

и

УГ —указательные

 

 

реле (бленкеры)

 

 

цепления

21.

 

 

боек

сер­

 

 

 

 

 

 

 

При

 

отключении

 

 

 

 

 

 

 

дечника отключающего электромагнита 24 ударяет по собачке рас­ цепления 21 и она, повернувшись по часовой стрелке, сходит с ро­ лика 20, освобождая треугольный рычаг. Под воздействием отклю­ чающих пружин масляного выключателя треугольный рычаг пово­ рачивается по часовой стрелке и перемещает ось 14 вправо, при этом ось 11 сходит с удерживающей защелки 6 и выключатель от­ ключается.

Роликовое расцепление обеспечивает стабильность усилий на бойке отключающего электромагнита.

После отключения выключателя пружина 19 поворачивает тре­ угольный рычаг против часовой стрелки и собачка расцепления вновь попадает под ролик треугольного рычага. Привод опять го­ тов к включению. Ручное отключение осуществляется рукояткой 22, которая поворачивает собачку расцепления.

Свободное расцепление привода обеспечивается наличием со­ бачки расцепления.

Защита от «прыгания» предусмотрена электрической схемой (рис. 46) и осуществляется с помощью двухпозиционного блок-кон­ такта, связанного с сердечником отключающего электромагнита.

Регулировка работы привода производится упорным болтом 16

71


(см. рис. 45). Если упорный болт опущен низко, привод может не отключиться, так как ось 14 зайдет за «мертвое» положение (т. е. прямая, соединяющая центры осей 11 и 14, пройдет ниже оси 17) и отключающие пружины выключателя не смогут повернуть тре­ угольный рычаг по часовой стрелке. Если упорный болт 16 будет поднят слишком высоко, то собачка расцепления не попадет по центру ролика 20 и привод не будет удерживать выключатель во включенном положении.

Рис.

47.

Универсальный

пружинно­

Рис. 48. Пружинный привод ППМ-10:

 

грузовой привод УГТГП:

1 —рукоятка редуктора,

2 —зубчатая

пе­

1 — зубчатая

передача,

2 — включающие

редача, 3 — включающая

спиральная

пру­

жина,

4 — обод,

5 — указатель положе­

пружины, 3 — груз,

4 — кнопки ручного

ния,

6 — реле,

7 — сердечник

включаю­

включения

и отключения,

5 — рукоятка

щего

электромагнита, 8 — рукоятка отклю­

для

вывода

АПВ,

6 ~ электродвигатель,

чения,

9 — блок-контакты, 10 — привод

 

 

7 — редуктор

 

блок-контактов,

11 — электродвигатель,

 

 

 

 

 

 

 

12 — редуктор

 

 

Включающий

электромагнит

привода ПЭ-11 потребляет ток

116 а при напряжении

ПО в и 58 а при напряжении 220 в.

Отклю­

чающий электромагнит потребляет соответственно 2,5 а или

1,25 а.

Допустимые колебания напряжения цепей управления для всех

электромагнитных

приводов: для

включающих электромагнитов —

от 80 до 110% от номинальной величины, для отключающих элек­ тромагнитов— от 65 до 120%.

Г р у з о в ы е и п р у

ж и н н ы е п р и в о д ы .

В последние годы

на тяговых подстанциях

для дистанционного

и автоматического

управления масляными выключателями стали применяться грузо­ вые и пружинные приводы, управляемые переменным током. Для включения выключателей в этих приводах используется освобож­ даемая энергия предварительно поднятого груза или натянутых пружин. Подъем груза или натяжение пружины может произво­

72


диться вручную или автоматически с помощью электродвигателя небольшой мощности и редуктора.

Вначале применялись грузовые приводы — универсальный гру­ зовой привод завода «Латвэнерго» УГП-51 и привод грузовой мо­ торный завода «Электроаппарат» ПГМ-500. Впоследствии были выпущены и применяются в настоящее время универсальный пру­ жинно-грузовой привод УПГП (рис. 47), приводы пружинно-мо­ торные ППМ-10 (рис. 48), ПП-61 и ПП-67.

Ри'с. 49. Схема устройства привода ППМ-10:

/ —блок-контакты, 2 — ось серповидного рычага, 3 — серповидный

рычаг, 4 — рычаг механи­

ческого АПВ, 5 — удерживающий

механизм, 6 — планка

подъема,

7 — валик,

8 — ведущая

защелка, 9 — ролик подъема серповидного

рычага, 10— механизм

завода реле минимального

напряжения, 11— ведущий рычаг,

12 — рычаг, 13 — планка

серповидного рычага, 14 — рычаг с

роликом для механического АПВ,

15 — вал привода, /6 — удерживающая стойка,

17 — пружи­

на,

/5 —рычаг вала, 19 —удерживающая

(неподвижная) защелка,

20 —общая

отключаю­

щая

планка, 21 — отключающая

планка, 22 — подшипник

общей

планки, 23 — буфер, 24 и

25 электромагниты, действующие от защиты, 26 —электромагнит

дистанционного отклю­

чения, 27 — электромагнит, минимального

напряжения,

28 — планка

ручного

отключения,

29, 32 —опоры, 30 — сердечник электромагнита дистанционного включения, 31 — включающий электромагнит, 33 — рукоятка ручного отключения

Приводы упомянутых типов по устройству механизма в основ­ ном аналогичны друг другу.

На рис. 49 показано устройство механизма привода ППМ-10. На валу привода свободно вращается рычаг 11, имеющий высту­ пающую четырехгранную втулку, на которую насаживается обод 4 со спиральной включающей пружиной 3 (ем. рис. 48) и шестерней завода пружины. На рычаге 11 закреплена ведущая защелка 8 и ролик подъема серповидного рычага 9.

