Файл: Маринов, И. А. Устройство и эксплуатация преобразовательных подстанций городского электротранспорта учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 114
Скачиваний: 0
Прямоугольные шины могут крепиться к изоляторам плашмя или на ребро (рис. 7). При расположении прямоугольных шин плашмя допустимая нагрузка на них снижается на 5% при ширине шины до 60 мм и на 8% при ширине более 60 мм. Уменьшение до пустимой нагрузки вызвано худшими условиями охлаждения при расположении шин плашмя по сравнению с расположением на ребро.
Выбранные по допустимому току нагрузки шины проверяются на термическую и динамическую устойчивость току короткого за мыкания. В распределительном устройстве 600 в шины не прове ряются на динамическую и термическую устойчивость, так как
|
|
А В С |
I А |
И \А |
|
|
|
I |
I I |
I В |
I В |
|
|
|
|
УД 1C |
\С |
a) |
В) |
|
а) |
t) |
|
Рис. 7. Крепление |
прямоугольных шин |
Рис. |
8. |
Варианты |
расположения |
к изоляторам: |
сборных |
шин трехфазного тока: |
|||
а — болтовое крепление плашмя, б — крепле |
а — горизонтальное, б —вертикальное, |
||||
ние на ребро при |
помощи шинодержателя |
|
|
в — наклонное |
обычно положительная и отрицательная шины территориально рас положены далеко друг от друга и сечение шин, выбранное по на грузке, обладает достаточным моментом сопротивления и доста точной термической устойчивостью.
В распределительном устройстве шины могут располагаться го ризонтально, вертикально и наклонно (рис. 8).
Крепление шины к изолятору производится болтом через сквоз ное отверстие в шине к колпачку изолятора (рис. 9) или при по мощи специального шинодержателя (рис. 10). Для компенсации изменения длины шины от нагрева или охлаждения при креплении ее болтом к колпачку изолятора отрерстие в шине для болта делает ся овальным и под головку болта устанавливается пружинная шай ба. При креплении с помощью шинодержателя между верхней план кой и шиной или пакетом оставляют зазор 1,5—2 мм. Если шины многополосные, между полосами в месте крепления ставятся про кладки («сухари»), обеспечивающие большую жесткость и улуч шение условий охлаждения.
Шины соединяют сваркой, при помощи сквозных болтов (рис. 11) или специальных сжимных накладок (рис. 12). На тяго вых подстанциях применяют чаще всего два последних способа сое динения.
Площадь контактной поверхности обычно берется равной 8—10 площадям поперечного сечения шины. Контактные поверхности шин не шлифуют, они должны быть шероховатыми, для чего их обраба-
21
тывают драчеЕым напильником. Зачистку алюминиевых шин после обработки производят под слоем технического вазелина, так как алюминий на воздухе очень быстро покрывается непроводящей
Рис. 9. Крепление ши |
Рис. |
10. Крепление |
|
пакета |
шин |
||||
ны |
на |
опорном |
изо |
с помощью шинодержателей: |
|||||
ляторе болтом с уче |
а — плашмя, |
б — на |
ребро; 1 — шина, |
||||||
том |
изменения дли |
2 — верхняя |
планка |
|
шинодержателя |
||||
|
|
ны: |
|
(при переменном токе более 600 а из |
|||||
|
|
2 — |
маломагнитного металла кроме алюми |
||||||
/ — крепежный болт, |
ния), |
3 — прокладка |
(«сухарь»), рав |
||||||
шина, |
3 — пружинящая |
ная толщине шины из асбоцементных |
|||||||
шайба, |
4 —нормальная |
пластин или |
обрезков |
шины, 4 — ниж |
|||||
стальная |
шайба, |
5 — |
няя |
планка |
стальная, |
5 — прокладка |
|||
овальное |
отверстие |
в |
из картона |
толщиной |
1 —1,5 мм, |
6 — |
|||
|
|
шине |
|
латунная шпилька, 7 — стальная |
|||||
|
|
|
|
|
|
шпилька |
|
|
пленкой окиси. Непосредственно перед сборкой контактная поверх ность алюминия протирается тряпочкой, смоченной в бензине, пос
ле чего немедленно наносится слой чистого вазелина. |
|
|
и на |
||||||||||
\ |
)ФФ |
|
|
|
|
|
|
( |
Ввиду «текучести» |
||||
|
|
|
) |
( |
! ■ * - |
личия |
остаточной деформа |
||||||
) |
!ф ф |
< ) |
! Ф |
|
( |
) |
|Ф |
( |
ции у алюминия при соеди |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
нении |
алюминиевых |
шин |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
между собой, а также соеди |
||||
) |
ф ф |
|
ф - |
ф |
1 |
( |
ф |
|
нении |
алюминиевой шины с |
|||
©■ ф J |
|
_Ф:_. _ i |
|
|
медной или с выводом аппа |
||||||||
|
|
|
|
||||||||||
|
г |
|
L _Ф__ |
|
рата применяются специаль |
||||||||
|
|
|
L__ |
|
|
|
|
|
ные |
(увеличенные) |
шайбы, |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
накладываемые |
со |
стороны |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
алюминиевой |
шины |
(табл. |
!)•
Конструкции присоедине ний алюминиевых шин к вы
Рис. Болтовые соединения шин пря водам аппаратов показаны моугольного сечения на рис. 13. Для болтовых
присоединений алюминиевых шин к плоским выводам применяются стальные шайбы, для при
соединения к круглым выводам (стержням)— латунные (медные) шайбы.
