Файл: Маринов, И. А. Устройство и эксплуатация преобразовательных подстанций городского электротранспорта учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 157
Скачиваний: 0
не выше 90—100° С. Для подогрева подшипников пользуются спе
циальными ваннами.
Посадку подшипника на вал производят при помощи монтажной трубы легкими ударами молотка до упора в упорные заплечики. Монтажную трубу изготавливают из мягкого металла, верхнюю часть ее закрывают пробкой. При ударении молотком по верхней части трубы сила удара равномерно передается на внутреннее
кольцо подшипника.
После посадки необходимо набить подшипниковый узел смаз
кой.
Резервные подшипники должны храниться в сухих, отапливае мых помещениях при температуре от 1,0 до 30° С и относительной влажности воздуха не свыше 70%. Хранение подшипников без смазки и защитных покровов свыше двух часов не допускается.
Для снятия подшипников за внутреннее кольцо, крыльчатки и крышек двигателя должны быть специальные съемники.
При производстве ремонтно-ревизионных работ на оборудовании выпрямительного агрегата необходимо отключить масляный выклю чатель, катодный быстродействующий выключатель, шинный разъе динитель 6(10) кв, шинные разъединители положительного и отри цательного полюсов агрегата, проверить отсутствие напряжения на токоведущих частях, на которых должно быть установлено заземле ние и установлено заземление.
При работе на масляном выключателе на нем устанавливается заземление со стороны шин 6 (10) кв. При работе на трансформато ре одно заземление устанавливается на ошиновку выводов 6 (10) кв трансформатора, другое — на ошиновку любых трех выводов 565 в вентильной обмотки трансформатора. При работе на выпрямитель ном блоке одно заземление устанавливается на три специально обозначенные шины со стороны вентильной обмотки трансформа тора в шкафу блока, другое — на положительный вывод агрегата. При работе в разных местах агрегата одно заземление устанавли вается на масляном выключателе со стороны шин 6 (10) кв, дру гое— на положительном выводе агрегата.
Контрольные вопросы
1.Какие схемы выпрямления применяются для однофазного и трехфазного
тока?
2.Объясните принцип работы полупроводниковых вентилей.
3.Какова конструкция кремниевых вентилей?
4.Расскажите о назначении управляемых полупроводниковых вентилей.
5.Каковы особенности схем кремниевых выпрямителей?
6.В чем особенность кремниевых выпрямителей с естественным воздушным охлаждением?
7.Какие требования предъявляются к эксплуатации кремниевых выпрями
телей?
Г Л А В А V
ТРАНСФОРМАТОРЫ ДЛЯ ПИТАНИЯ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЕЙ
§ 25. УСТРО ЙСТВО Т Р А Н С Ф О Р М А Т О Р О В
Трансформаторы, питающие преобразователи, преобразуют на пряжение и количество фаз поступающего от энергосистемы трех фазного переменного тока соответственно необходимой величине выпрямленного напряжения и принятой схеме выпрямления.
Трансформатор состоит из сердечника (магнитопровода) с об мотками высокого и низкого напряжения, заключенного в стальной бак с трансформаторным маслом.
Магнитопровод трансформатора во избежание больших потерь на вихревые токи собирают из тонких листов специальной транс форматорной стали, обладающей большой магнитной проницае мостью. Стальные листы изолируют друг от друга бумагой толщи ной около 0,04 мм или теплостойким лаком, собирают в «переплет» в пакеты в количестве, необходимом для обеспечения требуемого> сечения магнитопровода. Вертикальные части магнитопровода, на которые насаживается обмотка, называются стержнями, а горизон тальные — ярмами.
Во избежание замыкания между изолированными листами стержни и ярма скрепляют (стягивают) шпильками, изолирован ными трубками из бакелизированной бумаги.
Сечения стержней обычно имеют ступенчатую форму. На стерж ни надеваются обмотки, имеющие круглую форму. В пустотах, воз никающих между обмоткой и стержнем, циркулирует масло, улуч шая условия охлаждения трансформатора.
