Файл: Комиссаров, Э. С. Техника вычислений и механизации вычислительных работ учебник для кооперативных техникумов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 89
Скачиваний: 0
нужно в делимом перенести запятую вправо на столько
знаков, сколько нулей в делителе, считая и нуль целых.
ПоследовательноеПримеры. 84,35 : 0,1 = 843,5; |
0,716 : 0,01 = |
|
=и то71,6.же число. |
деление делимого и делителя на одно |
|
Пример. |
1458 : 162. Делим делимое и делитель на 2, |
|
тогдаРазложениеданный |
примерделимогозаменяетсяна сумму илидругимразность729 :двух81; чиселзатем, |
|
делим делимое и делитель на 9, получим 81:9 = 9. |
каждое из которых легко делится на данное число. Способ
основан на правиле деления суммы или разности на число:
(а ± Ь) : с = а : с ± b : с.
Примеры. 396 : 18 (360 + 36) : 18 = 360 : 18 +
+ 36 : 18 = 20 + 2 = 22; 3626 : |
37 = (3700 — 74) : 37 = |
= 3700 : 37 — 74 : 37 = 100 — 2 |
= 98. |
Если делимое можно представить в виде суммы или раз ности двух чисел, из которых каждое число легко делится на делитель, то делят каждый член этой суммы или разности на делитель и полученные частные соответственно склады вают или вычитают.
Разложение делителя на произведение двух или несколь ких сомножителей. Способ основан на правиле: чтобы разделить число на произведение нескольких чисел, можно данное число разделить на первый сомножитель, получен ное частное разделить на второй сомножитель и т. д.
Пример. |
|
364 : |
14 |
= 364 : (7 • 2) |
|
364 : 7 : 2 = |
|||||||
= 52 : 2 =26; 867 : 20 |
= 867 : 10 |
: 2 =86,7 : 2 |
= 43,35. |
||||||||||
Деление на |
5; |
5Ö; |
015. |
|
|
|
|
= |
|
|
|
||
, |
10 |
|
Каждое из этих чисел представим |
||||||||||
c |
|
|
|
СА |
100 |
САА |
1000 |
; |
А - |
1 |
|||
в виде дроби: |
5 = |
-----; |
50 |
=------; |
500= |
—-— |
0,5 |
= — , |
поэтому деление на данные числа можно заменить делением
на соответствующие дроби: |
а: |
5 |
= |
a: |
ɪ = |
= ɪ • 2. |
|
Аналогично: а : 50 = |
= -ɪ -2; |
а: 500 — a ' 2 = |
|||||
100 |
|
юо |
|
|
|
юоо |
|
= -2--2, а: 0,5= — = а • 2. |
|
|
|||||
lθθɔ |
1 |
|
|
|
|
|
|
Отсюда вытекают правила.
Чтобы разделить число на 5, достаточно разделить его на 10 и результат умножить на 2.
21
Примеры. 843 : 5 = 84,3 ∙ 2=168,6; 12 р. 30 к. :5 = = 1 р. 23 к. ∙2 = 2 р. 46 к.
Чтобы число разделить на 50, достаточно разделить его на 100 и результат умножить на 2.
