Файл: Маринов, И. А. Устройство и эксплуатация преобразовательных подстанций городского электротранспорта учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 152

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

навливают в маслопроводе, соединяющем кожух трансформатора с расширителем. Когда трансформатор и расширитель заполнены маслом, то и газовое реле заполнено маслом и оба его поплавка (4 и 5) всплывают и будут держать свои контакты, закрепленные на поплавках, разомкнутыми. При внутренних повреждениях или недопустимых перегревах трансформатора происходит разложение масла и изоляции с образованием газа, который поступает в газо­ вое реле. При медленном газообразовании, свидетельствующем о

Рис. 140.

Устройство

газового реле

Рис.

141. Устройство

газового реле

 

 

 

ПГ-22:

 

 

 

А верхний

РГЧЗ-66:

 

 

Б

1 — ртутные

контакты,

2 —краник

для

сигнальный

элемент,

спуска

масла,

3 — опорная

стойка,

4

нижний отключающий элемент;

/, 7 —изо­

нижний

отключающий поплавок, 5 —верх­

ляционные стойки,

2 — изоляционная

пла­

ний сигнальный

поплавок, 6 — краник

для

стина,

3 —лопатка,

4 — неподвижный

кон­

выпуска

газа,

7 — крышка,

8 — клеммная

такт,

5 — ось,

6 — подвижный

контакт,

 

 

коробка, 9 — кожух

 

 

8 —краник, 9 — пружина

 

небольших повреждениях, газы

постепенно

заполняют

верхнюю

часть реле, вытесняя масло в расширитель.

С понижением уровня масла верхний поплавок 5 опускается и замыкает свои контакты, действующие на сигнал.

При дальнейшем медленном газообразовании, когда уровень масла снизится до края отверстия маслопровода, газ уходит в рас­ ширитель. Однако при бурном газовыделении, которое является следствием коротких замыканий в трансформаторе и больших пов­ реждений, сильный поток масла и газов устремляется в расшири­ тель. При скорости масла около 0,5 м/сек нижний поплавок 4, на­ ходящийся на пути потока масла и газов против отверстия масло­ провода, повернется вниз и замкнет контакт, действующий на отключение агрегата.

Так устроено и работает газовое реле ПГ-22.

В настоящее время широкое применение нашли газовые реле

197


РГЧЗ-66 (рис. 141), которые конструкцией

отличаются от реле

ПГ-22.

. Л

Внутри реле расположены два элемента: верхний (А) — действу­ ющий на сигнал при накоплении газа или воздуха в верхней части корпуса реле, или при снижении уровня масла; нижний (Б) — дей­ ствующий на отключение трансформатора при появлении потока масла из трансформатора в расширитель или при полном вытека­

нии масла из реле.

Каждый элемент состоит из широкой плоскодонной чашки, кото­ рая может поворачиваться вокруг оси 5. Внутри чашек помещаются изоляционные стойки 7 (у верхнего элемента) и / (у нижнего эле­ мента), на которых укреплены подвижные контакты 6 . На корпусе реле закреплены изоляционные пластины 2 , на которых укрепле­ ны неподвижные контакты 4.

Когда корпус реле заполнен маслом, чашки верхнего и нижнего элементов подняты кверху при помощи пружин 9, которые одним концом закреплены на корпусе реле, а вторым — прикреплены к противоположной от оси вращения стороне чашки. ГТри этом кон­ такты 4 и 6 разомкнуты.

Когда уровень масла в реле понизится, масло, заполняющее чашку своим весом, создает вращающий момент, который заставит чашку опуститься и надежно замкнуть контакты 4 и 6 .

У нижнего элемента имеется дополнительное устройство в виде лопатки 3, которое расположено против отверстия, соединяющего трансформатор с реле. Струя масла от трансформатора к расшири­ телю, возникающая при внутренних повреждениях трансформатора, своим напором воздействует на лопатку 3, которая поворачивает стойку 1 и замыкает контакты. При этом чашка может остаться не­ подвижной. Нижний элемент может быть настроен на определен­ ную скорость потока масла, а именно: 0,6 0,9 и 1,2 м/сек, для чего в комплект поставки реле входят три лопатки 3, отличающиеся друг от друга своими размерами.

