Файл: КМА набирает высоту сборник статей, очерков об освоении Курской магнитной аномалии..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 58

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВЗРЫВ

От комбината взрывнику положены брезентовые рукавицы, складной нож, спецовка и карманные часы — все вещи по­

лезные, нужные. Рукавицы, правда,

быстро

теряю тся:

затк­

нешь за пояс, глядишь, через два

часа их

нет, ровно

сдуло

ветром. Ж аль, конечно, брезент бережет руки. Но работа у взрывника точная, ручная: пальцами вяжешь шнуры, уклады­ ваешь запалы, детонаторы —; дело тонкое, выполнять его на­ до тщательно, аккуратно, рукавицы — только помеха.

А карманные часы с вечера висят на ремешке над кро­ ватью. Утром детишки, их у нас в семье трое, да все малые, завозились в кроватках, жена моя, Нина Матвеевна, встала к ним, и я глянул на часы: половина шестого, пора вставать — скоро первый автобус отправится в город.

Сегодня суббота, почти весь рабочий класс отдыхает: кто проведет день с детишками, кто сядет за учебники, кто по­ едет на рыбалку или отправится в гости. Считай, чуть не одни взрывники по всей стране работают. Ну, еще столовые, ма­ газины, транспорт — в общем, как говорится, сфера обслу­ живания. Так ведь и мы тоже «сфера обслуживания»: гото­ вим фронт работ строителям дорог и туннелей, добытчикам руды, геологам.

Очень важно

человеку

видеть себя среди других, знать,

что не один ты

мозолишь

руки ради большого дела и что

где-то взрывник

— туркмен, узбек или

русский —

помнит о

тебе, взрывнике-мордвине

на Курской

магнитной

аномалии,

хоть и неизвестна ему твоя фамилия, твое имя.

Легче работать, когда чувствуешь — братья по духу, по делу, по профессии есть в каждом уголке нашей необъятной страны. Это ведь и есть чувство семьи единой.

А уж насчет товарищей моих по участку скажу коротко и просто: очень мне с ними хорошо работается, и не могу по­ думать даже, что кто-то из них захочет расстаться с нашим коллективом, уехать в другие места, хотя большинство из нас не родилось тут и детство, молодость прошли в иных краях, 60


Но случилось так, что оказались мы вместе, люди разных на­ циональностей, и нам вместе хорошо, и работа идет хорошо, и чувствуем мы все себя тут, как в родном краю, и, видимо, нечего от добра искать добра. Я, например, хотел бы со сво­ ими товарищами доработать до пенсии, ну и после пенсион­ ной черты тоже нет смысла уезжать из Железногорска, от друзей, от всего того, что стало дорогим и близким.

Но я отвлекся от своего рассказа об одном дне взрыв­ ника.

Жена подогрела суп, картошка с мясом не остыла еще в теплой печи с вечера. Поесть перед работой надо основа­ тельно, чтобы не спешить потом домой из карьера. Ремесло наше неспешное, оно приучает все делать добротно, словно рубишь избу, которой стоять целый век. А ведь взрыв — де ­ ло секундное. Если вдуматься, может быть, оно самое корот­ кое из всех, какие происходят на нашем комбинате при до­ быче руды. Зачерпнуть экскаватором — и то дольше... Но взрыв должен быть сработан на совесть!

Живу я в родной деревеньке жены Трубичино, в шести километрах от Железногорска. Через полчаса автобус въез­ жает в город, подкатывает к автостанции. Здесь уже стоят Адам Иванович Мойсюк, белорус, он невысокого роста, кря­ жистый, и Владимир Григорьевич Умнов, высокий, плотный, он русский — оба они взрывники первой руки, и у них восьмой разряд, на один старше моего.

Появился и наш голубенький автобус, выскочил из-за по­ ворота с Октябрьской улицы. В нем уже сидят Иван Ивано­ вич Кашин, руководитель взрывных работ, и другие взрыв­ ники. Нам хорошо, у нас свой автобус — тоже положен от рудника, как и карманные часы. Толчеи никакой — всего нас одиннадцать работников.

С вечера доставили мы взрывчатку на объект, выставили сторожей, оградили зону флажками. Теперь у нас все подго­ товлено, все на месте. Взрывчатку возим в карьер на спе­ циально оборудованных «КрАЗах»: с особыми бортами, с искрогасителями на трубах глушителей, с огнетушителями на кабинах и флажками. По улицам гоним — нам все машины дорогу уступают: везем со складов взрывчатку.