22
Величина сопротивления участка шины, содержащего контакт ное соединение, должна быть не более чем в 1,2 раза больше сопро тивления участка такой же шины равной длины, но без соединения.
г)
Рис. 12. Соединение шин при помощи сжимных яакладок:
а —накладка из полосовой стали, б и в — накладка из неферромагнитного металла, г — со единение при помощи накладки в, д — соединение при помощи стальной накладки (разме ры а, б, в, г даются в справочных таблицах)
Т А Б Л И Ц А 1
Размеры специальных (увеличенных) шайб
Диаметр |
Размеры шайб, |
ММ |
Диаметр |
|
Размеры шайб |
ММ |
||
болта или |
наружный |
|
внутренний |
болта или |
наружный |
|
внутренний |
|
стержня, |
толщина |
стержня, |
толщина |
|||||
мм |
диаметр |
диаметр |
мм |
диаметр |
диаметр |
|||
6 |
14 |
3 |
6,5 |
18 |
40 |
• |
6 |
19 |
8 |
18 |
3 |
8,5 |
20 |
46 |
6 |
21 |
|
10 |
32 |
4 |
10,5 |
22 |
46 |
|
6 |
23 |
12 |
34 |
6 |
13 |
27 |
55 |
|
8 |
28 |
14 |
34 |
6 |
14,5 |
39 |
55 |
|
8 |
31 |
16 |
40 |
6 |
16,5 |
39 |
75 |
|
8 |
40 |
23
Измерение переходного сопротивления производится выборочной проверкой до 5% контактов. Плотность прилегания контактных по верхностей можно проверить щупом 0,05X 10 мм, который не дол жен входить между контактными поверхностями глубже 5—6 мм. Болтовые соединения подвергаются выборочной проверке на каче
ство затяжки болтов и вскрытию 2—3% соединений.
После монтажа шины окрашивают эмалевыми красками.
В соответствии с ПУЭ шины трехфаз ного переменного тока окрашивают в жел тый (фаза А), зеленый (фаза В) и крас ный (фаза С) цвета. При любом распо ложении шин ближайшую к персоналу шину окрашивают в красный цвет, сред
|
|
|
|
|
|
нюю— в |
зеленый |
и |
наиболее |
удален |
|
|
|
|
|
|
ную— в |
желтый. |
На |
ответвлениях пра |
|
|
|
|
|
|
|
вую шину окрашивают в красный цвет. |
||||
|
|
|
|
|
|
В распределительном устройстве постоян |
||||
|
|
|
|
|
|
ного тока положительную шину |
окраши |
|||
|
|
|
|
|
|
вают в |
красный, |
отрицательную — в си |
||
|
|
|
|
|
|
ний цвет. |
|
|
|
|
|
|
|
5) |
|
|
Места соединения шин друг с другом, |
||||
Рис. |
13. |
Конструкция |
а также присоединения шин к аппаратам |
|||||||
и присоединения |
защитных переносных |
|||||||||
контактных |
присоедине |
заземлений не окрашивают. От места сое |
||||||||
ний |
алюминиевых шин к |
динения до окрашенной поверхности ши |
||||||||
выводам |
аппаратов: |
|||||||||
а —- присоединение к плоско |
ны должно быть не менее 10 мм неокра |
|||||||||
му |
выводу, |
б — присоедине |
шенной поверхности. |
Для присоединения |
||||||
ние |
к |
круглому |
выводу |
|||||||
(стержню); |
1 —болт |
|
нор |
защитного переносного заземления остав |
||||||
мальной стальной, 2 —гайки |
||||||||||
нормальные |
стальные, |
3 — |
ляют неокрашенным участок шины, рав |
|||||||
специальная |
стальная |
шай |
ный ее ширине, но не менее 50 мм. С обе |
|||||||
ба, |
4 — алюминиевая |
шина, |
||||||||
5 —шайба стальная |
пружи |
их сторон это место |
окаймляется черны |
|||||||
нящая, |
6 —вывод аппарата, |
ми полосками шириной 10 мм. |
|
|||||||
7 — шайба специальная |
ла |
|
||||||||
тунная, |
8 — гайка' специаль |
В эксплуатации необходимо |
следить |
|||||||
|
|
ная латунная |
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
за температурой шин и особенно контакт |
ных соединений. Допустимая температу ра нагрева контактных соединений составляет 75° С. Контроль за температурой осуществляется путем наблюдения за состоянием цвета краски около контактных соединений. Появление цветов по бежалости или сгоревшая краска свидетельствует о недопустимом перегреве шин. Контроль за температурой можно также вести с по мощью термопленок и термокраски, наносимых на шины и меняю щих свой цвет при повышении температуры до определенной вели чины. Когда требуется срочно проверить температуру контактного соединения без отключения установки, можно пользоваться маяком из воска или свечами, укрепляемыми на изолирующих штангах. Если свеча при прикосновении к шине или контактному соединению оплавится, это значит, что шина или контактное соединение нагре-
24