Обмотки в трансформаторах располагаются концентрично. В отличие от обычных промышленных трансформаторов у транс форматоров для питания выпрямителей обмотки высшего напряже ния (первичные) располагают непосредственно на стержнях, а об мотки низшего напряжения (вторичные) — снаружи. Это объяс няется тем, что трансформаторы выпускались ранее для питания ртутных выпрямителей и вторичные обмотки их чаще подвергались деформации от воздействия токов обратных зажиганий (т. е. токов коротких замыканий вторичных обмоток), поэтому они должны были быть более доступными для ремонтов. В настоящее время, несмотря на замену ртутных выпрямителей полупроводниковыми, конструкция трансформаторов не изменилась. Обмотки состоят из ряда секций с непрерывными переходами между ними. Секции рас
187
полагаются таким образом, что между ними имеются зазоры, кото рые одновременно являются изолирующими и охлаждающими. По этим зазорам циркулирует охлаждающее масло или воздух (у су хого трансформатора).
Первичная обмотка трансформатора имеет ответвления для ре гулирования коэффициента трансформации в пределах ±5% . Под водимое напряжение не должно превышать более чем на 5% на пряжение данного ответвления, указанное
впаспорте трансформатора.
Утрансформаторов старых конструк ций каждое ответвление имеет свой вы вод через трехклеммовый проходной изо лятор на крышку трансформатора; пере ключения с одного ответвления на другие производятся пересоединением подводя щей шины или провода с вывода на вы вод. У современных трансформаторов пе реключение ответвлений производится при помощи специального переключателя, рукоятка которого выведена на крышку трансформатора. Переключатели могут быть однофазными и трехфазными. Пере
ключение ответвлений производится на отключенном трансформаторе. Сущест вуют различные схемы выполнения от
\2,з-Д2,з zi,2.3~ ответвле-
ветвлений: в начале обмоток, в конце об моток и др. На рис. 137 приведена одна из схем выполнения ответвлений с трехфазным переключателем.
Магнитопровод с обмотками (выемная часть трансформатора) помещается в бак, который заполнен изолирующим трансформа торным маслом. Поверхность бака, с которой тепло отводился в воздух, должна иметь достаточную величину. Для этого бак транс форматора делается волнистым, трубчатым, или с присоединенны ми трубчатыми радиаторами. В нижней части бака находится кран для спуска масла и присоединения фильтр-пресса и болт для при соединения заземления, а в днище бака — пробка для спуска осад ка и грязного масла. Бак трансформатора устанавливают на раметележке с катками.
На крышке трансформатора расположены проходные изоляторы для выводов первичной и вторичной обмоток, фланцы для присое динения трубопровода к расширителю предохранительной (выхлоп ной) трубы, фильтр-пресса и патрона термосигнализатора, привод ные рукоятки переключателей напряжения. Крышка трансформато ра связана с выемной частью четырьмя металлическими стержнями, на верхних концах которых имеются кольца (рымы) для подъе ма выемной части. Крышку трансформатора крепят к верхней раме бака болтами, расположенными по всему периметру. Между крыш
кой и рамой прокладывают уплотнение из маслоупорной резины или пробки.
188
Для обеспечения постоянного заполнения бака маслом при раз личной температуре над крышкой трансформатора устанавливают расширитель, имеющий цилиндрическую форму. Объем его обычно равен 10% объема масла в баке трансформатора. Наверху у рас ширителя имеется отверстие для доливки масла, которое закрыто специальной пробкой, обеспечивающей вход и выход воздуха при температурном изменении объема масла.
На боковой стенке расширителя устанавливают маслоуказатель, снабженный специальным винтом, позволяющим производить чист ку или смену стекла маслоуказателя без спуска масла из расшири теля. На стенке расширителя около маслоуказателя наносят три черты, соответствующие уровню масла при температуре •—35, +15
и +35° С.
Чтобы загрязненное масло не могло попасть из расширителя в бак трансформатора, конец трубы, соединяющей расширитель с баком, выступает внутри расширителя несколько выше его дна. В нижней части расширителя находится отстойник-грязевик, куда попадает грязь и сконденсированная влага. Для спуска воды и грязного масла на дне грязевика имеется пробка.
Врассечке трубопровода, соединяющего расширитель с баком,
утрансформаторов мощностью 630 ква и более устанавливается газовое реле.
У трансформаторов мощностью 1000 ква и выше на крышке
имеется предохранительная (выхлопная) труба, которая служит для предупреждения повреждения бака трансформатора от чрез мерного внутреннего давления, возникающего вследствие интенсив ного разложения масла при серьезных внутренних повреждениях. Труба находится на крышке трансформатора со стороны расшири теля. Для того чтобы газы, направляющиеся через газовое реле в расширитель, не попали в выхлопную трубу, к нижней поверхности крышки со стороны масла в месте присоединения трубы привари вается кольцо, служащее барьером для газа. Верхнее выхлопное отверстие трубы закрывают стеклянной мембраной. В верхней час ти трубы имеется пробка для выхода воздуха.
