Файл: Коган, З. А. Консервация и упаковка машиностроительной продукции.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 72
Скачиваний: 0
3—5%-ным раствором кальцинированной соды, промыть в горячей воде и просушить очищенным сухим воздухом. Для удаления продуктов коррозии с изделий из алюминие
вых |
сплавов применяют следующие |
растворы: раствор |
||||
№ 3 — 80 г хромового ангидрида, |
200 мл фосфорной |
кис |
||||
лоты |
(плотность 1,71 |
г/см3 ), |
1 л |
воды; |
раствор 4—40— |
|
60 г едкого натрия, |
1 л воды |
(температура раствора |
50— |
|||
60° С). Раствор № 3 |
применяется |
без |
подогрева. |
|
Растворы № 2, 3 и 4 применяются только для промывки деталей, не ограниченных жесткими размерными допу сками.
После обработки деталей из алюминиевых сплавов в указанных растворах следует промыть их в холодной и горячей воде. После обработки деталей в растворе № 3 следует произвести осветление в 15—20%-ной азотной кислоте. Детали выдерживаются в этом растворе до пол ного осветления поверхности, после чего их следует про мыть в холодной и горячей воде.
Для удаления продуктов коррозии с деталей из медных сплавов (кроме свинцовистой бронзы БРАЖМ) приме няется раствор № 5 без подогрева следующего состава: раствор № 5 •— а) 100 мл серной кислоты (плотность 1,84 г/см3 ), 900 мл воды; б) 100 г бисульфата натрия, 1 л воды.
После обработки деталей в одном из указанных рас творов следует произвести промывку их в холодной и горя чей воде.
После удаления продуктов коррозии с деталей из мед ных сплавов рекомендуется производить пассивирование деталей в растворе № 6 следующего состава: 30 мл серной кислоты (плотность 1,84 г/см3 ), 90 г хромового ангидрида, 1 г хлористого натрия, 1 л воды. Затем детали следует про мыть в холодной воде и высушить.
Для удаления с поверхности деталей краски и пятен органического происхождения следует применять спе циальную смывку СД. После удаления продуктов корро зии и соответствующего промывания детали тщательно просушивают. Нарушенные защитные покрытия (оксиди рование, смазка, гальванические и лакокрасочные покры тия и др.) возобновляются по соответствующим заводским инструкциям.
В случае единичных, незначительных по площади по ражений коррозией, а также когда невозможно применить химический метод (коррозии в конструкции, в деталях
50
сложной конфигурации и т. д.), допускается удалять про дукты коррозии механическим способом.
В ГОСТе 13168—69 на консервацию металлических изделий приведены технологические процессы подготовки поверхности изделий щелочными растворами, а также орга ническими растворителями. Для изделий точной механики, укомплектованных электротехническими и радиотехниче скими деталями, более пригодны рекомендации по подго товке поверхности, разработанные для электротехнической продукции, эксплуатируемой в тяжелых климатических условиях 1 . Согласно ОСТу 16.0687.001—69 подготовка поверхности, если на деталях имеются следы коррозии, производится следующим образом:
а) стальные и чугунные детали зачищают шлифоваль ной шкуркой № 5—12 на тканевой основе, смоченной
трансформаторным |
маслом. Затем всю поверхность детали |
|||
протирают чистой |
салфеткой, смоченной в бензине, и вы |
|||
сушивают |
на воздухе; |
|
||
б) стальные детали со шлифованной поверхностью за |
||||
чищают шлифовальной шкуркой № 170—230, |
смоченной |
|||
в жидком индустриальном масле марки 12 или 20; |
||||
в) детали из |
алюминия, меди и ее сплавов |
очищают |
||
порошком |
или |
куском пемзы, шлифовальной |
шкуркой |
№ 5—12, смоченной трансформаторным маслом, проти рают хлопчатобумажной салфеткой, смоченной в бензине, и сушат на воздухе;
г) детали из алюминиевых и магниевых сплавов очи щают стеклянной бумагой № 00 с последующей их про мывкой в бензине и сушкой.
Если детали и узлы изделий не имеют следов коррозии, то очистку их от загрязнений и обезжиривание производят следующими способами:
а) узлы и детали из.черных металлов и алюминия на собранном изделии протирают хлопчатобумажными сал фетками, смоченными бензином БР-1 «Галоша» или Б-70, уайт-спиритом или раствором моноэтаноламина;
б) узлы и детали из меди, серебра и медных сплавов протирают хлопчатобумажными салфетками, смоченными этиловым (гидролизным) спиртом. Для деталей из медных
1 Изделия электротехнические, специального назначения, а также предназначенные для экспорта. Консервация, упаковка, хранение и транспортировка. Требования. Методы использования. Отраслевой стандарт ОСТ 16.0687.001—69. М., Министерство электротехнической промышленности, 1970, 267 с.
