Файл: Коган, З. А. Консервация и упаковка машиностроительной продукции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 72

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3—5%-ным раствором кальцинированной соды, промыть в горячей воде и просушить очищенным сухим воздухом. Для удаления продуктов коррозии с изделий из алюминие­

вых

сплавов применяют следующие

растворы: раствор

№ 3 — 80 г хромового ангидрида,

200 мл фосфорной

кис­

лоты

(плотность 1,71

г/см3 ),

1 л

воды;

раствор 4—40—

60 г едкого натрия,

1 л воды

(температура раствора

50—

60° С). Раствор № 3

применяется

без

подогрева.

 

Растворы № 2, 3 и 4 применяются только для промывки деталей, не ограниченных жесткими размерными допу­ сками.

После обработки деталей из алюминиевых сплавов в указанных растворах следует промыть их в холодной и горячей воде. После обработки деталей в растворе № 3 следует произвести осветление в 15—20%-ной азотной кислоте. Детали выдерживаются в этом растворе до пол­ ного осветления поверхности, после чего их следует про­ мыть в холодной и горячей воде.

Для удаления продуктов коррозии с деталей из медных сплавов (кроме свинцовистой бронзы БРАЖМ) приме­ няется раствор № 5 без подогрева следующего состава: раствор № 5 •а) 100 мл серной кислоты (плотность 1,84 г/см3 ), 900 мл воды; б) 100 г бисульфата натрия, 1 л воды.

После обработки деталей в одном из указанных рас­ творов следует произвести промывку их в холодной и горя­ чей воде.

После удаления продуктов коррозии с деталей из мед­ ных сплавов рекомендуется производить пассивирование деталей в растворе № 6 следующего состава: 30 мл серной кислоты (плотность 1,84 г/см3 ), 90 г хромового ангидрида, 1 г хлористого натрия, 1 л воды. Затем детали следует про­ мыть в холодной воде и высушить.

Для удаления с поверхности деталей краски и пятен органического происхождения следует применять спе­ циальную смывку СД. После удаления продуктов корро­ зии и соответствующего промывания детали тщательно просушивают. Нарушенные защитные покрытия (оксиди­ рование, смазка, гальванические и лакокрасочные покры­ тия и др.) возобновляются по соответствующим заводским инструкциям.

В случае единичных, незначительных по площади по­ ражений коррозией, а также когда невозможно применить химический метод (коррозии в конструкции, в деталях

50


сложной конфигурации и т. д.), допускается удалять про­ дукты коррозии механическим способом.

В ГОСТе 13168—69 на консервацию металлических изделий приведены технологические процессы подготовки поверхности изделий щелочными растворами, а также орга­ ническими растворителями. Для изделий точной механики, укомплектованных электротехническими и радиотехниче­ скими деталями, более пригодны рекомендации по подго­ товке поверхности, разработанные для электротехнической продукции, эксплуатируемой в тяжелых климатических условиях 1 . Согласно ОСТу 16.0687.001—69 подготовка поверхности, если на деталях имеются следы коррозии, производится следующим образом:

а) стальные и чугунные детали зачищают шлифоваль­ ной шкуркой № 5—12 на тканевой основе, смоченной

трансформаторным

маслом. Затем всю поверхность детали

протирают чистой

салфеткой, смоченной в бензине, и вы­

сушивают

на воздухе;

 

б) стальные детали со шлифованной поверхностью за­

чищают шлифовальной шкуркой № 170—230,

смоченной

в жидком индустриальном масле марки 12 или 20;

в) детали из

алюминия, меди и ее сплавов

очищают

порошком

или

куском пемзы, шлифовальной

шкуркой

№ 5—12, смоченной трансформаторным маслом, проти­ рают хлопчатобумажной салфеткой, смоченной в бензине, и сушат на воздухе;

г) детали из алюминиевых и магниевых сплавов очи­ щают стеклянной бумагой № 00 с последующей их про­ мывкой в бензине и сушкой.

Если детали и узлы изделий не имеют следов коррозии, то очистку их от загрязнений и обезжиривание производят следующими способами:

а) узлы и детали из.черных металлов и алюминия на собранном изделии протирают хлопчатобумажными сал­ фетками, смоченными бензином БР-1 «Галоша» или Б-70, уайт-спиритом или раствором моноэтаноламина;

б) узлы и детали из меди, серебра и медных сплавов протирают хлопчатобумажными салфетками, смоченными этиловым (гидролизным) спиртом. Для деталей из медных

1 Изделия электротехнические, специального назначения, а также предназначенные для экспорта. Консервация, упаковка, хранение и транспортировка. Требования. Методы использования. Отраслевой стандарт ОСТ 16.0687.001—69. М., Министерство электротехнической промышленности, 1970, 267 с.

