Файл: Коган, З. А. Консервация и упаковка машиностроительной продукции.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 64
Скачиваний: 0
Увлажняясь вследствие адсорбции влаги из воздуха, осев шая на поверхность пыль может вызывать и другие вредные последствия (изменение электрических свойств изоляцион ных материалов, образование плесени и т. д.). Под воз действием плесневых грибов изменяются электрические свойства пластических материалов, а также сни жается механическая прочность некоторых видов пласт масс.
Лакокрасочные покрытия. Основой большинства лако красочных материалов являются синтетические полимеры. Разрушение окрашенных участков изделий при длитель ном хранении происходит в результате снижения качества (старения) пленки краски и разрушающего действия кор родирующего под краской металла.
Старение лакокрасочных пленок проявляется в потере глянца, изменении цвета, появлении сетки трещин и т. д. Старение красок связано с окислительными процессами, происходящими под действием кислорода воздуха. Основ ными факторами, ускоряющими этот вид разрушения, являются солнечная радиация, атмосферная влага и вы сокая температура воздуха [78].
Некоторые виды красок разрушаются под действием влаги в результате гидролиза. При этом покрытие разла гается и может переходить в жидкое состояние, а выделя ющиеся при гидролизе кислоты могут вызвать коррозию металла. В результате гидролиза на поверхности лакокра сочного покрытия появляется белый налет. Краски, со держащие органические соединения, могут разрушаться плесневыми грибками, развитию которых способствует влажная атмосфера. В отдельных работах указывается на существенное влияние на скорость старения красок таких факторов, как режим смачивания и испарения, а также сернистого газа и сероводорода.
Механическое разрушение лакокрасочных покрытий может происходить в результате резких изменений темпе ратуры, что приводит к отслоению и растрескиванию этих покрытий, действия песка и пыли, приносимых ветрами (потеря глянца и механический износ).
Коррозия металла под пленкой краски происходит в ре зультате диффузии влаги и кислорода воздуха. Электро химический процесс коррозии металлов под слоем краски несколько отличается от обычной атмосферной коррозии из-за затруднения подвода деполяризатора и влаги к по верхности металла. Образующиеся продукты коррозии
24
вызывают отслаивание краски от металла, ее вспучивание и разрыв пленки.
Нефтепродукты. В период хранения свойства нефте продуктов (эксплуатационные масла, смазки, топливо), заправленных в агрегаты и механизмы, не остаются ста бильными. Старение нефтепродуктов проявляется в изме нении физико-химических свойств, определяющих их экс плуатационные качества, в частности повышается корро зионная агрессивность топлив и масел по отношению к ме таллам.
Коррозия металлов вызывается кислотами и активными кислородсодержащими соединениями, находящимися в нефтепродуктах [67]. При хранении нефтепродуктов происходит их окисление. В результате полимеризации и конденсации нефтепродуктов могут образоваться сложные соединения, выпадающие в осадок и способствующие даль нейшему окислению. Процесс старения ускоряется с повы шением температуры.
Масла и топлива, находящиеся при хранении в емко стях, окисляются медленно. Наиболее интенсивному окис лению подвергаются нефтепродукты в тонких контактных пленках на металлах, которые являются катализаторами окислительных реакций. Особенно сильно повышает кор розионную агрессивность масляных и топливных пленок влага, которая постоянно образуется на внутренних по верхностях деталей в результате конденсации. Под дей ствием влаги может происходить гидролиз масел, в резуль тате которого они теряют свои свойства.
Прочие материалы (ткани, картон и бумага, кожа, дре весина и т. д.). Изменение свойств и разрушение этих материалов может происходить в результате старения, а также под воздействием отдельных факторов биологиче ской среды. Старение тканей, картона и бумаги ускоряется под воздействием солнечной радиации. При этом происхо дит выцветание красителей и потеря прочности материалов из-за разрушения волокон. Из биологических факторов на ткани и бумагу наибольшее разрушительное действие оказывают плесень и гнилостные бактерии. Действию плесени особенно подвержены материалы из целлюлозных волокон, хлопка, льна, конопли, джута и т. д. Некоторые виды плесневых грибов могут развиваться за счет питания материалом, резко снижая его прочность. Материалы из шерсти и шелка разрушаются под действием гнилостных бактерий.
