Файл: КМА набирает высоту сборник статей, очерков об освоении Курской магнитной аномалии..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 62

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Наш коллектив — лишь малая частичка советского народа. Но из таких трудовых коллективов складываются рудник, ком­ бинат — и, в конечном счете, наше огромное государство. И все мы, в каком бы крае, республике ни жили, где бы ни

работали:

в карьере, на заводе или в шахте, — все вместе,

в едином

строю идем к коммунизму, строим новую жизнь

в нашей замечательной стране, Союзе Советских Социалисти­ ческих Республик.

М. ПОЛЯНСКИЙ,

начальник буро-взрывного участка

 

 

ВСЕСОЮЗНАЯ

 

 

КОМСОМОЛЬСКАЯ...

 

 

МОЛОДЕЖЬ НА СТРОИТЕЛЬСТВЕ

 

 

ЛЕБЕДИНСКОГО ГОКа.

 

 

ЛЮДИ, ФАКТЫ. СОБЫТИЯ.

 

 

1. НУЛЕВОЙ ЦИКЛ

Г о д

1 9 6 7 - й .

При въезде в город Губкин, на развилке

дорог,

указатели:

Лебединский рудник, Лебединский ГОК.

Промплощадка горно-обогатительного комбината еще только на схемах и планах треста «КМ Арудстрой». Еще нет накатан­ ной дороги. До Губкина 5 километров. В степи несколько ва­ гончиков, с десяток крупных ящиков, в которых упакованы детали машин. Невдалеке отвалы вскрышного грунта, за ни­ ми — карьер Лебединского рудника. Там, в огромной чаше, экскаваторы черпают богатую руду. Запасы железистых квар­ цитов здесь еще не тронуты, они огромны. На их базе и ре­ шено построить Лебединский горно-обогатительный комби­ нат мощностью производства 15 млн. тонн концентрата — металлургического сырья — в год.

Над земляной дамбой — стрела экскаватора № 1. В ка­ бине, за рычагами, машинист Николай Капралов. Взяты пер­ вые ковши въездной траншеи, ведущей к карьеру. Отсюда и начинается стройка.

Из дневника Николая Капралова.

« О с е н ь . 1 9 67 г о д . ГОК прописан на губкинской зем ­ ле, имя получил — Лебединский. Мы — это начальник сме­ ны Саша Стрельников, мой помощник Миша Ушаков, рабочая отвала Нина Малай — приехали на это поле совсем недавно. Вокруг — пусто, не на чем остановить взгляда. Строителей еще мало. Узнал, что на строительстве надо взять 15 мил­ лионов кубометров грунта. Возьмем? Обязаны, хоть и будет трудно.

Д е к а б р ь . Кажется, что ГОК еще «не начался». Но толь­ ко кажется. Идет монтаж буровых станков. Морозы жмут во­ всю, стынут руки. Рядом обогревательная будка, но раскален­ ная докрасна печь «работала вхолостую» — все на площадке. Термометр показывает минус тридцать.

1 ф е в р а л я

1 9 6 8

г о д а .

Думается

о многом

и как-то

71 обо всем сразу.

На эти

думы

навел Коля

Старчук.

Он был


участником первой Всесоюзной ударной комсомольской стройки на КМ А — Лебединского рудника, нынче в нашем молодежном экипаже. Рассказывал, как шли к руде. Удар­ но. Будет ли и у нас так?»

** *

Несколько позже Николай Капралов узнал, как начиналось создание ГОКа. В ноябре 1962 года Лебединская геолого­ разведочная партия передала лаборатории обогащения НИИКМА первые керны железистых кварцитов. Их изучени­ ем занялась небольшая группа ученых под руководством за­ ведующего лабораторией кандидата технических наук Г. А.

Бехтле.

Старший

научный

сотрудник Н. М. Румянцева

до­

ложила о первых результатах исследования: из Лебединских

кварцитов можно получить концентраты с содержанием же­

леза не

менее 61

процента!

Исследования продолжались.

