Файл: Маринов, И. А. Устройство и эксплуатация преобразовательных подстанций городского электротранспорта учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 139

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для включения замыкают цепь катушки включающего электро­ магнита КВ, в результате чего якорь 4 быстро притягивается к по­ люсам электромагнита КВ, и толкает боек 3. После того как якорь остановится, притянутый к полюсам боек двигается дальше по инерции и за счет кинетической энергии подбивает защелку.

Такой механизм включения обеспечивает свободное расцепле­ ние, так как энергия включения действует только на освобождение

защелки и не задержива­

 

 

 

 

ет отключение выключате­

 

 

 

 

ля при включении его на

 

 

 

 

короткое замыкание. Кро­

 

 

 

 

ме того, этот же механизм

 

 

 

 

включения

обеспечивает

 

 

 

 

отсутствие

«звонковости».

 

 

 

 

При длительном замыка­

 

 

 

 

нии цепи

катушки вклю­

 

 

 

 

чающего

электромагнита

 

 

 

 

якорь 4 притянут к полю­

 

 

 

 

сам, а боек 3, который в

 

 

 

 

начальный момент подби­

 

 

 

 

вает защелку, двигаясь по

Рис. 166. Устройство максимального

реле

инерции, не достигает за­

 

РМТ-2:

 

 

щелки, и

выключатель

1 — подвижная система, 2 токоведущая

шина,

повторно не выключается.

3 — шкала

уставок, 4 —регулировочный

винт, 5 —

пружина,

6 — ось, 7 — магнитопровод,

8 — якорь,

Для включения необходи­

 

9 — контакты реле

 

 

мо отпустить кнопку вклю­ чения и опять замкнуть ее.

После того как подвижный контакт перестает удерживаться защелкой, замыкание контактов осуществляется главной пружи­ ной 6, которая обеспечивает также необходимое нажатие кон­ тактов.

Для дистанционного отключения замыкают цепь катушки от­ ключающего электромагнита КО, в результате чего якорь 5 при­ тягивается к полюсам этого электромагнита, а рычаги, связанные с якорем 5, отводят подвижный контакт до тех пор, пока не про­ изойдет фиксирование подвижного контакта защелкой в отклю­ ченном положении.

Автоматическое отключение выключателя происходит от дей­ ствия магнитной системы выключателя или максимального токово­ го реле.

Магнитная система производит отключение при больших токах (около 3000—3500 а), когда главный ток защищаемой линии, про­ текающий по рычагу подвижного контакта, создает в магнитопроводе 9 магнитный поток, который преодолевает натяжение пружи­ ны 6 и притягивает якорь 12 к полюсам машитопровода до за­ щелкивания подвижного контакта.

При меньших токах отключение выключателя происходит с помощью реле максимального тока, которое при нагрузке в защищаемой линии, достигшей величины тока уставки реле,

233


замкнет своими контактами цепь катушки отключающего электро­

магнита.

Устройство реле максимального тока РМТ показано на рис. 166. Все детали реле крепятся на токоведущей шине, включаемой по­ следовательно выключателю в цепь защищаемой линии.

Магнитопровод из полосовой стали 7 охватывает шину и жест­ ко крепится к ней. На оси 6, укрепленной в шине, вращается под­ вижная система 1 с якорем 8. Под действием пружины 5 подвиж­ ная часть повернута по часовой стрелке до упора в регулировоч­ ный винт 4. С помощью этого винта, поднимая или опуская подвижную систему 1 и изменяя этим зазор между полюсами и якорем, можно менять ток уставки реле. При токе, равном или большем тока уставки реле, якорь притягивается к полюсам и под­ вижная система поворачивается против часовой стрелки до замы­ кания контактов реле.

Скорость отключения выключателя от реле РМТ несколько меньше, чем от магнитной системы. Полное время отключения вы­ ключателем ВАБ-20 тока короткого замыкания (отключение от магнитной системы) около 0,025 сек. Полное время отключения тока перегрузки посредством реле РМТ — около 0,18 сек.

Давление между контактами выключателя ВАБ-20-1500/10 на 1500 а устанавливается в пределах 12—16 кГ. Якорь с контактным рычагом имеет свободный ход в сторону полюсов в запертом за­ щелкой положении. Свободный ход, измеренный на защелке, ра­ вен 1,5—2 мм. Включающая катушка при напряжении 220 в по­ требляет ток 4 а, а отключающая — 8 а.

