Файл: Комиссаров, Э. С. Техника вычислений и механизации вычислительных работ учебник для кооперативных техникумов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 90

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3.Находим произведение контрольных чисел сомножи­ телей: 5-6 =30.

4.Находим контрольное число произведения контроль­

ных чисел: 3 + Q =3.

5. Находим контрольное число произведения данных

чисел: 8 ÷ 7 + 6 = 21 (цифры 7, 2, 4, 5 опускаем); 2 + 1 =

= 3. Контрольные числа равны, есть основание считать действие выполненным правильно.

Проверка деления. Так как делимое равно

произведению делителя на частное, то контрольное число

делимого должно равняться контрольному числу произве­

дения контрольных чисел делителя и частного.

Равенство контрольных чисел при проверке арифмети­

ческих действий является условием необходимым, но не

является достаточным. Это значит, что контрольные числа могут быть равны, а действие выполнено неправильно.

Произойти это может в случае, когда ошибочно перестав­

лены цифры числа, или если ошибка произведена путем уменьшения и одновременного увеличения различных цифр

числа на одинаковое количество единиц. ОДнако в практике

вычислений такие ошибки редки.

Проверка арифметических действий с помощью числа 11.

Контрольным числом при проверке действий C помощью

числа'11 будет разность между суммой цифр, стоящих на нечетных местах, и суммой цифр, стоящих на четных мес­

тах (считая справа налево). Если эта разность будет боль­

ше 11, то снова находим разность поэтому же правилу, и так до тех пор, пока разность будет меньше 11. Если раз­

ность суммы цифр, стоящих на нечетных местах, и суммы цифр, стоящих на четных местах, будет отрицательной, то к разности прибавим 11 или число, кратное 11, пока не по­

лучится положительное число, меньшее И.

 

Пример.

Найти

контрольное

число для 692 457.

1. Находим сумму цифр, стоящих на нечетных

местах

(считая справа налево):

7 + 4 + 9 — 20.

местах:

2.

Находим

сумму цифр., стоящих

на четных

5 + 2 + 6

= 13.

между этими суммами цифр: 20 —

3.

Находим разность

—13

= 7.

Полученная

разность 7 — контрольное

число.

Здесь так же, как и при проверке с помощью числа 9,

при нахождении сумм можно опускать цифры, сумма кото­

рых равна 11.

29


В приведенном примере можно опускать в сумме цифр, стоящих на нечетных местах, цифры 7 и 4, так как 7 + 4 =

= 11;

тогда контрольное число будет равно 9 — (5

4-2 +

+ 6)

=9 — 13 = —4 , т.

е. отрицательному

числу.

Прибавим к нему цифру 11.

Контрольное число получилось

тем же (—4 + 11 =7).

Правила проверки арифметических действий при по­ мощи числа 11 формулируются точно так же, как и при проверке с помощью числа 9.

Проверка с помощью числа 11 более надежна, чем с

помощью числа 9. Наиболее надежным способом проверки действий является сочетание этих способов, т. е. проверка сначала с помощью одного числа, а затем — с помощью другого.

Важное значение для проверки действий является кри­

тическая оценка полученного результата, когда мы, полу­

чив результат, задаем себе вопрос, а может ли получиться

такое число? Этим самым можно обнаружить грубую ошиб­ ку при вычислениях. Например, вычисляя на счетах стои­ мость 192 кг товара по 7 р. 45 к., учащийся записал 143 р. 40 к. Если бы он задал себе вопрос, а может ли получиться такой результат, и путем грубой прикидки рассуждал при­

мерно так: 200 кг по 7 руб. стоит. 1400 руб. и т. д., то срав­ нив свой результат с результатом грубой прикидки, он

сразу же обнаружил бы свою ошибку. Учащийся не обра­

тил внимания на отсутствие косточек на проволоке единиц.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ

1. В чем сущность упрощенных вычислений?

2.Что называется круглым числом? Дополнением до круглого чиола?

3.Что называется арифметическим дополнением? Как его найти?

4.Какие вы знаете способы сокращенного сложения и на чем они основаны?

5.Какие вы знаете способы сокращенного вычитания и на чем они основаны?