4*

51


сплавов и меди (кроме коллектора) разрешается применять уайт-спирит или бензин;

в) мелкие узлы и детали из черных металлов, постав­ ляемые отдельно и не имеющие лакокрасочных покрытий, обезжиривают струйным способом путем погружения их в щелочной раствор с добавкой эмульгаторов; допускается обезжиривание органическими растворителями методом погружения, например в моноэтаноламин; могут обезжи­ риваться детали и с лакокрасочными покрытиями; после обезжиривания щелочными растворами детали промывают

• горячей водой, обрабатывают пассивирующим раствором и высушивают до полного удаления следов влаги;

г) мелкие узлы и детали из алюминия, поставляемые отдельно, обезжиривают раствором моноэтаноламина струйным способом; допускается обезжиривание узлов и деталей с лакокрасочным покрытием уайт-спиритом или бензином.

Г л а ё а V

СМАЗКИ И МАСЛА, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ДЛЯ ЗАЩИТЫ ИЗДЕЛИЙ ПРИ ДЛИТЕЛЬНОМ ХРАНЕНИИ

Защита от коррозии и разрушения металлических дета­ лей машиностроительной продукции осуществляется сле­ дующими основными способами: покрытием поверхности защитными смазками и маслами; применением летучих и контактных ингибиторов; нанесением тонкопленочных защитных покрытий; изоляцией от воздействия внешней среды — частичной или полной герметизацией, обертыва­ нием различными материалами (бумага, полимерные пленки) или герметизацией в металлические или пластмас­ совые футляры.

Выбор того или иного способа защиты при консервации машиностроительной продукции для длительного хранения зависит от условий и сроков хранения, конфигурации и габаритов изделий и деталей, технико-экономических рас­ четов и др.

1. МЕХАНИЗМ ЗАЩИТНОГО ДЕЙСТВИЯ СМАЗОК И МАСЕЛ

Атмосферная коррозия является одним из видов элек­ трохимического процесса, протекающего в весьма тонкой пленке влаги, которая образуется при адсорбции воды из атмосферы.

Экспериментальными работами по исследованию кор­ розии металлов установлено, что атмосферная коррозия протекает с небольшой скоростью или совсем не начи­ нается, если относительная влажность атмосферы не пре­ вышает некоторого критического значения. Различные примеси в атмосфере, являющиеся коррозионно-агрессив- ными компонентами, снижают пределы критического зна­ чения относительной влажности. Если на металлическую поверхность изделия нанесено защитное покрытие лаком, краской или смазкой, то скорость коррозии будет опреде-

53


ляться скоростью проникновения через защитное покры­ тие паров воды, кислорода и коррозионно-агрессивных

компонентов.

 

Кинетику прохождения газообразующих

веществ,

в том числе влаги и кислорода через слой смазки,

нанесен­

ной на поверхности металла, можно определить на осно­ вании работ В. М. Мартынова по скорости диффузии в том случае, если диффундирующее вещество химически не взаимодействует со смазкой [58].

В реальных условиях существуют два предельных слу­ чая проникновения газообразующих веществ через за­ щитные слои смазки: когда все"вещество, прошедшее через смазку, прочно связывается с поверхностью металла или расходуется полностью на образование новых продуктов; когда вещество накапливается по другую сторону пленки смазки; часть вещества при этом может находиться в паро­ образном состоянии, а часть конденсироваться или адсор­ бироваться поверхностью металла.

В первом случае количество газа т, которое проникло за период времени t через смазку с поверхностью F, опре­ деляется по формуле

где Я — коэффициент, определяемый по формуле Я = Dy (здесь D — коэффициент диффузии через смазку; у — рас­ творимость газов в смазке); Р0 и Р <—. давление паров диф­ фундирующего вещества по одну и другую стороны пленки смазки; б — толщина слоя смазки.

Во втором случае образуется адсорбционная пленка влаги, являющаяся причиной начала и последующего раз­ вития коррозии.

Если объем пространства, образующийся между слоем смазки и поверхностью металла, незначителен, а адсорб­ ция паров воды протекает по закону Лангмюра, получается следующее соотношение:

 

т — A In (1 Вт)

= Ct,

где А,

В и С — постоянные величины.

В

реальных условиях, даже при

98% относительной

влажности воздуха, упругость паров воды над поверх­ ностью металла под слоем смазки не может равняться Р0. Вследствие этого адсорбционный слой влаги на идеально гладкой поверхности металла не может превышать молеку-

54