Файл: Зысина-Моложен, Л. М. Теплообмен в турбомашинах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 141

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При этом под rw подразумевается суммарное сопротивление бу­ горков шероховатости, отнесенное к единице поверхности; ик — некоторая условная средняя скорость на уровне границы бугорков шероховатости; величина kuk/v играет роль некоторого условного числа Рейнольдса при обтекании бугорков.

Соотношение (IV. 160) может быть преобразовано к виду

(IV.161)

или

(IV. 162)

Вид функции Ф заранее неизвестен и определяется эксперимен­ тально. Очевидно, для внешней области вплоть до границы бугор­ ков шероховатости справедливы все допущения о турбулентном течении в трубе. В частности, профиль скорости [см. (IV.50) ]

2,3

,

. ^

« = -£-»*lg У + С

может быть конкретизирован с учетом граничного условия: и = ик при у = к. Тогда распределение скоростей при турбулентном течении в трубе примет вид

~ = 5.75 lg А + f = 5,75 lg ■А + Ф ( ^ ) . (IV. 163)

Применяя (IV. 163) к оси трубы и используя (IV. 132), (IV. 134), можно получить формулу сопротивления

3,75 +

- 5,75 1ё - ^ = ф ( ^ ) .

(IV. 164)

Таким образом, функция Ф может быть определена не только экспериментально, но и расчетным путем или по формуле (IV. 163) из анализа профилей скорости, или по формуле (IV. 164) из ана­ лиза данных по сопротивлению шероховатых труб.

Экспериментальные данные Никурадзе позволили произвести такой двойной анализ и установить вид функции Ф для двух пре­ дельных режимов (I и III) из трех наблюдавшихся (рис. 48).

Для режима / — режима гладкой трубы

Ф ( ^ ) = 5,75 l g ( ^ - ) + 5,5.

(IV. 165)

Этот режим имеет место при

\g ( ^ ) < 0,47, или ^ < з.

(IV. 166)

151

Из этих соотношений находится предельная высота бугорков шероховатости, при которой шероховатую трубу можно рассма­ тривать как гладкую:

к . ____________ 16,3____________

^ R (0,0032 + 0.221R- 0'237)0'5

(IV. 167)

Для режима III — режима развитой шероховатости

= const = 8,48.

(IV. 168)

Рис. 48. Функция Ф по опытным данным Никурадзе:

/ — режим гладкой трубы; I I

— переходный режим; I I I — режим раз­

витой

шероховатости

Область существования этого режима определяется условиями:

 

1 в ( ~ ) > ',8;

—~ > 60;

 

(IV. 169)

 

 

К /6 Л <

6 ,

 

(IV. 170)

ИЛИ

^

 

 

 

 

к

390

 

(IV.171)

«

>

R (0,0032 + 0,221 R- 0 '237)0'5

 

Очевидно, для этого предельного режима профиль скорости опре­ деляется выражением

+ = 5,75 + + 8,48.

(IV. 172)

Формула сопротивления после элементарных преобразований (IV. 164) приобретает вид

(IV. 173)

152


Универсальный закон сопротивления, охватывающий все три области, был получен в работе [184 ] в виде

1

1,74 —

18,7 \

(IV. 174)

VI

RKX/'

 

 

Зависимость от шероховатости коэффициента сопротивления плоской пластины имеет такой же характер, как для шерохова­ тых труб. Для области развитой шероховатости, когда сопротив­ ление не зависит от числа Рейнольдса и определяется только ше-

Рис. 49. Локальный коэффициент сопротивления трения для ше­ роховатой пластины

роховатостью, в работе Дробленкова предложен эмпирический степенной закон сопротивления

pi/2

0,0031

 

или после преобразований

Се—

Хш г = 0,0139 ( i ) - 1'’ .

4

0,5р{/;

(IV. 175)

(IV. 176)

Более обобщенная закономерность получается при исполь­ зовании логарифмического профиля скорости в пограничном слое пластины. На рис. 49 приведена номограмма для расчета локаль­ ного коэффициента сопротивления шероховатой пластины. Два типа кривых нанесены на этих рисунках для удобства пользования.

