Файл: КМА набирает высоту сборник статей, очерков об освоении Курской магнитной аномалии..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 62
Скачиваний: 0
Наш коллектив — лишь малая частичка советского народа. Но из таких трудовых коллективов складываются рудник, ком бинат — и, в конечном счете, наше огромное государство. И все мы, в каком бы крае, республике ни жили, где бы ни
работали: |
в карьере, на заводе или в шахте, — все вместе, |
в едином |
строю идем к коммунизму, строим новую жизнь |
в нашей замечательной стране, Союзе Советских Социалисти ческих Республик.
М. ПОЛЯНСКИЙ,
начальник буро-взрывного участка
|
|
ВСЕСОЮЗНАЯ |
|
|
КОМСОМОЛЬСКАЯ... |
|
|
МОЛОДЕЖЬ НА СТРОИТЕЛЬСТВЕ |
|
|
ЛЕБЕДИНСКОГО ГОКа. |
|
|
ЛЮДИ, ФАКТЫ. СОБЫТИЯ. |
|
|
1. НУЛЕВОЙ ЦИКЛ |
Г о д |
1 9 6 7 - й . |
При въезде в город Губкин, на развилке |
дорог, |
указатели: |
Лебединский рудник, Лебединский ГОК. |
Промплощадка горно-обогатительного комбината еще только на схемах и планах треста «КМ Арудстрой». Еще нет накатан ной дороги. До Губкина 5 километров. В степи несколько ва гончиков, с десяток крупных ящиков, в которых упакованы детали машин. Невдалеке отвалы вскрышного грунта, за ни ми — карьер Лебединского рудника. Там, в огромной чаше, экскаваторы черпают богатую руду. Запасы железистых квар цитов здесь еще не тронуты, они огромны. На их базе и ре шено построить Лебединский горно-обогатительный комби нат мощностью производства 15 млн. тонн концентрата — металлургического сырья — в год.
Над земляной дамбой — стрела экскаватора № 1. В ка бине, за рычагами, машинист Николай Капралов. Взяты пер вые ковши въездной траншеи, ведущей к карьеру. Отсюда и начинается стройка.
Из дневника Николая Капралова.
« О с е н ь . 1 9 67 г о д . ГОК прописан на губкинской зем ле, имя получил — Лебединский. Мы — это начальник сме ны Саша Стрельников, мой помощник Миша Ушаков, рабочая отвала Нина Малай — приехали на это поле совсем недавно. Вокруг — пусто, не на чем остановить взгляда. Строителей еще мало. Узнал, что на строительстве надо взять 15 мил лионов кубометров грунта. Возьмем? Обязаны, хоть и будет трудно.
Д е к а б р ь . Кажется, что ГОК еще «не начался». Но толь ко кажется. Идет монтаж буровых станков. Морозы жмут во всю, стынут руки. Рядом обогревательная будка, но раскален ная докрасна печь «работала вхолостую» — все на площадке. Термометр показывает минус тридцать.
1 ф е в р а л я |
1 9 6 8 |
г о д а . |
Думается |
о многом |
и как-то |
71 обо всем сразу. |
На эти |
думы |
навел Коля |
Старчук. |
Он был |
участником первой Всесоюзной ударной комсомольской стройки на КМ А — Лебединского рудника, нынче в нашем молодежном экипаже. Рассказывал, как шли к руде. Удар но. Будет ли и у нас так?»
** *
Несколько позже Николай Капралов узнал, как начиналось создание ГОКа. В ноябре 1962 года Лебединская геолого разведочная партия передала лаборатории обогащения НИИКМА первые керны железистых кварцитов. Их изучени ем занялась небольшая группа ученых под руководством за ведующего лабораторией кандидата технических наук Г. А.
