Файл: Маринов, И. А. Устройство и эксплуатация преобразовательных подстанций городского электротранспорта учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 143

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

УП1 и УП4 замкнутся. Ток в катушке

ДК изменит свое направле­

ние и достигнет величины около 2 а.

Выключатель

отключается.

При отпускании рукоятки УП возвращается

в

нулевое поло­

жение.

 

 

 

 

 

 

 

Включение линейного выключателя происходит таким же обра­

зом после

нажатия на кнопку «Вкл». Отключение

выключателя

 

 

 

 

 

производится

разрывом

 

 

 

 

 

цепи

удерживающей ка­

 

 

 

 

 

тушки кнопкой «-Откл.»

 

 

 

 

 

или контактом реле РДШ.

 

 

 

 

 

На рис. 160 показан по­

 

 

 

 

 

движный контакт выклю­

 

 

 

 

 

чателя ВАБ-28-3000/15.

 

 

 

 

 

В

отключенном поло­

 

 

 

 

 

жении зазор между глав­

 

 

 

 

 

ными контактами выклю­

 

 

 

 

 

чателя должен быть ра­

 

 

 

 

 

вен 9—10 мм.

Дугогаси­

 

 

 

 

 

тельный контакт должен

 

 

 

 

 

замыкаться

с опережени­

 

 

 

 

 

ем на 2—3 мм относитель­

 

 

 

 

 

но главного контакта. При

 

 

 

 

 

зазоре между контактами

 

 

 

 

 

9—10 мм контактные ры­

Рис. 160. Подвижный контакт выключателя

чаги должны доходить до

1 , 8 гибкие

ВАБ-28-3000/15:

4 — пла­

упора.

 

 

 

связи, 2 — шина, 3 —ось,

Зазор между якорем в

стинка

из серебра,

5 — наконечник из

дугостой­

кого

материала,

6 — дугогасительный

контакт,

нижним полюсом магни-

7 —пружина,

9 — подвижный контакт,

10 — под­

 

 

шипники, 11 втулки

 

топровода по средней ли­

и при этом

 

 

 

нии должен быть 12±1 м м

щеки якоря должны касаться упора. Во включенном

положении зазора быть не должно. Натяжение каждой из главных пружин во включенном положении должно быть равно 130 кГ. На­

тяжение контактных пружин должно обеспечить

давление между

контактами выключателя на 1500 а — 18—20 кГ,

для выключателя

на 3000 и 6000 а — 23—25 кГ.

автоматический

В ы к л ю ч а т е л ь ВАТ-43 (выключатель

токоограничивающий). Поляризованные выключатели постоянного тока ВАТ-43 выпускаются двух исполнений: для защиты линий от токов короткого замыкания и перегрузок (линейные ВАТ-43-2000/10-Л) и для защиты преобразователей и их трансфор­ маторов при пробое полупроводниковых вентилей (катодные ВАБ-43-4000/10-К и ВАБ-43-6300/10-К и анодные 6ХВАТ-43/1-3000

и6ХВАТ-43/1-6000).

Вотличие от ранее рассмотренных поляризованных выключа­ телей, выключатель ВАТ-43 не имеет удерживающей катушки и

удерживается во включенном положении постоянным магнитом. В связи с этим для работы выключателя не требуется непрерывно­ го питания оперативным током и, следовательно, при исчезно­

224


вении оперативного тока выключатель

ВАТ-43

самопроизвольно

не отключится. Оперативный ток нужен

только

для дистанцион­

ного включения и отключения выключателя.

Линейный выключатель отличается от катодного выключателя тем, что у линейного выключателя имеется магнитный шунт, с по­ мощью которого регулируется уставка по току линейного выключа­ теля, и электрический шунт, который служит для увеличения ско­ рости отключения выключателя при коротких замыканиях. У катод­ ных выключателей этих шунтов нет.

На рис. 161 дан разрез выключателя ВАТ-43-2000/10-Л. Вы­ ключатель показан во включенном положении. Он состоит из бло­ ка быстродействующего привода, контактного блока и дугогаси­ тельной системы.

Блок привода состоит из постоянного магнита 12, на который надета катушка намагничивания 11, П-образяого -сердечника 4, на нравом стержне которого находится катушка дистанционного включения и отключения 41, верхнего 16 и нижнего 8 брусьев магнитопровода, якоря 34, отключающей пружины 15, магнитного шунта 13, размагничивающего витка главного тока 6, шины 5 с электрическим шунтом 7.

