Файл: Комиссаров, Э. С. Техника вычислений и механизации вычислительных работ учебник для кооперативных техникумов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 90
Скачиваний: 0
3.Находим произведение контрольных чисел сомножи телей: 5-6 =30.
4.Находим контрольное число произведения контроль
ных чисел: 3 + Q =3.
5. Находим контрольное число произведения данных
чисел: 8 ÷ 7 + 6 = 21 (цифры 7, 2, 4, 5 опускаем); 2 + 1 =
= 3. Контрольные числа равны, есть основание считать действие выполненным правильно.
Проверка деления. Так как делимое равно
произведению делителя на частное, то контрольное число
делимого должно равняться контрольному числу произве
дения контрольных чисел делителя и частного.
Равенство контрольных чисел при проверке арифмети
ческих действий является условием необходимым, но не
является достаточным. Это значит, что контрольные числа могут быть равны, а действие выполнено неправильно.
Произойти это может в случае, когда ошибочно перестав
лены цифры числа, или если ошибка произведена путем уменьшения и одновременного увеличения различных цифр
числа на одинаковое количество единиц. ОДнако в практике
вычислений такие ошибки редки.
Проверка арифметических действий с помощью числа 11.
Контрольным числом при проверке действий C помощью
числа'11 будет разность между суммой цифр, стоящих на нечетных местах, и суммой цифр, стоящих на четных мес
тах (считая справа налево). Если эта разность будет боль
ше 11, то снова находим разность поэтому же правилу, и так до тех пор, пока разность будет меньше 11. Если раз
ность суммы цифр, стоящих на нечетных местах, и суммы цифр, стоящих на четных местах, будет отрицательной, то к разности прибавим 11 или число, кратное 11, пока не по
лучится положительное число, меньшее И. |
|
|||||
Пример. |
Найти |
контрольное |
число для 692 457. |
|||
1. Находим сумму цифр, стоящих на нечетных |
местах |
|||||
(считая справа налево): |
7 + 4 + 9 — 20. |
местах: |
||||
2. |
Находим |
сумму цифр., стоящих |
на четных |
|||
5 + 2 + 6 |
= 13. |
между этими суммами цифр: 20 — |
||||
3. |
Находим разность |
|||||
—13 |
= 7. |
Полученная |
разность 7 — контрольное |
число. |
Здесь так же, как и при проверке с помощью числа 9,
при нахождении сумм можно опускать цифры, сумма кото
рых равна 11.
29
В приведенном примере можно опускать в сумме цифр, стоящих на нечетных местах, цифры 7 и 4, так как 7 + 4 =
= 11; |
тогда контрольное число будет равно 9 — (5 |
4-2 + |
|
+ 6) |
=9 — 13 = —4 , т. |
е. отрицательному |
числу. |
Прибавим к нему цифру 11. |
Контрольное число получилось |
тем же (—4 + 11 =7).
Правила проверки арифметических действий при по мощи числа 11 формулируются точно так же, как и при проверке с помощью числа 9.
Проверка с помощью числа 11 более надежна, чем с
помощью числа 9. Наиболее надежным способом проверки действий является сочетание этих способов, т. е. проверка сначала с помощью одного числа, а затем — с помощью другого.
Важное значение для проверки действий является кри
тическая оценка полученного результата, когда мы, полу
чив результат, задаем себе вопрос, а может ли получиться
такое число? Этим самым можно обнаружить грубую ошиб ку при вычислениях. Например, вычисляя на счетах стои мость 192 кг товара по 7 р. 45 к., учащийся записал 143 р. 40 к. Если бы он задал себе вопрос, а может ли получиться такой результат, и путем грубой прикидки рассуждал при
мерно так: 200 кг по 7 руб. стоит. 1400 руб. и т. д., то срав нив свой результат с результатом грубой прикидки, он
сразу же обнаружил бы свою ошибку. Учащийся не обра
тил внимания на отсутствие косточек на проволоке единиц.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ
1. В чем сущность упрощенных вычислений?
2.Что называется круглым числом? Дополнением до круглого чиола?
3.Что называется арифметическим дополнением? Как его найти?
4.Какие вы знаете способы сокращенного сложения и на чем они основаны?
5.Какие вы знаете способы сокращенного вычитания и на чем они основаны?
6.Какие вы знаете сокращенные способы умножения и на чем они основаны?
7.Какие вы знаете сокращенные способы деления и на чем они ос нованы?
8.Для чего нужна проверка арифметических действий? Какие вы знаете способы проверки действий?
9.Как найти контрольное число данного числа при проверке арифме тических действий с помощью числа 9 и 11?
27
10. Как проверяются арифметические действия с помощью числа
9 и 11?
