Файл: Лебедев, Н. Н. Курс инженерной геодезии. Геодезические работы при проектировании и строительстве городов и тоннелей учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 130

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

отвесы, которые при правильных вычислениях и правильной раз­ бивке должны лежать иа прямой.

Направление второй хорды 1—2 задают таким же образом и определяют в натуре положение точек А 2 и Б 2. Величины у2 и у ’ для перехода с направления одной хорды на другую вычисляют по формулам

Уг = Ч tg Ф,

у2 = х2гдф.

Величины х 2 и х{ обычно принимают также равными 1 и 2 м. Таким же образом выносят в натуру все концы хорд в пределах круговой кривой от Н КК до ККК.

По мере продвижения забоя подходной штольни закрепляют знаки хода подземной полигонометрии и измеряют углы и линии. С точек этого хода определяют фактические координаты конца кру­ говой кривой и сравнивают с проектными координатами. На основа­ нии полученного расхождения положение точки К К К в натуре исправляют и задают дальнейшее направление оси штольни.

Для ведения подходной штольни по заданному проектному уклону в стойки рам на высоте 0,5 или 1,0 м от подошвы штольни забивают железнодорожные костыли. Через 5 или 10 рам костыли устанавливают на проектную отметку при помощи нивелира, а в про­ межутке между этими рамами — при помощи сообщающихся сосудов от последнего, установленного по ппвелиру, или при помощи бруса, положенного па два предыдущих костыля. В бетонных сооружениях и на металлическом креплении рам вместо высотного костыля крас­ кой проводят черту и над ней закрашивают треугольник размером около 5 см.

§ 69. Геодезические разбивочные работы при укладке тюбинговой обделки и щитовой проходке

Наибольшее распространение при индустриальных скоростных методах сооружения тоннелей имеет сборная обделка из металличе­ ских тюбингов или железобетонных блоков. При круглом попереч­ ном сеченин тоннелей такую обделку собирают отдельными коль­ цами шириной 1 — 2 м, скрепляемыми между собой болтами.

Кольцо металлической обделки перегонных тоннелей состоит пз одиннадцати нормальных тюбингов и одного замкового. Железо­ бетонные блоки по размеру делают или такими же, как тюбинги или более крупными.

При сборке тюбинговой или блочной обделки следят за правиль­ ной укладкой ее как в плане, так и в профиле.

Отклонение центров колец круглой обделки, имеющей наиболь­ шее применение при сооружении тоннелей, от проектного положения больше чем на 50 мм не допускается.

Помимо правильного положения обделки в плане и в профиле, следят за правильностью геометрических форм ее. При круглой

21 З ак аз 358

321


форме обделки отклонение фактических диаметров от проектных называют э л л и п т и ч н о с т ь ю к о л е ц . При сборке колец проверяют размеры горизонтального и вертикального диаметров, а также диаметров, наклоненных к горизонту под углом 45°. Эллиптич­ ность колец при их сборке более 25 мм не допускается.

Весьма важное значение имеет сборка первых колец, которые укладывают с особой тщательностью и с минимальными отклоне­ ния™ от проекта.

При дальнейшей укладке через каждые 8 —12 колец определяют отклонение передней плоскости колец от перпендикуляра к оси тон­ неля, которое называют о п е р е ж е н и е м к о л е ц . Для опре­ деления горизонтального опережения поступают следующим об­ разом.

1

І

г

І!—

----------------

. - Teg—

---------т ----------—

м

пз^л

1

1

1

1

тическая ось

-1

 

1

'ктн,Тя ОСь~ '

1

 

1

1

1

N

- ----------- П ---------

Рпс. ИЗ

На полигонометрическом знаке А восставляют перпендикуляр к оси трассы, или, как это называют, «отбивают нормаль», которую на уложенных тюбингах отмечают на высоте горизонтального диа­ метра точками М и N (рис. ИЗ). Затем стальной рулеткой от точек М и N на уровне горизонтального диаметра тоннеля измеряют рас­

стояния до передней плоскости последнего кольца.