25
Гниение является основным видом разрушения дереиа. В результате действия гнилостных бактерий древесина быстро теряет механическую прочность. Кроме того, дере вянные изделия разрушаются насекомыми и плесенью. Из насекомых для дерева наибольшую опасность пред ставляют термиты и жуки-точилыцики. Плесень не пред ставляет большой опасности для древесины, однако, появившись на ее поверхности, портит вид изделия. Тер миты и плесень наиболее опасны для деревянных изделий, непосредственно соприкасающихся с почвой (например, тара для упаковки оборудования).
Кожа, для выделки которой применяют дубильные вещества растительного происхождения, может подвер гаться разрушительному действию гнилостных бактерий и плесени. В результате гниения она теряет гибкость и растрескивается, а под действием плесневых грибов теряет свою эластичность. Кожа может разрушаться отдельными видами жуков, питающимися животным белком.
Механизмы и аппаратура. Агрессивное воздействие
внешней среды на механизмы и аппаратуру определяется воздействием всех рассмотренных факторов на материалы деталей, из которых они состоят. Однако проявление степени влияния этих факторов на работоспособность изде лий имеет свою специфику и определяется их конструк тивными особенностями. Следует выделить дефекты, появ ляющиеся в результате влияния следующих факторов: пыль и песок, резкие температурные изменения, высокая относительная влажность воздуха, плесневые грибы, не которые виды насекомых, грызунов и пресмыкающихся и т. д.
Попадая в зазоры между сопряженными деталями, пыль может вызвать большой износ подшипников и сни зить подвижность деталей механизмов и приборов. Пыль, попадая на поверхность агрегатов, ухудшает теплоотдачу, что может яривести к перегревам и сокращению срока службы изделия при последующей эксплуатации.
Резкие изменения температуры способствуют ускорен ному разрушению сопряженных деталей из различных материалов, имеющих разные коэффициенты линейного расширения, а также могут привести к изменению вели чины зазоров, нарушению герметичности и т. д. Колеба ния температуры одновременно с изменениями атмосфер ного давления вызывают периодические перепады давле ний в герметичных емкостях (рис. 4), что приводит к на-
26
Рис. |
4. |
Характеристика |
пере |
|
|
|
|
|
|
|||||
падов |
давления |
(Др) |
в герме |
30\ |
Л |
Л |
Л Л |
А |
|
|||||
тичной |
металлической |
упаковке |
|
|||||||||||
20 ч |
Л К л /" |
к Л |
||||||||||||
при хранении ее на открытой |
||||||||||||||
площадке |
(в |
условиях |
Москов |
10 |
\ |
1j \/ \ |
|
|
||||||
ской |
области) |
в различное |
вре |
О |
|
|
||||||||
мя суток в зависимости от тем |
Р.ммрт.ст |
|
|
|
|
|||||||||
пературы: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
— — — — |
атмосферный |
воздух; |
780 |
|
|
|
|
|
||||||
|
|
воздух |
в упаковке |
|
760 |
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
рушению |
их |
герметично |
740 |
/ |
|
|
|
- |
||||||
сти |
и |
засасыванию |
влаж |
720' |
|
LP |
|
|||||||
ного |
и загрязненного |
воз |
О |
|
|
|
6 |
г, ct/m. |
||||||
духа. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
относительная |
влажность |
воздуха |
и |
частые |
|||||||
Большая |
конденсации паров воды способствуют быстрому развитию коррозии металлов, что может повлечь за собой нарушение подвижности деталей и их разрушение, нарушение элек трических контактов и т. д. Это может привести к отказу в работе отдельных механизмов и систем или сокращению срока их службы.
