ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 28
Скачиваний: 0
теплоты никуда не направляются: равновесие — состо яние, а не процесс. Квазистатический процесс не идет, его ведут. Направление квазистатического процесса создается при (бесконечно) малом нарушении равнове сия между системой, с одной стороны, и источником работы и источниками теплоты, с другой. Изменение общей энтропии всех участников квазистатического процесса равно нулю. Нуль — свидетельство отсут ствия направления, отсутствия развития. Все, что про изошло, можно стереть, можно восстановить начальные состояния всех участников процесса без всякой компен сации.
Чтобы процесс был направленным, он не может быть квазистатическим.
Ему остается быть нестатическим.
Протекание нестатического процесса всегда сопрово ждается возрастанием общей энтропии всех его участ ников, критерии (23), (23а). Поэтому протекание направ ленного процесса тоже сопровождается возрастанием общей энтропии всех участников процесса. Нестатиче ского процесса, протекание которого сопровождалось бы убылью общей энтропии, быть не может. Процесс всегда направляется таким образом, чтобы общая энтропия всех участников процесса возрастала. Крите рии (23), (23а) нестатичности (необратимости) процесса одновременно являются и критериями направленности процесса.
Величина, которая входит в критерии (23), (23а), — общая энтропия всех участников процесса — есть свой ство, свойство системы, свойство источников теплоты. (Источник работы лишен этого свойства.) Поэтому при ращение общей энтропии определяется только началь ным и конечным состояниями всех участников процес са, но не самим процессом. По начальным и конечным состояниям всех участников процесса можно устано вить, пойдет или не пойдет процесс в направлении от начальных состояний к конечным. Знак приращения
•139
общей энтропии все решит. Знак «плюс» — процесс пой дет из начальных состояний в конечные. Знак «ми нус» — процесс пойдет из конечных состояний в началь ные. Процесс идет сам. Сам в том смысле, что в процессе участвуют только отобранные системы. Весь прочий мир в процессе не участвует и поэтому не изменяется. Нестатический процесс может идти сам и только таким образом, чтобы общая энтропия всех участников про цесса возрастала. Нестатйческий процесс не может идти сам в том направлении, в каком общая энтропия всех участников процесса уменьшается. О направлении про цесса судят по изменению общей энтропии всех участ ников процесса. Но направленный, нестатический про цесс происходит в системе, а не в источниках теплоты или источнике работы. Изолируем полностью систему от источников теплоты и источника работы. Если направленный, нестатический процесс был возможен до изоляции системы, то этот же процесс остается возмож ным и после ее изоляции. Система, которая не нахо дится в состоянии равновесия, способна развиваться. «Второе начало термодинамики выражает необходимую эволюцию, неизменный порядок в последовательности явлений. Когда система развивается, не подвергаясь внешнему воздействию, она никогда не проходит повторно через предшествующее состояние: явления не повторяются» (Ж. Перрен — выдающийся француз ский физик, 1870 — 1942).
Критерием развития является изменение общей энтропии. Этот критерий можно назвать принципом увеличения энтропии (греческое слово trope — превра щение). Клаузиус добавил к этому слову еще две начальные буквы «э» и «н», чтобы слово «энтропия» стало подобно слову «энергия». «Обе величины, назван ные этими словами, настолько близки друг к другу по их физической значимости, что известное сходство в названиях кажется мне целесообразным» (Р. Клау зиус).
140
Равновесие ..рдюдинамических систем. Участники процесса: система — переохлажденная вода при— 2°С; источник теплоты с той же температурой; источник работы. Система помещена в цилиндр, герметически закрытый подвижным поршнем. Она находится в состо янии внутреннего механического равновесия и в состо янии внешнего механического равновесия с источником работы. Давление равно 1 атм. Система находится в состоянии внутреннего термического равновесия и в состоянии внешнего термического равновесия с источ ником теплоты.
Система способна к химическому превращению: переохлажденная вода может самопроизвольно превра титься в лед. Переохлажденная вода существует, потому что химическое превращение заторможено. Тор-
■можение можно снять. Достаточно внести в воду небольшой, исчезающе малый по сравнению с системой, кристаллик льда (зародыш). Устранение торможения не требует термодинамических затрат, достаточно прикос новения. Торможение снято, и переохлажденная вода превращается при постоянных давлении и температуре в лед. Источник теплоты получает теплоту, ее количе ство равно скрытой теплоте замерзания воды. Энтропия
источника теплоты возрастает на количество получен ной приведенной теплоты. Но процесс в системе неста тический, а по теплоте такого процесса нельзя вычи слять изменение энтропии. Переход переохлажденной воды в лед надо провести квазистатически. Превраще ние переохлажденной воды в лед — самопроизвольный процесс. Поэтому при квазистатическом проведении процесса система производит химическую работу над источником работы. Тогда, по уравнению (12), система отдает при квазистатическом процессе меньшее количе ство теплоты, чем при нестатическом (при нестатиче ском процессе химической работы нет). Энтропия системы понижается меньше, чем увеличивается энтро пия источника теплоты. Общая энтропия при само
141
произвольном процессе возрастает. Так и должно быть по уравнениям (23), (23а). Обстановка процесса такова, что возрастание общей энтропии прямо пропор ционально количеству превратившейся в лед пере охлажденной воды. Процесс будет продолжаться до полного замерзания воды.
