Файл: Коган, З. А. Консервация и упаковка машиностроительной продукции.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 75
Скачиваний: 0
лярной толщины. Такой слой имеет высокое омическое сопротивление, из-за чего затрудняется или совсем ис ключается возможность возникновения или развития коррозии. Идеально гладкая металлическая поверхность надежно защищается от атмосферной коррозии тонким слоем смазки при относительной влажности воздуха выше критической и температуре, превышающей точку росы.
На практике идеально гладкие поверхности отсутст вуют. На поверхностях всегда имеются шероховатости, в которых происходят поверхностная адсорбция паров воды и их капиллярная конденсация. Сконденсированная влага при наличии растворенных в ней электролитов соз дает условия для начала и последующего развития кор розии. Атмосферная коррозия начинается при относи тельной влажности ниже 98% в сконденсированной в ка пиллярах (шероховатостях) воде, а не в мономолекуляр ной пленке влаги, обладающей высоким омическим сопро тивлением.
Можно определить минимальную толщину пленки влаги, при которой начинается атмосферная коррозия металла, по критической влажности. При этом допускают, что толщина пленки определяется при прочих равных ус ловиях некоторым минимально допустимым омическим сопротивлением. Рассчитано, что наименьшая толщина пленки влаги при коррозии железа равна 7,44 - Ю - 7 см. Экспериментальным путем установлено, что минимальная толщина пленки равна 25—30 молекулярным слоям.
Если же принять размер молекул воды равным 2,9 X X 10"8 см, то будет полное совпадение расчетных и экс периментальных данных. Проникновение паров воды через толщу смазки и через адсорбционный слой поверхностноактивных веществ будет затруднено тем, что диффунди рующим парам необходимо преодолеть силы взаимодей ствия между адсорбирующими молекулами и адсорбентом, вытеснить эти молекулы с поверхности металла и самим занять их место.
В том случае, если энергия адсорбции поверхностноактивных веществ, имеющихся в смазке, нанесенной на поверхность металла, превосходит энергию связи паров воды с той же адсорбирующей поверхностью, то самопроиз вольной диффузии через адсорбционный слой не будет, чем будет обеспечена надежная защита поверхности изделия от атмосферной коррозии.
55
Диффузия паров воды через адсорбционный слой за труднена, так как адсорбционные молекулы находятся под воздействием сил аттракции, давление достигает при этом нескольких тысяч атмосфер. Поэтому адсорбционный слой имеет повышенную плотность и более упорядоченную структуру, чем структура смазки из-за ориентации адсор бированных молекул на участках с более толстым слоем смазки, чем на участках с более тонким слоем. Это создает условия для возникновения токов дифференциальной аэрации.
Величину силы коррозионного тока /, обусловленного дифференциальной аэрацией, определяют по формуле
где R — газовая постоянная; Т—абсолютная |
темпера |
||
тура; |
п — валентность деполяризатора; F — число |
Фара- |
|
дея; |
Q — удельное сопротивление электролита; |
бн |
и бв — |
наружная и внутренняя толщина слоя смазки.
Скорость коррозии, обусловленная большой силой кор розионного тока, будет иметь значение только при большой разнице состояния поверхности металла. Скорость диффу зии паров воды, кислорода и других газов при этом умень шается, вследствие чего скорость процесса коррозии за медляется.
При различной концентрации кислорода на разных участках поверхности металла (железа) и наличии пленки электролита возникает электрический ток. Участок поверх ности с большей концентрацией кислорода является като дом. Сила тока и соответственно скорость коррозии металла больше в том случае, если разница в концентрации кисло рода выше. В условиях непродолжительного хранения изделий при небольшом различии толщины слоев смазки коррозию от дифференциальной аэрации не следует при нимать во внимание.
Гигроскопические смазки, способные поглощать значи тельное количество влаги, являются электролитом, повы шающим электропроводность защитного слоя.
При длительном хранении электролитом служат капли воды, сконденсировавшейся на поверхности слоя смазки, покрывающей поверхность изделия. Скорость коррозии в этом случае будет ограничена диффузией ионов корроди рующего металла сквозь слой смазки, в каплях воды будут накапливаться гидроокиси металла.