Мы всегда вроде

как на войне: опасность тут, под ногой,

в груженой машине.

Незнакомому с нашим делом даже само

слово кажется страшным — взрывчатка. А посмотришь — обыкновенные мешки, вроде с цементом. На них надпись: «Не грузить с детонаторами!» С взрывчаткой надо обращать­ ся умеючи.

Для знающего ремесло и добросовестного человека от взрывчатки нечего ждать опасности. А незнайке да торопыге


в нашем деле страшновато. Рядом с таким никто и трудиться не захочет...

Сначала — на рудник, переодеться в спецовку и бегом к автобусу: что зря терять время?

Взрыв согласовали с горным диспетчером на одиннадцать часов утра, а дел еще невпроворот. И то ли от утреннего хо­ лодка, то ли от предстоящего события немного знобит.

Не торопись, взрывник, как говорится, не гони картину — ты не киномеханик, у тебя своя трудность в профессии: все должно быть сработано точно и аккуратно, на честную рабо­ чую совесть. Однако что это я все про свою специальность? Взрывник да взрывник... Разве токарю или слесарю, машини­ сту экскаватора или бурового станка меньше нужна добросо­ вестность в работе? Если вдуматься, это ведь самое главное качество рабочего любой профессии! Мастерство у людей разное, у одного — седьмой разряд, как у меня, у друго­ го — пятый или восьмой. Зависит от опыта, от способностей. Но у всех нас есть важнейший долг — трудиться в полную силу, быть в работе добросовестным. Каждый советский ра­ бочий, кем бы он ни был по профессии, где бы он ни тру­ дился, к какой бы национальности ни принадлежал, — все мы должны выполнять это свято. В этом наш гражданский долг. Ну, а теперь по порядку, как мы делаем взрыв.

Сначала в скважину опускают тротиловую шашку с при­ крепленными к ней двумя — для надежности! — детонирую­ щими шнурами. Шнур этот мягкий, тонкий, в оплетке, сквозь которую продернута красная ниточка. Сердцевина детони­ рующего шнура состоит из взрывчатки. По шнуру и передает­ ся детонация к тротиловой шашке, та взрывается, а уж от нее занимается весь заряд.

У нас есть специальные машины — в их бункеры засыпа­ ем мы взрывчатку, машина подъезжает к пробуренной в по­ роде скважине, накрывает ее горловиной и начинает заря­ жать. Наше дело — подавать мешки с взрывчаткой да разре­ зать их над бункером складным ножом, что болтается под кистью правой руки на веревочке, словно на браслете. Под­ нял мешок с взрывчаткой за уголок, чиркнул ножом по боку мешка — и посыпалась взрывчатка в бункер: желтые тонкие пластиночки — тротил, а белая крупка, похожая на пшено, каким кур кормят, — гранулы аммиачной селитры.

Скважины бурят рядами

и во

время бурения

все

время

берут пробы породы. Взрывникам

известна точная

карти­

на: где лежит кварцит, где руда.

Заряд засыпаем по специ­

альному

плану,

он в планшетке

у руководителя

взрывных

работ.

 

 

 

 

стенка, где 62

Взрыв

всегда

направлен

туда,

где послабее


ему меньше сопротивление. Значит, сначала надо рвануть пер­ вый рядок скважин, он ближе к прошлой выработке. Взрыв устремится в эту сторону, и горная масса ляжет набок. Сле­ дом за первым рядом надо взорвать второй, чтобы он тоже лег в забой, а не кинулся вверх. Потом третий ряд, четвер­ тый — сколько требуется по проекту взрыва.

Аккуратно ставим между рядами скважин специальные пиротехнические реле, они замедляют детонацию на тридцать пять миллисекунд — достаточно! За это неощутимое для че­ ловека время первый ряд взорвется и ослабит стенку сле­ дующего. А там еще одно реле. Ряд рвется за рядом, вверх летят лишь камни с поверхности, а руда и кварцит остаются внизу, в отвале.

