Файл: Маринов, И. А. Устройство и эксплуатация преобразовательных подстанций городского электротранспорта учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 128

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Обе пластины, опущенные в электролит, под воздействием сер­ ной кислоты покрывают тонким слоем сернокислого свинца, т. е. становятся одинаковыми по составу.

При заряде на положительной пластине, присоединенной к по­ ложительному полюсу источника тока, выделяется кислород, а на отрицательной пластине, присоединенной к отрицательному полю-

а)

б)

Рис. 191. Пластины свинцовых аккумуляторных элементов

Си СК:

аположительная, б —отрицательная

су, — водород. При этом положительная пластина окисляется и по­ степенно покрывается слоем перекиси свинца РЬ02 темно-корич­ невого цвета. На отрицательной пластине, где выделяется водород, происходит восстановление чистого свинца из сернокислого свин­ ца в виде тонкого рыхлого слоя губчатого свинца.

После того как сернокислый свинец полностью перейдет в пе­ рекись свинца на положительной пластине и в губчатый свинец на отрицательной пластине, при дальнейшем протекании тока будет выделяться кислород и водород, которые не будут вступать в ре­ акцию с материалом пластин. Происходит «кипение» электролита.

Если же отключить зарядный ток и подключить к элементу ка­ кой-то потребитель, то под влиянием разности потенциалов, кото­ рая возникает при наличии в электролите пластин разного хими­ ческого состава, потечет ток и начнется разряд элемента. При этом на положительной и отрицательной пластинах начнется образова­ ние сернокислого свинца. В этом случае ток пойдет в обратном на­ правлении и химическая реакция также будет протекать в обрат­ ном направлении. Пластины постепенно становятся одинаковыми по составу и при этом уменьшается разность потенциалов между ними.

В элементе аккумуляторной батареи происходит обратимая хи­ мическая реакция

Pb02+2H 2S 0 4 + P b ^ P b S 0 4 + 2 H 20 + P b S 0 4

Положительная

Электролит

Отрица-

Положи-

Вода из

Отрица-

 

 

пластина

 

тельная

тельная

электро-

тельная

 

 

 

пластина

 

пластина

лита

 

пластина

 

 

Аккумуляторный элемент заряжен

 

Аккумуляторный элемент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

разряжен

 

 

 

 

Таким образом, аккумуляторный элемент в

процессе

заряда

накапливает (аккумулирует) электрическую энергию,

 

превращая

ее в химическую.

В процессе разряда

аккумуляторный

элемент

 

 

 

отдает

накопленную им энергию,

 

 

 

превращая

химическую

энергию

 

 

 

снова в электрическую.

 

 

 

 

 

Напряжение

аккумуляторного

 

 

 

элемента после заряда в среднем

 

 

 

равно 2 в независимо от размера

 

 

 

элемента.

 

 

элемент ха­

 

 

 

 

Аккумуляторный

 

 

 

рактеризуется емкостью, т. е. ко­

 

 

 

личеством электричества,

которое

 

 

 

может отдать полностью заряжен­

 

 

 

ный элемент при одном

разряде

 

 

 

его

до

определенного

конечного

 

 

 

напряжения.

Емкость

измеряется

 

 

 

в ампер-часах.

 

 

 

 

Рис. 192. Зависимость емкости

 

Емкость аккумуляторного эле­

стационарного аккумулятора

от

мента в основном зависит от раз­

режима разряда

 

меров

поверхности

положитель­

 

 

 

ных

и

отрицательных

пластин,

участвующих в реакции. Чем больше поверхность, тем больше ем­ кость элемента. Емкость элемента зависит также от величины раз­ рядного тока. Чем больше разрядный ток, тем меньшую емкость можно отбирать от аккумулятора. На рис. 192 показан пример за­ висимости емкости аккумуляторного элемента от режима разряда.

Номинальной емкостью стационарных аккумуляторных батарей считается емкость при разряде в течение 10 ч. Не рекомендуется разряжать батарею более чем на 75% ее номинальной емкости.

Емкость аккумуляторов зависит также от температуры элект­ ролита. При уменьшении температуры емкость аккумулятора уменьшается, так как при этом увеличивается вязкость электроли­ та и уменьшается диффузия его в толщу пластин. Аккумуляторы должны работать при температуре 15—20° С, но не ниже 10° С.

Стационарные свинцово-кислотные аккумуляторы

изготовляют

двух типов: С — для продолжительных

разрядных

режимов и

СК — для кратковременных разрядных

режимов. Аккумуляторы

СК отличаются от аккумуляторов С только большим сечением соединений между элементами в батарее. Из-за больших толчков

268


разрядного тока при 'включении электромагнитных приводов и быстродействующих выключателей на тяговых подстанциях в ос­

новном применяют стационарные аккумуляторные батареи СК-

 

Положительные

и отрицательные пластины

выпускают трех

типов: И-1, И-2, И-4.