Бехтле. |
Старший |
научный |
сотрудник Н. М. Румянцева |
до |
|
ложила о первых результатах исследования: из Лебединских |
|||||
кварцитов можно получить концентраты с содержанием же |
|||||
леза не |
менее 61 |
процента! |
Исследования продолжались. |
||
В августе 1964 года на обогатительной |
фабрике № 1 |
ком |
|||
бината |
«КМ Аруда» |
было произведено, |
в опытном порядке, |
||
обогащение Лебединских железистых кварцитов. Работами ру |
ководили главный инженер комбината А. И. Чураков и замес титель директора НИИКМА С. Ф . Борисов. Концентрат полу чили отличный: содержание железа в нем 61 процент! В 1965 году Комитет по черной металлургии предложил рас ширить границы опытов: можно ли для измельчения кварци тов применить бесшаровой метод? Выводы ученых снова бы ли подтверждены.
Составлен и утвержден проект строительства первого на КМ А горно-обогатительного комбината. Предприятие должно занять не менее двух тысяч гектаров. В него войдут: корпус крупного дробления (длина здания почти 100 метров, его под земная часть — 30 метров), склад концентратов, ряд подсоб ных объектов, рудный карьер.
Г о д 1 9 6 8 - й . Я н в а р ь . Из дневника Николая Капралова: «Я думаю так: когда человек работает, не видя конечной цели, он мельчает. Можно просто от смены к смене добросо
вестно ворочать грунт ковшом экскаватора, думать о зара |
|
ботке... Я так не хочу. Попытался разобраться в том, что де |
|
лаем здесь мы. Оказалось, что КМ А это не только Курск и |
|
Белгород, это еще Брянская, Воронежская, Харьковская, Сум |
|
ская и другие соседние области. Это почти тысяча километ |
|
ров с юго-востока на северо-запад в длину и до 250 кило |
|
метров в ширину. Под нами 25 миллиардов богатых желез |
|
ных руд, а железистых кварцитов — не вычерпать и за сот |
|
ни лет. А стране нужно больше металла. Вот ради чего рабо |
72 |
таем! |
Пока на вскрышном участке карьера будущ его комбина та работает только наш экскаватор. С нетерпением ждем по полнения. Сейчас снимаем надрудную толщу, а потом будем заниматься добычей».
Ф е в р а л ь . Утро. Строители отведены в укрытия. Девя того февраля над промплощадкой в 9.45 раздался первый взрыв. Когда осела взорванная земля, сквозь снежную пыль к объектам, к машинам двинулись рабочие. Машинист экс каватора Иван Спирюхов и его помощник Петр Логвинов взя ли первые ковши для котлована под фундамент материаль-- ного склада. С ними прораб Юрий Бородин. Доверие взять первый ковш — высокое.
Незадолго до этого областная комсомольская конферен ция постановила: взять шефство над новостройкой восьмой пятилетки. Объявлен призыв молодежи на строительство Ле бединского ГОКа.
М а р т . 15 марта 1968 года ЦК ВЛКСМ объявил Лебедин ский горно-обогатительный комбинат Всесоюзной ударной комсомольской стройкой.
Лучшие люди треста «КМАрудстрой» обратились к моло дежи Белгородской области: «Вас ждет комсомольская строй ка. Тысячи боевых интересных дел ждут вас! Кому по душе непокой, кто не боится трудностей первопроходцев, кто хо чет полной мерой испытать счастье первооткрывателей, иди те к нам, на Лебединский ГОК!»
Молодой горняцкий город еще более помолодел: в Губ кин со всех концов Советского Союза едут новоселы. Вмес те с семьей прибыл с Дальнего Востока Володя Горячук, Ана толий Павлов — из Новокузнецка, Рашид Шарифуллин — с Урала, Виктор Михалев сменил солдатскую гимнастерку на рабочую спецовку».
** *
Нелегки дороги дальние, трудны и те дороги, которые ве дут к промплощадке, где развернулись работы так называе мого нулевого цикла — рытье траншей под фундаменты, ук ладка бетона. Там ж дут стройматериалов, а самосвалы дви жутся нередко со скоростью полутора километров в час: сугробы, грязь, машины оседают по самые диферы . Злится пурга, а шоферы во сто крат злее. Нужна надежная дорога. На строительство дороги среди первых и был послан маши нист асфальтоукладчика комсомолец Василий Черняк. Шесть лет назад он явился в стройуправление «Трансводстрой». Стройный, в матросском бушлате. Предъявив военный билет, сказал механику:
—Трюмный машинист Черняк.,.