На рис. 138 показан общий вид трансформатора ТМРУ-1200/10 на номинальную мощность 685 ква.
Термометрический сигнализатор 5 состоит из патрона, соединен ного капиллярной трубкой с манометром. Патрон, трубка и прибор заполнены жидкостью, которая с повышением температуры увели чивается в объеме и.увеличивает давление. Манометр показывает изменение давления. Шкала прибора отградуирована в градусах Цельсия. Патрон термометрического сигнализатора устанавливает ся в специальном стакане, опущенном в масло сквозь крышку транс форматора. Стакан также заполнен маслом.
§ 26. ТЕХНИЧЕСКИЕ Д АН Н Ы Е Т Р А Н С Ф О Р М А Т О Р О В
Первичная обмотка трансформатора может быть соединена в звезду или треугольник. При изготовлении трансформатора на одну
189
|
Рис. |
138. Общий вид трансформатора ТМРУ-1200/10: |
|
||||||||
а — вид спереди, б — вид |
сверху; 1 — указатель уровня масла, 2 — кран |
на трубопроводе? |
|||||||||
расширителя, 3 — газовые |
реле, 4 —кран |
для |
заливки |
масла |
и для фильтр-пресса, |
5 —тер |
|||||
мометрический |
сигнализатор, |
6 —пробка |
для |
взятия |
пробы |
масла, 7 — болт для |
заземле |
||||
ния, 8 — пробка |
для |
полного |
спуска |
масла и |
грязи, 9 — кран |
для спуска |
масла и |
фильтр |
|||
пресса, 10 — привод |
переключателя, |
11 — кольцо для |
подъема выемной |
части, 12 — пробка |
|||||||
|
|
|
|
|
для доливки масла |
|
|
|
величину подводимого напряжения (на 6 или 10 кв) первичная обмотка обычно соединяется в звезду, причем соединение осуществ ляется внутри трансформатора, а на крышку его выводятся только три фазных вывода. Если же предусмотрена возможность включе ния трансформатора на две величины подводимого напряжения (как в сеть 6 кв, так и в сеть 10 кв), то на крышку выводятся все шесг.ь выводов трехфазной первичной обмотки. В этом случае при включении трансформатора в сеть 10 кв обмотки соединяются в звезду, а при включении в сеть 6 кв — в треугольник.
Схема соединения вторичных обмоток трансформаторов зависит от принятой схемы выпрямления трехфазного переменного тока
(см. гл. IV).
У трансформаторов для питания выпрямителей различают две мощности: типовую и номинальную.
Типовой мощностью трансформатора называется мощность экви валентного ему по внешним размерам трехфазного трансформатора обычного исполнения. Число, обозначающее величину этой мощно сти, входит в обозначение типа трансформатора. Типовая мощ ность намного больше его номинальной мощности. Это объясняется тем, что трансформаторы конструировались для ртутных выпрями телей с более тяжелыми условиями работы из-за относительно час тых обратных зажиганий, вызывающих протекание больших токов и значительные механические воздействия. Кроме того, если у обыч ных трансформаторов обмотки всех фаз работают в течение всего времени, то у трансформатора для питания выпрямителя каждая фаза работает только часть периода. Эти причины вызывают необ ходимость увеличения сечений обмоток, усиления их крепления и увеличения размеров трансформатора.
За номинальную мощность трансформатора принимается пол ная мощность (в ква), потребляемая его первичной обмоткой при номинальной нагрузке подключенного к трансформатору соответ ствующего выпрямителя.
Трансформатор характеризуется также величиной напряжения короткого замыкания, которое указывается в процентах от номи нального напряжения (ек%). Напряжением короткого замыкания
называется напряжение, которое нужно приложить к одной из об моток при замкнутой накоротко другой обмотке, чтобы в этих об мотках протекали токи, равные номинальной нагрузке.
Напряжение короткого замыкания характеризует величину со противления трансформатора и определяет наклон внешней харак теристики выпрямительного агрегата. Чем больше ек, тем больше сопротивление трансформатора, больше падение напряжения в нем и круче характеристика. Напряжение короткого замыкания опре деляет также величину тока короткого замыкания после трансфор матора.
Правилами технической эксплуатации допускается параллель ная работа трансформаторов при условии, если:
191