6.Какие вы знаете сокращенные способы умножения и на чем они основаны?

7.Какие вы знаете сокращенные способы деления и на чем они ос­ нованы?

8.Для чего нужна проверка арифметических действий? Какие вы знаете способы проверки действий?

9.Как найти контрольное число данного числа при проверке арифме­ тических действий с помощью числа 9 и 11?

27


10. Как проверяются арифметические действия с помощью числа

9 и 11?

И. Сложить (устно) способом разложения одного из слагаемых на сумму:

 

163 + 49

285 + 72

 

736 + 67

 

 

 

 

8942 + 68

3497 + 835

5683 + 247

 

 

 

12. Сложить (устно),

применив поразрядный

способ сложения:

 

352 + 137

285 + 73

215 + 739

 

 

 

 

637 + 221

429 + 285

1253 + 5374

 

 

 

13. Сложить с помощью круглых чисел:

 

 

 

 

 

 

48 + 89

284 + 596

3165 + 3911

 

 

 

 

69 + 37

984 + 297

7895 + 2110

 

 

 

14. Сложить (устно),

применив способ группировки:

 

 

 

 

48 + 17 + 26 + 52 + 23 + 44 + 38

 

 

 

 

672 + 547 + 328 + 253 + 461

 

76 к.

 

 

18 р. 44 к. +37 р.

24 к. +9 р.

56 к. + 13 р.

 

 

3 р. 96 к. + 12 р. 73 к. + 1 р. 04 к.

+ 7 р. 27 к. + 5 р. 32 к.

15. Выполнить вычитание, применив

поразрядный

способ:

27

κ∙

759—346

3725—2317

42

р.

36 к.— 12 р.

384—152

6,57—2,36

284

р.

73 к,—156 р.

18

к.

16.Вычислить, применяя прием разложения вычитаемого на елагаемые:

783—286

38,6 —4,8

282 р.

75 к.—185 р. 90 к.

1264—278

17,32—5,4

315 р. 60 к,— 18 р. 80 к.

17.

Вычислить с помощью круглых чисел:

р.

64 к,—89 р.

» 98 к.

3845—1996

28,36—5,94

151

724— 185

42,57—2,93

16

р.

58 к — 9 р.

49 к.

18.

Вычислить, заменяя вычитание сложением:

 

 

 

 

382—275

25

руб.—12 р. 36 к.

 

19.

Вычислить,

623—587

10

руб.— 3 р. 47 к.

 

используя

арифметическое ,дополнение:

 

136—78

5873—787

3261— 463

411—32

2172—816

12473—6879

20. Выполнить умножение:

0,0857-1000

7,25-10

74,8-0,001

16,3-1000

3 р. 15 к.•10

5 р. 40 к.-0,1

0,073-100

12 руб.•1000

86 коп.-0,1

16,47-10000

22 коп.-0,01

12р. ЗОк. -0,01

164-0,1

7 р. 36 к.-100

253 руб,-0,01

28


21. Вычислить, применяя поразрядный способ умножения:

326-3

5,32-6

127-8

7 р. 15 к.-8

2324-4

167-20

22. Вычислить (устно), применяя сокращенные способы умножения:

 

18-5

 

548-0,5

 

 

264-5

12 р. 50 к.-500

 

 

38-25

16 р. 80 к.-12,5

 

 

4,8-125

23

р. 40 к.-0,25

 

 

76-50

7

р. 15 к.-50

 

23. Выполнить умножение, применяя упрощенные приемы:

44-75

37-33

58-15

 

42-9

94-96

3,5-3,5

 

38-19

264-1,5

18-14

17-13

 

198-9

85-150

72-32

12-19

 

201-16

123-127

58-15

2,7-3,3

 

48-26

72,3-15

24. Выполнить деление:

2486:6

4815:300

1863:100

57,6:10

192:12

52,78:2,6

16,57:0,1

572:11

756:63

25. Выполнить деление:

167:5

32:50

17,3:0,5

26. Выполнить устно,

216:6

452:4

1080:36

248:25

327:12,5

42:12,5

152:250

274:2,5

3,68:0,25

применяя различные способы деления:

960:32

540:45

224:14

720:180

462:33

924:42