Файл: КМА набирает высоту сборник статей, очерков об освоении Курской магнитной аномалии..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Пятилетку

— в четыре года!»

вступили

бригады

Николая

Солодько,

Михаила Кучумова, Вячеслава

Шепелева,

а затем

к ним присоединились и остальные.

 

 

 

Тон в соревновании задает бригада Н. К. Сурченко. Она

досрочно,

к 21 апреля 1974 года —

ко

дню рождения

В. И. Ленина — выполнила свое

пятилетнее

задание. Менее

чем за четыре года завершили пятилетку и остальные про­ ходческие бригады шахты имени Губкина.

Со стороны может показаться, что профессия проходчика десятилетиями остается неизменной. Но это только так ка­ жется. На самом же деле она за последние годы на шахте имени Губкина претерпела серьезные изменения, наполнилась новым содержанием. Собственно, здесь уже нет проходчи­ ков в традиционном понимании этого термина. Еще четырепять лет назад бригада включала в себя людей нескольких специальностей: бурильщиков, машиниста погрузочной маши­ ны, скреперистов, водителя электровоза, путеукладчиков. Те­ перь ж е в звене два проходчика, они владеют этими профес­ сиями и сдают участок штрека в готовом виде.

У звеньев добрая традиция: не оставлять недоделок. Если одна смена произвела взрыв, то следующая сразу же прини­ мается очищать забой от пыли, грузить породу в вагонетки, обуривает новый кварцитный блок, подводит к забою пути.

Совмещение профессий, расширение зон обслуживания можно видеть и на других участках шахты. Здесь стало, на­

пример, правилом присваивать

слесарю высший,

седьмой,

разряд лишь при условии, если

он в совершенстве

владеет

не только своей профессией, но и родственной.

 

Перемены, новшества — повсюду

Работники шахты совместно с учеными научно-исследова­ тельского института по проблемам КМ А внедрили поточную технологию выемки руды при помощи камер с двусторонним наклонным днищем и вибровыпуска взорванной горной мас­

сы. Уж е в первом году текущей

пятилетки

через

виброкон­

вейер пропущено 850 тыс. тонн

кварцитов,

а во

втором —

миллион тонн. Это позволило не только улучшить технико­ экономические показатели предприятия, но и более чем вдвое сократить объем непроизводительных мелкошпуровых работ, уменьшить длину скреперования в три раза. Благода­ ря вибровыпуску руды производительность труда машинис­ тов, обслуживающих эту операцию, достигла 549 тонн на че­ ловека за смену.

В 2,4 раза возросла производительность труда на отбойке руды . Это — результат внедрения научно обоснованных па-


раметров взрывных работ, применения многорядного короткоза^едленного взрывания комбинированными зарядами. За­ метно снизилась стоимость отбойки руды, улучшились сани­ тарно-гигиенические условия и безопасность труда горняков, занятых на очистной выемке.

А как изменился подземный транспорт! Старые электро­ возы уступили место более усовершенствованным. Автома­ тизированы стрелочные переводы. Внедрена схема дистан­ ционного управления двухсветовой сигнализацией электро­ возами в местах погрузки и разгрузки.

Большой вклад в механизацию трудоемких процессов вно­ сят передовики труда и рационализаторы. По их предложе­ ниям внедрены в производство: платформа для перевозки длинномерных материалов от рудничного двора к забоям, портативный электрический кран грузоподъемностью в одну

тонну, переоборудование

списанной

породопогрузочной ма­

шины для очистки горных

выработок,

контейнеры

для спуска

в шахту взрывчатых веществ, приспособление для

орошения

исмыва пыли в забоях и штреках...

Икаждое новшество облегчает труд шахтеров. Только за

годы восьмой пятилетки производительность труда горняков шахты имени Губкина увеличилась на 32,3 процента.

Новаторы

Железный концентрат из бедных магнитных руд стали вырабатывать в нашей стране лишь немногим более двух де­ сятков лет назад. До этого горняки ограничивались добычей богатой руды, а железистые кварциты отправлялись в отвал наравне с пустой породой.

