Файл: КМА набирает высоту сборник статей, очерков об освоении Курской магнитной аномалии..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 58
Скачиваний: 0
ВЗРЫВ
От комбината взрывнику положены брезентовые рукавицы, складной нож, спецовка и карманные часы — все вещи по
лезные, нужные. Рукавицы, правда, |
быстро |
теряю тся: |
затк |
нешь за пояс, глядишь, через два |
часа их |
нет, ровно |
сдуло |
ветром. Ж аль, конечно, брезент бережет руки. Но работа у взрывника точная, ручная: пальцами вяжешь шнуры, уклады ваешь запалы, детонаторы —; дело тонкое, выполнять его на до тщательно, аккуратно, рукавицы — только помеха.
А карманные часы с вечера висят на ремешке над кро ватью. Утром детишки, их у нас в семье трое, да все малые, завозились в кроватках, жена моя, Нина Матвеевна, встала к ним, и я глянул на часы: половина шестого, пора вставать — скоро первый автобус отправится в город.
Сегодня суббота, почти весь рабочий класс отдыхает: кто проведет день с детишками, кто сядет за учебники, кто по едет на рыбалку или отправится в гости. Считай, чуть не одни взрывники по всей стране работают. Ну, еще столовые, ма газины, транспорт — в общем, как говорится, сфера обслу живания. Так ведь и мы тоже «сфера обслуживания»: гото вим фронт работ строителям дорог и туннелей, добытчикам руды, геологам.
Очень важно |
человеку |
видеть себя среди других, знать, |
||
что не один ты |
мозолишь |
руки ради большого дела и что |
||
где-то взрывник |
— туркмен, узбек или |
русский — |
помнит о |
|
тебе, взрывнике-мордвине |
на Курской |
магнитной |
аномалии, |
хоть и неизвестна ему твоя фамилия, твое имя.
Легче работать, когда чувствуешь — братья по духу, по делу, по профессии есть в каждом уголке нашей необъятной страны. Это ведь и есть чувство семьи единой.
А уж насчет товарищей моих по участку скажу коротко и просто: очень мне с ними хорошо работается, и не могу по думать даже, что кто-то из них захочет расстаться с нашим коллективом, уехать в другие места, хотя большинство из нас не родилось тут и детство, молодость прошли в иных краях, 60
Но случилось так, что оказались мы вместе, люди разных на циональностей, и нам вместе хорошо, и работа идет хорошо, и чувствуем мы все себя тут, как в родном краю, и, видимо, нечего от добра искать добра. Я, например, хотел бы со сво ими товарищами доработать до пенсии, ну и после пенсион ной черты тоже нет смысла уезжать из Железногорска, от друзей, от всего того, что стало дорогим и близким.
Но я отвлекся от своего рассказа об одном дне взрыв ника.
Жена подогрела суп, картошка с мясом не остыла еще в теплой печи с вечера. Поесть перед работой надо основа тельно, чтобы не спешить потом домой из карьера. Ремесло наше неспешное, оно приучает все делать добротно, словно рубишь избу, которой стоять целый век. А ведь взрыв — де ло секундное. Если вдуматься, может быть, оно самое корот кое из всех, какие происходят на нашем комбинате при до быче руды. Зачерпнуть экскаватором — и то дольше... Но взрыв должен быть сработан на совесть!
Живу я в родной деревеньке жены Трубичино, в шести километрах от Железногорска. Через полчаса автобус въез жает в город, подкатывает к автостанции. Здесь уже стоят Адам Иванович Мойсюк, белорус, он невысокого роста, кря жистый, и Владимир Григорьевич Умнов, высокий, плотный, он русский — оба они взрывники первой руки, и у них восьмой разряд, на один старше моего.
Появился и наш голубенький автобус, выскочил из-за по ворота с Октябрьской улицы. В нем уже сидят Иван Ивано вич Кашин, руководитель взрывных работ, и другие взрыв ники. Нам хорошо, у нас свой автобус — тоже положен от рудника, как и карманные часы. Толчеи никакой — всего нас одиннадцать работников.
С вечера доставили мы взрывчатку на объект, выставили сторожей, оградили зону флажками. Теперь у нас все подго товлено, все на месте. Взрывчатку возим в карьер на спе циально оборудованных «КрАЗах»: с особыми бортами, с искрогасителями на трубах глушителей, с огнетушителями на кабинах и флажками. По улицам гоним — нам все машины дорогу уступают: везем со складов взрывчатку.