И. Сложить (устно) способом разложения одного из слагаемых на сумму:
|
163 + 49 |
285 + 72 |
|
736 + 67 |
|
|
|
||
|
8942 + 68 |
3497 + 835 |
5683 + 247 |
|
|
|
|||
12. Сложить (устно), |
применив поразрядный |
способ сложения: |
|||||||
|
352 + 137 |
285 + 73 |
215 + 739 |
|
|
|
|||
|
637 + 221 |
429 + 285 |
1253 + 5374 |
|
|
|
|||
13. Сложить с помощью круглых чисел: |
|
|
|
|
|
||||
|
48 + 89 |
284 + 596 |
3165 + 3911 |
|
|
|
|||
|
69 + 37 |
984 + 297 |
7895 + 2110 |
|
|
|
|||
14. Сложить (устно), |
применив способ группировки: |
|
|
|
|||||
|
48 + 17 + 26 + 52 + 23 + 44 + 38 |
|
|
|
|||||
|
672 + 547 + 328 + 253 + 461 |
|
76 к. |
|
|
||||
18 р. 44 к. +37 р. |
24 к. +9 р. |
56 к. + 13 р. |
|
|
|||||
3 р. 96 к. + 12 р. 73 к. + 1 р. 04 к. |
+ 7 р. 27 к. + 5 р. 32 к. |
||||||||
15. Выполнить вычитание, применив |
поразрядный |
способ: |
27 |
κ∙ |
|||||
759—346 |
3725—2317 |
42 |
р. |
36 к.— 12 р. |
|||||
384—152 |
6,57—2,36 |
284 |
р. |
73 к,—156 р. |
18 |
к. |
16.Вычислить, применяя прием разложения вычитаемого на елагаемые:
783—286 |
38,6 —4,8 |
282 р. |
75 к.—185 р. 90 к. |
||||
1264—278 |
17,32—5,4 |
315 р. 60 к,— 18 р. 80 к. |
|||||
17. |
Вычислить с помощью круглых чисел: |
р. |
64 к,—89 р. |
» 98 к. |
|||
3845—1996 |
28,36—5,94 |
151 |
|||||
724— 185 |
42,57—2,93 |
16 |
р. |
58 к — 9 р. |
49 к. |
||
18. |
Вычислить, заменяя вычитание сложением: |
|
|
||||
|
|
382—275 |
25 |
руб.—12 р. 36 к. |
|
||
19. |
Вычислить, |
623—587 |
10 |
руб.— 3 р. 47 к. |
|
||
используя |
арифметическое ,дополнение: |
|
136—78 |
5873—787 |
3261— 463 |
411—32 |
2172—816 |
12473—6879 |
20. Выполнить умножение: |
0,0857-1000 |
|
7,25-10 |
74,8-0,001 |
|
16,3-1000 |
3 р. 15 к.•10 |
5 р. 40 к.-0,1 |
0,073-100 |
12 руб.•1000 |
86 коп.-0,1 |
16,47-10000 |
22 коп.-0,01 |
12р. ЗОк. -0,01 |
164-0,1 |
7 р. 36 к.-100 |
253 руб,-0,01 |
28
21. Вычислить, применяя поразрядный способ умножения:
326-3 |
5,32-6 |
127-8 |
7 р. 15 к.-8 |
2324-4 |
167-20 |
22. Вычислить (устно), применяя сокращенные способы умножения:
|
18-5 |
|
548-0,5 |
|
|
264-5 |
12 р. 50 к.-500 |
|
|
|
38-25 |
16 р. 80 к.-12,5 |
|
|
|
4,8-125 |
23 |
р. 40 к.-0,25 |
|
|
76-50 |
7 |
р. 15 к.-50 |
|
23. Выполнить умножение, применяя упрощенные приемы: |
44-75 |
|||
37-33 |
58-15 |
|
42-9 |
|
94-96 |
3,5-3,5 |
|
38-19 |
264-1,5 |
18-14 |
17-13 |
|
198-9 |
85-150 |
72-32 |
12-19 |
|
201-16 |
123-127 |
58-15 |
2,7-3,3 |
|
48-26 |
72,3-15 |
24. Выполнить деление: |
2486:6 |
4815:300 |
1863:100 |
||
57,6:10 |
192:12 |
52,78:2,6 |
16,57:0,1 |
572:11 |
756:63 |
25. Выполнить деление:
167:5
32:50
17,3:0,5
26. Выполнить устно,
216:6
452:4
1080:36
248:25 |
327:12,5 |
42:12,5 |
152:250 |
274:2,5 |
3,68:0,25 |
применяя различные способы деления:
960:32 |
540:45 |
224:14 |
720:180 |
462:33 |
924:42 |