Файл: Маринов, И. А. Устройство и эксплуатация преобразовательных подстанций городского электротранспорта учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 127

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

один раз в сутки, а на автоматических и телеуправляемых подстан­ циях — один раз >в неделю.

Ежемесячно проводят проверку плотности электролита и напря­ жения на всех элементах, обтирку стеллажей, изоляторов, сосудов и промывку покровных стекол.

Сосуды, стеллажи, изоляторы должны быть всегда чистыми и сухими, так как их состояние влияет на саморазряд батареи. Са­ моразряд происходит и вследствие электрохимических процессов внутри элемента, например, вследствие наличия разности потенциалов между активным веществом и свинцовой основой пла­ стины. Но саморазряды по таким причинам невелики.

Причинами повышенного саморазряда, кроме утечек из-за пло­ хой изоляции батареи, являются короткие замыкания внутри эле­ мента и наличие вредных примесей в электролите. Наиболее опас­ ными и часто встречающимися примесями в электролите являются: железо, хлор, соединения азота, медь, марганец.

Ошиновку аккумуляторной батареи, независимо от того, окра­ шена ли она кислотоупорной краской, нужно смазывать нейтраль­ ным вазелином или машинным маслом. Смазка должна периоди­ чески меняться. Ошиновка на высоту 30—50 мм от места впайки в наконечник и вся поверхность наконечников должны быть зачи­ щены до блеска и покрыты тонким слоем вазелина.

Уровень электролита в каждом элементе должен быть не менее

чем на

10 мм выше верхнего края пластин,

а уровень слоя шлама

не должен приближаться к пластинам

на расстояние менее

10—15

мм.

 

Если плотность электролита выше 1,21 г!смъ, то элементы до­ ливают дистиллированной водой. Если плотность ниже 1,2 г/см3, то элементы доливают электролитом плотностью 1,18 г/см3.

Для получения электролита плотностью 1,18 г/см3 смешивают 1000 см3 дистиллированной воды с 179,2 см3 серной кислоты плот­ ности 1,84 г/см3.

При необходимости доливку элементов дистиллированной во­ дой или электролитом производят или до заряда или после заряда. Если доливку производят после заряда, то батарею следует вклю­ чить в заряд после доливки еще на полчаса для перемешивания электролита.

Помещение аккумуляторной батареи взрыво- и пожароопасное, так как при заряде на пластинах выделяются кислород и водород, смесь которых представляет собой гремучий газ. Поэтому на две­ рях помещения аккумуляторной батареи должны быть надписи: «Аккумуляторная», «Огнеопасно», «С огнем не входить», «Курить воспрещается».

Лампы освещения должны быть в полугерметической арматуре, а выключатели — вне помещения аккумуляторной батареи.

В окнах помещения должны быть матовые или покрытые белой краской стекла.

При работе с серной кислотой следует соблюдать следующие основные требования безопасности:

273


г

все работы должны .выполняться двумя лидами, обученными ра­

боте с кислотой; приготовление раствора и доливку элементов .следует произво­

дить в защитных прозрачных очках, резиновых перчатках, галошах и резиновых фартуках (или грубошерстных костюмах);

при составлении электролита следует кислоту вливать в воду тонкой струей (ни в коем случае не лить воду в кислоту) при не­ прерывном перемешивании раствора. Лить кислоту в воду из боль­ ших бутылей запрещается;

при случайном попадании брызг кислоты или электролита на лицо, руки или одежду следует быстро смочить это место 5%-ным раствором соды или, при отсутствии раствора соды, обмыть силь­ ной струей воды из-под крана.

Можно также погрузить обожженную конечность в чистую воду и совершать ею частые движения.

§ 37. ЗАРЯДНЫЕ И ВЫПРЯМИТЕЛЬНЫЕ УСТРОЙСТВА

Для заряда и подзаряда аккумуляторных батарей могут быть использованы двигатель-генераторы и полупроводниковые выпря­ мители.

Двигатель-генератор состоит из асинхронного электродвигате­ ля и генератора постоянного тока с параллельным возбуждением, смонтированных на общей фундаментной плите. В табл. 25 приве­ дены технические данные применяемых на подстанциях двигате­ лей-генераторов.