Весьма чувствительно к воздействию внешней среды радиоэлектронное оборудование [85]. В условиях хране ния главное влияние на его работоспособность оказывает относительная влажность воздуха [112]. Под воздействием влаги воздуха ухудшаются свойства изоляции, в резуль тате чего нарушаются электрические характеристики отдельных элементов и возникают дефекты (утечки, по верхностные пробои, высокочастотные потери, изменение емкости конденсаторов и т. д.) [78].
При попадании на изоляцию пыли или образовании на ней плесени усиливается действие влаги на электриче ские характеристики элементов оборудования. Осевшая на поверхность деталей изделия и насыщенная влагой пыль снижает поверхностное сопротивление изоляции, что мо жет привести к утечкам, электрическому пробою и т. д. Пыль оказывает влияние и на емкостные свойства конден саторов, так как ее диэлектрическая проницаемость больше, чем у воздуха. Кроме того, пыль способствует образованию и развитию плесневых грибов, которые в еще большей сте пени усиливают проявление указанных дефектов. Электри ческий пробой и утечки возможны также из-за проникно вения внутрь корпусов приборов электро-радиооборудо-
вания |
пресмыкающихся и грызунов, а также насеко |
мых |
[59]. |
27
Основные виды дефектов механизмов и аппаратуры, образующиеся в результате влияния факторов внешней среды при длительном хранении и транспортировании, приведены в табл. 6.
Основные дефекты механизмов и аппаратуры, |
Т а б л и ц а 6 |
|||||||||||||
|
|
|||||||||||||
возникающие в результате влияния факторов внешней среды |
|
|||||||||||||
при длительном хранении и транспортировании |
|
|
||||||||||||
(без учета |
дефектов, |
вызванных коррозией |
металлов) |
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Разрушающие факторы |
|
|||
|
|
|
Дефект |
|
|
|
|
|
|
|
второстепенные, |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
основные |
усиливающие |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
действие основных |
|
Машины |
и механизмы |
|
|
|
|
|
Высокая |
темпе |
||||||
Растрескивание и разруше |
Резкое |
|
измене |
|||||||||||
ние |
деталей, |
нарушение |
ние |
температу |
ратура |
|
||||||||
зазоров |
|
и |
герметичности |
ры |
|
|
|
|
|
|||||
корпусов, вытекание смаз |
|
|
|
|
|
|
||||||||
ки, |
размягчение |
заливоч |
|
|
|
|
|
|
||||||
ных масс и т. д. |
|
|
|
Пыль, |
песок |
|
|
|||||||
Нарушение |
подвижности и |
|
|
|||||||||||
усиленный |
износ, |
ухуд |
|
|
|
|
|
|
||||||
шение |
теплоотдачи |
|
|
Изменение |
тем |
Изменение |
баро |
|||||||
Засасывание |
внутрь |
корпу |
||||||||||||
сов |
влажного |
загрязнен |
пературы |
|
метрического |
|||||||||
ного |
воздуха |
|
|
|
|
|
|
|
|
давления |
|
|||
Радиоэлектронное |
оборудо |
|
|
|
|
|
|
|||||||
вание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Высокая |
темпе |
|
Ухудшение |
|
электрических |
Высокая |
относи |
||||||||||
характеристик |
отдельных |
тельная |
|
влаж |
ратура, |
пыль, |
||||||||
элементов |
и |
другие |
де |
ность |
|
|
плесень |
|
||||||
фекты (изменение емкостей |
|
|
|
|
|
|
||||||||
конденсаторов, |
|
утечки, |
|
|
|
|
|
|
||||||
высокочастотные |
|
потери, |
|
|
|
|
|
|
||||||
ускоренное |
старение |
изо |
|
|
|
|
|
|
||||||
ляции |
и |
т. |
д.) |
|
|
|
|
Высокая |
относи |
Агрессивные при |
||||
Нарушение |
|
электроизоля |
||||||||||||
ции |
и |
контактов |
(элек |
тельная |
|
влаж |
меси воздуха |
|||||||
тролиз) |
|
|
|
|
|
|
|
ность |
|
|
|
|
Электрический пробой (ко Влага атмосферы, Пыль, плесень роткое замыкание) насекомые,
пресмыкающие ся, грызуны
2.МЕХАНИЧЕСКИЕ Ф А К Т О Р Ы , ДЕЙСТВУЮЩИЕ ПРИ ХРАНЕНИИ И ТРАНСПОРТИРОВАНИИ ПРОДУКЦИИ
Разрушение материалов и деталей под воздействием механических факторов происходит в результате различ ного вида нагрузок. Нагрузки, действующие на материалы
28
и оборудование при хранении и транспортировании, под разделяют на статические и динамические. При обычном хранении на материалы и оборудование действуют стати ческие нагрузки (нагрузки под действием силы веса, пред варительного сжатия деталей или применения напряжен ной упаковки). Их определение не представляет особой сложности — это не опасный вид нагрузок. Длительные статические нагрузки могут вызвать деформацию мате риала изделия, а также материалов, применяемых для изготовления упаковочной тары.
