Файл: Лебедев, Н. Н. Курс инженерной геодезии. Геодезические работы при проектировании и строительстве городов и тоннелей учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 125

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При ведении щита необходимо знать не только высотное положе­ ние центра его, по и соответствие фактического уклона щита проект­ ному. Если фактический уклон резко отличается от проектного, то щит при передвижении быстро отходит но высоте от проектной от­ метки и выправить его затруднительно.

Продольный уклон щита определяют или при помощи отвеса, как и поперечный уклон щита (кручение), или уровнем со специаль­ ным тангенциальным винтом.

По положению щита решают вопрос о том, какие домкраты нужно включить при следующем передвижении. Если щит уклонился вправо, то включают большее количество правых домкратов; если щит имеет крен в сторону ножа, то включают большее число дижних домкратов.

В настоящее время кафедрой электротехники и электроники Новочеркасского политехнического института разработан прибор

т


для автоматического определения положения щита. Референтной прямой является направленный луч лазера.

Ведется разработка прибора для автоматического ведения щита.

§ 70. Геодезические разбивочные работы при укладке железнодорожных путей в тоннелях

Для укладки железнодорожных путей в тоннелях закрепляют путейские реперы, вид которых показан на рис. 1 2 2 .

На прямых участках трассы путейские реперы устанавливают

через 2 0 м с правой стороны по

ходу

поезда, на

кривых — через

5 м с

внешней стороны кри­

 

 

 

 

Центр

репера

вой, т. е.

со

стороны возвы­

 

 

 

 

 

 

 

 

' ЛЗ-

L

шенного рельса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Помимо указанных точек,

 

 

 

 

 

10

такие реперы устанавливают

 

 

 

15

20

15

на пикетаже

всех

характер­

 

2

^

10

 

 

ных точек плана и профиля

 

 

 

 

z--\

 

 

 

трассы.

 

 

 

 

І

 

 

 

 

 

 

 

Pf'J

и

 

 

Способы

определения по­

 

t'.-l

 

85

 

Ji-VL

У

 

ложений

путейских реперов

 

S ' IV

/ flö

 

 

 

t -

= HI

 

 

аналогичны

тем,

которые

 

ІсЭ'Зі

 

 

применяют для

съемки уло­

50

Е:-Я|

 

 

 

 

't--4

 

 

 

женных

колец

в

тоннеле

 

 

 

 

w

 

(см.

§

69).

 

 

 

 

 

 

 

 

На прямых участках пути

 

 

 

 

 

 

удаление реперов от оси вы­

 

Разрез ПО ЛД

 

 

числяют

по

формуле

 

 

 

6 r. = 6 A + mh

(XII.34)

 

 

 

 

 

 

где б

— удаление полигоно­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

метрического знака

 

 

 

 

 

 

 

mi

 

А

от

оси

пути;

 

 

 

Рис.

122

 

 

— расстояние от ви-

 

 

 

 

зирного луча теодо­ лита, установленного на полигонометрическом знаке А (ви­

зирный луч параллелен оси пути), до путейского репера. Устанавливают путейские реперы таким образом, чтобы верх сферической головки болта имел отметку, соответствующую отметке головки ближнего к реперу рельса на этом пикетаже. Сначала производят разбивку мест закрепления путейских реперов по пике­

тажу, затем их бетонирование.

Пикетаж закрепленных реперов определяют в натуре от полигонометрических знаков путем измерений расстояний от них до установленных реперов стальной рулеткой. Ошибку определений пикетажа более 3 мм не допускают.

Получив фактическое значение пикетажа установленных путей­ ских реперов, вычисляют их проектные отметки. Путем вывинчивания

ЗЗІ


или ввинчивания болтов, пользуясь нивелиром, сферические головки болтов устанавливают в проектное положение по высоте. После установки на проектную высоту резьбу болта несколько дефор­ мируют, чтобы затруднить вращение болта.

Для получения фактических отметок предварительно закреплен­ ных по высоте реперов выполняют нивелирование III класса. По результатам этого нивелирования окончательно устанавливают путейские реперы по высоте и закрепляют их нлп путем сварки болта с гайкой, или путем заливки бетоном болта репера на всю его вы­ соту (от гайки до головки). Отклонение фактических отметок от проектных не должно превышать 2 мм.

