Файл: КМА набирает высоту сборник статей, очерков об освоении Курской магнитной аномалии..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

что можно восстановить или в какой-то мере использовать. За это время восстановлено более тысячи квадратных мет­ ров жилой площади, открыты детский сад и ясли для детей рабочих и служащих, восстановлено здание школы. Недавно открыли стационарную больницу. Заканчивается строительст­ во бани и общежития, частично восстановлены водопровод (до этого жителям приходилось пользоваться водой из тор­ фяных болот), ремонтно-механическая мастерская и т. д.».

Ускоренные темпы строительства диктовались самой жизнью. Стране нужна была руда.

Механизированная шахта

За годы, прошедшие после пуска первого рудника КМ А, здесь многое изменилось до неузнаваемости. Бывший шахтер­ ский поселок — ныне большой красивый город Губкин. Его широкие прямые улицы застроены многоэтажными домами. На центральной площади величественно возвышается Дворец культуры горняков. Целый квартал занимают корпуса научноисследовательского института по проблемам Курской маг­ нитной аномалии имени академика Шевякова.

В 1959 году на Коробковском месторождении был введен

в эксплуатацию

крупный рудник, который получил название

Ю жно-Коробковского. В настоящее

время

оба кварцитных

рудника объединены в одно горнорудное

предприятие —

шахту имени И. М. Губкина.

здания

шахтоуправления

...Широкие

окна трехэтажного

глядят в зеленый сквер с фонтаном, из которого бьет вверх упругая струя воды. Начальника шахты Николая Яковлевича Журина я застал в его просторном рабочем кабинете.

— Наша шахта, — рассказывает Николай Яковлевич, — первой в стране начала добычу железистых кварцитов. Ее по­ строили как опытную. Смелый эксперимент себя оправдал. Теперь железистые кварциты добывают не только на КМА, но и в других железорудных бассейнах страны. У нас оказа­ лось много последователей. Но губкинцы были зачинателями.

Те, кто строил первенец Курской магнитной аномалии, и те , кто работает здесь сейчас, могут по праву гордиться де­ лом своих рук. Шахта имени Губкина пользуется славой передового предприятия в системе Министерства черной металлургии СССР. За время своего существования коллек­ тив горняков в несколько раз увеличил добычу металлурги­

ческого сырья. Себестоимость

кварцитов сократилась в 2,5 ра­

за.

Предприятие непрерывно

оснащается

самой

совершен­

ной

горной

техникой, внедряется научная

организация тру­

да. Это позволяет с меньшим количеством людей добивать-

25 ся лучших

результатов. Если

лет десять

назад

на шахте


работало 1600 горняков, то

теперь численность коллектива

не превышает 900 человек. А добывают они руды

в полто­

ра раза больше, чем тогда.

внимательно отнесся

к прось­

Николай Яковлевич Журин

бе побывать в забоях. Сопровождать меня под землей он поручил инженеру отдела научной организации труда Павлу Васильевичу Проскурину.

Лучшего гида нельзя было желать. Проскурин до тонко­ сти знает горное дело и местные условия. Много лет рабо­ тает он в горняцком коллективе, был вожаком здешней ком­ сомолии, теперь возглавляет партийную организацию шахто­ управления.

...Около посадочной площадки в полу зияет темное квад­ ратное отверстие, огороженное высокой сеткой. Выплыла ме­ таллическая клеть. Распахнулась дверь, и все, словно по команде, шагнули за сетчатый барьер.

Мягко пробасила сирена, и клеть с людьми бесшумно по­ шла вниз. Перед глазами мелькали выхваченные электриче­ ским светом массивные тюбинги крепления шахты. Порой клеть попадала в неосвещенную зону. В ушах отчетливо слы­ шался свист ветра, врывающегося в кабину.

Семьдесят первый горизонт. Покидаем клеть и оказываем­ ся посреди огромного подземного зала — рудничного двора.

Представьте огромное помещение в виде грота с высо­ ким сводчатым потолком, побеленным известью. Электриче­ ские лампы, прикрытые матовыми стеклянными плафонами; равномерно рассеивают свет. Недалеко от черного зева шахт­ ного ствола видна дверь в стене, за ней длинная узкая ком­ ната. Вдоль стен стоят жесткие деревянные диваны. Расклее­ ны лозунги и плакаты. В углублении — электрическая печь, от которой по всей комнате расходятся волны теплого воздуха.

Здесь после смены, ожидая подъема,

отдыхают горняки.

О т рудничного двора берет начало тоннель, под сводом

которого горят электрические лампочки.

Они

бесконечной

цепочкой уходят вдаль, образуя пунктирную

светящуюся

линию, исчезающую где-то за поворотом.

По

каменистому

полу убегают рельсы железнодорожной колеи.

Приглядев­

шись, замечаешь вверху провода контактной сети, подвешен­ ные на крючьях.

— По тоннелю курсируют электровозы, — поясняет Про­ скурин. — О т приствольного двора они доставляют в забои материалы, оборудование, запасные части. Ходит даже пас­ сажирский состав, но мы его дожидаться не станем. Когда

идешь пешком, больше увидишь.

