Файл: Маринов, И. А. Устройство и эксплуатация преобразовательных подстанций городского электротранспорта учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 128
Скачиваний: 0
Обе пластины, опущенные в электролит, под воздействием сер ной кислоты покрывают тонким слоем сернокислого свинца, т. е. становятся одинаковыми по составу.
При заряде на положительной пластине, присоединенной к по ложительному полюсу источника тока, выделяется кислород, а на отрицательной пластине, присоединенной к отрицательному полю-
а) |
б) |
Рис. 191. Пластины свинцовых аккумуляторных элементов
Си СК:
а— положительная, б —отрицательная
су, — водород. При этом положительная пластина окисляется и по степенно покрывается слоем перекиси свинца РЬ02 темно-корич невого цвета. На отрицательной пластине, где выделяется водород, происходит восстановление чистого свинца из сернокислого свин ца в виде тонкого рыхлого слоя губчатого свинца.
После того как сернокислый свинец полностью перейдет в пе рекись свинца на положительной пластине и в губчатый свинец на отрицательной пластине, при дальнейшем протекании тока будет выделяться кислород и водород, которые не будут вступать в ре акцию с материалом пластин. Происходит «кипение» электролита.
Если же отключить зарядный ток и подключить к элементу ка кой-то потребитель, то под влиянием разности потенциалов, кото рая возникает при наличии в электролите пластин разного хими ческого состава, потечет ток и начнется разряд элемента. При этом на положительной и отрицательной пластинах начнется образова ние сернокислого свинца. В этом случае ток пойдет в обратном на правлении и химическая реакция также будет протекать в обрат ном направлении. Пластины постепенно становятся одинаковыми по составу и при этом уменьшается разность потенциалов между ними.
В элементе аккумуляторной батареи происходит обратимая хи мическая реакция
Pb02+2H 2S 0 4 + P b ^ P b S 0 4 + 2 H 20 + P b S 0 4
Положительная |
Электролит |
Отрица- |
Положи- |
Вода из |
Отрица- |
|
|
||||
пластина |
|
тельная |
тельная |
электро- |
тельная |
|
|
||||
|
пластина |
|
пластина |
лита |
|
пластина |
|
|
|||
Аккумуляторный элемент заряжен |
|
Аккумуляторный элемент |
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
разряжен |
|
|
|
|
|
Таким образом, аккумуляторный элемент в |
процессе |
заряда |
|||||||||
накапливает (аккумулирует) электрическую энергию, |
|
превращая |
|||||||||
ее в химическую. |
В процессе разряда |
аккумуляторный |
элемент |
||||||||
|
|
|
отдает |
накопленную им энергию, |
|||||||
|
|
|
превращая |
химическую |
энергию |
||||||
|
|
|
снова в электрическую. |
|
|||||||
|
|
|
|
Напряжение |
аккумуляторного |
||||||
|
|
|
элемента после заряда в среднем |
||||||||
|
|
|
равно 2 в независимо от размера |
||||||||
|
|
|
элемента. |
|
|
элемент ха |
|||||
|
|
|
|
Аккумуляторный |
|||||||
|
|
|
рактеризуется емкостью, т. е. ко |
||||||||
|
|
|
личеством электричества, |
которое |
|||||||
|
|
|
может отдать полностью заряжен |
||||||||
|
|
|
ный элемент при одном |
разряде |
|||||||
|
|
|
его |
до |
определенного |
конечного |
|||||
|
|
|
напряжения. |
Емкость |
измеряется |
||||||
|
|
|
в ампер-часах. |
|
|
|
|
||||
Рис. 192. Зависимость емкости |
|
Емкость аккумуляторного эле |
|||||||||
стационарного аккумулятора |
от |
мента в основном зависит от раз |
|||||||||
режима разряда |
|
меров |
поверхности |
положитель |
|||||||
|
|
|
ных |
и |
отрицательных |
пластин, |
участвующих в реакции. Чем больше поверхность, тем больше ем кость элемента. Емкость элемента зависит также от величины раз рядного тока. Чем больше разрядный ток, тем меньшую емкость можно отбирать от аккумулятора. На рис. 192 показан пример за висимости емкости аккумуляторного элемента от режима разряда.
Номинальной емкостью стационарных аккумуляторных батарей считается емкость при разряде в течение 10 ч. Не рекомендуется разряжать батарею более чем на 75% ее номинальной емкости.
Емкость аккумуляторов зависит также от температуры элект ролита. При уменьшении температуры емкость аккумулятора уменьшается, так как при этом увеличивается вязкость электроли та и уменьшается диффузия его в толщу пластин. Аккумуляторы должны работать при температуре 15—20° С, но не ниже 10° С.