Родиной обогащения магнитных железняков стала Губкин­ ская опытная фабрика № 1, которая вступила в строй в 1952 году одновременно с шахтой имени Губкина.

Дмитрий Алексеевич Чуев — свидетель зарождения и со­ вершенствования технологии обогащения железистых квар­ цитов. Он участвовал в строительстве и пуске первой в стра­ не Губкинской обогатительной фабрики, монтировал и испы­ тывал дробилки, мельницы, магнитные сепараторы и класси­ фикаторы.

Когда в 1959 году в Губкине ввели вторую , более круп­ ную обогатительную фабрику, Дмитрия Алексеевича, как луч­ шего машиниста рудных мельниц, направили на новое пред­ приятие, чтобы помочь быстрее освоить его производствен­ ную мощность. Вместе с ним все это время трудилась и его жена Мария Ивановна. Она обслуживала магнитные сепара-

31 торы, а когда надо — становилась к вакуум-фильтрам.


Коллектив обогатительной фабрики стал для Дмитрия Алексеевича родной семьей. Здесь он удостоен ордена Ле­ нина. Коммунисты фабрики № 2 избрали его своим вожа­ ком.

Я встретил Чуева на его рабочем месте — возле агре­ гатов.

За внедрение новой технологии помола руды в бесшаровых барабанах Дмитрий Алексеевич был награжден медалью ВДНХ.

Суть новшества вот в чем. Железистые кварциты в своем природном виде для выплавки металла не годятся. Это бед- „ ные руды. Чтобы пустить их в производство, кварциты надо подвергнуть обогащению, иными словами, отобрать из них часть пустой породы и тем самым увеличить содержание же­ леза. Для этого кварцитные глыбы необходимо довести до порошкообразного состояния. Тогда железосодержащие ча­ стицы окажутся свободными от кварца и их можно отделить от пустой породы на магнитных сепараторах.

Пройдя две стадии дробления, железистые кварциты по­ падают в особые мельницы. В их барабанах куски руды из­ мельчаются трением друг о друга.

— Раньше это делалось иначе, — рассказывает Дмитрий Алексеевич Чуев. — В мельничные барабаны закладывались тяжелые стальные шары. Они-то и размалывали кварцитные куски. Но при этом и сами быстро истирались, их надо было часто менять. Расход металла оказался очень большим. Вот тогда-то мы и задумались: а нельзя ли обойтись без шаров? В технических журналах писали, что за границей кое-где су­ ществуют бесшаровые мельницы. Решили и мы попробовать. Сильно увлекся этой идеей тогдашний начальник фабрики Юрий Петрович Михаляк. Много потрудился над созданием бесшаровой мельницы механик Н. М. Кондрашов. Да и всем нашим специалистам пришлось немало поломать голову. Мне поручили испытать и опробовать первую рудо-галичную мельницу. Едва запустили «галю», как полетела футеровка из марганцевой стали. Начали искать новый сплав, заказали в центральной ремонтной мастерской футеровочные плиты из стального литья по своему рецепту. Поставили их в барабан, и дело пошло. За внедрение рудо-галичной технологии груп­ па наших работников, в том числе я, была награждена меда­ лями ВДНХ. Вскоре наш опыт бесшарового помола примени­ ли и в Кривом Роге.

Смекалка, творческие поиски нового, лучшего отличают губкинских обогатителей. Посмотрите, чем стало сегодня обо­ гатительное отделение фабрики № 1. От него сохранились в прежнем виде по сущ еству одни стены. Техника, а вместе с


ней и технология обогащения кварцитов претерпели большие изменения, они обновлены и усовершенствованы. Об этом с увлечением поведал начальник фабрики Василий Степанович Стукач, человек, влюбленный в технику.