А пока что мы не столько взрывники, сколько грузчики: мешок на плечо и бегом! Заряжаем скважины да вниматель­ но следим, чтобы не сорвало детонирующие шнуры. Иван Иванович командует, в какую скважину и сколько засыпать мешков с взрывчаткой. Бывает, в одну скважину засыпаем пятнадцать мешков. Значит, там кварцит, крепчайшая порода карьера

Но вот кончается зарядка, пришла пора делать забойку: на взрывчатое вещество кидаем лопатами шлам, оставшийся после бурения, или синьку — РУДУ, которую специально при­ возим на автомашинах. Руда тяжелая, она крепко забивает, запечатывает скважину.

После забойки начинается самый ответственный момент: закладка магистрали, опоясывающей все скважины детони­ рующим шнуром.

Впрочем, почему именно этот момент считают самым от­ ветственным? Для взрывника всякая работа самая ответст­ венная, надо все время быть начеку. Ошибся при засыпке взрывчатки или забойке скважины, согнул детонирующий шнур под острым углом, перебил шнур камнем — не пройдет взрывной сигнал к тротиловой шашке. Скважина останется невзорванной. Нарушится вся механика взрыва, горная масса не полностью взлетит на воздух и меньше ее отобьется от целика, в забое останется «шишка» — невзорванный выступ породы, его уже не взять экскаватором.

Все это верно, но особенно внимательным надо быть, ког­ да прокладываешь магистраль. Она растягивается на сотни метров: одновременно с главным взрывом Мы сегодня бу­ дем крошить глыбы кварцита и куски руды — негабариты, что накопились в забоях и мешают экскаваторщикам, Загодя бу­ рильщики перфораторами просверлили в них шпуры, мы за­ кладываем туда'патроны с взрывчаткой, соединяем эти ма-

63 ленькие скважины с общей магистралью. Детонационный


шнур с красной нитью в оплетке теперь уходит вдаль, раз­ ветвляясь в стороны, переходя от выработки к выработке, от

забоя к забою.

Пока мы вяжем эту сеть, заполняем скважины взрывчат­ кой, вокруг нас кипит работа: тракторы и самосвалы растас­ кивают в разные стороны, подальше от зоны взрыва, столбы электропередач. В карьере все временное, ничего нет капи­ тального. Сегодняшние дороги могут завтра превратиться в забой. Линии электропередач, трубы — все переезжает с места на место. Каждая опора укрепляется на железных сан­ ках, трактор цепляет их тросом и волочит в сторону, столбы раскачиваются, грозя упасть, но все же каким-то чудом доез­ жают до безопасной зоны. После взрыва электрики снова рас­ ставят их вдоль дорог, по местам забоев, поднимутся, цеп­ ляясь железными когтями, до верха и протянут провода, что­ бы выработка руды не прекращалась в карьере ни днем, ни ночью.

Завоет сирена предупредительной тревоги, и все электри­ ки и трактористы быстро укатят из карьера. Карьер в будни шумит, гудит от самосвалов, экскаваторов и буровых станков. А тут наступит тишина, все смолкнет, будет слышно даже, как где-то посвистывают птицы...

Закладываем последние метры магистрали. Адам Ивано­ вич Мойсюк прикрепляет бикфордов шнур к концам магистра­ ли. Бикфордов шнур горит со скоростью один сантиметр в се­ кунду. Считайте: пять метров сгорят за восемь минут и двад­ цать секунд.

Ну, вот, теперь все готово. Сейчас свяжемся по рации с горным диспетчером, пусть дает сигнал боевой тревоги. Те­ перь уж точно никого в карьере не осталось!

Мы забрались в свой голубой автобус, у бикфордова шну­ ра один Адам Иванович.

Все на месте? — спрашивает Кашин.

Все, все! — отвечаем, а сами пересчитываем глазами друг друга: не остался ли кто, случаем, в забое?

Давай, Адам Иванович! — кричит Кашин. Автобус уже

трясется, мотор заведен.

Мойсюк чиркает спичкой и подносит ее к бикфордову шну­

ру. Мне из окна видно,

как маленький

огонек

перескакива­

ет со спички на темный,

пропитанный

смолой

бикфордов

шнур. Адам Иванович бросает шнур на землю , бежит к ав­ тобусу, вскакивает в него на ходу и лихо захлопывает за со­ бой дверку.

Мы вылетаем на бугор, за восемь минут можно укатив далеко. Въезжаем в безопасную зону (700 метров от взры­ ва), вываливаемся из автобуса и смотрим туда, в карьер, за64