Файл: КМА набирает высоту сборник статей, очерков об освоении Курской магнитной аномалии..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 61

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

тянутый туманцем. На пригорке тихо, пригревает солнышко. Осталась минута, и я смотрю, как и все, в темный, синею­ щий провал карьера, не решаясь мигнуть, чтобы не пропус­

тить самого главного, ради чего трудились всю неделю.

В эту минуту я особенно остро ощущаю свою связь с то­

варищами. С теми, кто стоит рядом

со мной и ждет взрыва,

с кем вместе закладывал магистраль

и забивал скважины. Да

и вообще, как уже говорил, со всеми, пусть далекими, взрыв­ никами нашей огромной страны, кто, как и мы, готовил к субботе мирные взрывы, помогающие строить электростан­ ции и дороги, осушать болота, прокладывать туннели метро­ политенов. И, пожалуй, не только с взрывниками, это не сов­ сем точно. Крепкая сеть невидимой магистрали связывает нас, взрывников, с рабочими других профессий, с шахтерами и станочниками, шоферами и сталеварами. Не имеет значе­ ния, сколько тебе лет и какой ты национальности. Важно другое. Нас связывает воедино ответственность за поручен­ ное дело, за свой труд. И я так понимаю: если все мы — рабочие России и Украины, Армении и Грузии, члены одной многонациональной семьи, — потрудились хорошо, добросо­ вестно, то это означает прежде всего, что мы свой интер­ национальный долг выполнили...

И вдруг — сотни раз вижу взрыв, а все не могу привык­ нуть к его дикой красоте! — под самое небо из глубины карь­ ера прыгают белые облака, камни летят вверх метров на 200, в дыму желтеют языки пламени. И только затем дости­ гают нас раскаты взрыва. И словно волна теплого ветра до­ летела из карьера: разом схлынуло напряжение. Кто-то уж предлагает съездить в соседнюю Михайловку выпить пива по случаю удачного взрыва, кто-то торопится домой. А надо еще проверить забой, осмотреть его, не осталось ли невзорвавшихся зарядов.

Влезает в автобус и невесть откуда взявшийся Геннадий Павлович С енэ,. начальник добычного участка, наш главный «заказчик». Его экскаваторам готовили взрывники фронт ра­ бот. Мы гоним вниз, к месту взрыва.

В отвале черно, глыбки кварцитов, комки руды навалили горную массу ровным слоем. Разбирай его и вывози наверх руду. Сенэ побежал с Кашиным осматривать «поле боя». Оба вернулись довольные: взрыв -прошел удачно, руды экскава­ торам хватит недели на две.

А следующий взрыв будем готовить на северо-востоке карьера, там, Кашин говорил, богато идет руда...

И. ЧАВКИН, взрывник седьмого разряда

Б. Заказ № 11826.


КУРСКИЙ ЯКОРЬ

Нашему небольшому красивому Железногорску не испол­ нилось еще и десяти лет. Городок возник, как говорится, на пустом месте. Но так ли это? Точно ли на пустом?

Курские соловьиные края — исконно русские земли. С не­ запамятных времен по берегам Сейма, Тускари, Свапы и дру­ гих местных речушек селились русские люди и до них — древние славяне и предки предков древних славян, племена, имен которых мы даже не знаем. В здешних местах, быть может, именно там, где сейчас расположен карьер, гудят бу­ ровые станки и вздымают в небо руду мирные взрывы, не­ когда охотились на диких зверей да рыбалили по озеркам скифы.

Археологи раскапывают в курских землях стоянки древ­ них людей и целые поселения. Говорят, люди в нашем краю жили еще в эпоху неолита, когда только-только отодвину­ лись на север холодные ледники, восстановились леса, а в

многочисленных реках

завелась рыба. Какую эпоху ни коп­

ни — всегда тут жили

люди: и в каменный век,

и в бронзо­

вый, и в железный —

великим трудом народа

строилась и

обживалась наша земля.

Недалеко от Михайловского карьера расположен старин­ ный город Дмитриев. Давным-давно здесь было село, его по­ жаловал Петр Великий своему сподвижнику, молдавскому господарю Дмитрию Кантемиру за заслуги перед русским государством. Село с тех пор прозвали Дмитриевом, по име­ ни владельца. А еще раньше, в 1508 году, все земли курско­ го Посеймья вошли в состав Московского государства. Старый Курск встал на страже границ между Русью и степью. Он пе­ реживал набеги ордынцев, сжигался и отстраивался заново после вторжения в Россию наполеоновских войск, после чер­ ных дней фашистской оккупации.