Т А Б Л И Ц А 25

Технические данные двигатель-генераторов для заряда аккумуляторных батарей

 

Генератор

 

 

Электродвигатель

 

Вес

 

 

 

 

 

 

 

тип

мощность, кет

 

мощность,

напряжение, в

Ч И С Л О

агрегата,

Т И П

кет

оборотов

кг

 

 

 

 

 

 

в минуту

 

П Н -28 ,5

 

1 ,5

А Д - 3 1 /4

1 ,9

1 27/220

1500

187

П Н -4 5

 

2 ,6

А Д - 4 1 /4

3 ,2

2 2 0 /3 80

1500

223

П Н -6 8

 

4 ,1

А Д - 4 2 /4

5 ,1

500

1500

275

П Н -8 5

 

6 ,5

А Д - 5 2 /4

7 ,9

1500

347

П р и м е ч а н и е .

Напряжение генераторов регулируется в пределах 115—160 и 230—

320 в.

 

 

 

 

 

 

 

Из полупроводниковых выпрямителей для заряда и подзаряда аккумуляторных батарей применяют селеновые выпрямители ВСА, технические данные которых приведены в табл. 26, и зарядные по­ лупроводниковые выпрямители ЗУК на кремниевых вентилях, тех­ нические данные которых приведены в табл. 27.

На рис. 195 приведена схема включения аккумуляторной бата­ реи, работающей в режиме заряд— разряд с двойным элементным

274


 

 

 

 

 

Т А Б Л И Ц А

26

 

Технические данные селеновых выпрямительных устройств

 

 

 

для зарядки аккумуляторных батарей

 

 

 

Выпрям­

Выпрям­

Напряжение

Способ регулирования

 

 

Тип

ленное

Схема соединения

ленный

напряже­

питающей

напряжения

 

ток, а

ние, в

сети, в

 

 

 

В С А -4

1 - 2

240— 120 110, 127, 220 Саморегулирование

Однофазная

мо­

В С А -5

 

0 - 6 4

П О , 1 27,220

в процессе заряда

стовая

 

0— 12

Р егулировочны й авто ­

То ж е

 

В С А -111

0 , 2 5 - 8

0 - 8 0

127/220

трансф орматор

 

 

 

Нагрузив

Рис.

195. Схема вклю чения

аккум ул ято рн о й батареи с двойны м

элементным к о м ­

 

 

м утатором :

 

/ — аккумуляторная батарея,

2 зарядный ползунок элементного коммутатора, 3 разряд­

ный

ползунок элементного коммутатора; Д —двигатель, Г —генератор

(зарядный агрегат)

коммутатором. Разрядный ползунок служит для поддержания по­ стоянного напряжения на шинах в процессе разряда, путем вклю­ чения на шины необходимого количества последовательно соеди­ ненных элементов. Зарядная ручка служит для равномерного заряда элементов. Обычно последние элементы батареи меньше разряжаются, и, следовательно, они должны меньше заряжаться, и с помощью зарядной ручки их выводят из заряда.

На рис. 196 приведена схема включения аккумуляторной бата­ реи с двумя зарядными агрегатами. Один зарядный агрегат, напри­ мер двигатель-генератор, служит для полного заряда батареи, а

275


f

Технические данные зарядны х устройств

Т А Б Л И Ц А 27

З У К

Наименование параметра

Единица

ЗУК—75/120

ЗУ К -155/230

измерения

Вы прямленны й

то к . .

Вы прямленное

н а п р я ж е ­

ние ......................................

питающ ей

Н апряж ение

с е т и ......................................

мощ ности

Коэф ф ициент

К . п. д ...................................

то ка . .

С табилизация

П е р е г р у з к а ..........................

 

О х л а ж д е н и е .........................

 

Габариты ..............................

 

В е с ...........................................