Опережение

q = n — m.

(XII.10)

На прямолинейном участке тоннеля при правильной укладке колец опережение должно равняться нулю. Устраняют опережение вставкой специальных клиновидных колец или прокладок, у кото­ рых задняя и передняя плоскости не параллельны. Применяются прокладки с опережением от 40 до 60 мм.

На участках круговых кривых тюбинговую, или блочную, об­ делку собирают с чередованием нормальных колец с клиновидными или с прокладками.

322


Нормальное, или проектное, опережение колец в плане на уча­ стках круговых кривых рассчитывают по формуле

где D — диаметр

?пр = Ъ 1'

(ХИ.11)

кольца;

 

R — радиус круговой кривой;

 

I — длина

собранного тоннеля.

 

Фактическое опережение колец в плане на круговых и переход­ ных кривых определяют путем измерения расстояний от точек М и

N,

которые в собранном тоннеле намечают теодолитом в направле-

^ нпи

радиуса или

в случае

переходной

кривой перпендикулярно

' линии тангенса.

 

 

 

Расстояние т на круговой кривой измеряют по хорде, затем в это

расстояние вводят

поправку

 

 

 

 

^

+

(XIU2)

Измеренные фактические опережения сравнивают с проектными и в случае отклонений, превышающих допуски, выправляют тоннель вставкой между нормальными кольцами прокладок или клиновид­ ных колец.

В пределах переходной кривой проектное опережение подсчиты­ вают от плоскости, проведенной через «начало переходной кривой» перпендикулярно к линии тангенса, пользуясь при этом формулой

 

 

gnp = £>tgcpT,

(XII.13)

где

срт — угол поворота переходной кривой, считая от

начала е е •

 

до текущей точки.

 

 

Из уравнения

радпопдальной сппрали

 

 

 

фт= - § Г ’

(X IU 4)

где

кп — длина переходной кривой от начала ее до текущей точки;

 

С — параметр

переходной кривой.

 

 

Учитывая, что угол срт мал, можно написать

 

 

 

9np = Z>4|г .

(XII.15)

 

Количество клиновидных колец на круговой кривой рассчиты­

вают следующим

образом.

 

 

Предположим, что радиус круговой кривой равен 600 м, диаметр

кольца 6 м, следовательно, проектное опережение в плане на одно кольцо шириной 1 м будет

?пр = х г = 1° мм*

Если клиновидные кольца имеют опережение 60 мм, то их сле­ дует укладывать через каждые пять нормальных колец.

21*

323


Опережение в вертикальной плоскости определяют при помощи

отвеса.

На горизонтальных

участках

вертикальное опережение qB

должно

равняться нулю.

 

 

Проектное вертикальное опережение зависит от запроектирован­

ного уклона оси тоннеля и

вычисляют его по формуле

 

 

qa = Di,

(XII.16)

где г — уклон.

В процессе сборки обделки не реже чем через пять колец про­ веряют правильность их положения в плане п в профиле.

Положение колец в плане определяют от осп тоннеля, закреплен­ ной в своде, или от смещенной параллельной оси, вынесенной на сторону тоннеля.

Положение уложенных колец в профиле определяют нивелиро­ ванием свода н лотка через каждые пять колец тоннеля.

При массовом определении положения колец на прямых участках поступают следующим образом.

На полигонометрическом знаке А, удаленном от проектной оси на величину 6 а, устанавливают теодолит (рис. 114), так, чтобы визирная ось трубы была параллельна оси трассы. Затем по рейке, расположенной по горизонтальному диаметру тоннеля, отсчиты­ вают расстояния at от определяемого кольца до визирного луча. Уклонение фактического центра кольца от проекта при расположе­ нии полигонометрического знака с левой стороны тоннеля находят

по

формуле

 

 

 

6ft= - f - ( Ö A +

a(-),

(XII.17)

а

при расположении с правой стороны тоннеля

 

 

Ö * = ( 6 а + в / ) — -

( X I I . 1 8 )

324