Транспортирование — процесс перемещения груза с применением транспортных или грузоподъемных средств, начинающийся с момента погрузки и кончающийся вы грузкой его на месте назначения. Транспортирование характеризуется видами перевозок, транспортными сред ствами и погрузочно-разгрузочными операциями.
Динамические нагрузки возникают в основном из-за действия сил инерции в результате разных изменений поло жения грузов. Кроме нагрузок инерционного характера к динамическим нагрузкам при транспортировании следует отнести силу давления ветра при перевозках грузов в откры том виде (на палубе, железнодорожных платформах и т. д.).
Инерционные динамические нагрузки подразделяют на ударные, вызываемые резким изменением скорости пере мещения груза или толчками мгновенного характера, и вибрационные, имеющие характер моногармонических или полигармонических колебаний, вызываемые тряской.
Все перечисленные виды статических и динамических нагрузок по направлению их действия можно привести к следующим основным видам: вертикальные, поперечные, продольные (в направлении движения груза). В качестве критериев оценки величины динамических нагрузок ис пользуются для ударных нагрузок — ускорение силы тя жести и длительность импульса ее действия, для вибра ционных нагрузок — частота и амплитуда колебаний.
Величина динамических нагрузок при транспортиро вании зависит от вида используемого транспорта и дорож ных условий. Представление о величине динамических можно получить поданным К. X. Преслера [74]. Дина мические нагрузки, несмотря на кратковременность дейст вия, по своей величине могут значительно превышать ста тические, поэтому представляют определенную опасность для сохранности оборудования и аппаратуры при их транспортировании.
29
|
|
Г л а в а III |
|
|
ЗАЩИТА ПРОДУКЦИИ |
ПРИ ХРАНЕНИИ |
И |
ТРАНСПОРТИРОВАНИИ |
1. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ |
К |
М Е Т О Д А М З А Щ И Т Ы |
Современное машиностроительное оборудование разно
образно по сложности, |
габаритам и по чувствительности |
к воздействию окружающей среды. |
|
Многие агрегаты и |
машины оснащаются дорогостоя |
щими электронными устройствами и аппаратурой, чув ствительными к воздействию атмосферы, что повышает требования к способам консервации изделий и ответствен ность за сохранность их при длительном хранении и транс портировании, особенно в страны с тропическим климатом.
Поскольку машиностроительное оборудование состоит в основном из металлических деталей, существующие и разрабатываемые способы консервации предназначены главным образом для защиты металлов от коррозии — наиболее опасного разрушительного процесса. Вместе с тем некоторые из способов консервации обладают также защитными функциями и по отношению к другим мате риалам.
Повышение стойкости изделий к атмосферному влия нию при хранении достигается двумя путями: совершен ствованием конструкций и использованием стойких мате риалов и покрытий, применением более эффективных методов защиты.
Первое направление может решаться выбором рацио нальных конструкций, более стойких материалов, терми ческой и механической обработки, применением защитных покрытий (металлические, неметаллические) и т. д. Оно находит широкое применение при конструировании и изготовлении машиностроительного оборудования, пред назначенного для эксплуатации в жестких условиях. Так, для оборудования, предназначенного для использова ния в тропических странах, применяется специальная технология с использованием тропикоустойчивых материа-
30