Файл: Маринов, И. А. Устройство и эксплуатация преобразовательных подстанций городского электротранспорта учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 137

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

тока уставки реле РМТ-2, реле сработает, замкнет цепь катушки отключающего электромагнита и выключатель отключится.

При коротком замыкании быстро возрастающий ток в защи­ щаемой цепи создает магнитный поток в магнитопроводе 6, кото­ рый притянет якорь 20 к полюсам магнитопровода. Сумма электро­ магнитной силы и сил натяжения пружины 5 и 11 при некотором значении тока в защищаемой цепи станет больше силы пружины 17, приложенной к защелке 18, и поворачивает ее по часовой стрел-

Рис. 170. Механизм выключателя ВАБ-36-1500/15:

/ и 13— выходные

шины, 2 — катушка

магнитного дутья,

3 — неподвижный

контакт,

4 ~

подвижный контакт,

5, 17

—пружины, 6 — магнитопровод,

7

— тяга,

свободного

расцепления,

8 — включающая катушка,

9 — якорь

включающей

катушки, 10 — включающая

тяга,

11

отключающая

пружина, 12 — гибкая

связь,

/4 — пружина

зацепа, 15 — отключающая

катуш­

ка, 16 —якорь

отключающей катушки

с

бойком,

18 —защелка,

19 — зацеп,

20 —якорь,

 

 

 

 

21 — рычаг якоря

 

 

 

 

 

 

ке вокруг оси.

Незначительный

поворот

защелки 18 приводит

к

освобождению зацепа 19 и отключению выключателя.

В отключенном положении подвижный контакт 4 удерживает­ ся пружиной 11.

Схема управления выключателем ВАБ-36-1500/15 (рис. 171) аналогична схемам управления выключателем ВАБ-20-1500/10 и ВАБ-20-1500ММ. Однако в этой схеме реле блокировки РБ вклю­ чено не последовательно, а параллельно контактору и не шунтиру­ ет, а разрывает цепь контактора. Эта схема также обеспечивает отсутствие звонковости.

Питание цепей управления осуществляется от источника пере­ менного тока напряжением 220 в. Ток катушки включающего эле­

238


ктромагнита при напряжении 220 в равен 50—80 а, ток катушки отключающего электромагнита — 7,3—10 а (при последовательном соединении секций).

Полное время отключения выключателя при перегрузке с уче­ том времени действия реле РМТ-2 составляет 0,08—0,1 сек, а при коротком замыкания — 0,02—0,03 сек.

Зазор между главными контактами в отключенном положении выключателя должен быть равен 10± 1 мм. При этом якорь дол­ жен полностью доходить до магнитопровода, а подвижный контакт до упора.

АП

Рис. 171. Схема управления выключателем ВАБ-36-1500/15:

КВ — включающая катушка, КО — отключающая катушка, К — контактор и его контакты, РБ — блокирующее реле и его контакты, БА —блок-контакты выключателя

Зазор между главными контактами в момент включения, когда катушка включающего электромагнита обтекается током (момент свободного расцепления), должен быть 2—3 мм.

Зазор между якорем и магнитопроводом по средней линии во включенном положении выключателя должен быть 9—10 мм, а между ударным болтом якоря и подвижным контактом — 4—5 мм. Якорь должен освобождаться от защелки в тот момент, когда меж­ ду ударным болтом якоря и подвижным контактом еще остается зазор не менее 1,5 мм.

Давление между контактами должно быть равно 12—15 кГ. Зуб защелки смазывается смазкой Циатим-201. Выключатель

должен надежно включаться при изменении напряжения в преде­ лах от ПО до 80% номинального, а отключаться при изменении напряжения от 110 до 60% номинального.

§ 32. ВЫ БОР У СТ АВО К ЗАЩ И ТЫ ЛИНИИ 600 в.

ТО КО ВРЕМ ЕН Н АЯ ЗАЩ И Т А . ИСКАТЕЛЬ КО РО ТКО ГО З А М Ы К А Н И Я

Ток уставки линейных выключателей зависит от величины рас­ четного тока нагрузки линии, а также от величины тока короткого замыкания в конце линии.