Вы к л ю ч а т е л ь ВАБ-20-1500М. Выключатель ВАБ-20-1500М

восновном отличается от выключателя ВАБ-20 наличием дополни­ тельных полюсов у магнитопровода и расположением отключаю­ щей катушки непосредственно на магнитопроводе.

На рис. 167 показан электромагнитный механизм и схема уп­

равления, на рис. 168 — магнитная система выключателя ВАБ-20- 1500М.

Магнитопровод 5 (см. рис. 167) выполнен в виде пакета из тон­ ких стальных, пластинок, с которым скреплены массивные допол­ нительные полюса 6 о насаженными на «их короткозамкнутыми кольцами 2.

Якорь 4 жестко связан с подвижным контактом 11. При упоре подвижного контакта в неподвижный зазор Si меньше зазора бг

(рис. 168).

Когда тока в цепи нет, давление между контактами определяет­ ся натяжением главной пружины 1 (см. рис. 167). По мере увели­ чения тока главной цепи результирующая сила притяжения яко­ ря 4 главными и дополнительными полюсами из-за неравенства зазоров Si и 6 2 будет направлена в ту же сторону, что и сила глав­ ной пружины, обеспечивая этим надежное давление между кон­ тактами. При некотором значении тока в цепи выключателя допол­ нительные полюса 6 насыщаются, и дальнейшее увеличение тока повлечет за собой увеличение силы притяжения главных полюсов

234


магнитопровода 5 и резкое падение давления между контактами. При коротком замыкании, когда ток в цепи резко возрастает, ко­ роткозамкнутые витки ограничивают рост потока дополнительных полюсов и почти весь магнитный поток замыкается через якорь и

Рис. 167. Электромагнитный механизм и схема управления выключателем

ВАБ-20-1500М:

I - главная

пружина, 2 — короткозамкнутые

кольца,

3 —катушка

отключения,

4 —якорь

магнитопровода, 5 — магнитопровод,

6 — дополнительные полюса,

 

7 — пружина

защелки,

8 — защелка,

9 — катушка магнитного дутья,

10 —неподвижный

контакт; О -

подвижный

контакт, 12 —боек, 13 — рычаг

якоря

включающего электромагнита,

/4 — катушка включе­

ния (стрелки А и Б указывают направление

протекания

главного тока)

 

5

6

 

 

 

 

 

 

Рис. 168. Магнитная система выклю­ чателя ВАБ-20-1500М:

1 — короткозамкнутые кольца, 2 —основ­ ные полюса, 3 якорь магнитопровода, 4 — дополнительные полюса, 5 — подвиж­ ный контакт, 6 — магнитопровод

главные полюса, что приводит к снижению уставки и быстрому отключению выключателя.

Однако опыт эксплуатации показал, что как у ВАБ-20-1500/10, так и у ВАБ-20-1500М при определенных толчках тока нагрузки, близких к величине тока отключения выключателя, давление меж­ ду контактами становится равным нулю и происходит сваривание контактов, что является большим недостатком этих выключателей.

235


Для ликвидации этого явления работники Московского «Энер­ гохозяйства» инж. Л. Н. Ефретов и техник 3. С. Кудинова предло­ жили вместо жесткого крепления якоря на рычаге подвижного контакта соединить их через дополнительные пружины 7 (рис. 169)

с натяжением 4—-5 кГ.

Пружины 7 крепятся одним концом к вкладышам 8, укреплен­ ным на рычаге подвижного контакта, а другим концом к направ­

 

 

 

ляющим

планкам

4,

укреп­

 

 

 

ленным на якоре 3.

 

 

 

 

 

 

 

Пружинная связь и нали­

 

 

 

чие

зазора

6 3 благоприятно

 

 

 

сказываются на балансе уси­

 

 

 

лий, воздействующих на от­

 

 

 

ключающую систему выклю­

 

 

 

чателя в

различных

режи­

 

 

 

мах нагрузки.

 

 

 

 

 

 

 

да

При больших токах, ког­

 

 

 

происходит

насыщение

 

 

 

дополнительных

полюсов 2,

 

 

 

и токах

короткого

замыка­

 

 

 

ния увеличивается

электро­

 

 

 

магнитная

сила

притяжения

 

 

 

главных

полюсов

магнито-

 

 

 

провода

1.