Мы всегда вроде |
как на войне: опасность тут, под ногой, |
в груженой машине. |
Незнакомому с нашим делом даже само |
слово кажется страшным — взрывчатка. А посмотришь — обыкновенные мешки, вроде с цементом. На них надпись: «Не грузить с детонаторами!» С взрывчаткой надо обращать ся умеючи.
Для знающего ремесло и добросовестного человека от взрывчатки нечего ждать опасности. А незнайке да торопыге
в нашем деле страшновато. Рядом с таким никто и трудиться не захочет...
Сначала — на рудник, переодеться в спецовку и бегом к автобусу: что зря терять время?
Взрыв согласовали с горным диспетчером на одиннадцать часов утра, а дел еще невпроворот. И то ли от утреннего хо лодка, то ли от предстоящего события немного знобит.
Не торопись, взрывник, как говорится, не гони картину — ты не киномеханик, у тебя своя трудность в профессии: все должно быть сработано точно и аккуратно, на честную рабо чую совесть. Однако что это я все про свою специальность? Взрывник да взрывник... Разве токарю или слесарю, машини сту экскаватора или бурового станка меньше нужна добросо вестность в работе? Если вдуматься, это ведь самое главное качество рабочего любой профессии! Мастерство у людей разное, у одного — седьмой разряд, как у меня, у друго го — пятый или восьмой. Зависит от опыта, от способностей. Но у всех нас есть важнейший долг — трудиться в полную силу, быть в работе добросовестным. Каждый советский ра бочий, кем бы он ни был по профессии, где бы он ни тру дился, к какой бы национальности ни принадлежал, — все мы должны выполнять это свято. В этом наш гражданский долг. Ну, а теперь по порядку, как мы делаем взрыв.
Сначала в скважину опускают тротиловую шашку с при крепленными к ней двумя — для надежности! — детонирую щими шнурами. Шнур этот мягкий, тонкий, в оплетке, сквозь которую продернута красная ниточка. Сердцевина детони рующего шнура состоит из взрывчатки. По шнуру и передает ся детонация к тротиловой шашке, та взрывается, а уж от нее занимается весь заряд.
У нас есть специальные машины — в их бункеры засыпа ем мы взрывчатку, машина подъезжает к пробуренной в по роде скважине, накрывает ее горловиной и начинает заря жать. Наше дело — подавать мешки с взрывчаткой да разре зать их над бункером складным ножом, что болтается под кистью правой руки на веревочке, словно на браслете. Под нял мешок с взрывчаткой за уголок, чиркнул ножом по боку мешка — и посыпалась взрывчатка в бункер: желтые тонкие пластиночки — тротил, а белая крупка, похожая на пшено, каким кур кормят, — гранулы аммиачной селитры.
Скважины бурят рядами |
и во |
время бурения |
все |
время |
||
берут пробы породы. Взрывникам |
известна точная |
карти |
||||
на: где лежит кварцит, где руда. |
Заряд засыпаем по специ |
|||||
альному |
плану, |
он в планшетке |
у руководителя |
взрывных |
||
работ. |
|
|
|
|
стенка, где 62 |
|
Взрыв |
всегда |
направлен |
туда, |
где послабее |
ему меньше сопротивление. Значит, сначала надо рвануть пер вый рядок скважин, он ближе к прошлой выработке. Взрыв устремится в эту сторону, и горная масса ляжет набок. Сле дом за первым рядом надо взорвать второй, чтобы он тоже лег в забой, а не кинулся вверх. Потом третий ряд, четвер тый — сколько требуется по проекту взрыва.
Аккуратно ставим между рядами скважин специальные пиротехнические реле, они замедляют детонацию на тридцать пять миллисекунд — достаточно! За это неощутимое для че ловека время первый ряд взорвется и ослабит стенку сле дующего. А там еще одно реле. Ряд рвется за рядом, вверх летят лишь камни с поверхности, а руда и кварцит остаются внизу, в отвале.