56
При*длительном хранении изделий смазки нанесен ные на металлическую поверхность изделий, окисляются под каталитическим воздействием металла. Как правило, окисленные смазки своей коррозионной агрессивности не увеличивают. Образующиеся при окислении свободные кислоты в обычных условиях хранения на складах в уме ренном климате коррозии металлов не вызывают. При этом изменяются лишь защитные свойства окисленных смазок из-за увеличения влаго- и воздухопроницаемости, а также изменения электропроводности слоя смазки.
В результате изложенного защитные смазки, нанесен ные тонким слоем, должны обладать наименьшей влаго- и воздухопроницаемостью, минимальной электропровод ностью и гигроскопичностью, плохой проницаемостью для ионов металла. Кроме того, они должны быть химически стойкими и не содержать компонентов, способных раство ряться в адсорбционной пленке влаги, повышающих элек тропроводность слоя; содержать компоненты, которые не адсорбируются на поверхности защищаемого металла с вы делением максимального количества тепла и ухудшают смачивание защищаемой поверхности водой.
Неингибированные консистентные защитные смазки (пушечная, технический вазелин, ПП-95/5 и др.) защищают металл от коррозии благодаря механической изоляции поверхности металла от контакта с влагой и кислородом воздуха. По мере диффузии влаги и кислорода через слой смазки на поверхности металла начинает развиваться кор розия. Защитная эффективность неингибированных сма зок определяется величиной их влаго- и газопроницае мости. Таким образом, для смазок, обладающих высокой влагопроницаемостью, защитная эффективность опреде ляется скоростью диффузии через смазку деполяризатора— кислорода, т. е. газопроницаемостью смазок.
Факторы, характеризующие проницаемость неингиби рованных смазок, различны для мыльных и углеводород ных смазок. Так, проницаемость углеводородных смазок определяется их набухаемостью с последующим проникно вением электролита и кислорода к поверхности металла по дефектам и микрокапиллярным каналам в слое смазки.
Процесс проницаемости мыльных смазок осложняется из-за взаимодействия слоя смазки со средой, с процессами гидролиза, диссоциации, гидратации, использования ми целла, вследствие чего происходит изменение свойств смазок, выражающееся в их набухании.
57
Если перед нанесением неингибированных смазок на ' поверхности металла имелась вода, то они от коррозии металл не защищают. Коррозия развивается под слоем смазки и лимитируется диффузией кислорода. Паро-, водо- и газопроницаемость консистентных смазок значи тельно больше, чем у пленочных покрытий на пластмассо вой основе. Это подтверждается следующими данными влагопроницаемости (мг/см2 ) консистентных смазок и тон копленочных покрытий за сутки при толщине пленки от 1—3 мм:
Технический |
вазелин |
0,8 |
|
Пушечная |
смазка |
0,6 |
|
ЦИАТИМ-221 |
• |
1,8 |
|
З И П |
|
|
0,25 |
Более низкая |
водо- и паропроницаемость |
неингибиро |
ванных пленочных покрытий позволяет увеличить гаран тийный срок хранения машиностроительной продукции. При нарушении слоя покрытия (сползание смазки с ме талла «шубкой» под воздействием высокой температуры, разрыв пленки, механическое удаление смазки с отдель ных участков, расконсервация и др.) неингибированные смазки и пленочные покрытия не защищают металлическую поверхность от коррозии.
При введении в консистентные смазки и пленочные покрытия маслорастворимых ингибиторов коррозии меха низм защитного действия качественно изменяется не только за счет модификации структуры (снижения паро-, газо- и влагопроницаемости), но и в результате активного физико-химического взаимодействия с поверхностным слоем металла.
Маслорастворимые ингибиторы коррозии, введенные в смазки и пленочные покрытия, увеличивают смачивае мость металла нефтепродуктами, образуя на металле ги дрофобные пленки. В отличие от остальных поверхностноактивных веществ и присадок, растворяющихся в маслах, •маслорастворимые ингибиторы коррозии снижают поверх ностное натяжение на границе раздела масла и воды, а также маслоадсорбционной пленки воды и металла, уве личивают краевой угол капли масла на воде и капли воды на масляной пленке. При этом происходит вытеснение ад сорбционной воды с поверхности металла, на котором об разуются не пропускающие воду и не десорбирующиеся водой пленки [82].