Пластины И-2 в два раза, а И-4 — в

четыре

раза больше пластин И-1. Положительные пластины имеют

в

обозначении типа

знак «плюс»,

а отрицательные — знак «минус».

Чтобы использовать в работе аккумулятора поверхность обеих

сторон положительных пластин, их помещают в элементе

между

отрицательными

пластинами.

Поэтому

боковые

отрицательные

пластины имеют

активную массу только с одной

стороны,

и

их

принято обозначать: 1/2И-1; 1/2И-2; 1/2И-4.

 

Номер

Аккумуляторные

элементы различаются по номерам.

аккумуляторного

элемента определяет

его емкость, количество

и

тип пластин.

 

 

 

 

 

 

 

Аккумулятор СК-1 состоит из одной положительной и двух от­ рицательных пластин и емкость его равна 36 а-ч. Аккумулятор СК-2 состоит из двух положительных и трех отрицательных плас­ тин и емкость его равна 72 а-ч, т. е. в два раза больше емкости аккумулятора СК-1. Номер типа аккумулятора (до СК-5 включи­ тельно) соответствует количеству положительных пластин. Коли­ чество отрицательных пластин больше положительных на одну пластину. Емкость аккумулятора равна емкости аккумулятора СК-1, умноженной на номер данного типа аккумулятора. Аккуму­ лятор СК-6 состоит из трех пластин типа И-2, следовательно, пло­ щадь пластин и емкость аккумулятора в 6 раз больше, чем у ак­ кумулятора СК-1-

На тяговых подстанциях городского электротранспорта обычно применяются аккумуляторные батареи не выше СК-5, технические данные которых приведены в табл. 24.

Типовой номер аккумулятора

1

2

3

4

5

Т А Б Л И Ц А 24

Характеристики стационарных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей С и СК

 

Максимальный ток (а)

и емкость (а ■ч)

 

 

­

5сек

 

 

 

при разряде в течение

 

 

 

нагруз

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

для типов С и СК

Д Л Я

типа СК

Допускаемыетолчки

длительностьюки до

 

н

емкость

н

емкость

f-

1

емкость

при заряде

10

ч

 

3 ч

 

ч

 

 

в течение,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ч

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

х

 

X

 

X

 

 

 

 

 

о

 

о

 

о

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и

3,6

36

9

27

18,5

 

18,5

46

22

7,2

72

18

54

37

 

37

92

33

10,8

108

27

81

55,5

 

55,5

138

44

14,4

144

36

108

74

 

74

184

55

18

180

45

135

92,5

 

92,5

230.

10—И. А. Маринов

269


Элементы стационарных свинцово-кислотных батарей до номе­ ров С-16 или СК-16 имеют стеклянные сосуды. Пластины подвеши­

вают непосредственно на

стенки сосуда; однополярные

пластины

в элементе соединяются

соединительными полосами с

помощью

сварки. Для того чтобы пластины разной полярности в аккумуля­ торах не замкнулись, между ними устанавливают специальные сепараторы (разделители). В ка­ честве сепараторов применяют стеклянные трубочки или специ­ ально обработанную однослойную ольховую фанеру толщиной 1,5 мм (рис. 193). Фанера должна обла­ дать достаточной пористостью и

кислотоустойчивостью.

Между крайними пластинами и стенками сосуда (рис. 194) уста­ навливают свинцовые пружины или пружины из пластмассы, фик­ сирующие положение пластин в

сосуде.

Аккумуляторные элементы устанавливают на стеллажах, из­ готовленных из выдержанной су­ хой древесины, покрытых кисло­ тоупорными материалами (смо­ лой, олифой, красками). Стелла­ жи бывают одно- и двухъярус­

ные и обычно устанавливаются на полу на стеклянных изоляторах. Сами элементы устанавливаются на стеллажи также на стеклян­

ных изоляторах.

Аккумуляторные элементы обычно закрывают покровными стеклами, предохраняющими от уноса электролита пузырьками газа при заряде батареи. При наличии покровных стекол электро­ лит, увлекаемый пузырьками газа, оседает на нижней стороне сте­

кол и стекает обратно в сосуд.

При формировании (первом заряде) новой аккумуляторной батареи ей нужно сообщать 10-кратную номинальную емкость.

Длительность первого заряда составляет 65—75 ч.

Плотность электролита в элементах должна быть равна 1,1о. Залитая электролитом батарея отключается на 2—4 ч.