При укладке рельсов в плане необходимо знать расстояние от репера до осп пути. Эти расстояния определяют, пользуясь пунк­ тами окончательно уравновешенного подземного полигопометрического хода.

На участках переходных кривых расстояние от реперов до оси пути определяют от линии, параллельной линии тангенса, н вычис­

ляют

по формуле

 

 

 

 

 

 

 

+ 1//)

(XII.35)

 

 

__}І_____ ]‘ _

 

(XII.36)

 

 

lJ i~ ÜC'

336C3

 

 

 

где li

— длина переходной кривой

от ее начала до текущей точки

 

с номером

і;

 

(см.

§ 47).

С — параметр

переходной кривой

На участках круговой кривой расстояние реперов от оси пути определяют по рейке при помощи теодолита, визирный луч кото­ рого направлен параллельно£хорде. При этом рейка, по которой отсчитывают величины тпі отДвизпрного луча теодолита пзА-М до путейских реперов г{, должна быть перпендикулярна к визирному лучу (рис. 123). Таким образом, от оси пути до реперов расстояние

< X I U 7 >

Величину bt стрелки прогиба кривой в текущей точке вычисляют по формуле

(XII.38)

&і==&0~ 2(R-z+bA)t

в которой

, __________ X -

(XII.39)

0 _

8 ( Я - 2+бл) •

 

Если обозначим расстояния между серединой хорд и репером через I, то

I?

cos а = 1 — — ---- -г—г. 2 (Л—z+бл)

332


Тогда

m i b i

Sr — SA + (XII.40)

1 _____ )

2 ( R - Z + Ö a ) J

Расстояние ör определяют дважды независимыми путями. Рас­ хождения результатов двойных определений не допускают более 3 мм.

После определения расстояний от реперов до оси пути соста­ вляют специальную ведомость, в которой показывают: пикетаж реперов, отметку головки репера, расстояния от репера до оси пути б,- и расстояние I от репера до внутренней

грани ближнего к реперу рельса (рис. 124). Расстояние между внутренними гра­ нями рельсов на прямых участках при­ нято равным 1524 мм. На кривых участ­ ках это расстояние меняется в зависи­

мости от радиуса кривой.

Укладку рельсов производят от путей­ ских реперов, пользуясь рейкой и нак­ ладным уровнем. Обычно до укладки рель­ сов в проектное положение оба рельса

монтируют и укрепляют на шпалах. Иглу рейки, закрепленную на нулевом делении, вставляют в отверстие репера. Второй конец рейки кладут на головку устанавливаемого рельса; при этом на рейку устанавливают накладной уровень, как показано на рис. 124, и, передвигая рельсы в плане и по высоте, добиваются такого

333

положения,

чтобы пузырек уровня расположился

в нуль-пункте,

а отсчет по

рейке против внутренней грани рельса

соответствовал

проектному отсчету, указанному в ведомости. Затем на кривых участ­ ках внутренний рельс занижают относительно наружного и раскре­ пляют уложенные пути домкратами, упирающимися в обделку тоннеля.

После вторичной проверки правильности уложенных п раскре­ пленных путей производят заливку шпал бетоном. В процессе залпвкп геодезисты периодически проверяют высотное положение рельсов при помощи нивелира, а их прямолинейность на прямых участках — теодолитом, установленным над гранью рельса.

На круговых участках правильность уложенных рельсов контро­ лируют измерением стрелок прогиба рельсов в середине хорд длиной 10 или 2 0 м.

§ 71. Наблюдение за осадками и деформациями

Подземные выработки при сооружении тоннелей, как правило, вызывают осадки дневпой поверхности земли. Принято считать, что эти осадкп могут распространиться от оси на расстояние, равное полуторной глубине сооружаемого тоннеля. При неблагоприятных геологических условиях зона распространения осадок может быть значительно больше, а сами осадкп могут достигать размеров, выра­ жающихся дециметрами. В связи с этим при наличии зданий и сооружений в районе прохождения трассы работы по наблюдению за осадками приобретают весьма важное значение.

