ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 25
Скачиваний: 0
Продолжим общее описание свойств. Количество свойств системы необъятно, но, в принципе, нет необхо димости измерять значения всех свойств. Достаточно задать значения небольшого числа свойств (безраз лично каких), и неизбежно все прочие свойства приоб ретут вполне определенные значения. Мы можем рас порядиться по своему произволу значениями только этого небольшого числа (независимых) свойств. Значе ния всех прочих свойств будут уже навязаны системе. Для целей, которые ставит книга, важно знать о суще ствовании связи между свойствами. Математическая форма связи нужна, когда приступают к вычислениям.
Уравнение связи между давлением, объемом и тем пературой системы называется уравнением состояния. В случае раствора к этим трем величинам добавляется еще состав раствора.
Свойство говорит о настоящем системы, о ее состо янии. Данное состояние системы не зависит от ее про шлых состояний! На настоящем состоянии системы ее прошлые состояния не сказываются! Нельзя увидеть прошлые состояния системы в ее настоящем состоянии! Поэтому разность значений свойств в двух состояниях системы, начальном и конечном, зависит только от самих состояний. На эту разность не влияют состояния, через которые прошла система от начального состояния до конечного. Справедливо и обратное положение: если при любом (при любом, не только при некотором!) пере ходе системы из одного состояния в другое изменение величины не зависит от пути перехода, а зависит только от начальных и конечных состояний системы, то эта величина — свойство системы.
Незаторможенное внутреннее равновесие системы.
Начальное и конечное состояния системы всегда выби рают со значениями свойств одинаковыми на всем ее протяжении и неизменными во времени. Почему такой выбор, объясним позже. Давление и температура не
21
изменяются, хотя нет каких-либо препятствий (тормо жений). Состояние не изменяется, так как исчерпаны все возможности к изменениям: давления выравнялись, температуры выравнялись. Скажем: система находится в состоянии незаторможенного внутреннего равновесия,
механического и термического. Подобное состояние
само по себе, без внешних причин, не изменяется.
Передвинем поршень в новое положение, изменим тем пературу среды. Тогда начнут изменяться давление и температура системы. Выждем достаточно времени, и значения давления и температуры снова станут одина ковыми (но другими, чем раньше) на всем протяжении системы. Можно и дальше выжидать, но давление и температура уже не будут изменяться. Система снова пришла в состояние незаторможенного внутреннего равновесия, механического и термического. О состоянии заторможенного внутреннего равновесия расскажем позже, в главе VII.
Квазистатическая работа при перемещении поршня.
Вернемся, с большими знаниями, к вопросу о работе при перемещении поршня. При обмене упорядоченным движением между источником работы (грузом) и Систе мой последняя перешла из начального состояния неза торможенного внутреннего равновесия, механического и термического, в конечное состояние незаторможен ного внутреннего равновесия, снова механического и термического. Но одних сведений о начальном и конеч ном состояниях системы недостаточно, чтобы вычи слить работу по данным о системе. Работа при переме щении поршня зависит от пути перехода поршня из начального положения в конечное. Работа не свойство
системы. Крайне важный для термодинамики вывод!
Для вычисления работы при перемещении поршня по данным о системе надо знать путь перехода, т. е. всю совокупность состояний системы при ее переходе из начального состояния в конечное. Что это за состо
22
яния? Начальное и конечное состояния системы — это состояния незаторможенного внутреннего равновесия. Система должна покинуть начальное состояние, пройти через серию промежуточных состояний, обмениваясь упорядоченным движением с источником работы (гру
зом), и прийти в конечное состояние. Нужно установить связь между поршнем цилиндра и грузом и расстолорить поршень, чтобы позволить ему перемещаться. Можно и после установления связи и расстопорения со хранить в неизменности начальное состояние системы.
Источник работы при посредстве рычагов, блоков может создать на внешней поверхности поршня любую силу. Внешняя сила перпендикулярна поверхности поршня и действует против внутренней силы, давления азота, умноженного на внутреннюю поверхность поршня. Пусть источник работы создал внешнюю силу, равную по величине и обратную по направлению вну тренней силе. Тогда поршень после расстопорения его будет находиться в покое. Азот в его начальном состо янии находится теперь не только в незаторможенном внутреннем механическом равновесии, но и в состо янии внешнего механического равновесия. Никакие препятствия (торможения) не мешают поршню пере двигаться: трения между поршнем и стенками цилин дра нет.