В практике часто бывает очень важно знать, какова должна быть чистота обработки поверхности той или иной детали, для

того чтобы поверхность можно

было считать технически глад­

кой и не учитывать увеличения

сопротивления, обусловленного

153

шероховатостью. Анализ опытных данных показал, что в диапа­ зоне R = 105-И 09 допустимая величина шероховатости

Кдоп< 1 0 0 - ^ ,

(VI. 177)

или

Рис. 50. Допустимая шероховатость для

пластин,

.

крыльев

и лопаток:

 

/ — лопатки

воздуходувок;

I I — лопатки

самолетов;

I I I — корпуса

кораблей;

I V

— лопатки паровых турбин;

V — корпуса дирижаблей;

VI

— аэродинамические трубы

Эта формула оказывается справедливой, как показали опыты, не только для пластин, но и для турбинных и компрессорных ло­ паток, для корпусов кораблей, крыльев самолетов и других хорошо обтекаемых тел. На рис. 50 приведена серия кривых, представляю­ щих собой результаты расчетов по формуле (IV. 178). В табл. 5

154


Т а б л и ц а 5

Профиль

1,

“ оо*

P it,

10«v

R

КДОП’

м

м/с

ата/°С

мм

Крыло самолета

4

166

1/15

15

5 - 107

0,01

Лопатка

воздухо­

0,1

150

1/15

15

106

0,01

дувки

 

 

 

 

 

 

 

Лопатки

паровой

0,01

200

100/300

0,4

5 - 10е

0,0002

турбины

 

0,01

200

100/500

0,8

2,5- 10е

0,0005

 

 

0,1

400

5/200

8

5- 10е

0,0020

приведены результаты расчетов по этой формуле для нескольких конкретных случаев [167].

Как видно, допустимая величина шероховатости для лопаток паровых турбин весьма мала и практически неосуществима. Если учесть еще неизбежность возникновения на поверхности лопаток отложений солей и коррозии, то практически следует всегда счи­ тать поверхность лопаток паровых турбин шероховатой.

Влияние шероховатости на теплообмен изучено только экс­

периментально и только при Рг

1. В опытах [223] с воздухом

получено соотношение

 

Nuui. тр

/ 7щ. тр

Nurji. тр

(IV. 179)

\ 7 ГЛ. тр/

Индекс ш. тр относится к шероховатым трубам; индекс гл. тр — к гладким.

По-видимому, при Рг < 1 (жидкие металлы) доминирующим в теплообмене будет молекулярный перенос тепла, и тогда, так же как при ламинарном течении, влияние шероховатости на тепло­ обмен будет незначительным. При Рг > 1, когда основное терми­ ческое сопротивление сосредоточено в подслое, влияние возмуще­ ний, вызываемых шероховатостью, должно быть значительным. Кроме таких качественных оценок в литературе не имеется ка­ ких-либо более конкретных количественных рекомендаций.

24. Теплообмен на вращающемся диске при турбулентном режиме течения

Задача о формировании пограничного слоя и о теплообмене на вращающемся диске имеет большое практическое значение, осо­ бенно для турбомашин. Представляют интерес две постановки за­ дачи; исследование сопротивления и теплообмена при вращении

156


диска в свободном пространстве (свободный диск) и при вращении диска в кожухе.

При вращении диска в неограниченном пространстве часть жидкости, находящаяся в непосредственной близости у диска, увлекается им и под действием центробежной силы отбрасывается к периферии. Таким образом, скорость в пограничном слое имеет не только окружную, но и радиальную составляющую. Оценка, основанная на рассмотрении равновесия между силами трения и центробежными, показывает, что в случае ламинарного течения толщина пограничного слоя б не зависит от радиуса г и пропор­ циональна (v/(o)0-5; для турбулентного пограничного слоя ве­ личина б увеличивается по мере удаления от оси вращения:

6 = 0,526г ( - ^ ) ° ' \

(IV. 180)

Вгл. III были рассмотрены результаты исследований лами­ нарного пограничного слоя на диске.

