Файл: Маринов, И. А. Устройство и эксплуатация преобразовательных подстанций городского электротранспорта учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 111

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

©^

ПКТ-10

- у т щ - ю

PBV-W/400 РВ-10/400

, pbv-w/ш

a—

 

IППК-is

I|]

[дьтУ-^1 ВМГ-Ю

тпл-щ

1385 кВа L A ) ТИРУ -2600/10

чУЬ

ШшШШ

БВНЛЕ-

 

 

перенапря­

 

 

жения

-2ООО/Б0О-Ц

 

 

 

 

 

ВАЛ ~28

 

Защит отпе­

 

 

 

 

ренапряжения

 

 

рвк-зооо

 

Положительная шина ВОН В

а-

 

 

--------- ------—

т?----а — а—

РЛВВ-1000 V

 

 

ВАБ-ЗВ

f

 

 

(ВАТ-43) \

 

 

Запасный

\

^

 

Выключательл' 4. йш4.

 

 

 

^ пзип I

 

шина

 

 

 

 

 

 

t® to |o |o |D |o

 

 

 

v

: ^

 

 

Питающие каВели 600 В

 

Рис. 4. Однолинейная схема

вводе, одновременно выполняя функции трансформатора напряже­ ния по контролю напряжения на резервном вводе.

В этом случае для питания измерительных приборов и приборов учета трансформатор напряжения присоединяется к сборным ши-

[Резервный Ввод

Л 2 2 0 8

1

линейными выклюй. Выпрямительное

\ Отрицательная ш ина\б00в

^

^ \J Д

©HODOJOttOfO

Отсасывающие каВели

двухагрегатной тяговой подстанции

нам б—10 кв. Для учета расхода электроэнергии от трансформато­ ра, присоединенного к резервному вводу, на нем устанавливаются отдельно приборы учета.

Тяговые подстанции проектируются, сооружаются и эксплуати-

14

15

 


руются в соответствии с действующими правилами, которые яв­ ляются обязательными для всех подобных устройств. Основными являются «Правила устройства электроустановок», «Правила тех­ нической эксплуатации электроустановок потребителей и правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок потреби­ телей», а также инструкции и правила, издаваемые организацией, в ведении которой находится тяговая подстанция.54321

Рис. 5. Схемы питания контактной сети одноагрегатными подстанциями

Контрольные вопросы

1.Каково назначение преобразовательных подстанций? Какова их класси­ фикация?

2.Какие схемы применяют для электропитания преобразовательных под­ станций?

3.Назовите напряжения, принятые для питания городского электротранс­

порта.

4.Как составляются однолинейные схемы?

5.Нарисуйте типовую однолинейную схему преобразовательной подстанции.

Г Л А В А II

ОБОРУДОВАНИЕ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ УСТРОЙСТВ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА 6— 10 кв

§ 5. КАБЕЛИ, ШИНЫ, ИЗОЛЯТОРЫ

Для передачи электрической энергии и соединения отдельных элементов оборудования применяют кабели и шины.

К а б е л и . Кабель представляет собой один или несколько изо­ лированных проводников, заключенных в общую герметическую оболочку.

Различают силовые и контрольные кабели. Силовые кабели слу­ жат для передачи электроэнергии на расстояние и для соединений в схемах первичной коммутации. Контрольные кабели применяют­ ся в цепях вторичной коммутации.

Изолированные проводники, из которых состоят кабели, назы­ ваются токоведущими жилами. Токоведущие жилы кабелей изго­ товляют из меди или алюминия.

Силовые кабели бывают одно-, двух-, трех- и четырехжильными тГвыполняются на напряжения 1, 3, 6, 10, 35 кв и выше. Четырех­ жильные кабели изготовляют на напряжение до 1000 в.

Для изоляции токоведущих жил применяют резину, бумагу, пропитанную растворенной в минеральном масле канифолью выс­ ших сортов, полиэтилен или поливинилхлоридный пластикат.

Силовые кабели, как правило, имеют изоляцию бумажную про­ питанную из полиэтилена или поливинилхлоридного пластиката. Кабели с резиновой изоляцией допускают при том же сечении мень­ шие нагрузки из-за меньшей величины допустимой температуры на­ грева. Кроме того, срок службы кабелей с резиновой изоляцией меньше, так как резиновая изоляция разрушается быстрее другой.

Герметическая оболочка предохраняет изоляцию кабелей от про­ никновения влаги. В качестве герметической оболочки применяют свинец, алюминий, поливинилхлоридный пластикат.