Стационарные свинцово-кислотные аккумуляторы |
изготовляют |
|
двух типов: С — для продолжительных |
разрядных |
режимов и |
СК — для кратковременных разрядных |
режимов. Аккумуляторы |
СК отличаются от аккумуляторов С только большим сечением соединений между элементами в батарее. Из-за больших толчков
268
разрядного тока при 'включении электромагнитных приводов и быстродействующих выключателей на тяговых подстанциях в ос
новном применяют стационарные аккумуляторные батареи СК- |
|
||||||
Положительные |
и отрицательные пластины |
выпускают трех |
|||||
типов: И-1, И-2, И-4. |
Пластины И-2 в два раза, а И-4 — в |
четыре |
|||||
раза больше пластин И-1. Положительные пластины имеют |
в |
||||||
обозначении типа |
знак «плюс», |
а отрицательные — знак «минус». |
|||||
Чтобы использовать в работе аккумулятора поверхность обеих |
|||||||
сторон положительных пластин, их помещают в элементе |
между |
||||||
отрицательными |
пластинами. |
Поэтому |
боковые |
отрицательные |
|||
пластины имеют |
активную массу только с одной |
стороны, |
и |
их |
|||
принято обозначать: 1/2И-1; 1/2И-2; 1/2И-4. |
|
Номер |
|||||
Аккумуляторные |
элементы различаются по номерам. |
||||||
аккумуляторного |
элемента определяет |
его емкость, количество |
и |
||||
тип пластин. |
|
|
|
|
|
|
|
Аккумулятор СК-1 состоит из одной положительной и двух от рицательных пластин и емкость его равна 36 а-ч. Аккумулятор СК-2 состоит из двух положительных и трех отрицательных плас тин и емкость его равна 72 а-ч, т. е. в два раза больше емкости аккумулятора СК-1. Номер типа аккумулятора (до СК-5 включи тельно) соответствует количеству положительных пластин. Коли чество отрицательных пластин больше положительных на одну пластину. Емкость аккумулятора равна емкости аккумулятора СК-1, умноженной на номер данного типа аккумулятора. Аккуму лятор СК-6 состоит из трех пластин типа И-2, следовательно, пло щадь пластин и емкость аккумулятора в 6 раз больше, чем у ак кумулятора СК-1-
На тяговых подстанциях городского электротранспорта обычно применяются аккумуляторные батареи не выше СК-5, технические данные которых приведены в табл. 24.
Типовой номер аккумулятора
1
2
3
4
5
Т А Б Л И Ц А 24
Характеристики стационарных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей С и СК
|
Максимальный ток (а) |
и емкость (а ■ч) |
|
|
|
5сек |
|||
|
|
|
при разряде в течение |
|
|
|
нагруз |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
для типов С и СК |
Д Л Я |
типа СК |
Допускаемыетолчки |
длительностьюки до |
|||
|
н |
емкость |
н |
емкость |
f- |
1 |
емкость |
||
при заряде |
10 |
ч |
|
3 ч |
|
ч |
|
|
|
в течение, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ч |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
х |
|
X |
|
X |
|
|
|
|
|
о |
|
о |
|
о |
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
и |
3,6 |
36 |
9 |
27 |
18,5 |
|
18,5 |
46 |
|
22 |
7,2 |
72 |
18 |
54 |
37 |
|
37 |
92 |
|
33 |
10,8 |
108 |
27 |
81 |
55,5 |
|
55,5 |
138 |
|
44 |
14,4 |
144 |
36 |
108 |
74 |
|
74 |
184 |
|
55 |
18 |
180 |
45 |
135 |
92,5 |
|
92,5 |
230. |
10—И. А. Маринов |
269 |
Элементы стационарных свинцово-кислотных батарей до номе ров С-16 или СК-16 имеют стеклянные сосуды. Пластины подвеши
вают непосредственно на |
стенки сосуда; однополярные |
пластины |
в элементе соединяются |
соединительными полосами с |
помощью |
сварки. Для того чтобы пластины разной полярности в аккумуля торах не замкнулись, между ними устанавливают специальные сепараторы (разделители). В ка честве сепараторов применяют стеклянные трубочки или специ ально обработанную однослойную ольховую фанеру толщиной 1,5 мм (рис. 193). Фанера должна обла дать достаточной пористостью и
кислотоустойчивостью.
Между крайними пластинами и стенками сосуда (рис. 194) уста навливают свинцовые пружины или пружины из пластмассы, фик сирующие положение пластин в
сосуде.
Аккумуляторные элементы устанавливают на стеллажах, из готовленных из выдержанной су хой древесины, покрытых кисло тоупорными материалами (смо лой, олифой, красками). Стелла жи бывают одно- и двухъярус
ные и обычно устанавливаются на полу на стеклянных изоляторах. Сами элементы устанавливаются на стеллажи также на стеклян
ных изоляторах.
Аккумуляторные элементы обычно закрывают покровными стеклами, предохраняющими от уноса электролита пузырьками газа при заряде батареи. При наличии покровных стекол электро лит, увлекаемый пузырьками газа, оседает на нижней стороне сте
кол и стекает обратно в сосуд.