В августе 1964 года на обогатительной

фабрике № 1

ком­

бината

«КМ Аруда»

было произведено,

в опытном порядке,

обогащение Лебединских железистых кварцитов. Работами ру­

ководили главный инженер комбината А. И. Чураков и замес­ титель директора НИИКМА С. Ф . Борисов. Концентрат полу­ чили отличный: содержание железа в нем 61 процент! В 1965 году Комитет по черной металлургии предложил рас­ ширить границы опытов: можно ли для измельчения кварци­ тов применить бесшаровой метод? Выводы ученых снова бы­ ли подтверждены.

Составлен и утвержден проект строительства первого на КМ А горно-обогатительного комбината. Предприятие должно занять не менее двух тысяч гектаров. В него войдут: корпус крупного дробления (длина здания почти 100 метров, его под­ земная часть — 30 метров), склад концентратов, ряд подсоб­ ных объектов, рудный карьер.

Г о д 1 9 6 8 - й . Я н в а р ь . Из дневника Николая Капралова: «Я думаю так: когда человек работает, не видя конечной цели, он мельчает. Можно просто от смены к смене добросо­

вестно ворочать грунт ковшом экскаватора, думать о зара­

 

ботке... Я так не хочу. Попытался разобраться в том, что де­

 

лаем здесь мы. Оказалось, что КМ А это не только Курск и

 

Белгород, это еще Брянская, Воронежская, Харьковская, Сум ­

 

ская и другие соседние области. Это почти тысяча километ­

 

ров с юго-востока на северо-запад в длину и до 250 кило­

 

метров в ширину. Под нами 25 миллиардов богатых желез­

 

ных руд, а железистых кварцитов — не вычерпать и за сот­

 

ни лет. А стране нужно больше металла. Вот ради чего рабо­

72

таем!


Пока на вскрышном участке карьера будущ его комбина­ та работает только наш экскаватор. С нетерпением ждем по­ полнения. Сейчас снимаем надрудную толщу, а потом будем заниматься добычей».

Ф е в р а л ь . Утро. Строители отведены в укрытия. Девя­ того февраля над промплощадкой в 9.45 раздался первый взрыв. Когда осела взорванная земля, сквозь снежную пыль к объектам, к машинам двинулись рабочие. Машинист экс­ каватора Иван Спирюхов и его помощник Петр Логвинов взя­ ли первые ковши для котлована под фундамент материаль-- ного склада. С ними прораб Юрий Бородин. Доверие взять первый ковш — высокое.

Незадолго до этого областная комсомольская конферен­ ция постановила: взять шефство над новостройкой восьмой пятилетки. Объявлен призыв молодежи на строительство Ле­ бединского ГОКа.

М а р т . 15 марта 1968 года ЦК ВЛКСМ объявил Лебедин­ ский горно-обогатительный комбинат Всесоюзной ударной комсомольской стройкой.

Лучшие люди треста «КМАрудстрой» обратились к моло­ дежи Белгородской области: «Вас ждет комсомольская строй­ ка. Тысячи боевых интересных дел ждут вас! Кому по душе непокой, кто не боится трудностей первопроходцев, кто хо­ чет полной мерой испытать счастье первооткрывателей, иди­ те к нам, на Лебединский ГОК!»

Молодой горняцкий город еще более помолодел: в Губ­ кин со всех концов Советского Союза едут новоселы. Вмес­ те с семьей прибыл с Дальнего Востока Володя Горячук, Ана­ толий Павлов — из Новокузнецка, Рашид Шарифуллин — с Урала, Виктор Михалев сменил солдатскую гимнастерку на рабочую спецовку».

** *

Нелегки дороги дальние, трудны и те дороги, которые ве­ дут к промплощадке, где развернулись работы так называе­ мого нулевого цикла — рытье траншей под фундаменты, ук­ ладка бетона. Там ж дут стройматериалов, а самосвалы дви­ жутся нередко со скоростью полутора километров в час: сугробы, грязь, машины оседают по самые диферы . Злится пурга, а шоферы во сто крат злее. Нужна надежная дорога. На строительство дороги среди первых и был послан маши­ нист асфальтоукладчика комсомолец Василий Черняк. Шесть лет назад он явился в стройуправление «Трансводстрой». Стройный, в матросском бушлате. Предъявив военный билет, сказал механику:

Трюмный машинист Черняк.,.

