Файл: Маринов, И. А. Устройство и эксплуатация преобразовательных подстанций городского электротранспорта учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 152
Скачиваний: 0
навливают в маслопроводе, соединяющем кожух трансформатора с расширителем. Когда трансформатор и расширитель заполнены маслом, то и газовое реле заполнено маслом и оба его поплавка (4 и 5) всплывают и будут держать свои контакты, закрепленные на поплавках, разомкнутыми. При внутренних повреждениях или недопустимых перегревах трансформатора происходит разложение масла и изоляции с образованием газа, который поступает в газо вое реле. При медленном газообразовании, свидетельствующем о
Рис. 140. |
Устройство |
газового реле |
Рис. |
141. Устройство |
газового реле |
||||||||
|
|
|
ПГ-22: |
|
|
|
А —верхний |
РГЧЗ-66: |
|
|
Б — |
||
1 — ртутные |
контакты, |
2 —краник |
для |
сигнальный |
элемент, |
||||||||
спуска |
масла, |
3 — опорная |
стойка, |
4 — |
нижний отключающий элемент; |
/, 7 —изо |
|||||||
нижний |
отключающий поплавок, 5 —верх |
ляционные стойки, |
2 — изоляционная |
пла |
|||||||||
ний сигнальный |
поплавок, 6 — краник |
для |
стина, |
3 —лопатка, |
4 — неподвижный |
кон |
|||||||
выпуска |
газа, |
7 — крышка, |
8 — клеммная |
такт, |
5 — ось, |
6 — подвижный |
контакт, |
||||||
|
|
коробка, 9 — кожух |
|
|
8 —краник, 9 — пружина |
|
|||||||
небольших повреждениях, газы |
постепенно |
заполняют |
верхнюю |
часть реле, вытесняя масло в расширитель.
С понижением уровня масла верхний поплавок 5 опускается и замыкает свои контакты, действующие на сигнал.
При дальнейшем медленном газообразовании, когда уровень масла снизится до края отверстия маслопровода, газ уходит в рас ширитель. Однако при бурном газовыделении, которое является следствием коротких замыканий в трансформаторе и больших пов реждений, сильный поток масла и газов устремляется в расшири тель. При скорости масла около 0,5 м/сек нижний поплавок 4, на ходящийся на пути потока масла и газов против отверстия масло провода, повернется вниз и замкнет контакт, действующий на отключение агрегата.
Так устроено и работает газовое реле ПГ-22.
В настоящее время широкое применение нашли газовые реле
197
РГЧЗ-66 (рис. 141), которые конструкцией |
отличаются от реле |
ПГ-22. |
. Л |
Внутри реле расположены два элемента: верхний (А) — действу ющий на сигнал при накоплении газа или воздуха в верхней части корпуса реле, или при снижении уровня масла; нижний (Б) — дей ствующий на отключение трансформатора при появлении потока масла из трансформатора в расширитель или при полном вытека
нии масла из реле.
Каждый элемент состоит из широкой плоскодонной чашки, кото рая может поворачиваться вокруг оси 5. Внутри чашек помещаются изоляционные стойки 7 (у верхнего элемента) и / (у нижнего эле мента), на которых укреплены подвижные контакты 6 . На корпусе реле закреплены изоляционные пластины 2 , на которых укрепле ны неподвижные контакты 4.
Когда корпус реле заполнен маслом, чашки верхнего и нижнего элементов подняты кверху при помощи пружин 9, которые одним концом закреплены на корпусе реле, а вторым — прикреплены к противоположной от оси вращения стороне чашки. ГТри этом кон такты 4 и 6 разомкнуты.
Когда уровень масла в реле понизится, масло, заполняющее чашку своим весом, создает вращающий момент, который заставит чашку опуститься и надежно замкнуть контакты 4 и 6 .