Изменим теперь условия опыта: вода при 2°С; источ ник теплоты с той же температурой; источник работы. Может ли при этих условиях вода самопроизвольно превращаться в лед? Если самопроизвольный процесс возможен, то общая энтропия должна увели чиваться. Энтропия источника теплоты увеличится на количество приведенной теплоты, полученной источни ком теплоты. Но это количество приведенной теплоты, с обратным знаком, не равно уменьшению энтропии системы. Она совершает нестатический процесс. Воду при 2°С надо квазистатически перевести в лед при той же температуре. Но у льда при 2°С большее давление насыщенного пара (перегретый лед), чем у воды при 2°С. Для квазистатического превращения воды в перегретый лед источник работы должен совершить работу над системой. Тогда количество теплоты, которую отдает система при квазистатическом процессе, больше, чем количество теплоты, которую система отдает при неста тическом процессе. Уменьшение энтропии системы пре восходит увеличение энтропии источника теплоты. Общая энтропия уменьшается. Самопроизвольное об разование перегретого льда из воды исключено. Возмо жен обратный процесс: таяние перегретого льда. Про цесс прекратится, когда растает весь лед.
При 0° С и атмосферном давлении вода и лед нахо дятся в химическом равновесии. Всякий процесс при условиях равновесия есть квазистатический процесс. По приведенной теплоте плавления (замерзания) можно измерять не только изменение энтропии источника теплоты, но и изменение энтропии системы. Изменение энтропии источника теплоты гасится изменением энтро
142
пии системы. Общая энтропия не изменяется. Энтропийный принцип снова дал правильный ответ.
Система вода—-лед находится в состоянии незатор моженного внутреннего механического равновесия и в состоянии внешнего механического равновесия (давле ние 1 атм), а также в состоянии незаторможенного вну треннего термического равновесия и в состоянии внеш него термического равновесия (температура 0° С), и в состоянии незаторможенного внутреннего химического равновесия. Система останется в состоянии равновесия, если, ничего не изменяя в системе, отсечь ее от источ ников теплоты и источника работы, изолировать систему. Самопроизвольный процесс в рассматриваемой изолированной системе исключен. Он повлек бы за собой уменьшение энтропии изолированной системы. Но энтропия изолированной системы одновременно есть и общая энтропия.
Итак, развитие системы сопровождается ростом общей энтропии. (Источники теплоты и источник работы выбраны так, что у них самопроизвольное раз витие исключено.) Развитие идет до тех пор, пока общая энтропия может увеличиваться. Такое (предполагаемое) развитие, которое в дальнейшем повлечет за собой уменьшение общей энтропии, исключается. Развитие системы конечных размеров не может продолжаться до бесконечности. Развитие закончится состоянием равно весия. Общая энтропия приобретает наибольшее значе ние (при данных условиях развития).
Если развитие системы уподобить ее жизни, то рав новесие системы — это ее смерть. «Второе начало пред вещает смерть от тюремного заключения. Единствен ный способ избежать ее — устранить заключение».
Жалобы начинающих на энтропию. Начинающие изучать термодинамику обычно жалуются, что понятие энтропии не является для них наглядным. Выясним поэтому, что мы считаем наглядным. В Толковом сло-
143
Рис. 18. Вода, падающая с гор, измельчает их, превращает в валуны, гальку, песок. В. Томсон (Кельвин) описал фантастический термодинамический процесс. Пузырьки пены, лопающиеся у подножия водопада, соединяются и входят в воду. Теплота, которая выделилась при падении воды, при трении кусков горной породы друг о друга, сейчас тратится на подъем воды. Из песка снова образуется галька, из нее валуны, из валунов горы. Все это, конечно, термодинами ческая галлюцинация.
Второе начало предвещает смерть от тюремного заключения. Единственный способ избежать смерти системы — устранить
заключение.
30 миллионов лет назад Красного моря не было, Аравийский полуостров был соединен с Африкой. Но в этом месте образовалась трещина.
Юг азиатского континента стал перемещаться на северо-восток, и при сжатии
возникли Гималайские горы. На рисунке землетрясение восстановило горы.
варе русского языка под редакцией профессора Д. Н. Ушакова прочтем: «Наглядный. Такой, что можно непосредственно созерцать и понимать, доступный и
убедительный для непосредственного наблюдения, по нимания».
В смысле данного определения энтропия наглядной не является и не может являться.