239

В настоящее время, в связи с внедрением энергоемкого 'подвиж­ ного состава и увеличением частоты движения, ток уставки линей­ ных выключателей в зависимости от расчетного тока нагрузки вы­

бирают следующим образом:

а) для трамвая/у0т= 2 / Рас+(ЮОО-т-2000) а, где /рас — расчетный ток нагрузки; 1000 — постоянная величина

при одиночных вагонах типа Г; 2000 — то же при 2-вагонных соста­

вах типа Т\ б) для троллейбуса/уст = 2 /рас+ (600-^-800) а.

т

~ ,2206

?

Рис. 172. Схема токовременной защиты питающих линий 600 в

Ток отключения выключателей ВАБ-20, ВАБ-20М и ВАБ-36 от магнитной системы выбирается порядка 4500—5000 а.

На практике встречаются много линий, у которых уставка, вы­ бранная по расчетному току нагрузки, превышает ток короткого замыкания в конце линии, что может привести к неотключенному короткому замыканию и отжигу контактного провода. Снижение в связи с этим тока уставки выключателей вызывает многочислен­ ные ложные отключения выключателей от нормальных токов на­ грузки, которые плохо отражаются на выключателях, ускоряя их износ и увеличивая количество их ремонтов, ухудшают качество электропитания линии и увеличивают потери электроэнергии от вынужденных пусков подвижного состава.

Для того чтобы возможно было увеличить уставки выключате­ лей и одновременно обеспечить отключение ими токов короткого замыкания, меньших тока уставки, были разработаны несколько типов защиты линий от коротких замыканий. В настоящее время на тяговых подстанциях Москвы широкое применение получила наи­ более простая токовременная защита питающих линий 600 в ТВЗ.

240


На рис. 172 приведена схема токовременной защиты. К шунту,

находящемуся >в цепи защищаемой линии,

подключается

реле

РТ-40. При протекании в линии тока, равного или

большего

тока

уставки реле, контакт Т замыкает цепь реле

 

 

 

 

времени ВЛ-17, которое с заданной выдерж­

 

 

 

 

кой времени замкнет свой контакт в цепи

 

 

 

 

отключения линейного выключателя. Если

 

 

 

 

нагрузка линии снизится раньше, чем реле

 

 

 

 

времени замкнет цепь отключения, разомк­

 

 

 

 

нувшийся контакт токового реле

Т

отклю­

 

 

 

 

чит реле времени, отключение выключателя

 

 

 

 

не произойдет.

 

 

 

 

 

 

Реле времени ВЛ-17 может быть вклю­

 

 

 

 

чено двумя способами: с предварительной

 

 

 

 

подачей

напряжения питания (рис.

173, а)

Рис.

173. Схемы

 

с подачей напряжения питания при замы­

 

включения реле

 

кании

управляющего контакта

у

(рис.

 

ВЛ-17:

 

173, б).

 

 

 

а — с

предварительной

На рис. 174 приведена функциональная

подачей

напряжения

пи­

тания, б — с подачей

на­

схема реле ВЛ-17. Работа реле заключает­

пряжения

питания

при

замыкании

управляюще­

ся в следующем. При включении его по схе­

го контакта У

 

ме с предварительной подачей питания на­

реле Р1

разомкнута.

пряжение подается на клеммы 1 и 3, а цепь

Размыкающий контакт Р1 держит конденсатор С в разряженном состоянии, а триод Тр в положении 0. При этом выходное реле Р2

Рйс. -174. Функциональная схема реле ВЛ-17:

обесточено. При замыкании контакта у (см. рис. 173) срабатывает реле Р1, размыкается контакт Р1 и начинается заряд конденсато­ ра С. Заряд конденсатора происходит через регулируемый резис­ тор R, величина сопротивления которого определяет выдержку вре­ мени реле. Величина сопротивления резистора R устанавливается переключателями П. Когда напряжение на конденсаторе С достиг­ нет определенной величины, откроется диод Д и с генератора ГИ через конденсатор С, диод Д, конденсатор С1 пройдет импульс то­ ка на триод Тр, который перейдет в положение 1 и включит выход­ ное реле Р2, контакты которого замкнут оперативную цепь.