Когда

эта

сила

 

 

 

превысит

 

силу

натяжения

 

 

 

пружин 7

(4—5 кГ),

якорь

 

 

 

начнет перемещаться к ос­

 

 

 

новным

полюсам

магнито-

 

 

 

провода

1. При этом про­

 

 

 

изойдет

перераспределение

 

 

 

воздушных

зазоров 6

]

и бг.

 

 

 

Зазор Si

увеличится,

а

6 2 —-

Рис. 169. Изменение связи якоря с под­

уменьшится.

воздейство­

 

Якорь

будет

вижным контактом у выключателя

 

вать на

рычаг

подвижного

ВАБ-20-1500М:

 

1 — магнитопровод,

2 — дополнительные

по­

контакта 5,

когда зазор меж­

люса, 3 —якорь, 4 —направляющие планки,

ду ними станет равен

 

нулю.

5 — рычаг подвижного контакта, 6 — болт

яко­

 

ря, 7 —добавочные

пружины, 8 — вкладыши

К

этому

времени

дополни­

тельные полюса 2 практиче­ ски не будут действовать на якорь из-за образовавшегося большого воздушного зазора бь а сила притяжения главных полюсов магнитопровода 1 резко возрастет и превысит натяжение главной пру­ жины, удерживающей контакты во включенном положении, что га­ рантирует четкое отключение выключателя. Увеличение воздушного зазора в два раза увеличивает силу притяжения главных полюсов магнитопровода примерно в 4 раза.

Кроме того, при своем движении якорь ударяет по рычагу под­ вижного контакта и отбрасывает его, что также способствует чет­ кому размыканию контактов..

236


Эластичная связь якоря с подвижным контактом ликвидирует возможные вибрации подвижного контакта из-за вибрации якоря, которые также могут вызывать сваривание контактов.

Описанное конструктивное изменение выключателя практиче­ ски не отражается на его быстродействии и позволяет несколько уменьшить пределы токов, вызывающих отключение от магнитной системы (с 3000—4000 а до 2000 а) за счет уменьшения давления главных пружин до 7 кГ, а дополнительных — до 3 кГ. Выключа­ тель с внесенными изменениями условно назван ВАБ-20-1500ММ.

В табл. 21 приведены регулировочные параметры выключателя ВАБ-20-1500ММ.

Т А Б Л И Ц А 21

Таблица регулировки выключателя ВАБ-20-1500ММ

Давление кон­

Расхождение

, мм

62, мм

Натяжение

Ток трогания

тактов, кГ

контактов, мм

83, мм пружин якоря,

якоря, а

 

 

 

 

кГ

 

10

8

2

10

5

6,5

1670

7

8

2

10

5

4,5

1100

10

6

2

9

5

5,5

1120

7

6

2

9

5

4,5

900

В ы к л ю ч а т е л ь ВАБ-36-1500/15. Выключатель

ВАБ-36 уп­

равляется оперативным переменным током и имеет

замыкающие

контакты. Номинальный ток выключателя— 1500 а,

номинальное

напряжение — 1650 в.

 

Устройство выключателя ВАБ-36 показано на рис. 170. Подвижный контакт 4 выполнен в виде шины и проходит меж­

ду полюсами магнитопровода 6. Подвижный контакт и рычаг яко­ ря 21 вращаются на одной оси Oj. Якорь 20 жестко укреплен на рычаге 21. Рычаг 21 связан с подвижным контактом 4 пружиной 5, которая во включенном положении создает давление между кон­ тактами.

Для включения выключателя замыкают цепь включающей ка­ тушки 8. При этом якорь 9 притягивается к полюсам магнитопро­ вода 6 и тягой 10 заводит рычаг 21 до защелкивания зацепа 19 с защелкой 18. Однако замыканию контактов 3 и 4 препятствует тяга 7. После снятия напряжения с катушки 8 якорь 9 освобож­ дается и под действием пружины 5 контакты замыкаются. Таким образом осуществляется свободное расцепление выключателя.

Для оперативного отключения замыкают цепь катушки 15 от­ ключающего электромагнита и якорь 16 своим бойком освобожда­ ет зацеп 19. Рычаг якоря 21 под действием отключающей пружины приходит в движение и, пройдя небольшой путь (3—4 мм), ударя­ ет по подвижному контакту и контакты разомкнутся. Возникшая дуга выдувается катушками магнитного дутья 2 в камеру дугогашения.

При перегрузке, когда ток в главной цепи достигнет величины

237