 

а

75

 

155

в

120

 

230

в

380/660 ± 1 0%

380/660— 10%

%

0,82

от 0,82 до 0,88

%

86

от

88 до 93

%

± 5

25

— 5

%

25 (5 мин)

(5 мин)

 

Воздуш ное естествен-

В оздуш ное естествен-

 

ное

ное

ММ

6 20 X 6 8 4 X 1 1 3 0

7 5 0 X 7 6 4 X 1 7 2 2

к г

235

542

Рис. 196. Схема вклю чения а ккум ул я то рн о й батареи с двум я зарядны м и агрега ­ там и:

Р — разрядное сопротивление, ВСА — селеновый выпрямитель для подзаряда, ДГ — двига­ тель-генератор для полного заряда, ж, з, к — фазы переменного тока

276


второй, например селеновый выпрямитель, для постоянного под­ заряда.

В связи с внедрением на подстанциях оперативного переменно­ го тока и ликвидацией в связи с этим аккумуляторных батарей, большое распространение получили выпрямительные устройства для питания электромагнитных приводов выключателей. Выпрями-

Р,ис. 197. Схема включения выпрямительных устройств:

ВУ-1, ВУ-2 — выпрямительные

устройства,

PKi — РК,, РКХ— реле контроля

напряжения и

их контакты, Кнв — контактор

резервного

ввода, Пр — переключатель, П i и

П2 — пакетные

 

выключатели ПВК 2—25 а

 

тельные устройства выполняют из кремниевых вентилей, соединяе­ мых по мостовой схеме и подключенных к сети переменного тока 220 в непосредственно или через вспомогательный трансформатор.

На рис. 197 дана схема включения выпрямительных устройств. При наличии на подстанции резервного источника питания собственных нужд переменного тока — резервного ввода от город­ ских сетей 220 в или трансформатора, подключенного к резервно­ му вводу 6—10 кв, устанавливают два выпрямительных устройства. Питание одного выпрямительного устройства берется от рабочего трансформатора, а второе выпрямительное устройство подклю­ чается к резервному трансформатору или резервному вводу 220 в. На стороне выпрямленного тока оба выпрямительных устройства

включаются параллельно.

277

г

Таким образом обеспечивается бесперебойное питание потреби­

телей выпрямленным током.

Для защиты выпрямительных устройств от повреждений при пробое вентилей в каком-либо устройстве, параллельное их вклю­ чение осуществляется через запорные кремниевые вентили.

Выпрямительное устройство, подключенное нормально к ре­ зервному источнику питания с помощью переключателя ПР, может быть подключено к шинам собственных нужд в случае исчезнове­ ния напряжения на резервном источнике питания или выхода из строя выпрямительного устройства, подключенного к основному рабочему источнику питания. Реле РК\—PKi и РКХ служат для контроля наличия напряжения на стороне переменного и выпрям­ ленного тока.

§ 38, ВСПО М О ГАТЕЛ ЬН Ы Е ПОТРЕБИТЕЛИ СО БСТВЕННЫ Х НУЖ Д

О с в е щ е н и е . Освещение подстанции делится на три вида: рабочее, аварийное и освещение безопасности.

Рабочее освещение обеспечивает освещенность помещений тя­ говой подстанции в соответствии с утвержденными нормами осве­ щенности.

Осветительные приборы обычно получают питание переменного тока напряжением 220 в от трансформаторов собственных нужд подстанции. В случае исчезновения напряжения от трансформато­ ров собственных нужд питание осветительных приборов, как и пи­ тание других ответственных потребителей, автоматически переклю­ чается на резервный ввод 220 в.

При определении необходимой мощности трансформатора соб­ ственных нужд или резервного ввода, мощность, .необходимая для целей освещения, подсчитывается ориентировочно из расчета 15 вт на 1 м2 освещаемой площади помещений подстанции.

Аварийное освещение на подстанции применяется при исчезно­ вении напряжения от трансформаторов собственных нужд и долж­ но обеспечить освещенность не менее 10% освещенности рабочего освещения. Аварийное освещение обычно получает питание от не­ зависимого источника тока: аккумуляторной батареи или резерв­ ного ввода 220 в.

Аварийное освещение включается автоматически при исчезно­ вении напряжения питания рабочего освещения.

В случае отсутствия независимого источника тока аварийное освещение не выполняется, но на подстанции должны быть пере­ носные аккумуляторные фонари или, в крайнем случае, свечи и спички.

Освещение безопасности применяется обычно как местное осве­ щение рабочих поверхностей на месте производства работ в ме­ стах, представляющих повышенную опасность.

Такими местами являются, например, металлические заземлен­

278