Примеры. 2847 : 50 =28,47-2= 56,94; 129 р. 50 к.:
: 50 — 1,295 руб. -2 = 2,59 руб. |
= 2 р. |
59 к. |
|
|||||||
на |
Чтобы число разделить' на 500, достаточно его разделить |
|||||||||
1000 и результат умножить на 2. |
• |
2 = 72,514. |
||||||||
|
Пример. |
36 257 : |
500 = 36,257 |
|||||||
его |
Чтобы число разделить на 0,5, достаточно умножить |
|||||||||
Пример. |
8,6 : |
0,5 |
— 8,6 ∙2 = 17,2. |
|
||||||
Делениена 2. |
на 25; 250; 2,5; 0,25. |
Представим |
данные числа |
|||||||
в виде дробей. |
|
1000 |
|
|||||||
|
|
|
250 = |
2,5 = -^-; |
0,25 = J-. |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
4 |
4 |
||
|
Применив правила деления числа на дробь, получим |
|||||||||
следующие правила деления на эти числа. |
|
|||||||||
на |
Чтобы число разделить на 25, достаточно его разделить |
|||||||||
100 и результат умножить на 4. |
|
|
|
|||||||
|
Пример. |
732 : |
25 |
= 7,32 • |
4 = 29,28. |
|
||||
|
Чтобы число разделить на 250, достаточно разделить |
|||||||||
его на 1000 и результат умножить на 4. |
= 8,58. |
|||||||||
|
Пример. |
2145 : 250 |
= 2,145 • 4 |
|||||||
|
Чтобы |
число разделить на 2,5, достаточно разделить |
||||||||
его на 10 |
и результат умножить на 4. |
|
|
|||||||
|
Пример. |
643 : |
2,5 |
= 64,3 • 4 = 257,2. |
|
|||||
его |
Чтобы число разделить на 0,25, достаточно умножить |
|||||||||
Пример. |
13,7 : 0,25 |
= 13,7 • 4 |
= 54,8. |
|
||||||
на 4. |
|
125; 12,5; |
1,25; 0,125. |
Так как |
||||||
|
Деление на |
|
|
|
|
|
||||
125 = -≡ ; |
|
|
|
|
|
|||||
12,5 = ɪ; 1,25 = J2-; 0,125 = J-, |
||||||||||
|
8 |
|
|
8 |
|
|
|
8 |
8 |
то деление на эти числа можно выполнить по следующим
правилам.
Чтобы число разделить на 125, достаточно его разделить на 1000 и результат умножить на 8.
82
Пример. 942 : 125 = 0,942 ∙8 = 0,942∙2∙2∙2 =
= 1,884-2-2 = 3,768 ∙2 = 7,536.
Умножение на 8 заменили тремя последовательными
умножениями на 2.
Чтобы число разделить на 12,5, достаточно разделить его на 100 и результат умножить на 8.
Пример. 48 : 12,5 = 0,48 -8 = 3,84.
Чтобы число разделить на 1,25, достаточно разделить
его на 10 и результат умножить на 8.
Пример. 263 : 1,25 = 26,3 -8 = 210,4.
Чтобы число разделить на 0,125, достаточно умножить его на 8.
Пример. 72 : 0,125 = 72 ∙8 = 576.
Деление на однозначные и двузначные числа без записи промежуточных результатов. Пример. 1281 : 7 = 183.
Действуем так: 12 делим на 7, пишем в частном единицу и умножаем ее на 7, из 12 вычитаем 7, в остатке 5, мыслен но сносим следующую цифру и 58 делим на 7, получим 8, к остатку 2 сносим следующую цифру 1, получаем 21, де лим 21 на 7, получаем последнюю цифру частного 3.
а |
|
|
|
Ь. |
|
Пусть |
Деление с помощью |
числа, обратного делителю. |
|
||||
число |
нужноь |
разделить на число |
|
Запишем частное в |
||
виде дроби — , |
которую представим в виде произведения. |
|||||
а • — , |
где—------число, |
обратное числу |
Ь. Итак, деление |
ьЬ
на b можно заменить умножением на число, обратное дели
телю -ɪ- • Число, обратное делителю, находим в таблицах b
Брадиса, Барлоу и др. При использовании вычислительных машин обратное число находят непосредственным делением единицы на данное число. Деление на числа с основой 5, 25, 125 можно произвести и при помощи числа, обратного
делителю. Так, для числа 5 обратным числом будетɪ = 0,2.
5
Поэтому, вместо деления на 5, можно сделать умно
жение на 0,2, т. е. умножить данное число на 2 и произве
дение разделить на 10. Замена деления умножением на чис
ло, обратное делителю, широко применяется в практиче
ских вычислениях с использованием вычислительных ма шин, когда нужно различные числа делить на одно и то же число.
23
§ 6. Проверка арифметических действий
Чтобы быть уверенным в правильности результатов,
необходимо каждое арифметическое действие проверять.