Для предохранения герметической оболочки от механических по­ вреждений некоторые кабели покрывают броней из стальных лент или проволоки. Для защиты от химических воздействий окружаю­ щей среды кабель имеет наружное покрытие из бумажных лент и джута или кабельной пряжи, пропитанной битуминозным составом.

Контрольные кабели изготовляют сечением от 1,5 до 10 мм2 с числом жил от 1 до 37. Обычно они бывают с резиновой или поли­ этиленовой изоляцией.

17


Тип кабеля обозначается буквами.

Кабельные линии трехфазного тока на напряжение 6 или 10 кв, по которым тяговые подстанции получают электроэнергию от энер­ госистемы, выполняют трехжильным кабелем с сечением жил от 70 до 240 мм2 марок СБ, АСБ, ААБ, ВВБ, ВПБ, АВВБ, АВПБ. Ка­ бель С Б — это кабель с медными жилами и бумажной пропитанной изоляцией в свинцовой герметической оболочке, бронированный двумя стальными лентами, с наружным джутовым покровом. На рис. 6 приведена конструкция кабеля марки СБ. Кабель АСБ — та­

кой же кабель, но с алюминиевыми жилами,

а кабель

ААБ — это

Рис. 6. Конструкция кабеля СБ:

J —наружный

покров, 2 — стальная лента»

3 — прослойка

из джута

или

кабельной

пряжи, 4 — бумажная лента,

5 —свинцо­

вая оболочка,

6 — поясная

изоляция,

7 —

джутовые заполнители, 8 — изоляция

жи­

лы, 9 —токоведущие жилы

 

такой же кабель, но с алюминиевыми жилами и оболочкой. Кабель ВВБ — это кабель с медными жилами с поливинилхлоридной изо­ ляцией и оболочкой, бронированный стальными лентами с защит­ ным покровом. Кабель АВВБ — это такой же кабель, но с алюми­ ниевыми жилами. Кабель ВПБ — кабель с медными жилами с полиэтиленовой изоляцией и оболочкой из поливинилхлоридного пластиката, бронированный стальными лентами с защитным по­ кровом. Кабель АВПБ— это такой же кабель, но с алюминиевыми жилами. w

Внутри подстанции кабельные перемычки переменного тш С гб ^ 10 кв выполняют кабелями, которые не имеют верхнего джутового покрытия (СБГ, АСБГ). В случае применения кабелей с джутовым покрытием (СБ, АСБ) это покрытие снимается по условиям пожар­ ной безопасности.

Питающие и отсасывающие кабели 600 в, прокладываемые от подстанции, к контактной сети и к рельсам, как правило, выполняют из одножильного кабеля марок СБ сечением 500 мм2 или АСБ се­ чением 800 мм2 с двумя контрольными жилами (СБ-2к или АСБ-2к). Контрольные жилы сечением 1,5 мм2 изолированы как от главной токоведущей жилы, так и от герметической оболочки ка­ беля.

Силовые кабели выбирают по величине номинальных напряже­ ния и тока, по способу прокладки, по условиям работы.

Сечение кабелей выбирают по имеющимся в справочниках таб­ лицам длительно допустимых нагрузок в зависимости от номиналь­ ного напряжения кабеля, способа прокладки (в земле, в воздухе, в воде), максимально допустимой температуры жил, с учетом по­ правочных коэффициентов на число работающих кабелей, лежа­ щих рядом непосредственно в земле или в трубе.

Максимально допустимая температура нагрева токоведущих, жил зависит от рода изоляции и номинального напряжения кабеля.

18


Кабели с резиновой изоляцией применяют в установках на на­ пряжение до 1000 в. В с е я з и с освоением кабельной промышленно­ стью теплостойкой резины, допустимая температура нагрева токо­ ведущих жил проводов и кабелей с резиновой изоляцией и допусти­ мые токовые нагрузки несколько повышены. Для кабелей с бумажной изоляцией установлены следующие максимально допус­ тимые температуры нагрева жил при напряжениях: до 3 кв +80° С,

до 6 кв +65° С, до 10 кв +60° С.

Длительно допустимые нагрузки для кабелей, прокладываемых в земле, несколько выше допустимых нагрузок для кабелей, прокла­ дываемых в воздухе, ввиду лучших условий охлаждения. Поэтому, чтобы не допустить перегрева, сечение кабеля, проложенного час­ тично в земле, частично в воздухе, должно быть выбрано по наихуд­ шим условиям охлаждения, т. е. для прокладки в воздухе. Допу­ стимая нагрузка на кабель снижается в зависимости от числа проложенных рядом работающих кабелей.