Неистребимая творческая сила испокон веков жила и жи­ вет в русском народе! Капиталисты и помещики угнетали, гра- 66

били и разоряли его. Курские крестьяне влачили едва ли не самое нищенское существование во всей России. Но народ сверг эксплуататоров, и расцвела Курская область. В области распахиваются поля и возводятся заводы, возникают города, вроде нашего Железногорска. Уж не по кирпичику, как гово­ рилось и делалось встарь, а целыми панелями собираются, становятся один к другому жилые дома.

Мы, сегодняшние куряне, восприняли трудовые и рево­ люционные традиции наших отцов и дедов, мы чтим их слав­ ные боевые подвиги.

Родился я в здешних краях, в селе Полозовке, что непо­ далеку от Дмитриева. С детства слышал я рассказы матери и отца о голоде и нужде, царивших до революции в нашем селе. Кем вырос бы в бедной деревенской семье старший сын, у которого восемь братьев и сестер мал мала меньше? Что было уготовано мне при той жизни? Промысел в городе, где надо всю зиму за гроши гнуть спину? Тяжелый труд от зари до зари на клочке земли, который не способен прокор­ мить большую семью? Работа на кулака?..

Эти вопросы задаю себе я — инженер, получивший выс­ шее образование, руководитель небольшого коллектива — буро-взрывного участка Михайловского железорудного ком­ бината. Я русский, но такие же вопросы могли бы задать се­ бе мои товарищи по работе: украинец Виктор Божко, морд­ вин из племени эрзя Иван Чавкин, татарин Риф Гизотов, лез­ гин Гусенбек Гусенбеков. Мы всем обязаны Советской влас­ ти и чувствуем себя ее родными детьми, откуда бы мы ни приехали в Железногорск: с Украины или из Белоруссии, с гор Дагестана или с равнин Татарии.

В недрах русской земли лежат величайшие богатства Кур­ ской магнитной аномалии, но принадлежат они всем народам нашей страны. Богатства эти столь значительны, что их раз­ работка стала делом всего советского народа. Недаром в Директивах XXIV съезда партии указано, что промышленный комплекс на рудах КМ А имеет всесоюзное значение!

Помню, в 1961 году, когда я работал еще помощником машиниста буровой установки, в карьер вместо устаревших ударно-канатных машин пришли установки шарошечного бу­ рения. Производительность труда сразу выросла в несколько раз — мы почувствовали помощь далекого Урала, его конст­ рукторы и рабочие создали эти чудесные машины. Через не­ сколько лет в карьеры прибыли буровые установки воронеж­ ского завода ГОО многие из них эксплуатируются и по сей день. Конструкция воронежцев завоевала уважение горняков. На базе моделей воронежцев наши друзья с Украины, с кри­ ворожского завода горного оборудования «Коммунист», соз-


дали современный и высокопроизводительный станок наклон­ ного бурения.

Каждый раз, осматривая новую буровую машину, мы с товарищами мысленно обращаемся к рабочим и инженерам Украины, Урала, Воронежа: «Спасибо вам, друзья, за новую отличную технику!» — и словно обмениваемся через сотни и тысячи километров теплым рукопожатием.

Да и мы, куряне, не остаемся в долгу перед страной. О т­ правляем нашу руду в Липецк и на Урал и в другие метал­ лургические центры Союза. Идет наша руда в Грузию — в Рустави, там из нее плавят сталь, и она попадает на машино­ строительные заводы Еревана, оттуда — уже станок — пере­ езжает на Украину и так далее. Мы заходим в железногор­ ский магазин и покупаем нейлоновую рубашку, не задумы­ ваясь, что она, быть может, имеет самое прямое отношение к нашей железной руде. Интересно было бы проследить, как путешествует кусок железной руды от завода к заводу, пре­ вращаясь в сталь, в станок, в товары народного потребления!..

Ж елезная руда, сталь, станки

нужны

всем

республикам

страны, и на нашем Михайловском железорудном комбинате

трудятся посланцы всех республик Союза. Здесь

и белорусы,

и украинцы, и лезгины, и татары, и, конечно же, русские!