А пока что мы не столько взрывники, сколько грузчики: мешок на плечо и бегом! Заряжаем скважины да вниматель но следим, чтобы не сорвало детонирующие шнуры. Иван Иванович командует, в какую скважину и сколько засыпать мешков с взрывчаткой. Бывает, в одну скважину засыпаем пятнадцать мешков. Значит, там кварцит, крепчайшая порода карьера
Но вот кончается зарядка, пришла пора делать забойку: на взрывчатое вещество кидаем лопатами шлам, оставшийся после бурения, или синьку — РУДУ, которую специально при возим на автомашинах. Руда тяжелая, она крепко забивает, запечатывает скважину.
После забойки начинается самый ответственный момент: закладка магистрали, опоясывающей все скважины детони рующим шнуром.
Впрочем, почему именно этот момент считают самым от ветственным? Для взрывника всякая работа самая ответст венная, надо все время быть начеку. Ошибся при засыпке взрывчатки или забойке скважины, согнул детонирующий шнур под острым углом, перебил шнур камнем — не пройдет взрывной сигнал к тротиловой шашке. Скважина останется невзорванной. Нарушится вся механика взрыва, горная масса не полностью взлетит на воздух и меньше ее отобьется от целика, в забое останется «шишка» — невзорванный выступ породы, его уже не взять экскаватором.
Все это верно, но особенно внимательным надо быть, ког да прокладываешь магистраль. Она растягивается на сотни метров: одновременно с главным взрывом Мы сегодня бу дем крошить глыбы кварцита и куски руды — негабариты, что накопились в забоях и мешают экскаваторщикам, Загодя бу рильщики перфораторами просверлили в них шпуры, мы за кладываем туда'патроны с взрывчаткой, соединяем эти ма-
63 ленькие скважины с общей магистралью. Детонационный
шнур с красной нитью в оплетке теперь уходит вдаль, раз ветвляясь в стороны, переходя от выработки к выработке, от
забоя к забою.
Пока мы вяжем эту сеть, заполняем скважины взрывчат кой, вокруг нас кипит работа: тракторы и самосвалы растас кивают в разные стороны, подальше от зоны взрыва, столбы электропередач. В карьере все временное, ничего нет капи тального. Сегодняшние дороги могут завтра превратиться в забой. Линии электропередач, трубы — все переезжает с места на место. Каждая опора укрепляется на железных сан ках, трактор цепляет их тросом и волочит в сторону, столбы раскачиваются, грозя упасть, но все же каким-то чудом доез жают до безопасной зоны. После взрыва электрики снова рас ставят их вдоль дорог, по местам забоев, поднимутся, цеп ляясь железными когтями, до верха и протянут провода, что бы выработка руды не прекращалась в карьере ни днем, ни ночью.
Завоет сирена предупредительной тревоги, и все электри ки и трактористы быстро укатят из карьера. Карьер в будни шумит, гудит от самосвалов, экскаваторов и буровых станков. А тут наступит тишина, все смолкнет, будет слышно даже, как где-то посвистывают птицы...
Закладываем последние метры магистрали. Адам Ивано вич Мойсюк прикрепляет бикфордов шнур к концам магистра ли. Бикфордов шнур горит со скоростью один сантиметр в се кунду. Считайте: пять метров сгорят за восемь минут и двад цать секунд.
Ну, вот, теперь все готово. Сейчас свяжемся по рации с горным диспетчером, пусть дает сигнал боевой тревоги. Те перь уж точно никого в карьере не осталось!
Мы забрались в свой голубой автобус, у бикфордова шну ра один Адам Иванович.
—Все на месте? — спрашивает Кашин.
—Все, все! — отвечаем, а сами пересчитываем глазами друг друга: не остался ли кто, случаем, в забое?
—Давай, Адам Иванович! — кричит Кашин. Автобус уже
трясется, мотор заведен.
Мойсюк чиркает спичкой и подносит ее к бикфордову шну
ру. Мне из окна видно, |
как маленький |
огонек |
перескакива |
ет со спички на темный, |
пропитанный |
смолой |
бикфордов |
шнур. Адам Иванович бросает шнур на землю , бежит к ав тобусу, вскакивает в него на ходу и лихо захлопывает за со бой дверку.
Мы вылетаем на бугор, за восемь минут можно укатив далеко. Въезжаем в безопасную зону (700 метров от взры ва), вываливаемся из автобуса и смотрим туда, в карьер, за64