—Трюма у нас нет, а вот машина найдется. Дорогу стро
ить будешь?
—Где техника?
—Вот она... стоит.
Черняк восстановил старый асфальтоукладчик и уложил первые метры асфальта новой трассы Стойло — Лебеди. Те перь ведет дорогу к промплощадке ГОКа.
Позади десятитонный мотокаток. Вдруг его мотор замолк. В чем дело? Василий передал свою машину помощнику. Сол датская традиция — взаимовыручка. Черняк помог водителю» мотокатка Леониду Переверзеву устранить неисправность — и снова дорога «пошла» вперед.
Василий Черняк — секретарь комсомольской организа ции — с каждым новоселом-строителем поговорил по душ ам . Услышал жалобу:
—Ехали на ударную стройку, а нам поручили траншеи» копать.
—А куда ведет траншея? На комбинат. Поучить, как ло
пату держать?
Черняк умеет действовать не только лопатой: он знает электросварку, водил бульдозер, работал на мотокатках. Он там, где нужно: поможет советом, заменит выбывшего из строя товарища. На дороге, ведущей к промплощадке, уло жил асфальт на первых четырех километрах. Ширина трас сы — 11 метров. Ж алеет только об одном: медленно ползет его «черепаха»!
А п р е л ь . ...Почти круглые сутки не смолкает гул мото ров в карьере ГОКа. Экскаваторы черпают грунт, мощные са мосвалы увозят «пустую» породу. Начал действовать второй вскрышной участок, а на первом, рядом с машиной Николая Капралова, уж е еще два. Пополнение пришло. 20 апреля Кап ралов погрузил миллионный кубометр грунта. Перед машини стами задача: быстрее дойти до 117-го горизонта. 22 апреля
Николай Капралов доложил штабу стройки: |
|
|||
— |
117-й горизонт взят! |
|
||
Впереди новый рубеж. За смену Капралов выдает вместо |
||||
1800 |
кубометров |
3500. |
Свершается его надежда |
и на но |
вое |
пополнение: |
на |
стройку по комсомольским |
путевкам |
приехали 500 молодых |
белгородцев. Ожидается |
еще ты |
||
сяча. |
|
|
|
|
20 апреля в клубе «Строитель» состоялся первый слет мо лодых строителей ГОКа. Встретились «новобранцы»-добро-
вольцы и ветераны КМ А. У молодых на спецовках комсомоль |
|
ские значки, у ветеранов — ордена и медали. |
74 |
В обращении ветеранов слова: |
— Не уроните чести комсомольской стройки, продолжай те наши лучшие традиции, создавайте свои, новые!
23 апреля в институте имени Л. Шевякова открылась на учно-производственная конференция: «Богатства КМ А — на служ бу народу». На конференцию собрались партийные и хо зяйственные руководители Белгородской и Курской областей, комсомольские работники, ученые, передовые строители, кориреспонденты центральных газет, телевидения и радиовещания. Все внимание выступающих сосредоточено на главном: как: выполняется завет В. И. Ленина об энергичном освоении. КМ А .
Первый секретарь Белгородского обкома КП СС Н. Ф . Ва
сильев сказал: |
|
— Мы |
с большой благодарностью восприняли решение |
Ц К ВЛКСМ |
об объявлении Лебединского ГОКа Всесоюзной |
ударной стройкой. У нас твердая уверенность в том , что юно ши и девушки страны примут горячее участие в сооружении гиганта КМ А.
И ю н ь . В Губкине снова гости: прибыли представители Всесоюзной ударной комсомольской стройки — Ново-Липец кого металлургического комбината.
