ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 57
Скачиваний: 0
эпюре остаточных напряжений, снятых механическим способом. Однако показания приборов не переходят че рез пуль при изменении зігака остаточных напряжений. Показания низкочастотных приборов удается связать с площадью эпюры остаточных напряжений 5 (рис. 7-26).
150 |
и. |
|
|
WO |
|
|
|
|
°/ |
|
|
SO |
|
|
|
0 |
0,f |
OJ |
0,i |
|
Расстоя/ійеот no&fx-mam/, -*•-*' |
Рис. 7-25. Результаты испытания образцов из стали ЗОХГСА мето
дом |
вихревых токов при их |
по |
|||
|
слойном |
стравливании. |
|
||
|
/ — 2 000 |
кгц; |
/ / — 3 |
кгц. |
|
мха |
|
|
|
|
|
/00 \ к |
|
|
|
|
|
80 |
|
|
|
Т |
0 |
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
60 |
|
|
|
|
|
го |
|
|
|
|
|
О |
|
|
|
|
S |
/о |
го |
JO |
40 |
so |
У близкой к хромонсилю высокоотпущенной стали ЗОХГСНА по пока заниям приборов невоз можно отличить исходное и наклепанное состояния.
Влияние растяжения на наклепанные и шлифо ванные образцы из низкоотпущениой стали 40ХНМА имеет те же осо бенности, что и у образ цов из стали ЗОХГСНА. Однако амплитуда пока заний на шлифованной поверхности выше, чем на наклепанной, что можно объяснить различным ха рактером влияния соб ственно наклепа и оста точных напряжений. Ин тересно, что сравнительно небольшой нагрев до 150°С на шлифованных образцах из стали ЗОХГСНА вызывает уменьшение показаний, а на наклепанных — их уве личение. Для стали 40ХНМА такой нагрев су щественных изменений не дает.
При исследованиях влияния наклепа деталей из высокоотпущенной стали 18Х2И4ВА [Л. 10] были уста
новлены фазовые превращения и, в частности, распад оста точного аустенита. Так, наклеп дробью приводит к умень шению количества остаточного аустенита на 16—18%. Исследования упрочнения, полученного роликовой обкат-
152
кои с последующей расточкой образца внутри, до стенки толщиной, равной глубине наклепа, позволили установить, что пластическая деформация (без сжимающих напряже ний) на этой стали со структурой сорбита не вызывает изменений ее магнитных свойств. Наблюдается четкая однозначная зависимость по казаний высокочастотных приборов от величины сжи мающих напряжений на по верхности (рис. 7-27).
При |
раскатке |
поверхно |
|
|
|
|
||||
сти |
стальной |
детали |
шари |
|
|
|
|
|||
ком |
диаметром 17 мм при |
|
|
|
|
|||||
частоте |
вращения |
детали |
|
|
|
|
||||
100 |
обIмин |
подача |
0,1 мм/м |
|
|
|
|
|||
и роликом |
диаметром |
АО мм |
-юо |
|
хгс/мм-г |
|||||
с |
радиусом |
закругления |
|
|||||||
|
|
|
|
|||||||
4,5 мм с увеличением усилия |
Рис. 7-27. Зависимость, показа |
|||||||||
раскатки |
глубина |
залегания |
ний |
резоиаисного прибора |
а |
|||||
максимума |
остаточных на |
(40 кгц) в условных единицах |
||||||||
пряжений |
сжатия |
увеличи |
от |
величины |
остаточных сжи |
|||||
мающих напряжений Ö 0 C T |
(на |
|||||||||
вается, но величина |
напря |
поверхности |
упрочненного |
ло |
||||||
жения на поверхности умень |
|
жа |
шатуна). |
|
||||||
шается. |
На показания низ |
|
|
|
|
кочастотных приборов заметно влияет исходное состоя ние образца до наклепа. Но несмотря на это, положение максимума, определенное индукционными приборами, отличается от положения максимума напряжений, изме ренных механическим методом, на величину не более ±0,05 мм.