Для включения выключателя замыкают цепь катушки 41, кото­ рая создает магнитный поток, притягивающий якорь 34 к правому стержню П-образного магнита. При этом якорь воздействует на тягу 30, которая поворачивает подвижный контакт 25 вокруг оси 26 в сторону неподвижного контакта. Но подвижный контакт сра­ зу не замкнется с неподвижным, так как тяга 30 связана с рыча­ гом 35, а рычаг 35, при подъеме тяги кверху, зацепляется за защелку 36 и удерживает подвижной контакт на определенном расстоянии от неподвижного. Одновременно с якорем 34 к .-сердеч­ нику 1 притягивается якорек 3. При обесточении катушки 41 якорь 34 остается притянутым и удерживается постоянным маг­ нитом, а якорек 3 под действием пружины 2, возвращается в исход­ ное положение, ударяет по защелке 36 и сбивает ее с рычага 35. При этом тяга 30 освобождается и подвижный контакт замыкает­ ся с неподвижным. Этим достигается свободное расцепление вык­ лючателя. Нажатие главных контактов осуществляется контакт­ ной пружиной 31, которая одним концом упирается в ось 32 тяги 30, проходящей через прорези рычага якоря 34, а другим — в гайки 29, с помощью которых можно регулировать силу нажатия контактов.

Для дистанционного отключения вы-ключателя в катушку 41 подается импульс тока обратного направления, при этом создает­ ся магнитный поток, ослабляющий действие магнитного потока постоянного магнита, и под воздействием отключающей пружины 15 и контактной пружины 31 выключатель отключается. При от­ ключении якорь 34 проходит путь 6i и ударяет по упору 33 на тя­ ге 30, способствуя этим отрыву контактов.

У линейного выключателя направление магнитного потока, со­ здаваемого размагничивающим витком, должно быть направлено

8 И. А. Маринов

225


I - сердечник, 2 -

Рис.

161.

В ы клю чатель В А Т -43 -2000/10 -Л :

 

 

 

 

 

пружина,

3 — якорек,

 

4 — П-образный

сердечник,

5 — шина,

5 — размаг­

ничивающий

виток, 7 электрический шунт,

8 — нижний

брус,

9,

17 — выводные,

шины,

10 шкала,

11 — катушка

намагничивания, 12 — постоянный магнит,

13 — магнитный

шунт,

14 — регулировочный винт,

15 — отключающая

пружина,

16 — верхний

брус,

18 — катушка

магнитного

дутья,

19 камера

дугогашения,

20 — П-образный магнитопровод,

21 рога,

22 — внутренняя перегородка

камеры,

23 дугогасительный

контакт,

24 - изоляционный

экран,

25 — подвижный контакт, 26 — ось

подвижного контакта,

27,

33 упоры,

28 — гибкая

связь,

29 гайки регулировки контактной

пружины,

30 тяга

главного

контакта,

31 —кон­

тактная

пружина,

32 — ось, 34 — якорь,

35 — рычаг,

36 - защелка,

37 -

тяга к

блок-контак­

там, 38 -

рычаг с

механическим

указателем,

39 блок-контакты,

40 — магнитопроводящая

 

 

 

 

скоба,

41 катушка включения и отключения (кв)

 

 

 

 


навстречу магнитному потоку постоянного магнита, и, чем больше ток в силовой цепи, тем больше поток размагничивающего витка. Противодействующий магнитный поток не уничтожает поток по­ стоянного магнита, а вытесняет его в параллельный участок маг­ нитной цепи, тем самым усиливая отключающую силу.

Выключатели ВАТ-43-2000/10-Л могут быть со шкалой уставок

по току в пределах от 1 0 0 0 до 2 0 0 0

а или в

пределах от

2 0 0 0 до

4000 а. У выключателей

со шкалой 1000—2000 а электрический

шунт

7 устанавливается

последовательно узкой

полосе шины 5, а

у выключателя со шка­

 

 

 

 

 

 

лой на 2000—-4000 а

 

 

 

 

 

 

последовательно широ­

 

 

 

 

 

 

кой полосе шины 5.

 

 

 

 

 

 

Регулирование

тока

 

 

 

 

 

 

уставки выключателя в

 

 

 

 

 

 

пределах

данной шка­

 

 

 

 

 

 

лы осуществляется под­

 

 

 

 

 

 

нятием или опусканием

 

 

 

 

 

 

магнитного шунта, т. е.

 

 

 

 

 

 

изменением

зазора

бш.

 

 

 

 

 

 

Чем

меньше зазор

6 Ш,

Рис.

162.

Схема управления выключателем

тем при меньшем

токе

 

 

ВАТ-43:

 

отключится

выключа­

1К — контактор отключения

и его контакты,

контактор включения и

его

контакты, КУ— катушка

тель.

