Файл: Козырев, А. П. Теория тепловых и гидродинамических процессов в атомных энергетических установках учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 162

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

общащие опытные данные по измерению скоростей в диапа­ зоне чисел Re = 4 • 10^ ~ 3 • 10®. Как видно из ри­ сунка, имеются три области потока, в каадой из которых распределение скорости подчиняется своему закону.

В области

ламинарного подслоя

при

5

турбулент­

ная вязкость

9

отсутствует, и справедливо

уравнение

(5.2В ).

 

 

 

 

 

 

 

 

В промежуточном буферном слое

при 5 <-у+ < 30

вли­

яние

турбулентной вязкости 9 Г

и молекулярной вяз­

кости

}

соизмеримо,

а распределение

скоростей

опи­

сывается

уравнением

 

 

 

 

 

 

 

 

и>+

= -

5 ,0 5 + 5 -e n g + .

 

(5<37)

В турбулентном ядре потока при

 

30

 

у> ,

а профиль скоростей подчиняется уравнению

 

 

 

 

 

и>+ = 5,5 + S,5<eny+ -

 

( 5 . з 8 )

*

Рассмотренное универсальное распределение скоростей

втурбулентном потоке соответствует трехслойной схеме,

вкоторой отчетливо выступает механизм переноса импуль­ са в каждой области.

Сравнение профилей скорости в ламинарном и турбулент­

ном потоках показано на рис. 5 .5 . При развитом ламинар­

ном потоке в соответствии с (5 .18) имеем заостренный

параболический профиль. При турбулентном движении про­

филь более

плоский. Отношение

и^ и Я пох находится в

пределах 0

,8 -0 ,9 и зависит от

числа Re .

m


Определим среднюю скорость турбулентного потока.

Область подслоя ^ весьма тонкая и прилегает

близко к стенке. Ото позволяет пренебречь расходом

жидкости в кольцевом зазоре от -у* = О до

= 30 и

воспользоваться уравнением (5.38) для вычисления сред­

ней скорости потока в трубе радиусом %0 :

-

Рис.5 .4 .Профиль скоростей

Рис. 5 .5 . Профили скорос­

турбулентного потока в

тей в трубе:

круглой трубе в универ­

1 - ламинарное течение;

сальных координатах:

2 - турбулентное тече­

1 - ламинарный подслой;

ние

2 - переходная зона;

 

3 - турбулентное ядро

 

175

После интегрирования

получаем

 

и} - щ

1%Л

_ гс0

.5,5->-1,5А

Д 75/(5.39)

Уравнение (5.39) связывает среднюю скорость с касатель­ ным напряжением на стенке ^ . Величина Т0 связа­ на с коэффициентом сопротивления трения.

Действительно, из рис. 5.6 следует, что

поскольку перепад давления уравновешивается силами тре­ ния. Тогда

~ & Р Jo

/ ' 2

Рис. 5 .6 . К определению гидравлических сопротив­ лений

176

получим, что

~„г

го-'

% -

Л т

(5.40)

 

Подставляя (5.40) в (5 .39), получим уравнение, свя­ зывающее среднюю скорость потока с коэффициентом со­ противления трения:

щ

= 0 , 8 8 £ п ( й е ] [ л ) - 0 , 9 .

(5.41)

Полученное уравнение неудобно для пользования, посколь­ ку оно не разрешается в явном виде относительно Л Это уравнение хорошо аппроксимируется в области чисел Re = 3 ♦ 103 f I05 эмпирической формулой Блазиуса

О,

(5.42)

R e 0’85

В области развитого турбулентного режима при Re = =I05 f I08 уравнение (5.41) аппроксимируется эмпири­ ческой зависимостью Никурадзе

А = 0,0032 + ^eQ8i7 '

( 5 . 4 3 )

Обе зависимости (5.42) и (5.43) объединяются эмпи­ рической зависимостью Филоненко, справедливой для труб, плоских и кольцевых щелей [5 ] :

/________

(5.44)

12, зак. 7д

177


Приведенные зависимости широко используются для рас­ чета турбулентных потоков в гладких трубах. Технические трубы имеют шероховатость, которая характеризуется не­ которой эффективной по сопротивлению высотой бугорков

шероховатости

к

. Абсолютная шероховатость

к

на­

ходится в пределах от нескольких единиц до десятков

микрон. При расчетах рекомендуется для цельнотянутых

нержавеющих труб

принимать к

= 0,01 •

10“ Зм,

а для

углеродистых

труб

к

= 0,08

• 10“ Зм.

Величина

к /d

называется относительной шероховатостью.

 

 

9

Влияние относительной шероховатости на сопротивле­

ние сказывается по-разному, в

зависимости от числа

/?е .

При ламинарном течении

такого

влияния не

обнаружено,

что объясняется плавным обтеканием бугорков шерохова­ тости слоями жидкости. Сопротивление стенки определяет­ ся в основном силами вязкости, действующими по всей поверхности стенки, в том числе и по поверхности бугор­ ков. Гидравлическое сопротивление шероховатой стенки равно сопротивлению гладкой стенки. При турбулентном течении шероховатость стенки также не проявляется, если высота бугорков меньше толщины ламинарного под­ слоя. В этом случае говорят, что канал является гид­ равлически гладким. Если бугорки по высоте больше ла­

минарного подслоя и выходят в турбулентное ядро потока, то они являются причиной образования вихрей в их кор­ мовой области и соответственно дополнительных потерь механической энергии. В предельном случае дополнитель­ ные вихревые потери значительно преобладают над вязки­ ми потерями. Тогда коэффициент гидравлического сопро­

тивления трнния не зависит от числа

Re

и полностью

определяется величиной

к /о(э « В

этом

случае гово­

рят, что канал вполне

иероховатый. Толщина ламинарно­

го подслоя зависит от

скорости (числа Re

), поэто-

178


му один и тот же канал может быть гидравлически глад­ ким при одном расходе и вполне шероховатым при другом

расходе.

 

На рис. 5 .7 приведены кривые зависимости

Л =

- f (Re,^/Ы)* полученные Никурадзе для равномерной зер­

нистой’ шероховатости.

Весь диапазон

изменения Л

от

числа

Re

можно

разбить на три

области.

 

 

 

труб

 

 

 

 

В

области ламинарного режима при Re <

2000

вели­

чина

Л для гладких

и шероховатых труб

определяет­

ся законом Пуазейля

(5 .2 2 ),

а

сопротивление трения за­

висит

от скорости в первой степени. Область в правой

части

графика, в которой Д

не

зависит

от

Re

,

называется автомодельной областью. В этой области со­ противление трения зависит от квадрата скорости, т .е . имеет место квадратичный закон сопротивления, а вели­ чина д определяется по формуле для вполне шерохо­ ватых труб

Л

i

(5.45)

 

Кривые, соответствующие турбулентному режиму в зо­ не гидравлически гладких каналов, определяются зави-

179