При послойном стравливании индукционные прибо ры были использованы для определения толщины накле панного слоя, положения максимума остаточных напря
жений и для определения |
величины максимальных на |
||||
пряжений сжатия |
(с точностью не менее |
±0,6 кгс/мм2). |
|||
Максимум остаточных |
напряжений |
и |
напряжений |
||
сжатия находится |
на глубине (в |
миллиметрах) |
|||
|
|
|
Д л я остаточных |
Д л я напряже- |
|
|
|
|
напряжениіі |
ннй сжатия |
|
Дробеструйный |
наклеп |
|
0,07—0,12 |
0,25—0,27 |
|
Центробежно-шариковое упрочнение |
0,2—0,25 |
0,4—0,55 |
|||
Раскатка |
|
|
0,2—0,46 |
|
0,55—0,82 |
При дробеструйном наклепе отверстий (давление воз духа 4,5 кгс/мм2) максимальные напряжения 63 кгс/мм2 достигаются при времени упрочнения 1 мин.
153
Увеличение продолжительности центробежио-шаріі- кового упрочнения от 20 до 80 мин (от 4 до 16 проходов) не оказывает заметного влияния как на величину оста точных напряжений, так и на глубину их распростране ния. При упрочнении отверстия проушины шатуна из стали 18Х2Н4ВА максимум остаточных напряжений на ходится на глубине 0,12—0,15 мм, а величина остаточных напряжений сжатия и глубина их распространения прак тически не отличаются от значений, полученных для цен- тробежно-шарнкового упрочнения. Цептробежно-шарнко- вое упрочнение и раскатка в широком диапазоне режи мов упрочнения стали 18Х2Н4ВА (высокий отпуск) позволяет получить максимальные остаточные напряже ния сжатия 50 кгс/мм2.
Выяснилось, что предел выносливости образцов, под вергнутых дробеструйному наклепу, снижается по срав нению с полированными на 20—22%, что объясняется ухудшением чистоты поверхности после наклепа. Уста лостная прочность проушин, упрочненных центробежношариковой обработкой, а также раскаткой упругого дей ствия выше соответственно на 53 и 66% усталостной прочности проушин с хромированными отверстиями (толщина хрома 6—7 мкм).
Г л а в а в о с ь м а я
ВВЕДЕНИЕ В Т Е Х Н И Ч Е С К У Ю Д И А Г Н О С Т И К У
8-1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Техническая диагностика — это совокупность методов и средств для раннего распознавания структурных по вреждений, прогнозирования срока службы и оставше гося запаса прочности деталей в машинах.
Необходимость оценки степени повреждения, опреде ления оставшегося запаса прочности и возможного сро ка службы детали до разрушения возникает при ремонте, выработке ресурса, после различных аварийных ситуа ций. На каждую ответственную жизненно важную деталь заводится ее «история болезни» с данными анализов и результатами периодической проверки. Под оставшимся запасом прочности имеется в виду не только статически
154
измеренная прочность образца па разрыв при комнатной температуре. В большинстве случаев эта величина харак теризует срок службы деталей до разрушения лишь от части. Приходится считаться с «чувствительностью» ма териала к трещинам, скоростью распространения трещин, явлениями замедленного разрушения, жаропрочностью, ползучестью и другими факторами [Л. 65, 84].
Как правило, более прочные алюминиевые сплавы или углеродистые стали более «чувствительны» к трещине, чем менее прочные. Хрупкие разрушения ограничивают применение высокопрочных материалов, например дета лей из хорошо известного хромансиля (ЗОХГСА), обра ботанного на высокую прочность (160—180 кгс/мм2). Разрушения такого типа связаны с явлением замедлен ного разрушения и «накапливанием разрушения» .[Л. 31].