4* |
51 |
сплавов и меди (кроме коллектора) разрешается применять уайт-спирит или бензин;
в) мелкие узлы и детали из черных металлов, постав ляемые отдельно и не имеющие лакокрасочных покрытий, обезжиривают струйным способом путем погружения их в щелочной раствор с добавкой эмульгаторов; допускается обезжиривание органическими растворителями методом погружения, например в моноэтаноламин; могут обезжи риваться детали и с лакокрасочными покрытиями; после обезжиривания щелочными растворами детали промывают
• горячей водой, обрабатывают пассивирующим раствором и высушивают до полного удаления следов влаги;
г) мелкие узлы и детали из алюминия, поставляемые отдельно, обезжиривают раствором моноэтаноламина струйным способом; допускается обезжиривание узлов и деталей с лакокрасочным покрытием уайт-спиритом или бензином.
Г л а ё а V
СМАЗКИ И МАСЛА, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ДЛЯ ЗАЩИТЫ ИЗДЕЛИЙ ПРИ ДЛИТЕЛЬНОМ ХРАНЕНИИ
Защита от коррозии и разрушения металлических дета лей машиностроительной продукции осуществляется сле дующими основными способами: покрытием поверхности защитными смазками и маслами; применением летучих и контактных ингибиторов; нанесением тонкопленочных защитных покрытий; изоляцией от воздействия внешней среды — частичной или полной герметизацией, обертыва нием различными материалами (бумага, полимерные пленки) или герметизацией в металлические или пластмас совые футляры.
Выбор того или иного способа защиты при консервации машиностроительной продукции для длительного хранения зависит от условий и сроков хранения, конфигурации и габаритов изделий и деталей, технико-экономических рас четов и др.
1. МЕХАНИЗМ ЗАЩИТНОГО ДЕЙСТВИЯ СМАЗОК И МАСЕЛ
Атмосферная коррозия является одним из видов элек трохимического процесса, протекающего в весьма тонкой пленке влаги, которая образуется при адсорбции воды из атмосферы.
Экспериментальными работами по исследованию кор розии металлов установлено, что атмосферная коррозия протекает с небольшой скоростью или совсем не начи нается, если относительная влажность атмосферы не пре вышает некоторого критического значения. Различные примеси в атмосфере, являющиеся коррозионно-агрессив- ными компонентами, снижают пределы критического зна чения относительной влажности. Если на металлическую поверхность изделия нанесено защитное покрытие лаком, краской или смазкой, то скорость коррозии будет опреде-
53
ляться скоростью проникновения через защитное покры тие паров воды, кислорода и коррозионно-агрессивных
компонентов. |
|
Кинетику прохождения газообразующих |
веществ, |
в том числе влаги и кислорода через слой смазки, |
нанесен |
ной на поверхности металла, можно определить на осно вании работ В. М. Мартынова по скорости диффузии в том случае, если диффундирующее вещество химически не взаимодействует со смазкой [58].
В реальных условиях существуют два предельных слу чая проникновения газообразующих веществ через за щитные слои смазки: когда все"вещество, прошедшее через смазку, прочно связывается с поверхностью металла или расходуется полностью на образование новых продуктов; когда вещество накапливается по другую сторону пленки смазки; часть вещества при этом может находиться в паро образном состоянии, а часть конденсироваться или адсор бироваться поверхностью металла.
В первом случае количество газа т, которое проникло за период времени t через смазку с поверхностью F, опре деляется по формуле
где Я — коэффициент, определяемый по формуле Я = Dy (здесь D — коэффициент диффузии через смазку; у — рас творимость газов в смазке); Р0 и Р <—. давление паров диф фундирующего вещества по одну и другую стороны пленки смазки; б — толщина слоя смазки.
Во втором случае образуется адсорбционная пленка влаги, являющаяся причиной начала и последующего раз вития коррозии.
Если объем пространства, образующийся между слоем смазки и поверхностью металла, незначителен, а адсорб ция паров воды протекает по закону Лангмюра, получается следующее соотношение:
|
т — A In (1 — Вт) |
= Ct, |
где А, |
В и С — постоянные величины. |
|
В |
реальных условиях, даже при |
98% относительной |
влажности воздуха, упругость паров воды над поверх ностью металла под слоем смазки не может равняться Р0. Вследствие этого адсорбционный слой влаги на идеально гладкой поверхности металла не может превышать молеку-
54