Гостей встречали на окраине города. У развилки дорог состоялся летучий митинг, а вечером в клубе секретарь Ли пецкого горкома комсомола Владимир Сосновский передал губкинцам зажженный факел комсомольской эстафеты удар ных строек страны.
А в г у с т . Работы |
по комплексу «нулевого цикла» |
в разга |
ре, а положение со |
строительными материалами |
нелегкое, |
поступают они неритмично. Приходится «штурмовать».
На объект — склад оборудования — бетон поступил толь ко после обеденного перерыва. Быстрее принять, быстро улож ить! На бетонирование направлены все работники уча стка. Его начальник Юрий Колосовский тут же с лопатой. Девчата протестуют:
—Справимся, мы не маленькие!
—Разве лишняя пара рук вам помешает?
Юрий Колосовский из Братска. Когда ГЭС на Енисее пусти ли, он переехал вместе с друзьями в Лебеди. У Колосовского образовалась как бы штаб-квартира бывших строителей Братской. Сначала «братские» хотели работать вместе, но Ко лосовский воспротивился:
— Наш опыт нужен всем. Пойдем в разные бригады: мо лодеж ь надо учить.
О к т я б р ь . В Губкине идет Всесоюзное комсомольское собрание. В нем участвуют и строители ГОКа. Комсомольский ш таб стройки докладывает: за девять месяцев взято 2 м л н ,... 76
161 тыс. кубометров грунта из карьера ГОКа. Николай Кап
ралов стал первым «миллионером» среди |
экскаваторщиков |
комбината. |
строителей комби |
Г о д 1 9 6 9 - й . Я н в а р ь . В коллективах |
ната все шире развертывается социалистическое соревнова ние в честь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина. Особен но высок подъем среди молодых рабочих, впервые участ вующих в стройке всесоюзного значения. Здесь многие из них начали свой трудовой путь. С теми первыми навыками работы, которые приобрели на стройке, вперед идти трудно. Более ста молодых рабочих Лебединского строительного уп равления закончили курсы повышения квалификации.
М а р т . |
1 6 - е . Закончен монтаж первой «ласточки» в карь |
|
ере ГОКа. |
«Ласточка» выглядит |
довольно-таки внушительно: |
вес — 210 тонн, емкость ковша |
— 5 кубометров, длина стре |
л ы — 45 метров. Издали она и впрямь напоминает гигантскую птицу, готовящуюся в полет. Внутри шагающий экскаватор представляет собой чуть ли не цех современного завода. Ма шинист его, Николай Трофимович Старчук, управляет этим за водом легко и сноровисто. Вот он плавно нажимает на один рычаг, на второй, и пятикубовый ковш, качнувшись на лебед ке, ползет вниз. Могучий «БелАЗ» вздрагивает, принимая в широкий кузов очередную порцию породы, уходит по красно ватой спирали дороги. Три ковша, и Старчук уже принимает следующую машину.
Разных людей собрала стройка. Разных по опыту, по воз расту, по профессии. Но, сколько бы ни приходилось встре чаться с этими разными людьми, сколько ни приходилось го ворить с ними, всегда возникала одна мысль: в главном эти люди очень похожие. Для первооткрывателей, для тех, кто идет первым к большой цели, всегда характерна одержи мость. Однажды полюбив встречный ветер, они уже никогда не согласятся ходить так, чтобы он дул им в спину.
...Старчуку побольше тридцати. Не так уж и много. А его на первом вскрышном участке ветераном величают. Сначала сердился, потом перестал. Хоть и напоминает это слово о старости, зато ответственность накладывает.
Лет шестнадцать назад отец помог ему взять первый ковш грунта. Этот ковш был поднят на трассе Волго-Донско го канала. Сейчас Ф едор Федотович Старчук работает по со седству с сыном — на Лебединском руднике. А до этого бы ли — Маныч, Онегострой у Кандалакши.
Ав карьере идет монтаж гигантского экскаватора с емко стью ковша в 10 кубометров.
Ап р е л ь . В семь утра рабочие и служащие треста «КМАрудстрой» собрались на митинг у промплощадки ГОКа. Речи