 

Для пешеходов вдоль тоннеля на одной стороне устроен

26

деревянный настил, наподобие тротуара.


Шагаешь по деревянному настилу тоннеля, освещенного электрическим светом, и невольно забываешь, что над голо­ вой кровля толщиной в сотни метров, насыщенная грунтовы­ ми водами и коварными плывунами. Мощная толща кварци­ тов надежно прикрывает горняков в шахте. Даже крепить выработки не требуется — в каменной скале обвалы исклю­ чены. Не проникает в подземелье ни пурга, ни мороз, не бы­ вает здесь ни дождя, ни жары. Смена времен года, дня и ночи как бы не существует для тех, кто работает в шахте.

— Скажите, Павел Васильевич, какова мощность кварцит­ ной залежи?

Павел Васильевич направил луч фонаря к своду тоннеля..

— Над нами залегает стометровый кварцитный целик. До­ бавьте сюда высоту забоя между верхним и нижним гори­ зонтами — более полсотни метров. Это как раз тот пласт ру­ ды, который мы разрабатываем. Приплюсуйте сюда кварци­ ты, что находятся под нами. Они уходят на глубину до двух километров. Вот каковы запасы металлургического сырья!

То, что мы увидели, ничем не напоминало те печально из­ вестные «каменные норы», с которыми связывается тради­ ционное представление о шахтах. Это был скорее своеобраз­ ный подземный город со своими проспектами, перекрестка­ ми и коммуникациями. Общая протяженность подземных вы­ работок шахты имени Губкина достигает ста двадцати ки­ лометров!

Нам все еще приходится прижиматься к стене, чтобы про­ пустить низенькие, словно игрушечные, электровозы с ваго­ нетками, наполненными рудой.

В забое велась нарезка очистных камер.

Под словом «камера» подразумевают огромный кварцит­ ный блок величиной с многоэтажный дом : высота 50, длина 60 и ширина 30 метров. Чтобы подготовить камеру к выемке руды, кварцитный блок «подсекают» сверху и снизу, остав­ ляя по бокам предохранительные целики. Затем буровики просверливают кварцитный блок, а взрывники закладывают в отверстия динамит и производят отпалку. Взорванная руда выпускается из камеры при помощи вибрационной установки

ипосле дробления поднимается на поверхность.

Посмотрим, как работает «стальной крот», — предло­ жил Павел Васильевич.

Вглухом тупике грохотала машина, напоминающая боль­ шую черепаху. Выбросив впереди себя две длинные штанги, она упиралась ими в грудь забоя. Стальные буравы, казалось, без усилий ввинчиваются в каменную стену.

— Здорово бурит! Это мы сами прозвали машину кротом.



У нее есть законное имя: каретка для бурения шпуров. В бу­ дущ ем она заменит ручные перфораторы.

По лазу, держась за поручни деревянной лестницы, мы спускаемся на нижний, 125-й горизонт. Техники здесь, пожалуй, больше, чем наверху. Надсадно грохочут вибропитатели. С их трясущейся поверхности руда самотеком сползает в думпка­ ры. Электровозы откатывают вагонетки с кварцитами к под­ земным дробилкам. Измельченные в них глыбы загружаются в скиповый подъемник, который доставляет руду на поверх­ ность. Все работы механизированы.

Почин бригады Николая Сурченко

После смены в партком заглянул коммунист Николай Сур­ ченко. В горняцком коллективе он человек уважаемый. Мно­ го лет работает на шахте. Член партийного комитета, возглав- • ляет профсоюзную группу участка.

Приход

Николая Константиновича не удивил секретаря

парткома

А . Ф . Баженова. Ведь Баженову и Сурченко и

прежде приходилось задерживаться после смены по общест­ венным делам. Но Баженов увидел, что Сурченко пожаловал не один: из-за широкой спины бригадира показались коре­ настые фигуры проходчиков Мирошникова и Зубарева.

Когда они уселись на стульях, Баженов спросил Сурченко:

Ну, Николай Константинович, с чем пришли?

Да вот, — замялся было Сурченко и вдруг, решив­ шись, положил перед Баженовым исписанный чернилами лис­ ток бумаги. — Познакомься, Адольф Михайлович. Посовето­

ваться надо.

То было социалистическое обязательство бригады. Суть его сводилась к тому, что бригада проходчиков бралась вы­ полнить пятилетнее задание по проходке горных выработок за четыре года. Были там и другие пункты, в частности, каж­ дый рабочий решил овладеть смежными профессиями. Это позволит сократить число рабочих.

Вскоре состоялось совместное заседание партийного и профсоюзного комитетов шахты. На него были приглашены бригадиры, мастера, начальники смен и участков. Обсуждал­ ся вопрос: «О почине проходческой бригады Н. К. Сур­ ченко».

Было принято решение поддержать и распространить ини­ циативу коммуниста Сурченко среди проходчиков шахты. Члены парткома, политинформаторы, пошли в бригады и сме­ ны, рассказали о значении почина Н. К. Сурченко.

Первыми призыв подхватили проходчики 125-го горизонта, 29 где работает Н. К. Сурченко. В соревнование под девизом