Файл: Маринов, И. А. Устройство и эксплуатация преобразовательных подстанций городского электротранспорта учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 114

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Прямоугольные шины могут крепиться к изоляторам плашмя или на ребро (рис. 7). При расположении прямоугольных шин плашмя допустимая нагрузка на них снижается на 5% при ширине шины до 60 мм и на 8% при ширине более 60 мм. Уменьшение до­ пустимой нагрузки вызвано худшими условиями охлаждения при расположении шин плашмя по сравнению с расположением на ребро.

Выбранные по допустимому току нагрузки шины проверяются на термическую и динамическую устойчивость току короткого за­ мыкания. В распределительном устройстве 600 в шины не прове­ ряются на динамическую и термическую устойчивость, так как

 

 

А В С

I А

И

 

 

I

I I

I В

I В

 

 

 

 

УД 1C

a)

В)

 

а)

t)

 

Рис. 7. Крепление

прямоугольных шин

Рис.

8.

Варианты

расположения

к изоляторам:

сборных

шин трехфазного тока:

а — болтовое крепление плашмя, б — крепле­

а — горизонтальное, б —вертикальное,

ние на ребро при

помощи шинодержателя

 

 

в — наклонное

обычно положительная и отрицательная шины территориально рас­ положены далеко друг от друга и сечение шин, выбранное по на­ грузке, обладает достаточным моментом сопротивления и доста­ точной термической устойчивостью.

В распределительном устройстве шины могут располагаться го­ ризонтально, вертикально и наклонно (рис. 8).

Крепление шины к изолятору производится болтом через сквоз­ ное отверстие в шине к колпачку изолятора (рис. 9) или при по­ мощи специального шинодержателя (рис. 10). Для компенсации изменения длины шины от нагрева или охлаждения при креплении ее болтом к колпачку изолятора отрерстие в шине для болта делает­ ся овальным и под головку болта устанавливается пружинная шай­ ба. При креплении с помощью шинодержателя между верхней план­ кой и шиной или пакетом оставляют зазор 1,5—2 мм. Если шины многополосные, между полосами в месте крепления ставятся про­ кладки («сухари»), обеспечивающие большую жесткость и улуч­ шение условий охлаждения.

Шины соединяют сваркой, при помощи сквозных болтов (рис. 11) или специальных сжимных накладок (рис. 12). На тяго­ вых подстанциях применяют чаще всего два последних способа сое­ динения.

Площадь контактной поверхности обычно берется равной 8—10 площадям поперечного сечения шины. Контактные поверхности шин не шлифуют, они должны быть шероховатыми, для чего их обраба-

21


тывают драчеЕым напильником. Зачистку алюминиевых шин после обработки производят под слоем технического вазелина, так как алюминий на воздухе очень быстро покрывается непроводящей

Рис. 9. Крепление ши­

Рис.

10. Крепление

 

пакета

шин

ны

на

опорном

изо­

с помощью шинодержателей:

ляторе болтом с уче­

а — плашмя,

б — на

ребро; 1 — шина,

том

изменения дли­

2 — верхняя

планка

 

шинодержателя

 

 

ны:

 

(при переменном токе более 600 а из

 

 

2

маломагнитного металла кроме алюми­

/ — крепежный болт,

ния),

3 — прокладка

(«сухарь»), рав­

шина,

3 — пружинящая

ная толщине шины из асбоцементных

шайба,

4 —нормальная

пластин или

обрезков

шины, 4 — ниж­

стальная

шайба,

5 —

няя

планка

стальная,

5 — прокладка

овальное

отверстие

в

из картона

толщиной

1 —1,5 мм,

6 —

 

 

шине

 

латунная шпилька, 7 — стальная

 

 

 

 

 

 

шпилька

 

 

пленкой окиси. Непосредственно перед сборкой контактная поверх­ ность алюминия протирается тряпочкой, смоченной в бензине, пос­

ле чего немедленно наносится слой чистого вазелина.

 

 

и на­

\

)ФФ

 

 

 

 

 

 

(

Ввиду «текучести»

 

 

 

)

(

! ■ * -

личия

остаточной деформа­

)

!ф ф

< )

! Ф

 

(

)

(

ции у алюминия при соеди­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

нении

алюминиевых

шин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

между собой, а также соеди­

)

ф ф

 

ф -

ф

1

(

ф

 

нении

алюминиевой шины с

©■ ф J

 

_Ф:_. _ i

 

 

медной или с выводом аппа­

 

 

 

 

 

г

 

L _Ф__

 

рата применяются специаль­

 

 

 

L__

 

 

 

 

 

ные

(увеличенные)

шайбы,

 

 

 

 

 

 

 

 

накладываемые

со

стороны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

алюминиевой

шины

(табл.