Экспериментальные исследования показывают, что переход от ламинарного режима течения в пограничном слое к турбулент­ ному начинается при 1,8 10б, полностью турбулентное те­ чение устанавливается при RL «а* 2,8- 10е. С увеличением шерохо­ ватости критическое значение числа RL уменьшается.

Вработе Крейца [97 ] приведен полуэмпирический метод ре­ шения системы уравнений для турбулентного пограничного слоя на вращающемся в неограниченном пространстве диске, основы­

вающийся на предположении о допустимости применения обыч­ ных упрощений пограничного слоя для рассматриваемой задачи и выполнения условий

Рг = 1; Е = /С; ■d~ - =

— (<у2)-1;

г (х) = х sin об;

d (rw)2

v р ' ’

v '

w — ха>sin a

на поверхности диска. В результате решения получено соотно­ шение

Nu

с.

(IV. 181)

p p 7 = - f -

которое при степенном законе изменения температуры

 

Tw — T0>= Bxn

(IV. 182)

приобретает вид

 

 

Nu = 0,0212 (п + 2,6)°’2 R0-8.

(IV. 183)

Локальный коэффициент сопротивления трению для этого случая

„ _

sin2« (5 -f- 2п)

(IV. 184)

cf

см>

156


где см — коэффициент момента, который для полностью турбу­ лентного течения может быть определен по полуэмпирической формуле

 

 

 

 

См— 0,15R2T°’2,

 

 

дающей хорошее совпадение с экспериментом при RL

(3+ 20)10*.

Средний

коэффициент теплоотдачи

 

 

 

 

 

 

Nu -- Pr Rl

м

 

 

 

 

 

 

2п sin 2 а, '

 

В работе

[45] для локального коэффициента теплоотдачи при

Рг Ф 1

получена

формула

 

 

 

 

 

Nu,

 

 

0,5Pr Rc^

 

(IV. 185)

 

1 +

у ( У Щ [5Pr +

5 In (5Pr + 1) — 14]

 

 

 

 

Рабочие колеса турбомашины обычно вращаются в довольно

узких

кожухах:

26 ^ а (26 — ширина

кожуха;

а — радиус

диска).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

*

 

з

 

 

5

 

 

 

 

1

\

\

 

* \' '

 

 

 

 

J

 

и

 

\ 1

 

 

 

 

Л.

 

1 '

 

 

 

 

 

р

 

1

 

 

 

 

 

 

ч

 

 

 

 

 

 

 

ч

 

 

 

 

 

 

 

 

ч

 

 

 

 

 

 

 

 

ч

 

 

 

 

 

 

 

 

ч

 

 

 

 

 

 

 

 

ч

 

 

 

 

 

 

 

 

*

 

 

 

 

 

 

 

 

ч

 

 

 

 

 

 

 

 

ч

 

 

 

 

 

 

 

 

ч

 

 

 

 

 

 

 

 

ч

 

 

 

 

 

 

 

 

ч

 

ЕЕ

 

 

 

 

 

*4;J

ч

 

 

 

 

 

 

к

 

 

 

 

 

 

ч

 

 

 

 

 

 

Е

 

ч

 

 

 

 

 

 

 

ч

 

 

 

 

 

 

 

 

с—

 

 

Рис. 51.

Режимы течения,

возникающие в зазоре

между вращающимся и непО'

 

 

 

 

движным дисками

 

 

Если величина 6 не очень мала, то момент сил трения в этом слу­ чае не зависит от ширины зазора 6.

В случае вращения диска в кожухе характер течения суще­ ственно отличается от характера течения при вращении диска в свободном пространстве. На рис. 51 показаны типичные режимы течения (1—5), возникающие в сравнительно узком незамкнутом зазоре между вращающимся и неподвижным дисками. Режимы 1, 4 соответствуют большим расходам, 2, 5 — малым расходам, не­ достаточным для заполнения всего зазора. Режим 3 соответствует чисто рециркуляционному режиму течения. Тип течения в за­ зоре в этом случае зависит от числа Рейнольдса R„ = рсо (2a)2/v

157