241



При размыкании контакта у реле Р1 перестает обтекаться то­ ком, контакт Р1 замкнется и реле времени ’придет в исходное поло­ жение. Напряжение открытия диода Д устанавливается на заводе с помощью регулируемого резистора R2.

При включении реле времени по схеме с подачей напряжения при замыкании управляющего контакта у переход триода в поло­ жение О происходит при подаче напряжения на схему реле.

Рис. 175. Кривые термической устойчивости контактного провода

(кривые сняты при / =800 а — длительная нагрузка на два

провода сечением S=85 мм2

и предельной температуре нагрева провода

100° С)

l — t °

«5° С, 2 — t °

=20° С, 3 — t° =40° С

ос

ос

ос

 

Реле времени ВЛ-17 изготавливаются на напряжение 127 или 220 в и на различный диапазон выдержек времени в пределах от

0,1 до 200 сек.

Для создания выдержки времени можно применять и другие типы реле времени, удовлетворяющие по диапазону выдержек вре­ мени.

Уставка токового реле токовременной защиты определяется из выражения:

Iуст — ■Лез.мин , но не менее 1000 а,

1,3

где /кз.мип— минимальный ток короткого замыкания линии; 1,3 — коэффициент надежности.

Выдержка времени токовременной защиты определяется по кривой нагрева контактного провода в зависимости от тока устав­ ки выключателя (рис. 175).

Достоинства описанной защиты — простота монтажа и эксплуа­ тации и небольшая стоимость.

Основным недостатком этой защиты является то, что выдержка времени у нее независимая, т. е. не изменяется в зависимости от

242

изменения температуры контактного провода и величины тока на­ грузки. Поэтому бывают случаи ложного срабатывания защиты. Избежать этого можно при увеличении времени срабатывания за­ щиты, что может привести к отжигу контактного провода. Поэтому на некоторых линиях необходимо установить несколько комплектов защиты: одну с большей выдержкой времени при меньшем токе срабатывания, другую — с меньшей выдержкой времени при боль­ шем токе срабатывания.

При установке двух комплектов ТВЗ уставки по току и време­

ни выбираются следующим образом:

 

выбирается из выражения

уставка по току первого комплекта

J

.

/кз.мин

■‘уст.выкл ~\

т~г

а уставка по времени первого комплекта находится по кривой на­ грева контактного провода, в зависимости от тока уставки выклю­

чателя (/уст.выкл))

 

ТВЗ выбирается из выра­

уставка по току второго комплекта

жения

 

 

.

/кз.мин

 

У у с т -2 = = —

Т , 3

■ ’

уставка по врехмени второго комплекта берется по кривой нагрева контактного провода в зависимости от тока уставки первого комп­

лекта (/уст.О- Так как обмотка РТ-40 присоединяется непосредственно к шун­

ту и находится под потенциалом 600 в, изоляция между обмоткой и контактами, между обмоткой и каркасом (землей) испытывается напряжением 5 кв промышленной частоты. Сопротивление соеди­ нительных проводов от шунта до реле РТ-40 должно быть мини­ мальным.

Работниками Мосгортранспроекта было разработано устрой­ ство интегратора токовременной защиты — ИТВЗ. У этой защиты вместо реле к шунту подключается одна обмотка магнитного уси­ лителя. Выходная обмотка магнитного усилителя подключается к реле времени ВЛ-17.

Достоинством этой защиты является то, что она имеет зависи­ мую характеристику, т. е. время ее срабатывания зависит от вели­ чины тока, протекающего в силовой цепи. Эта защита косвенно, по току в защищаемой цепи, следит за температурой нагрева кон­ тактного провода.

Защита регулируется таким образом, чтобы форма кривой за­ висимости была аналогична форме кривой нагрева контактного провода и в тех же ординатах была бы ниже кривой нагрева.

Недостатки этой защиты — относительно большая стоимость и сложность, как в монтаже, так и в наладке и эксплуатации по срав­ нению с ТВЗ.

243