Верхний элемент срабатывает при скоплении под крышкой реле газа или воздуха в объеме не менее 400 см5.

Газовое реле РГЧЗ-66 может быть установлено для защиты трансформаторов с диаметром трубы маслопровода 3". Изоляция токоведущих частей реле от корпуса испытывается напряжением 2000 в переменного тока 50 гц в течение 1 мин. Корпус реле и все уплотнения выдерживают испытания давлением 1,0 кГ/см2 в тече­ ние 20 мин при температуре масла 70—-90° С. Ход подвижных кон­

тактов по неподвижным после их касания должен быть не менее

2 мм.

Кроме внутренних повреждений или перегрева трансформатора работа газового реле вызывается также понижением уровня масла

втрансформаторе, вследствие утечки масла или попадания воздуха

вреле. Воздух обычно попадает в реле, выделяясь из свеженалито­ го масла после нагрева его во время работы трансформатора.

При определении причины срабатывания газового реле необхо­ димо в первую очередь обратить внимание на уровень масла в смот­

198


ровом стекле реле. Если в реле имееется газ, то необходимо опре­ делить его горючесть, цвет и запах. Появление горючего газа и бурого газа с острым запахом является следствием внутренних пов­ реждений. Появление бесцветного негорючего газа без запаха (или с легким запахом масла) свидетельствует о проникновении в транс­ форматор воздуха.

Для определения горючести газа к верхнему кранику (6 ) (см. рис. 140) и 8 (см. рис. 141) подносят зажженную спичку и откры­ вают краник.

Рис. 142. Схема установки трансформа­

Рис. 143. Проверка подъема (уклона)

тора и газового реле:

крышки трансформатора, рейкой и

1 — газовое реле, 2 —кран, 3 — подкладка под

уровнем:

катки для создания необходимого уклона

I — уровень, 2 - рейка

крышки

 

Проверку газа на горючесть производят только у краника газо­ вого реле. Ни к каким другим отверстиям расширителя или транс­ форматора подносить огонь нельзя, так как это может вызвать воспламенение и взрыв газа. К проверке газа на горючесть допус­ каются только опытные работники.

Могут быть случаи ложной работы газового реле, связанные с его настройкой.

Для обеспечения правильной работы газового реле крышка трансформатора и маслопровод, в который включено газовое реле, должны иметь подъем в сторону расширителя, как показано на рис. 142. Величина подъема крышки — 1 — 1,5%, а маслопровода — 2—4%. Это делается для облегчения выхода газа и воздуха из трансформатора в расширитель и исключения возможности скопле­ ния их в другом месте под крышкой.

Проверку уклона производят уровнем и рейкой (рис. 143). Для этого рейку длиной 1 м кладут на крышку трансформатора и на ней устанавливают уровень. Если крышка имеет подъем, то для того

199

чтобы уровень показывал горизонтальное положение, необходимо подложить под один конец рейки подкладки. Отношение высоты подкладки к длине рейки, умноженное на 100, и даст процент подъ­ ема.

Провода к клеммной коробке должны иметь маслостойкую изо­ ляцию.

Электрическая схема газовой защиты приведена на рис. 144.

Рис. 144. Схема газовой защиты:

Г З — отключающий контакт газового реле, ГС — сигнальный контакт газового реле, РГЗ — промежуточное реле отключения, РГС —промежуточное реле сигнализации, КГЗ и КГС — кнопки снятия реле с самоподпитки (деблокирующие), БВ —блок-контакт выключателя, УГ — указательное реле отключения от газовой защиты, ЭО —отключающий электромагнит, ЛГС — сигнальная лампа газовой защиты

После срабатывания газовой защиты необходимо выяснить при­ чину срабатывания. Если в газовом реле обнаруживается горючий газ или газ с острым запахом и цветом, необходимо преобразова­ тельный агрегат отключить до устранения неисправности в транс­ форматоре.