Нельзя считать вычисление законченным, если не сделано
проверки. Каждое арифметическое действие может быть проверено тем же действием или обратным ему. Сложение и умножение можно проверить путем изменения порядка этих действий, так как для них справедлив переместитель ный закон. Чтобы проверить вычитание вычитанием, нуж но от уменьшаемого отнять разность; если действие выпол
нено правильно, должно получиться вычитаемое. Деление
проверяется делением делимого на частное, должен полу читься делитель.
Проверка действий действиями, обратными данным.
Сложение можно проверить вычитанием: если из суммы вы
честь одно из слагаемых, должно получиться другое сла гаемое.
Вычитание проверяется сложением: если сложить вычи таемое и разность, должно получиться уменьшаемое.
Умножение можно проверить делением произведения на один из сомножителей, должен получиться второй со
множитель. Деление проверяется умножением делителя на
частное, должно получиться делимое.
Кроме этих общих приемов проверки арифметических
действий можно выполнить проверку действий C помощью
чисел 9 и 11, при этом используются так называемые конт рольные числа.
Проверка арифметических действий о помощью числа 9.
Покажем, как находить контрольное число для произ
вольного числа. Пусть нужно |
найти |
контрольное |
число |
||
для 63 831, для этого найдем сумму цифр данного |
числа |
||||
(6 + 3 |
+ 8 + 3+1 — 21). |
Сложим |
цифры |
полученной |
|
суммы |
(2 + 1 — 3), полученное однозначное |
число и бу |
дет контрольным числом для 63831. Таким образом,
чтобы найти контрольное число, нужно сложить цифры данного числа, цифры полученной суммы снова сложить
и т. д. |
до тех пор, пока не получим однозначное число, |
|||
которое и будет контрольным. |
Нахождение |
контрольного |
||
числа |
можно упростить, |
если |
выбросить в |
данном числе |
цифру 9 или цифры, дающие в |
сумме число |
9. В приве |
||
денном |
примере 63 831 |
для |
нахождения |
контрольного |
24
числа выбрасываем цифры 6 и 3, а также 8 и 1, так как они в сумме составляют 9, остается число 3, которое и яв
ляется контрольным числом для данного числа. Проверка сложения. Контрольное число
суммы контрольных чисел слагаемых должно равняться контрольному числу суммы слагаемых.
Пример.
5367,8 |
2 |
|
2624,3 |
8 |
Контрольные числа слагаемых. |
+ 5275,9 |
1 |
|
483,2 |
8 |
|
231,7 |
4 |
|
13 982,9 |
|
|
Проверку делаем по этапам.
1. Находим контрольное число для каждого слагаемого:
2, 8, 1, 8, 4.
2.Находим сумму контрольных чисел слагаемых 2 +
+8 + 1 + 8 + 4 =23; при этом можно опустить слагае
мые, равные 9 или в сумме дающие 9. В данном случае опускаем 8 + 1 и складываем 2 + 8 + 4 =14.
3.Находим контрольное число суммы контрольных чисел: 1 + 4=5.
4.Находим контрольное число полученной суммы сла
гаемых, т. е. числа 13 982,9 (при этом две цифры 9 и сумму
(1 + 8) не принимаем во внимание, получаем 3 + 2 =5.
Контрольные числа равны, сложение сделано верно.
Проверка вычитания. Так как уменьшаемое равно сумме вычитаемого (вычитаемых) и разности, то кон
трольное число уменьшаемого должно равняться контроль
ному числу суммы контрольных чисел вычитаемого (вычи
таемых) и разности.
Проверка умножения. Контрольное число произведения контрольных чисел сомножителей должно равняться контрольному числу произведения.
Пример. 58,37 • 124,8 = 7284,576.
1.Находим контрольное число для первого сомножи
теля: 5 + 8 + 3 + 7 =23; 2 + 3 =5.
2.Находим контрольное число для второго сомножи
теля: 2 + 4 = 6 (цифрьі 1 и 8 опускаем).
25