При формировании (первом заряде) новой аккумуляторной батареи ей нужно сообщать 10-кратную номинальную емкость.
Длительность первого заряда составляет 65—75 ч.
Плотность электролита в элементах должна быть равна 1,1о. Залитая электролитом батарея отключается на 2—4 ч.
Величина тока первого заряда в расчете на одну положитель ную пластину И-1 равна 7 а. Заряд производится несколькими цик
лами с перерывами.
Признаками окончания заряда служат следующие показатели: напряжение элемента достигло 2,5—2,75 в и не изменяется в
течение 2—3 ч; плотность электролита стала равной 1,2—1,21 и не изменяется
в течение 2—3 ч; при включении батареи в заряд после часового перерыва во всех
270
элементах батареи начинается обильное выделение газов («кипе ние») на положительных и отрицательных пластинах.
Температура электролита не должна быть выше 40° С. Если температура электролита недопустимо повышается, необходимо снизить ток заряда или на некоторое время отключить батарею от зарядного устройства.
Аккумуляторные батареи могут эксплуатироваться в режиме заряда — разряда или в режиме постоянного подразряда.
Рис. 194. Элемент СК-2:
1 — положительные пластины, 2 — отрицательные пластины, 3 — соединительные полосы, 4 — пружина, 5 — стеклянный сосуд, 6 — стеклянные сепараторы
Работа батареи в режиме заряда — разряда заключается в том, что полностью заряженную батарею отключают от зарядных уст ройств и включают на питание потребителей, т. е. на разряд. После того как с батареи будет снято не более 75% номинальной емко сти, батарея включается снова в заряд. Во время заряда зарядное устройство питает и нагрузку.
Признаками разряда батареи служат: количество полученных амперчасов, снижение напряжения на элементах, которое допу скается не ниже 1,98 в при разряде более 10 ч и 1,75 в при разряде током 1—2-часового режима; снижение плотности электролита до
1,17—1,15.
Во время заряда батарея должна получить на 18—20% больше емкости, чем с нее было снято при разряде.
Один раз в три месяца аккумуляторные батареи подвергаются уравнительному заряду, во время которого батарее сообщается не менее чем 3-х кратная номинальная емкость.
Уравнительный заряд служит для поддержания пластин в нор мальном состоянии, т. е. удаления сульфата, который появляется на поверхности и внутри активной массы пластин.
Перед уравнительным зарядом батарея разряжается током 10-часового режима до получения напряжения 1,8 в на элемент.
10* |
271 |
Уравнительный заряд производится 'несколькими циклами с ча совыми перерывами.
Режим постоянного подзаряда заключается в том, что парал лельно аккумуляторной батарее, находящейся в полностью заря женном состоянии, на шины собственных нужд постоянного тока включается зарядный агрегат, который питает всю нагрузку и од новременно подзаряжает малым током батарею, компенсируя ее самозаряд.
Режим постоянного подзаряда улучшает условия эксплуатации аккумуляторной 'батареи, увеличивает срок ее службы, значитель но повышает надежность работы электроустановки, обеспечивая полноценный резерв питания оперативным током потребителей, так как батарея в любой момент находится в полностью заряженном состоянии.
Толчковые нагрузки воспринимаются главным образом бата реей.
В режиме постоянного подзаряда напряжение на каждом эле менте должно быть равно 2,15±0,05 в, а ток подзаряда должен быть не менее значения, определяемого по формуле
,о,озсн
У п _ — 36- ’
где /п— ток подзаряда; Са — номинальная емкость аккумулятора,
а-ч.
Плотность электролита должна соответствовать плотности за ряженного элемента, т. е. 1,2—1,21 г/см3.
Заметное выделение газов и значительный осадок, выпадающий из пластин (шлам), а также повышение напряжения на элементе выше 2,35 в свидетельствуют о перезаряде элементов.
Признаками недозаряда являются снижение плотности ниже 1,20—1,21 на 0,01—0,02 и более единиц и снижение напряжения на элементе ниже 2,1 в.
В соответствии с инструкцией помимо уравнительных переза рядов батареи, эксплуатируемые в режиме постоянного подзаряда, подвергаются ежемесячно тренировочным разрядам током 10-ча сового разряда со снятием 75% номинальной емкости. После этого батарея нормально заряжается. При производстве уравнительного перезаряда тренировочный разряд не производится.
По последним рекомендациям можно не производить трениро вочный разряд. Для выравнивания плотности электролита по высо те элемента необходимо дистиллированную воду доливать в ниж нюю часть каждого элемента. Для этого применяется длинная труб ка с воронкой.
Правильная эксплуатация и тщательный уход за аккумулятор ной батареей обеспечивают надежную и длительную ее работу.
Для контроля за состоянием батареи регулярно производят из мерение напряжения и плотности электролита в контрольных эле ментах с записью в аккумуляторном журнале. На подстанциях с постоянным дежурным персоналом эти измерения производятся
272