У нижнего элемента имеется дополнительное устройство в виде лопатки 3, которое расположено против отверстия, соединяющего трансформатор с реле. Струя масла от трансформатора к расшири телю, возникающая при внутренних повреждениях трансформатора, своим напором воздействует на лопатку 3, которая поворачивает стойку 1 и замыкает контакты. При этом чашка может остаться не подвижной. Нижний элемент может быть настроен на определен ную скорость потока масла, а именно: 0,6 0,9 и 1,2 м/сек, для чего в комплект поставки реле входят три лопатки 3, отличающиеся друг от друга своими размерами.
Верхний элемент срабатывает при скоплении под крышкой реле газа или воздуха в объеме не менее 400 см5.
Газовое реле РГЧЗ-66 может быть установлено для защиты трансформаторов с диаметром трубы маслопровода 3". Изоляция токоведущих частей реле от корпуса испытывается напряжением 2000 в переменного тока 50 гц в течение 1 мин. Корпус реле и все уплотнения выдерживают испытания давлением 1,0 кГ/см2 в тече ние 20 мин при температуре масла 70—-90° С. Ход подвижных кон
тактов по неподвижным после их касания должен быть не менее
2 мм.
Кроме внутренних повреждений или перегрева трансформатора работа газового реле вызывается также понижением уровня масла
втрансформаторе, вследствие утечки масла или попадания воздуха
вреле. Воздух обычно попадает в реле, выделяясь из свеженалито го масла после нагрева его во время работы трансформатора.
При определении причины срабатывания газового реле необхо димо в первую очередь обратить внимание на уровень масла в смот
198
ровом стекле реле. Если в реле имееется газ, то необходимо опре делить его горючесть, цвет и запах. Появление горючего газа и бурого газа с острым запахом является следствием внутренних пов реждений. Появление бесцветного негорючего газа без запаха (или с легким запахом масла) свидетельствует о проникновении в транс форматор воздуха.
Для определения горючести газа к верхнему кранику (6 ) (см. рис. 140) и 8 (см. рис. 141) подносят зажженную спичку и откры вают краник.
Рис. 142. Схема установки трансформа |
Рис. 143. Проверка подъема (уклона) |
тора и газового реле: |
крышки трансформатора, рейкой и |
1 — газовое реле, 2 —кран, 3 — подкладка под |
уровнем: |
катки для создания необходимого уклона |
I — уровень, 2 - рейка |
крышки |
|
Проверку газа на горючесть производят только у краника газо вого реле. Ни к каким другим отверстиям расширителя или транс форматора подносить огонь нельзя, так как это может вызвать воспламенение и взрыв газа. К проверке газа на горючесть допус каются только опытные работники.
Могут быть случаи ложной работы газового реле, связанные с его настройкой.
Для обеспечения правильной работы газового реле крышка трансформатора и маслопровод, в который включено газовое реле, должны иметь подъем в сторону расширителя, как показано на рис. 142. Величина подъема крышки — 1 — 1,5%, а маслопровода — 2—4%. Это делается для облегчения выхода газа и воздуха из трансформатора в расширитель и исключения возможности скопле ния их в другом месте под крышкой.
Проверку уклона производят уровнем и рейкой (рис. 143). Для этого рейку длиной 1 м кладут на крышку трансформатора и на ней устанавливают уровень. Если крышка имеет подъем, то для того
199
чтобы уровень показывал горизонтальное положение, необходимо подложить под один конец рейки подкладки. Отношение высоты подкладки к длине рейки, умноженное на 100, и даст процент подъ ема.
Провода к клеммной коробке должны иметь маслостойкую изо ляцию.
Электрическая схема газовой защиты приведена на рис. 144.
Рис. 144. Схема газовой защиты:
Г З — отключающий контакт газового реле, ГС — сигнальный контакт газового реле, РГЗ — промежуточное реле отключения, РГС —промежуточное реле сигнализации, КГЗ и КГС — кнопки снятия реле с самоподпитки (деблокирующие), БВ —блок-контакт выключателя, УГ — указательное реле отключения от газовой защиты, ЭО —отключающий электромагнит, ЛГС — сигнальная лампа газовой защиты
После срабатывания газовой защиты необходимо выяснить при чину срабатывания. Если в газовом реле обнаруживается горючий газ или газ с острым запахом и цветом, необходимо преобразова тельный агрегат отключить до устранения неисправности в транс форматоре.