Трюма у нас нет, а вот машина найдется. Дорогу стро­

ить будешь?

Где техника?

Вот она... стоит.

Черняк восстановил старый асфальтоукладчик и уложил первые метры асфальта новой трассы Стойло — Лебеди. Те­ перь ведет дорогу к промплощадке ГОКа.

Позади десятитонный мотокаток. Вдруг его мотор замолк. В чем дело? Василий передал свою машину помощнику. Сол­ датская традиция — взаимовыручка. Черняк помог водителю» мотокатка Леониду Переверзеву устранить неисправность — и снова дорога «пошла» вперед.

Василий Черняк — секретарь комсомольской организа­ ции — с каждым новоселом-строителем поговорил по душ ам . Услышал жалобу:

Ехали на ударную стройку, а нам поручили траншеи» копать.

А куда ведет траншея? На комбинат. Поучить, как ло­

пату держать?

Черняк умеет действовать не только лопатой: он знает электросварку, водил бульдозер, работал на мотокатках. Он там, где нужно: поможет советом, заменит выбывшего из строя товарища. На дороге, ведущей к промплощадке, уло­ жил асфальт на первых четырех километрах. Ширина трас­ сы — 11 метров. Ж алеет только об одном: медленно ползет его «черепаха»!

А п р е л ь . ...Почти круглые сутки не смолкает гул мото­ ров в карьере ГОКа. Экскаваторы черпают грунт, мощные са­ мосвалы увозят «пустую» породу. Начал действовать второй вскрышной участок, а на первом, рядом с машиной Николая Капралова, уж е еще два. Пополнение пришло. 20 апреля Кап­ ралов погрузил миллионный кубометр грунта. Перед машини­ стами задача: быстрее дойти до 117-го горизонта. 22 апреля

Николай Капралов доложил штабу стройки:

 

117-й горизонт взят!

 

Впереди новый рубеж. За смену Капралов выдает вместо

1800

кубометров

3500.

Свершается его надежда

и на но­

вое

пополнение:

на

стройку по комсомольским

путевкам

приехали 500 молодых

белгородцев. Ожидается

еще ты­

сяча.

 

 

 

 

20 апреля в клубе «Строитель» состоялся первый слет мо­ лодых строителей ГОКа. Встретились «новобранцы»-добро-

вольцы и ветераны КМ А. У молодых на спецовках комсомоль­

 

ские значки, у ветеранов — ордена и медали.

74

В обращении ветеранов слова:


— Не уроните чести комсомольской стройки, продолжай­ те наши лучшие традиции, создавайте свои, новые!

23 апреля в институте имени Л. Шевякова открылась на­ учно-производственная конференция: «Богатства КМ А — на служ бу народу». На конференцию собрались партийные и хо­ зяйственные руководители Белгородской и Курской областей, комсомольские работники, ученые, передовые строители, кориреспонденты центральных газет, телевидения и радиовещания. Все внимание выступающих сосредоточено на главном: как: выполняется завет В. И. Ленина об энергичном освоении. КМ А .

Первый секретарь Белгородского обкома КП СС Н. Ф . Ва­

сильев сказал:

— Мы

с большой благодарностью восприняли решение

Ц К ВЛКСМ

об объявлении Лебединского ГОКа Всесоюзной

ударной стройкой. У нас твердая уверенность в том , что юно­ ши и девушки страны примут горячее участие в сооружении гиганта КМ А.

И ю н ь . В Губкине снова гости: прибыли представители Всесоюзной ударной комсомольской стройки — Ново-Липец­ кого металлургического комбината.

Гостей встречали на окраине города. У развилки дорог состоялся летучий митинг, а вечером в клубе секретарь Ли­ пецкого горкома комсомола Владимир Сосновский передал губкинцам зажженный факел комсомольской эстафеты удар­ ных строек страны.