Но пора начать передвигать поршень, скажем, 'внутрь цилиндра. Груз должен нажать на внешнюю поверхность поршня с силой, большей, чем сила, созда ваемая газом на внутреннюю поверхность поршня. Если внешняя сила заметным образом превышает внутрен нюю силу, поршень будет передвигаться внутрь цилин дра с заметной скоростью. Раньше всего сожмется слой газа непосредственно у внутренней поверхности поршня. Давление (плотность) в более далеких слоях на первых порах передвижения поршня остается прежним. Бесконечно быстрое (мгновенное) выравнива ние давления (плотности) по всей массе газа исключено:
23
это запрещает один из основных законов природы. Для выравнивания давления по всей массе газа нужно вре мя. В период же выравнивания система не будет нахо диться в состоянии внутреннего равновесия. Если к тому же поршень продолжает свое продвижение внутрь цилиндра с заметной скоростью, то система вообще не сможет прийти в состояние незаторможенного внутрен него равновесия раньше, чем поршень остановится в своем конечном положении.
Что нужно сделать (и можно ли это сделать?), чтобы при передвижении поршня система оставалась в состо янии незаторможенного внутреннего механического равновесия? Решения этого вопроса потребовали инже нерные нужды. Это не первый и не последний случай в истории термодинамики, когда практика требовала решения важнейших научных задач. Но и термодина мика с лихвой выплатила практике свои долгй. Поршень передвинулся с заметной скоростью внутрь цилиндра на данное расстояние. Давление в слое газа, прилегающем к внутренней поверхности поршня, воз росло. Это давление больше того давления, которое создалось бы в газе при этом же передвижении поршня, но при установлении в газе внутреннего механического равновесия. Однако оно не установилось, не хватило времени. Для передвижения поршня приходится пре одолевать большее давление газа, тратить больше работы на его сжатие. Груз опустится ниже, чем в том случае, если бы удалось сжать газ так, чтобы внутрен нее механическое равновесие успевало устанавливаться при передвижении поршня.
Теперь опишем процессы, происходящие в газе при выдвижении поршня с заметной скоростью из цилин дра на данное расстояние. Газ в слое непосредственно у внутренней поверхности поршня разрежается. Давле ние в слое будет меньше того давления, которое созда лось бы при этом же передвижении поршня, но при установлении в газе внутреннего механического равно
24
весия. Поршень при своем передвижении преодолевает меньшую внешнюю силу, создаваемую грузом. Газ при своем расширении совершит меньше работы. Груз под
нимется на меньшую высоту, чем в том случае, если удалось бы расширить газ при установившемся вну треннем механическом равновесии. При нарушении внутреннего механического равновесия для сжатия газа тратят больше, а от расширения получают меньше
работы, чем в тех случаях, когда при изменении объема газа устанавливается внутреннее механическое рав новесие. Тратить больше, чем нужно, и получать мень ше, чем можно, — значит плохо хозяйствовать. При чина больших затрат и меньших доходов — в наруше нии внутреннего механического равновесия. Но вну треннее механическое равновесие было сначала неза торможенным равновесием. Само по себе оно нару шиться не могло. В самом деле, внутреннее равновесие нарушилось из-за того, что нарушилось внешнее равно весие. Сила, создаваемая газом на внутреннюю поверх ность поршня, и сила, создаваемая грузом на внешнюю поверхность поршня, заметным образом отличались друг от друга. Поршень поэтому передвигался с замет ной скоростью. Установление внутреннего равновесия не успевало за передвижением поршня. Отсюда и вся беда. Вывод: надо уменьшить скорость передвижения поршня.
Для этого поршень должен передвигаться при усло вии, близком к условию внешнего механического рав новесия. Чем ближе к нему, тем лучше. Чем медленнее будет передвигаться поршень, тем вернее наступит вну треннее механическое равновесие. Но ближе, чем точ ное выполнение условия внешнего механического рав новесия, не может быть. Передвижение поршня при точном соблюдении условия внешнего механического равновесия — это идеал (наименьший расход и наибольший приход) хозяйствования. Превзойти этот предел нет возможности. Следует возразить: при точ
25
ном выполнении условия внешнего механического рав новесия, при равенстве внутренней и внешней сил, поршень будет не передвигаться, а стоять на месте. Это верно. Но разность между внутренней и внешней силами можно сделать очень малой, какой угодно малой (математик скажет: бесконечно малой). Обстановка будет бесконечно мало отличаться от обстановки при равновесии. Поршень будет передвигаться с бесконечно малой скоростью. Установление внутреннего равнове сия обязательно поспеет за передвижениями поршня. Мы скажем: поршень передвигается при квазистатических условиях (латинское слово quasi —; как будто бы,
греческое statike— равновесный). Квазистатическое пе редвижение поршня как угодно близко к идеальному передвижению, когда точно устанавливаются внутрен нее механическое равновесие и внешнее механическое равновесие. Плата за большую близость к равнове сию — большее время, затрачиваемое на передвиже ние поршня.