Рычаг 11 удерживается в левом положении роликом удержи­ вающего механизма 5. Для включения выключателя необходимо освободить рычаг И. Это производится дистанционно замыканием цепи включающего электромагнита 31 или вручную нажатием на

73


его сердечник 30. Освобожденный рычаг И под воздействием вклю­ чающей спиральной пружины начинает вращаться по часовой стрелке и защелкой 8 захватывает рычаг 18. Вместе с ним вра­ щается вал привода с указателем положения 5 (см. рис. 48).

Защелка 8 доводит рычаг 18 до запирания его неподвижной удерживающей защелкой 19.

Кроме того, в начале поворота рычага 18 по часовой стрелке ролик 9, упирающийся в планку 6, взводит серповидный рычаг 3. Поднятый рычаг 3 опирается на ролик удерживающей стойки 16 п тем самым подготовляется к действию на отключение. Для смяг­ чения удара рычага 11 служит буфер 23.

В конце процесса включения с помощью укрепленной на ободе планки и рычажного механизма, неподвижно укрепленного на кор­ пусе привода у электродвигателя, включается цепь электродвига­ теля 11, который приводит в действие редуктор 12 (см. рис. 48).

Редуктор через зубчатую передачу 2 приводит во вращение против часовой стрелки шестерню взвода, которая с помощью со­ бачки захватывает рычаг, насаженный вместе с ободом на четы­ рехгранную втулку, и поворачивает рычаг И (см. рис. 49) и обод на 180° до запирания рычага удерживающим механизмом 5. При этом заводится спиральная пружина.

После того как рычаг И заперт, шестерня взвода расцепляется с втулкой рычага 11 и при дальнейшем вращении автоматически отключает электродвигатель. После этого привод готов к последую­ щему включению.

Выключатель может быть отключен вручную — поворотом ру­ коятки 33 и дистанционно — посредством отключающего электро­ магнита и от релейной защиты (посредством электромагнитов 24, 25 и 27 при наличии защиты минимального напряжения).

При повороте рукоятки 33 поворачивается планка 28, которая в свою очередь поворачивает общую отключающую планку 20, отво­ дит стойку 16 и освобождает серповидный рычаг 3. Под воздейст­ вием своего веса и пружины 17 серповидный рычаг падает вниз и ударяет по нижнему концу удерживающей защелки 19, которая поворачивается вокруг своей оси и освобождает рычаг 18. Под воз­ действием отключающих пружин выключатель отключается.

Сердечники электромагнита дистанционного отключения 26 и электромагнитов, действующих от защиты, 24, 25 и 27, также дей­ ствуют на общую отключающую планку 20.

Коммутационная способность выключателей зависит в большой степени от типа применяемого привода. В табл. 5 приведена зави­ симость тока отключения выключателей ВМГ-133 и ВМП-10 от типа привода при различном времени срабатывания защиты.

Как видно из таблицы, применение ручного привода ПРБА снижает коммутационную способность выключателей практически до 25%! номинальной (20 ка).

С точки зрения обеспечения наивысшей коммутационной спо­ собности выключателей наилучшими являются электромагнитные приводы ПС-10, ПЭ-11. Кроме того, указанные электромагнитные

74


 

 

 

 

Т А Б Л И Ц А 5

 

Зависимость тока отключения выключателей ВМГ-133

 

и ВМП-10 от типа привода

 

 

 

 

Коммутационная способность выключателей , ка

 

 

ВМГ-133

 

ВПМ-10

Тип привода

 

Время релейной защиты, сек

 

 

 

 

 

t> 0,5

1=й

f >0,5

t= 0

П Р Б А

5

10

5

10

П П М -10

9

20

12

20

У П ГП

12

20

П С -10

15

20

Г1Э-11

20

20

20

приводы гораздо проще по своему устройству и надежнее в работе, чем грузовые и пружинные. Это особенно ощутимо при частых пе­ реключениях, производимых на подстанциях.

Основным недостатком электромагнитных приводов является необходимость иметь на подстанциях для питания цепей управле­ ния дорогостоящие и неудобные в эксплуатации аккумуляторные батареи.

В настоящее время стали применять электромагнитные приво­ ды постоянного тока для работы на переменном токе. Питание включающего электромагнита в этом случае осуществляется от шин собственных нужд переменного тока через специальное выпрями­ тельное устройство.

Для отключения привода применяются специальные приставки, изготовляемые ремонтным заводом Мосэнерго (РЭТО), которые производят отключение выключателя от защиты, устройств авто­ матики и дистанционное отключение на переменном токе. Особен­ ность конструкции приставок— малая мощность срабатывания от­ ключающих катушек и большое их количество. Малая мощность срабатывания отключающих катушек позволяет питать их от ма­ ломощных источников, например, трансформаторов тока. Большое количество отключающих катушек позволяет применять любые (не­ зависимые друг от друга) схемы защиты.

В приставках для освобождения механизма привода исполь­ зуется пружина, мощность которой выбирается с двойным запасом. Пружина заводится (сжимается) заводящей катушкой при вклю­ чении выключателя от того же источника (выпрямительного устройства), от которого получает питание включающий электро­ магнит привода. В заведенном состоянии пружина удерживается защелкой. Отключающие электромагниты приставки воздействуют не на-запирающий механизм привода, а на освобождение защелки, удерживающей пружину. Поэтому мощность срабатывания отклю-

75