Оно и понятно: когда затеваются дела столь крупного раз­

маха, как освоение Курской

магнитной

аномалии, нефтяных

и газовых месторождений Западной Сибири, когда возводят­

ся такие крупные стройки, как Камский автозавод, проклады­

ваются линии электропередач, нефтепроводы

и газопроводы

с одного континента на другой, из Азии в Европу, то в них

участвуют все народы нашего великого Союза. Каждая рес­

публика не только принимает

на себя долю поставок. К

нам,

в Железногорск, едут

квалифицированные

специалисты —

представители десятков национальностей Страны Советов.

Если расспросить наших рабочих, почему они сюда при­

ехали, пожалуй, каждый ответит: здесь начиналось крупное

дело, мы чувствовали, что нужны

здесь

Родине.

Посмотрите,

к примеру, как складывался коллектив нашего буро-взрывно­

го участка. Основная

его часть —

строители.

Виктор Божко

и Иван Чавкин, правда, в разное время, работали после служ­

бы в Советской Армии на стройке Братской

гидроэлектро­

станции, оба они имеют одну и ту же

запись

в трудовой

книжке: «Рабочий Братскгэсстроя». Виктор Божко как-то мне

рассказывал, почему уехал из Братска.

Как,

говорит,

пере­

крыли мы реку, так я понял:

главное

здесь

сделано,

надо

ехать на другую стройку...

 

 

 

 

 

 

Риф ГИзотов прокладывал линии электропередач. А если

посмотреть, кто работает на

других участках

нашего рудни- 68



ка, то и вовсе покажется, будто все наши рабочие — вчераш­ ние строители. Могу перечислить хотя бы только экскаватор­ щиков: Фрол Кемайкин, Алексей Чернов, братья Александр, Василий и Николай Хромовы, Александр Петько, Сергей Аки­ мов — все они ранее работали на стройках, главным обра­ зом на Урале, и все осели в нашем рудном краю. Строители своими руками возводили новый город. Город этот стал их общей родиной. Они обжились в Железногорске, обзавелись семьями, детьми. Дети здесь родились и выросли, для них Железногорск — единственно родное место на всем земном шаре, каким для меня остается Полозовка.

М ежду прочим, и Виктор Божко, и Иван Чавкин, и Риф Гизотов, и Гусенбек Гусенбеков — все они женаты на наших курских девчатах, все нашли себе жен из трубичинских, копенских, Дмитриевских крестьянок. Вот так постепенно в са­ мом центре России укоренились мордвины и татары, лезги­ ны и узбеки...

Мы, куряне, рады всем, кто бросает в наших краях свой якорь.

Помню, Виктор Божко уволился и по старой привычке бы­ валого строителя отправился искать счастья по стране. Про­ шел год — и не выдержал Виктор, вернулся в карьер, в Ж е­ лезногорск. Видно, крепок курский якорек!..

Мы живем в молодом городе. Люди, приехавшие сюда де­ сять — двенадцать лет назад, считаются старожилами, вете­ ранами. На наших глазах воздвигались дома и школы, закла­ дывались новые улицы, и мы им сами давали названия. Но вместе с городом возник и свой, особый нравственный климат.

Мало у кого из приезжих здесь жили отец и мать. Полу­ чилось так, что самые близкие люди у всех у нас — на про­ изводстве. Здесь наши советчики, друзья. Может быть, это обстоятельство и заставляет рабочих особенно высоко дер­ жать честь коллектива, оберегать эту честь. Сами мы ревни­ во и в то же время критически, по-деловому оцениваем свои

успехи

и

недостатки.

К

нарушителям трудового рит­

ма, к

тем, кто

совершает

проступки, хоть

как-то за­

девающие

честь

коллектива,

рабочие относятся

нетерпимо,

критикуют своих товарищей, в каких бы дружеских отноше­ ниях они ни были между собой. И подчас приходится Гусенбекову выслушивать суровую, но справедливую критику Гизотова, а Божко принимать замечания от Гусенбекова... Не так уж далеко время, когда мы подведем итоги года. И, уве­

рен,

результаты нашей работы окажутся выше

прошлогод­

них

и меньше будет поводов для

критики и

самокритики.

Есть

закономерность нашей жизни:

с каждым годом трудятся

советские люди все лучше, и все лучше становятся они сами.