Теперь можно решить давно поставленную задачу: вычислить работу при перемещении поршня по' данным о системе
Квазистатическая объемная работа изотермического цикла. При квазистатическом проведении опыта плот ность газа одинакова повсюду. Поэтому положение поршня определяет общий объем газа. (Общий объем равен всей массе газа, деленной на его плотность.) В дальнейшем, вместо того чтобы говорить о положе нии поршня, будем говорить об объеме газа, объеме системы. Общий объем газа будет одной из независи мых переменных, определяющих состояние газа (при незаторможенном внутреннем равновесии).
Второе независимое свойство — это температура. Пусть объем газа квазистатически изменяется при постоянной температуре. Изготовим цилиндр из сере бра. Серебро лучше всех металлов проводит теплоту.
26
Поместим цилиндр в смесь льда и воды. Температура такой смеси постоянна и не изменяется, пока присут ствуют вода и лед. Смесь воды и льда — пример термо стата.
Квазистатическое изменение объема газа протекает
очень медленно. Газ внутри цилиндра всегда успеет принять температуру термостата по всей массе газа, несмотря на передвижение поршня. Забегая вперед, скажем: газ находится в состоянии незаторможен ного внутреннего термического равновесия и в состо янии внешнего термического равновесия. Из-за посто янства температуры давление азота зависит только от объема азота: давление растет при уменьшении и падает при увеличении объема. Чтобы не усложнять математику и выдвинуть на первый план физику, пере меним систему: вместо азота поместим в цилиндр смесь из чистой жидкости и ее пара. Пар, находящийся в контакте с жидкостью, называется насыщенным паром. Его давление (у чистого вещества) зависит только от температуры. Изменение общего объема смеси изме няет только соотношение между паром и жидкостью: при увеличении общего объема жидкость испаряется и переходит в насыщенный пар; при уменьшении общего объема насыщенный пар конденсируется и количество жидкости растет. Пока температура постоянна, посто янно и давление.
По уравнению (1), работа равна силе, умноженной на перемещение. Сила равна давлению насыщенного пара, умноженному на площадь поршня. Работа тогда равна:
(работа при квазистатическом изменении объема системы при постоянном давлении) = (постоянное дав ление системы) х (площадь поршня) х (перемещение
поршня)............................................................................ |
(3) |
Произведение площади поршня на его перемещение равно изменению объема системы при перемещении. Тогда
при квазистатическом изменении объема (работа
27
системы при постоянном давлении) = (постоянное дав ление системы) X (изменение объема системы)........... (4)
Уравнение (4) всегда справедливо, если давление постоянно при изменении объема. Неважно, как дости гается постоянство давления. Например, при изменении объема газа можно таким образом изменять температуру газа (для этого надо иметь набор термостатов), чтобы при каждом положении поршня давление оста валось постоянным. Тогда работу при изменении объ ема (назовем ее объемной работой) законно вычислять по уравнению (4).
При увеличении объема системы изменение ее объ ема имеет положительный знак. Давление всегда вели чина положительная. Работа тогда тоже имеет положи тельный знак: система совершает работу над источни ком работы, т. е. поднимает груз, преодолевая его вес. При уменьшении объема системы изменение ее объема уже отрицательно. Работа тогда тоже приобретает отри цательный знак: груз, опускаясь, совершает работу над системой, преодолевая ее давление.
Из уравнения (4), следует вывод. Начальное состо яние системы, как всегда, состояние незаторможенного внутреннего равновесия, механического и термического. Изменим квазистатически объем системы при постоян ной температуре.
Система выбрана такой, что давление зависит толь ко от температуры и не зависит от общего объема систе мы. Доведем систему до ее конечного состояния (все время квазистатически!) и вернем систему в ее началь ное состояние (снова квазистатически!). Суммарная объемная работа такого процесса равна, по уравне нию (4), нулю.
Рассмотренный процесс называется круговым про цессом, циклом (греческое слово kyklos — колесо). Но колесо в данном примере выродилось в линию: система вернулась из конечного состояния в начальное, проходя уже по раз пройденному пути, только в противополож
28