§ 29. ЭК С П Л У А Т А Ц И Я Т Р А Н С Ф О Р М А Т О Р О В

Трансформаторы могут быть установлены открыто или в транс­ форматорных камерах.

При открытой установке (для обеспечения пожарной безопаснос­ ти и сохранности оборудования) под трансформаторы с количеством масла в одной единице более 1000 кг должен быть уложен крупный чистый гравий, промытый гранитный щебень или непористый ще­ бень другой породы толщиной слоя не менее 25 см выше поверх­ ности планировки. Слой гравия или щебня должен выступать за габариты трансформатора не менее чем на 0,6 м при количестве масла до 2000 кг и не менее 1 м при количестве масла более 2000 кг. Гравийная подсыпка должна быть ограничена бортовыми огражде­ ниями. Территория должна быть спланирована таким образом, что­ бы растекающееся масло не могло проникнуть к другому оборудо­ ванию, а отводилось в системы водостока, овраги, сборные ямы,

200



находящиеся на безопасном в пожарном отношении расстоянии от сооружений и оборудования.

Для уменьшения нагрева прямыми лучами солнца открыто уста­ навливаемые трансформаторы должны быть окрашены в светлые цвета.

Расстояние открыто устанавливаемых трансформаторов от стен зданий и от сооружений зависит от степени огнестойкости стен. Наименьшее допустимое расстояние — 0,8 м. Расстояние в свету между рядом установленными трансформаторами должно быть не менее 1,25 м. Если нижняя кромка фарфора изоляторов на крышке трансформатора находится на высоте менее 2,5 м от уровня плани­ ровки, трансформаторы ограждают (высота ограждения 2 м). Сет­ ки сетчатых ограждений должны иметь отверстия не более 25x25 мм. На ограждении должен быть вывешен плакат «Высокое напряжение. Опасно для жизни».

При установке* трансформатора в камере расстояние в свету от наиболее выступающих частей трансформатора, расположенных на высоте менее 1,9 ж от пола, до задней и боковых стен должно быть: для трансформаторов мощностью до 400 ква — 0,3 м, а для трансформаторов мощностью более 400 ква — 0,6 м. Со стороны входа расстояние от трансформатора до полотна двери или высту­ пающих частей стены должно быть: для трансформатора мощностью до 400 ква — 0,6 м, более 400 ква до 1000 ква — 0,8 м, более 1000 ква — 1 м.

Трансформаторы должны устанавливаться в камерах выводами высшего напряжения к стенке, противоположной входу, или к одной из боковых стен.

Вкамерах трансформаторов, расположенных на первом этаже

иимеющих выходящие наружу двери, при количестве масла в баке менее 600 кг маслосборные устройства не выполняются. При коли­

честве масла более 600 кг должен быть устроен пандус или порог из несгораемого материала в дверном проеме, рассчитанный на удер­ жание 20% масла трансформатора.

Осмотр трансформаторов должен производиться дежурным пер­ соналом с порога камер, перед барьером. Барьер устанавливается на уровне 1,2 м. Можно осматривать трансформаторы, заходя в камеру, при условии, если неогражденные токоведущие части на­ ходятся на высоте не менее 2,5 м. На дверях камер должен быть укреплен плакат: «Высокое напряжение. Опасно для жизни».

Для отбора проб масла расстояние от уровня пола или поверх­ ности земли до крана трансформатора должно быть не менее 200 мм или должен быть предусмотрен приямок. Максимальная тем­ пература верхних слоев масла — 95° С для трансформаторов с ес­ тественным масляным охлаждением. Силовые трансформаторы должны иметь устройство для контроля температуры (термометры и термосигнализаторы). На стенках трансформаторных камер должны быть надписи, указывающие порядковый номер трансфор­ матора, его мощность и напряжение. На дверях камеры пишется только порядковый номер.

201