§ 29. ЭК С П Л У А Т А Ц И Я Т Р А Н С Ф О Р М А Т О Р О В
Трансформаторы могут быть установлены открыто или в транс форматорных камерах.
При открытой установке (для обеспечения пожарной безопаснос ти и сохранности оборудования) под трансформаторы с количеством масла в одной единице более 1000 кг должен быть уложен крупный чистый гравий, промытый гранитный щебень или непористый ще бень другой породы толщиной слоя не менее 25 см выше поверх ности планировки. Слой гравия или щебня должен выступать за габариты трансформатора не менее чем на 0,6 м при количестве масла до 2000 кг и не менее 1 м при количестве масла более 2000 кг. Гравийная подсыпка должна быть ограничена бортовыми огражде ниями. Территория должна быть спланирована таким образом, что бы растекающееся масло не могло проникнуть к другому оборудо ванию, а отводилось в системы водостока, овраги, сборные ямы,
200
находящиеся на безопасном в пожарном отношении расстоянии от сооружений и оборудования.
Для уменьшения нагрева прямыми лучами солнца открыто уста навливаемые трансформаторы должны быть окрашены в светлые цвета.
Расстояние открыто устанавливаемых трансформаторов от стен зданий и от сооружений зависит от степени огнестойкости стен. Наименьшее допустимое расстояние — 0,8 м. Расстояние в свету между рядом установленными трансформаторами должно быть не менее 1,25 м. Если нижняя кромка фарфора изоляторов на крышке трансформатора находится на высоте менее 2,5 м от уровня плани ровки, трансформаторы ограждают (высота ограждения 2 м). Сет ки сетчатых ограждений должны иметь отверстия не более 25x25 мм. На ограждении должен быть вывешен плакат «Высокое напряжение. Опасно для жизни».
При установке* трансформатора в камере расстояние в свету от наиболее выступающих частей трансформатора, расположенных на высоте менее 1,9 ж от пола, до задней и боковых стен должно быть: для трансформаторов мощностью до 400 ква — 0,3 м, а для трансформаторов мощностью более 400 ква — 0,6 м. Со стороны входа расстояние от трансформатора до полотна двери или высту пающих частей стены должно быть: для трансформатора мощностью до 400 ква — 0,6 м, более 400 ква до 1000 ква — 0,8 м, более 1000 ква — 1 м.
Трансформаторы должны устанавливаться в камерах выводами высшего напряжения к стенке, противоположной входу, или к одной из боковых стен.
Вкамерах трансформаторов, расположенных на первом этаже
иимеющих выходящие наружу двери, при количестве масла в баке менее 600 кг маслосборные устройства не выполняются. При коли
честве масла более 600 кг должен быть устроен пандус или порог из несгораемого материала в дверном проеме, рассчитанный на удер жание 20% масла трансформатора.
Осмотр трансформаторов должен производиться дежурным пер соналом с порога камер, перед барьером. Барьер устанавливается на уровне 1,2 м. Можно осматривать трансформаторы, заходя в камеру, при условии, если неогражденные токоведущие части на ходятся на высоте не менее 2,5 м. На дверях камер должен быть укреплен плакат: «Высокое напряжение. Опасно для жизни».
Для отбора проб масла расстояние от уровня пола или поверх ности земли до крана трансформатора должно быть не менее 200 мм или должен быть предусмотрен приямок. Максимальная тем пература верхних слоев масла — 95° С для трансформаторов с ес тественным масляным охлаждением. Силовые трансформаторы должны иметь устройство для контроля температуры (термометры и термосигнализаторы). На стенках трансформаторных камер должны быть надписи, указывающие порядковый номер трансфор матора, его мощность и напряжение. На дверях камеры пишется только порядковый номер.
201