А в г у с т . Работы

по комплексу «нулевого цикла»

в разга­

ре, а положение со

строительными материалами

нелегкое,

поступают они неритмично. Приходится «штурмовать».

На объект — склад оборудования — бетон поступил толь­ ко после обеденного перерыва. Быстрее принять, быстро улож ить! На бетонирование направлены все работники уча­ стка. Его начальник Юрий Колосовский тут же с лопатой. Девчата протестуют:

Справимся, мы не маленькие!

Разве лишняя пара рук вам помешает?

Юрий Колосовский из Братска. Когда ГЭС на Енисее пусти­ ли, он переехал вместе с друзьями в Лебеди. У Колосовского образовалась как бы штаб-квартира бывших строителей Братской. Сначала «братские» хотели работать вместе, но Ко­ лосовский воспротивился:

— Наш опыт нужен всем. Пойдем в разные бригады: мо­ лодеж ь надо учить.

О к т я б р ь . В Губкине идет Всесоюзное комсомольское собрание. В нем участвуют и строители ГОКа. Комсомольский ш таб стройки докладывает: за девять месяцев взято 2 м л н ,... 76


161 тыс. кубометров грунта из карьера ГОКа. Николай Кап­

ралов стал первым «миллионером» среди

экскаваторщиков

комбината.

строителей комби­

Г о д 1 9 6 9 - й . Я н в а р ь . В коллективах

ната все шире развертывается социалистическое соревнова­ ние в честь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина. Особен­ но высок подъем среди молодых рабочих, впервые участ­ вующих в стройке всесоюзного значения. Здесь многие из них начали свой трудовой путь. С теми первыми навыками работы, которые приобрели на стройке, вперед идти трудно. Более ста молодых рабочих Лебединского строительного уп­ равления закончили курсы повышения квалификации.

М а р т .

1 6 - е . Закончен монтаж первой «ласточки» в карь­

ере ГОКа.

«Ласточка» выглядит

довольно-таки внушительно:

вес — 210 тонн, емкость ковша

— 5 кубометров, длина стре­

л ы — 45 метров. Издали она и впрямь напоминает гигантскую птицу, готовящуюся в полет. Внутри шагающий экскаватор представляет собой чуть ли не цех современного завода. Ма­ шинист его, Николай Трофимович Старчук, управляет этим за­ водом легко и сноровисто. Вот он плавно нажимает на один рычаг, на второй, и пятикубовый ковш, качнувшись на лебед­ ке, ползет вниз. Могучий «БелАЗ» вздрагивает, принимая в широкий кузов очередную порцию породы, уходит по красно­ ватой спирали дороги. Три ковша, и Старчук уже принимает следующую машину.

Разных людей собрала стройка. Разных по опыту, по воз­ расту, по профессии. Но, сколько бы ни приходилось встре­ чаться с этими разными людьми, сколько ни приходилось го­ ворить с ними, всегда возникала одна мысль: в главном эти люди очень похожие. Для первооткрывателей, для тех, кто идет первым к большой цели, всегда характерна одержи­ мость. Однажды полюбив встречный ветер, они уже никогда не согласятся ходить так, чтобы он дул им в спину.

...Старчуку побольше тридцати. Не так уж и много. А его на первом вскрышном участке ветераном величают. Сначала сердился, потом перестал. Хоть и напоминает это слово о старости, зато ответственность накладывает.

Лет шестнадцать назад отец помог ему взять первый ковш грунта. Этот ковш был поднят на трассе Волго-Донско­ го канала. Сейчас Ф едор Федотович Старчук работает по со­ седству с сыном — на Лебединском руднике. А до этого бы­ ли — Маныч, Онегострой у Кандалакши.

Ав карьере идет монтаж гигантского экскаватора с емко­ стью ковша в 10 кубометров.

Ап р е л ь . В семь утра рабочие и служащие треста «КМАрудстрой» собрались на митинг у промплощадки ГОКа. Речи