Начавшиеся и распространяющиеся осадки того или иного зда­ ния пли сооружения могут быть неравномерными, а следовательно, эти здания могут разрушиться.

Для принятия мер по укреплению зданий, расположенных в зоне осадок, плп для изменения технологического процесса соору­ жения тоннеля, направленного на уменьшение осадок, очень важно обнаружить осадки в первой стадии их появления, когда они имеют величину, не превышающую 5— 6 мм.

При обнаружении осадок необходимо организовать наблюдение за ними для выявления их величины и интенсивности развития. Поэтому до начала строительных работ в стены зданий, расположен­ ных в зоне возможных деформаций, закрепляют временные реперы, имеющие вид железнодорожных костылей. Такие костыли закре­ пляют на всех четырех углах здания и на расстоянии 20—25 м один от другого, если здание больших размеров. На зданиях, имеющих облицовку из гранита или мрамора, реперами могут служить отме­ ченные на облицовке точки, на которых можно устанавливать ниве­ лирную рейку.

До начала горных работ отметки всех установленных в районе запроектированной трассы реперов определяют дважды.

Для этого выполняют нивелирование III класса, ходы которого опираются на марки и реперы созданного высотного геодезического обоснования.

334


Величины осадок зависят от глубины залегания тоннелей, гео­ логических условий, размеров горных выработок, скорости и спосо­ бов ведения горных работ и от других факторов.

Промежуток между повторным нивелированием для выявления осадок реперов устанавливают с учетом перечисленных выше фак­ торов, но во всех случаях не более 45 дней. В районе, где выявлены интенсивные осадки, реперы нивелируют через 10 дней, а в некото­ рых случаях и ежедневно.

По результатам повторного нивелирования составляют специаль­ ные ведомости, в которые записывают размеры осадок как между двумя последними циклами нивелирования, так и суммарные осадки с начала наблюдений. После этого составляют график в масштабе 1 : 500, характеризующий как зоны распространения осадок, так и размеры последних.

Вподземных выработках, особенно в местах с неблагоприятными геологическими условиями, развивается значительное горное давле­ ние, в результате которого возможны осадки и деформации крепле­ ний и обделки тоннеля. Для выявления величины и интенсивности осадок в этом случае производят периодическое нивелирование специальных точек, закрепленных в своде и лотковой части тоннеля. Периодичность нивелирования устанавливают в зависимости от раз­ меров горного давления и интенсивности выявленных деформаций.

Вместах пересечения вновь сооружаемых тоннелей метрополи­ тена с действующими линиями производят наблюдения за осадками

и

деформациями существующих подземных сооружений. Реперы

в

таких сооружениях закрепляют на

расстоянии 10—15 м один

от другого, охватывая при этом всю зону возможных осадок.

 

Исходными данными для наблюдения за осадками подземных

сооружений служат пункты высотного

подземного обоснования.

 

Для выявления деформации в сооруженных тоннелях с блочной

и тюбинговой обделкой, которая может быть вызвана боковым горным давлением, измеряют горизонтальные диаметры через 5—10

колец

обделки

с периодичностью 1 0 — 20 дней.

В

тоннелях

с бетонной

обделкой для

выявления возможных

деформаций, возникаемых

под влиянием

бокового горного давле­

ния наблюдают за сближением стен тоннеля. Для этой цели на одной высоте в противоположных стенах тоннеля закрепляют знаки, изображенные на рис. 125.

Между остриями этих знаков периодически измеряют расстоя­ ния стальной прокомпарированной рулеткой. Все результаты по наблюдениям за осадками и деформациями подземных сооружений записывают в специальные ведомости. Если размеры осадок и дефор­ маций подземных сооружений превышают установленные допуски, обеспечивающие прочность сооружения, то принимают меры для уменьшения размеров осадок и деформаций.

При расположении тоннеля в неустойчивых, оползневых поро­ дах для наблюдения за поперечным смещением тоннеля наиболее рационально применять метод створных наблюдений. Для этой

335