58
Введение маслорастворимых ингибиторов в консистент ные смазки и тонкопленочные покрытия приводит к тому, что решающими в определении защитной эффективности становятся поверхностные эффекты. Компоненты конси стентных смазок имеют ярко выраженную полярность, поэтому маслорастворимые ингибиторы и мыла можно рас сматривать как ингибиторы анодного действия.
Среднемолекулярные нефтяные сульфонаты, нитро ванные масла, нитрованный окисленный петролатум яв ляются ингибиторами анодного действия. Защита анода уменьшает силу тока, увеличивает омическое сопротивле ние и приводит к уменьшению или прекращению процесса коррозии.
Кислородсодержащие ингибиторы коррозии, какими и являются окисленный петролатум и жирные кислоты, обладают в той же концентрации более общим экранирую щим действием на анодных и катодных участках корроди рующего металла. При защите металла ингибированными консистентными смазками, если на металле электрохими ческая коррозия не развивается, полярность, ингибиторов может и не проявляться. В этом случае начало коррозии будет зависеть только от влаго- и паропроницаемости слоя смазки.
Таким образом, при защите металлов ингибиторами происходят следующие физико-химические процессы:
а) вытеснение с поверхности защищаемого металла адсорбционной воды;
б) образование хемосорбционных соединений с тормо жением-анодной или катодной составляющей коррозии; в) образование адсорбционных гидрофобных пленок,
не пропускающих воду и не разрушающихся от нее; г) образование структурированных коллоидных систем,
связанных с адсорбционной пленкой.
2. ПРИМЕНЯЕМЫЕ СМАЗКИ И МАСЛА
Смазочные материалы, применяемые для консервации изделий, предназначенных для длительного хранения, должны обладать высокой влагостойкостью, высокой адге зией к металлам, химической стабильностью, повышен ными защитными свойствами, устойчивостью к -обраста
нию |
грибковой |
плесенью. |
|
В |
качестве |
консервационных |
смазочных материалов |
ВНИИНП были |
рекомендованы |
углеводородные пластич- |
69
ные смазки (пушечная, ГШ К, ПП-95/5, ГОИ-54, ЦИАТИМ-205), жидкие (тонкослойные) К-15, ВНИИНП252, К-17, К-19 и НГ-203. В качестве антифрикционноконсервационных смазочных материалов — ЦИАТИМ-201, ЦИАТИМ-221, АМС-3 и др.
Для проверки пригодности консервационных смазоч ных материалов отечественного производства для долго временной защиты машиностроительного оборудования в условиях тропического климата в ВНИИЭлектромеханики были проведены испытания смазок в лабораторных
иестественных условиях.
Врезультате научно-исследовательских работ, прове денных ВНИИЭлектромеханики и ВНИИНП, получены данные, приведенные в табл. 11 [36].
После проведенных Московским институтом нефтехи мической и газовой промышленности им. Губкина И. М. (МИНХ и ГП) разработок новых защитных смазок и масел с введением ингибиторных присадок были опубликованы данные по срокам защиты от коррозии изделий, законсер вированных старыми и новыми углеводородными защит ными смазками (табл. 12) [68].
Лаборатория ВНИИНП и московский завод ВНИИНП разработали две группы ингибированных жидких кон
сервационных смазок марок: НГ на основе компо зиции сульфонатов и карбоксилосодержащих соединений
иК — на базе минеральных масел с шестью-семью
присадками |
для повышения их |
защитных свойств [68]. |
В табл. |
13 приведен состав |
жидких консервационных |
смазок, изготовляемых московским заводом ВНИИНП [52]. Жидкие консервационные смазки образуют на поверх ности консервируемых изделий тонкую прозрачную пленку, обеспечивающую защиту изделий от коррозии сроком до 5 лет. Кроме того, жидкие консервационные смазки при годны для консервации черных и цветных металлов, а также узлов из сочетаний этих металлов; смазки неток сичны и взрывобезопасны. Присадки, входящие в состав смазок К-17 и К-17н, служат для повышения защитных свойств смазки. Например, литиевое мыло окисленного петролатума способствует образованию структурного каркаса, повышающего прочность пленки смазки. Дифе ниламин повышает химическую стабильность смазки, так
как обладает антиокислительными свойствами [76]. Введение синтетического каучука вследствие хорошей
растворимости СК-45 в маслах улучшает вязкость смазки.
60