Что, по мнению читателей, более наглядно — лошадь или тепловая машина? В одной книге по исто рии философии приводится рассказ, возможно анекдо тический.
Когда в Германии появились первые паровозы, сель-
,,ский пастор пояснял пораженным крестьянам устрой ство и действие паровой машины. Закончил пастор
145
объяснение вопросом: «Всё поняли?» — «Всё поняли! Но где же там внутри находится лошадь?» «Лошадь же,— язвит автор книги, — в объяснении не нуждается!» Лошадь несравненно более сложна, чем тепловая маши на. Наука пыталась представить лошадь как тепловую машину, а не тепловую машину как лошадь. Крестьяне с детства знают лошадь, и она для них «наглядна». Для теплотехников «наглядна» тепловая машина, а не ло шадь. Наглядность не одинакова для всех, она зависит от уровня знаний. В. Томсон как-то на лекции произнес слово «математик». Прервав лекцию, Томсон спросил студентов: «Знаете ли вы, кто такой математик?» Томсон подошел к доске и написал:
со
Затем Томсон поставил палец на формулу, которую написал, повернулся к студентам и сказал: «Матема тик — тот, для кого это так же очевидно, как для вас дважды два — четыре». Авторы признаются, что под определение математика, данное В. Томсоном, они не подходят. Может быть, математики найдутся среди читателей?
Понять энтропию — это знать ее происхождение, знать связи ее с другими понятиями, уметь применять энтропию на практике.
Энтропия и вероятность. Чем больше связей знают читатели между энтропией и другими понятиями, тем лучше они усваивают, что такое энтропия.
В приборе Гей-Люссака в одном шаре находится газ (при малой его плотности). Другой шар эвакуирован. Открывают кран на трубке, соединяющей оба шара. Результат опыта известен: газ равномерно заполняет оба шара. Температура всего газа та же, что и до расши рения. При самопроизвольном изотермическом расши
146
рении газа увеличивается его энтропия (процесс адиаба тический, и энтропия источников теплоты не изменяет ся). Самопроизвольное сжатие газа в приборе Гей-Люс сака до прежнего объема исключено: энтропия умень шилась бы.
Газ, читатели знают, состоит из молекул (некоторые газы состоят из атомов). В газе малой плотности одна молекула воздействует на другую только в короткие мо менты столкновений между молекулами. Большую же часть времени молекула свободно двигается по объему, предоставленному всему газу.
Предположим, что физик может отличить одну молекулу от других. Физика спрашивают, в каком шаре находится выбранная молекула, подчеркнутая крас ным, как говорил Эйнштейн. (Объемы шаров, чтобы упростить рассуждения, равны.) Физик ответит: до
наблюдения не знаю. Он сошлется на то, что на выбранную молекулу (как и на все остальные) ничего не воздействует. Выбранная молекула (как и все осталь ные) никак не предпочитает один шар другому. Объемы шаров равны. Поэтому и физик не может предпочесть один шар другому. На техническом языке, вероятность нахождения выбранной молекулы в любом из шаров равна половине. Сумма вероятностей равна единице (половина плюс половина), равна достоверности. В ка ком-нибудь из двух шаров выбранная молекула обяза тельно находится.
Физику дальше ставят как будто совсем неразреши мый вспрос: в каком из шаров находятся все молекулы газа? На вопрос, где находится одна выбранная молеку ла, физик не мог ответить. Где же ему ответить на второй вопрос?! Ведь при 0 “Си 1 атм в 1 см3 газа нахо дится 2,7х1019 молекул. [Для сопоставления; пять мил лиардов лет (возраст Земли) — 1,6х1017 секунд.] Физик, однако, с полной уверенностью ответит: ни в одном из шаров не содержатся все молекулы газа. Молекулы газа равномерно распределены между
147
обоими шарами. Во всяком случае, отклонение от рав номерного распределения при значительном объеме шаров, значит, и при большом числе молекул крайне мало, и этим отклонением можно спокойно пренебречь.
Откуда у физика такая уверенность? Из подсчета вероятностей. Именно потому, что для каждой моле кулы вероятность находиться в том или другом шаре равна половине, все молекулы не могут находиться в одном только шаре. Вероятность такого случая тем меньше, чем больше число молекул. При том числе молекул, с каким обычно имеют дело в термодинамике, вероятность скопления всех молекул в одном только шаре чрезвычайно мала. Выдающийся французский математик Э. Борель (1871—1956) писал: «Я пришел к выводу, что не следует бояться применить слово досто верность для обозначения вероятности, которая отлича ется от единицы на достаточно малую величину». Ста тистический закон для большого числа молекул пробил себе дорогу через случайности для отдельной молекулы.
Приведенный пример свидетельствует, что суще ствует связь между возрастанием энтропии в опыте Гей-Люссака и вероятностью распределения га-*;’ между обоими шарами. Обобщая, можно сказать: при самопро извольном процессе система переходит из менее вероят ного состояния в более вероятное.