 

 

 

 

управления

(включения

и

отключения),

РБ — реле

При

включении вы­

блокировки и его контакты,

1БК и 2БК — блок-кон­

такты

выключателя,

Вкл. —кнопка

включения,

ключателя ток протека­

 

 

Откл. — кнопка отключения

 

ет по шине 17, катушке магнитного дутья 18, неподвижному контакту, подвижному контак­

ту 25, гибкой связи 28, по шине 5 (широкой или узкой полосе ее) и размагничивающему витку, шине 9.

Для предохранения главных контактов, имеющих серебряные накладки, от обгорания у выключателя имеется дугогасительный контакт 23.

Электрическая дуга, возникающая на дугогасительных контак­ тах, выдувается катушкой магнитного дутья 18 в дугогасительную камеру. В узкой щели между У-образными перегородками камеры горящая дуга создает высокое давление газов, которые, устрем­ ляясь кверху, увлекают за собой дугу. Дуга растягивается также собственным магнитным полем, усиленным магнитопроводом 20. После растяжения дуга гаснет.

Переключение блок-контактов 39 осуществляется рычагом 38, который одновременно служит механическим указателем включен­ ного или отключенного положения выключателя, и тягой 37, свя­ занной е якорем 34.

На рис. 162 приведена схема управления выключателем ВАТ-43.

При нажатии на кнопку «Вкл» замыкается цепь катушки кон­ тактора 2К, который своими контактами замыкает цепь ка­ тушки управления КУ■Якорь 34 переходит во включенное положе­

8 *

227


ние и тягой 37

переключает блок-контакты выключателя. Блок-

контакт 1БК

размыкается,

разрывая цепь

контактора 2К, и,

следовательно,

катушки

КУ,

а блок-контакт 2БК

замыкает цепь

блокировочного

реле РБ,

которое становится

на

самоподпитку и

своим контактом повторно размыкает цепь катушки КУ. Для по­ вторного включения выключателя следует разомкнуть контакт «Вкл», а затем снова его замкнуть.

Для оперативного отключения выключателя нажатием кнопки кОтка» замыкают цепь контактора 1К. Контакты контактора замыкают цепь катушки КУ и по катушке потечет ток, обратный по направлению току включения. На выключателе показана по­ лярность присоединения катушки КУ для тока отключения.

Цепи управления линейного выключателя ВАТ-43 получают питание от источника постоянного тока напряжения ПО или 2 2 0 в. Величина тока, потребляемого катушкой управления КУ при вклю­

чении, равна: при напряжении

110 в — 73 а, при напряжении

220 в — 35 а, а при оперативном

отключении, соответственно, 5 и

2 а. Длительность протекания тока включения через катушку КУ — около 0,3 .сек, максимально допустимая длительность не более

4 сек.

Максимальный отключаемый выключателем ток в безындуктивной цепи 50 000 а.

При установке выключателя необходимо выдержать расстояние от дугогасительной камеры до заземленных конструкций во избе­ жании перекрытия дуги на землю. Расстояния 'между дугогаоительной камерой и заземленными конструкциями должны быть следующими: с боковых сторон камеры и спереди со стороны ком­

мутатора— по 500 мм, сзади

— 400 мм, сверху— 1000 мм

(при

токах короткого замыкания в

защищаемой цепи до 18 0 0 0

а эти

расстояния могут быть уменьшены: с боковых сторон — до 350 мм,

спереди — до 400 мм, сзади — до 340 мм и сверху — до

700 мм).

При монтаже выключателя необходимо правильно

присоеди­

нить полюса защищаемой силовой цепи к выводам выключателя. У линейного выключателя ВАТ-43 направление главного силового тока — от неподвижного контакта к подвижному. На верхней вы­ водной шине стрелкой указывается направление силового тока.

Защитное покрытие выводных шин перед присоединением к ним подводящих шин следует удалить при помощи растворителя; на­ ждачное полотно или напильник применять для этого нельзя.

После монтажа перед включением выключателя в работу долж­ на быть произведена проверка его регулировки и калибровка уставки. Для выполнения этих работ необходимо иметь следую­ щий инструмент: рычаг для ручного включения, динамометр, по­ стоянный магнит с обозначением полюсов, ось с петлей для замера контактного давления, набор щупов для замера зазоров, специаль­ ные гаечные ключи.

Зазор между главными контактами в отключенном положении выключателя должен быть равен 10—14 мм, а зазор между под­ вижным контактом и упором 27 должен быть 2—3 мм.

228