Нагрузка на кабели должна быть ограничена в зависимости от количества соединительных муфт и длительности эксплуатации ка­ белей (примерно свыше 40—45 лет). Ограничение устанавливается организацией, эксплуатирующей кабельные линии.

Существуют также поправочные коэффициенты на температуру воздуха или земли, учитывающие необходимость изменения нагруз­ ки кабелей, проводов и шин при длительном отклонении темпера­ туры окружающего воздуха или земли от расчетной (25 и 15°С).

Кабели трехфазного переменного тока, выбранные по длительно допустимому току нагрузки, проверяют на термическую устойчи­ вость при действии возможных в данной цепи токов короткого за­ мыкания.

Кабели постоянного тока выбирают только по рабочему току без проверки на термическую устойчивость.

Трехжильные бронированные кабели следует применять для трехфазного переменного тока с симметричной нагрузкой фаз. В случае несимметричной нагрузки или протекания пульсирующего тока в броне наводятся э. д. с. и вихревые токи, увеличивающие нагрев брони и, следовательно, кабеля.

Токопроводящие жилы кабелей должны быть сфазированы со сборными шинами и иметь соответствующую расцветку. На каждой кабельной линии или кабельной перемычке с обеих сторон должны быть повешены бирки с указанием марки кабеля, напряжения, се­ чения, номера или наименования линии и фамилии лица, произво­ дившего разделку кабеля.

За кабельной линией и непосредственно за кабелями ведется систематическое наблюдение с тем, чтобы не было просадок почвы или разрытий. Под особым наблюдением находятся участки с блуж­ дающими токами в земле.

Броня кабелей, проложенных внутри помещений по стенам, по­ толкам, каналам, должна быть окрашена для защиты от коррозии. Необходимо следить за чистотой кабельных каналов, качеством крепления кабелей, отсутствием изломов и недопустимых изгибов,

19


механических повреждений брони, за целостью изоляторов кон­

цевых кабельных воронок, отсутствием течи,

трещин и вспу-

чин кабельной массы в воронках, за состоянием

эпоксидных раз­

делок.

Периодически в процессе эксплуатации производят профилакти­ ческие испытания кабелей повышенным напряжением с целью свое­ временного выявления дефектов изоляции кабелей. Не реже одного раза в год кабели напряжением 2—35 кв испытывают в течение 5 мин напряжением постоянного тока, равным пятикратному значе­ нию номинального линейного напряжения.

Кабели напряжением до 1 кв испытывают мегомметром на 500—- 1000 в не реже 1 раза в 1—2 года. Питающие кабели выпрямленно­ го тока 600 в испытывают напряжением постоянного тока 5 кв в течение 20 мин. При токе утечки более 0,5 ма кабель считается не­ годным к эксплуатации.

Контрольную жилу питающих кабелей 600 в испытывают в те­ чение 5 мин напряжением 1,5 кв по отношению к основной токопро­ водящей жиле.

Шины. В распределительных устройствах (РУ) в качестве про­ водников электрического тока применяют медные, алюминиевые или стальные шины. При выборе материала шин учитывают элек­ трическую проводимость, влияющую на величину потерь энергии, нагрев шин, механическую прочность и вопросы экономии цветного металла.

Наилучшим материалом для шин является медь, имеющая ма­ лое электрическое сопротивление и достаточную механическую прочность. Медные шины применяют в ответственных установках с большими токами. Стальные шины обладают большим сопротив­ лением и наибольшей механической прочностью и применяются в неответственных установках с малыми токами.

Наибольшее распространение в электроустановках получили алюминиевые шины, обладающие несколько большим сопротивле­ нием и меньшей механической прочностью, чем медные, но намного превосходящие по проводимости стальные шины.

По форме сечения шины бывают круглые и прямоугольные. В электроустановках большей частью применяются шины прямо­ угольного сечения из-за лучших условий охлаждения и, следова­ тельно, большей допустимой плотности тока.

Площадь сечения шин выбирается по таблицам длительно до­ пустимых нагрузок, имеющимся в справочных руководствах.

В зависимости от величины тока нагрузки шины могут состоять из нескольких полос, но при этом допустимый ток нагрузки для пакета не пропорционален числу полос, а несколько меньше вслед­ ствие худших условий охлаждения.

Для шин одного и того же сечения при переменном токе допус­ каются несколько меньшие нагрузки, чем при постоянном.

Допустимые длительные токовые нагрузки на шины принимают­ ся из расчета допустимой температуры их нагрева 70° С при тем­ пературе воздуха 25° С.

20