— Возьмите хотя бы наши сепараторы, — говорит он, раскладывая на столе большие схемы. — Когда пускали фаб­ рику, они были электромагнитные, ленточные. Тогда это ка­ залось вершиной технического достижения. Да так оно и бы­ ло в действительности. Но время шло, условия менялись, и нам пришлось заменить те сепараторы на барабанные с по­ стоянным магнитом. Но и они не долго продержались — по­ лучили более совершенные магнитные сепараторы, которые работают и теперь. Выигрыш получился немалый. Вместо восьмидесяти старых сепараторов поставили всего 12 новых. Значит, и людей надо меньше для их обслуживания, и расхо­ ды на ремонт можно сократить. Ранее работало шесть слеса­ рей, нынче — три. А самое главное — качество продукции стало лучше: если при работе на электромагнитных сепарато­ рах получали концентрат с содержанием железа всего 57 про­ центов, то теперь этот показатель перевалил за 65 процентов, резко снизились потери металла. У нас они самые низкие в стране — всего 0,9 процента.

На обогатительной фабрике № 2 использовали опыт фаб­ рики № 1. Вторая фабрика не только мощнее по своей про­ изводительности, но и комфортабельнее: здесь выше корпу­ са, просторнее пролеты, больше воздуха и света в цехах. На обоих предприятиях трудятся замечательные люди, новаторы, мастера своего дела — коллективы коммунистического труда.

Среди передовиков фабрики слесарь Леонид Степанович

Линчик. Поистине золотые руки у

этого человека.

А мыслит

и поступает по-государственному,

как настоящий

хозяин на

производстве.

Зачинатели новой отрасли черной металлургии — произ­ водства железного концентрата, губкинские обогатители на­ копили огромный опыт, который стал достоянием всей стра­ ны. В Губкине успешно проведены эксперименты и по выра­ ботке так называемого суперконцентрата. Впервые здесь была получена опытная партия металлургического сырья с со­ держанием железа более 71 процента.

За последние годы в нашей стране выросли крупные гор­ но-обогатительные комбинаты, которые по своей производи­ тельности многократно превосходят губкинские фабрики. Два таких гиганта строятся и на Курской магнитной аномалии — Лебединский и Михайловский ГОКи, первые очереди которых

33 начали выдавать продукцию.

3. Заказ № 11826.


Люди огненной профессии

Есть з комбинате «КМ Аруда» коллектив людей, который занимает положение как бы между горняками и металлурга­ ми. Профессия у них, как и у металлургов, огненная, горячая. Это — агломератчики.

Агломерат — сырье, готовое для доменного процесса. Но как бы ни был концентрат богат железом, из него чугун не выплавишь. Ведь концентрат представляет собой порошкооб­

разную массу, которая не

обладает

газопроницаемостью.

А без нее доменная плавка не пойдет.

Поэтому железный

концентрат путем спекания

с другими

материалами — из­

вестняком, коксовой мелочью и небольшим количеством сы­ рой железной руды — превращают в пористое вещество —

агломерат, обладающий прекрасными

металлургическими

свойствами.

отделение входит

в состав фабрики

Агломерационное

№ 1 и расположено

по соседству с корпусом обогащения,

соединяясь с ним наклонной галереей. Через нее ленточны­ ми транспортерами железный концентрат подается из корпу­ са обогащения в агломерационную машину.

Начальник смены агломерационного отделения Иван Лу­ кич Сухойван, объясняя технологию спекания агломерата, бы­ стро чертит кусочком мела на чугунном борту транспортера формулы , говорит о сложных химических реакциях и превра­ щениях веществ легко и свободно, будто по книжке читает. Кажется, давно ли встречался с ним здесь как с рядовым аг­ ломератчиком. Иван Лукич окончил вечернюю школу «на ме­ даль», поступил на заочное отделение политехнического ин­ ститута.

— Хватает времени для учебы? — спрашиваю у него, зная, что у Сухойвана большая семья и ему приходится мно­ го внимания уделять воспитанию детей.

В институт я больше не хожу.

Почему? Настойчивости не хватило?

Да нет, не в том дело ...

А в чем же?

Закончил я нынче институт. На днях диплом получил...

И уж е не от Сухойвана, а от других узнал, что диплом ему вручили не обычный, а с отличием.

Вместе с теоретическими знаниями накапливал Иван Лу­ кич и производственный опыт, которым щедро делится с то­ варищами. Бригада, которой он руководил, была одной из лучших на фабрике. Слава о ней гремела далеко за преде­ лами города. Несколько лет коммунист Сухойван руководит целой сменой, крупным коллективом.