!)•

Конструкции присоедине­ ний алюминиевых шин к вы­

Рис. Болтовые соединения шин пря­ водам аппаратов показаны моугольного сечения на рис. 13. Для болтовых

присоединений алюминиевых шин к плоским выводам применяются стальные шайбы, для при­

соединения к круглым выводам (стержням)— латунные (медные) шайбы.

22


Величина сопротивления участка шины, содержащего контакт­ ное соединение, должна быть не более чем в 1,2 раза больше сопро­ тивления участка такой же шины равной длины, но без соединения.

г)

Рис. 12. Соединение шин при помощи сжимных яакладок:

а —накладка из полосовой стали, б и в — накладка из неферромагнитного металла, г — со­ единение при помощи накладки в, д — соединение при помощи стальной накладки (разме­ ры а, б, в, г даются в справочных таблицах)

Т А Б Л И Ц А 1

Размеры специальных (увеличенных) шайб

Диаметр

Размеры шайб,

ММ

Диаметр

 

Размеры шайб

ММ

болта или

наружный

 

внутренний

болта или

наружный

 

внутренний

стержня,

толщина

стержня,

толщина

мм

диаметр

диаметр

мм

диаметр

диаметр

6

14

3

6,5

18

40

6

19

8

18

3

8,5

20

46

6

21

10

32

4

10,5

22

46

 

6

23

12

34

6

13

27

55

 

8

28

14

34

6

14,5

39

55

 

8

31

16

40

6

16,5

39

75

 

8

40

23


Л ,

Измерение переходного сопротивления производится выборочной проверкой до 5% контактов. Плотность прилегания контактных по­ верхностей можно проверить щупом 0,05X 10 мм, который не дол­ жен входить между контактными поверхностями глубже 5—6 мм. Болтовые соединения подвергаются выборочной проверке на каче­

ство затяжки болтов и вскрытию 2—3% соединений.

После монтажа шины окрашивают эмалевыми красками.

В соответствии с ПУЭ шины трехфаз­ ного переменного тока окрашивают в жел­ тый (фаза А), зеленый (фаза В) и крас­ ный (фаза С) цвета. При любом распо­ ложении шин ближайшую к персоналу шину окрашивают в красный цвет, сред­

 

 

 

 

 

 

нюю— в

зеленый

и

наиболее

удален­

 

 

 

 

 

 

ную— в

желтый.

На

ответвлениях пра­

 

 

 

 

 

 

вую шину окрашивают в красный цвет.

 

 

 

 

 

 

В распределительном устройстве постоян­

 

 

 

 

 

 

ного тока положительную шину

окраши­

 

 

 

 

 

 

вают в

красный,

отрицательную — в си­

 

 

 

 

 

 

ний цвет.

 

 

 

 

 

 

5)

 

 

Места соединения шин друг с другом,

Рис.

13.

Конструкция

а также присоединения шин к аппаратам

и присоединения

защитных переносных

контактных

присоедине­

заземлений не окрашивают. От места сое­

ний

алюминиевых шин к

динения до окрашенной поверхности ши­

выводам

аппаратов:

а —- присоединение к плоско­

ны должно быть не менее 10 мм неокра­

му

выводу,

б — присоедине­

шенной поверхности.

Для присоединения

ние

к

круглому

выводу

(стержню);

1 —болт

 

нор­

защитного переносного заземления остав­

мальной стальной, 2 —гайки

нормальные

стальные,

3

ляют неокрашенным участок шины, рав­

специальная

стальная

шай­

ный ее ширине, но не менее 50 мм. С обе­

ба,

4 — алюминиевая

шина,

5 —шайба стальная

пружи­

их сторон это место

окаймляется черны­

нящая,

6 —вывод аппарата,

ми полосками шириной 10 мм.

 

7 — шайба специальная

ла­

 

тунная,

8 — гайка' специаль­

В эксплуатации необходимо

следить

 

 

ная латунная

 

 

 

 

 

 

 

 

за температурой шин и особенно контакт­

ных соединений. Допустимая температу­ ра нагрева контактных соединений составляет 75° С. Контроль за температурой осуществляется путем наблюдения за состоянием цвета краски около контактных соединений. Появление цветов по­ бежалости или сгоревшая краска свидетельствует о недопустимом перегреве шин. Контроль за температурой можно также вести с по­ мощью термопленок и термокраски, наносимых на шины и меняю­ щих свой цвет при повышении температуры до определенной вели­ чины. Когда требуется срочно проверить температуру контактного соединения без отключения установки, можно пользоваться маяком из воска или свечами, укрепляемыми на изолирующих штангах. Если свеча при прикосновении к шине или контактному соединению оплавится, это значит, что шина или контактное соединение нагре-

24