Величина тока первого заряда в расчете на одну положитель­ ную пластину И-1 равна 7 а. Заряд производится несколькими цик­

лами с перерывами.

Признаками окончания заряда служат следующие показатели: напряжение элемента достигло 2,5—2,75 в и не изменяется в

течение 2—3 ч; плотность электролита стала равной 1,2—1,21 и не изменяется

в течение 2—3 ч; при включении батареи в заряд после часового перерыва во всех

270


элементах батареи начинается обильное выделение газов («кипе­ ние») на положительных и отрицательных пластинах.

Температура электролита не должна быть выше 40° С. Если температура электролита недопустимо повышается, необходимо снизить ток заряда или на некоторое время отключить батарею от зарядного устройства.

Аккумуляторные батареи могут эксплуатироваться в режиме заряда — разряда или в режиме постоянного подразряда.

Рис. 194. Элемент СК-2:

1 — положительные пластины, 2 — отрицательные пластины, 3 — соединительные полосы, 4 — пружина, 5 — стеклянный сосуд, 6 — стеклянные сепараторы

Работа батареи в режиме заряда — разряда заключается в том, что полностью заряженную батарею отключают от зарядных уст­ ройств и включают на питание потребителей, т. е. на разряд. После того как с батареи будет снято не более 75% номинальной емко­ сти, батарея включается снова в заряд. Во время заряда зарядное устройство питает и нагрузку.

Признаками разряда батареи служат: количество полученных амперчасов, снижение напряжения на элементах, которое допу­ скается не ниже 1,98 в при разряде более 10 ч и 1,75 в при разряде током 1—2-часового режима; снижение плотности электролита до

1,17—1,15.

Во время заряда батарея должна получить на 18—20% больше емкости, чем с нее было снято при разряде.

Один раз в три месяца аккумуляторные батареи подвергаются уравнительному заряду, во время которого батарее сообщается не менее чем 3-х кратная номинальная емкость.

Уравнительный заряд служит для поддержания пластин в нор­ мальном состоянии, т. е. удаления сульфата, который появляется на поверхности и внутри активной массы пластин.

Перед уравнительным зарядом батарея разряжается током 10-часового режима до получения напряжения 1,8 в на элемент.

10*

271


Уравнительный заряд производится 'несколькими циклами с ча­ совыми перерывами.

Режим постоянного подзаряда заключается в том, что парал­ лельно аккумуляторной батарее, находящейся в полностью заря­ женном состоянии, на шины собственных нужд постоянного тока включается зарядный агрегат, который питает всю нагрузку и од­ новременно подзаряжает малым током батарею, компенсируя ее самозаряд.

Режим постоянного подзаряда улучшает условия эксплуатации аккумуляторной 'батареи, увеличивает срок ее службы, значитель­ но повышает надежность работы электроустановки, обеспечивая полноценный резерв питания оперативным током потребителей, так как батарея в любой момент находится в полностью заряженном состоянии.

Толчковые нагрузки воспринимаются главным образом бата­ реей.

В режиме постоянного подзаряда напряжение на каждом эле­ менте должно быть равно 2,15±0,05 в, а ток подзаряда должен быть не менее значения, определяемого по формуле

,о,озсн

У п _ — 36- ’

где /п— ток подзаряда; Са — номинальная емкость аккумулятора,

а-ч.

Плотность электролита должна соответствовать плотности за­ ряженного элемента, т. е. 1,2—1,21 г/см3.

Заметное выделение газов и значительный осадок, выпадающий из пластин (шлам), а также повышение напряжения на элементе выше 2,35 в свидетельствуют о перезаряде элементов.

Признаками недозаряда являются снижение плотности ниже 1,20—1,21 на 0,01—0,02 и более единиц и снижение напряжения на элементе ниже 2,1 в.

В соответствии с инструкцией помимо уравнительных переза­ рядов батареи, эксплуатируемые в режиме постоянного подзаряда, подвергаются ежемесячно тренировочным разрядам током 10-ча­ сового разряда со снятием 75% номинальной емкости. После этого батарея нормально заряжается. При производстве уравнительного перезаряда тренировочный разряд не производится.

По последним рекомендациям можно не производить трениро­ вочный разряд. Для выравнивания плотности электролита по высо­ те элемента необходимо дистиллированную воду доливать в ниж­ нюю часть каждого элемента. Для этого применяется длинная труб­ ка с воронкой.

Правильная эксплуатация и тщательный уход за аккумулятор­ ной батареей обеспечивают надежную и длительную ее работу.

Для контроля за состоянием батареи регулярно производят из­ мерение напряжения и плотности электролита в контрольных эле­ ментах с записью в аккумуляторном журнале. На подстанциях с постоянным дежурным персоналом эти измерения производятся

272