Многие детали применяются в силовых конструкциях, работающих в условиях высокой или, наоборот, очень низкой температуры. Температура — важный фактор, влияющий на прочность материала. Так, у железа при
комнатной |
температуре |
временное |
сопротивление |
||
30 кгс/мм2, |
а при |
1 200°С — 1,3 |
кгс/мм2. |
|
|
В результате |
одновременного |
действия |
напряжений |
и высокой температуры материал «ползет», причем это явление наблюдается и при постоянно действующих на пряжениях. Поэтому ползучесть нередко характеризует ся напряжением, вызывающим за 100 ч работы суммар ную деформацию, равную 0,1% от деформации для оѵ
Замедленное разрушение возникает и при напряже ниях ниже предела текучести. Поэтому часто пользуются величиной длительной прочности, понимая при этом на пряжение, которое действует в течение заданного време ни, при определенной температуре, вызывая разрушение материала. Время выдержки при испытаниях на дли тельную прочность соответствует длительности эксплуа тации.
Все перечисленные факторы обусловливают темпера турный порог, выше которого материал использован быть
не может. |
Смещение температурного порога |
позволяет |
|||
повысить |
эксплуатационные |
характеристики, |
например |
||
тягу |
авиационного |
двигателя. |
|
||
С |
1946 |
по 1960 |
г. в двпгателестроении температурный |
||
порог сместился с 700 до 850°С, а длительная |
прочность |
||||
специальных жаропрочных |
сплавов увеличилась с 7 до |
||||
50 кгс/мм2 |
[ Л . 64]. |
|
|
|
155
В результате усилие тяги возросло в 2 раза, а расход топлива снизился. Однако при этом возросла скорость газовой коррозии и связанный с ней переход металла в окалину. Планируемое увеличение температуры с 800 до 1 100°С может увеличить скорость этого явления внесколько раз [Л. 64]. Поэтому важное значение приобре тают защитные покрытия и их толщина.
В предыдущих главах так или иначе затрагивались вопросы технической диагностики, позволяющие еще до монтажа детали в машине установить соответствие мате риала детали и ее обработки принятым нормам.
Для определения дефектов, степени износа защитного покрытия, наличия и роста трещин служат индукционные дефектоскопы и толщиномеры [Л. 24].
При проверке качества деталей, установленных в ма шинах и находящихся в эксплуатации, многие из извест ных физических методов испытания не пригодны из-за трудностей, связанных с вводом и установкой датчика, или с правильным выполнением методики испытаний (на магничивание и размагничивание — при контроле магнптнопорошковым методом, очистка поверхности и на грев— при капиллярных методах контроля п т. д.).
Известны |
попытки зарубежных фирм |
(например фир |
||
мы Дуглас) |
в качестве |
сигнализаторов |
о начале |
устало |
стного разрушения |
использовать плоские |
образцы |
||
с нанесенными на них |
тонкими проволочками, |
которые |
разрываются при появлении трещин определенного раз мера.
Преимуществом метода вихревых токов является воз можность наиболее раннего выявления усталостной тре щины. Связь между электромагнитными характеристика ми, остаточными напряжениями и прочностью дает осно вание для изыскания способов оценки состояния мате риала еще до появления трещин. Реальным «конкурен том» здесь у метода вихревых токов может быть лишь метод акустической эмиссии.
Как правило, разрушения начинаются в поверхност ной или подповерхностной зоне, когда прочность здесь окажется меньше внутренних растягивающих напряже ний. Термообработанные металлические сплавы всегда находятся в структурно-напряженном состоянии. В не большом объеме между соседними зернами растягиваю
щие |
напряжения (напряжения второго рода) череду* |
ются |
с сжимающими [Л. 1]. |
156
Для технической диагностики имеет важное значение изучение влияния .внутренних напряжений и особенно напряжений, возникающих внутри зерен или между со седними зернами.
Об опыте по оценке прочности деталей из стареющих алюминиевых сплавов при их нагреве до температур ни же точки рекристаллизации и последующем охлаждении было сказано в гл. 3.
Увеличение температуры нагрева приводит к возра станию электрической проводимости и падению прочно сти. Систематический контроль за изменением электриче ской проводимости нагревающихся деталей из алюминие вых сплавов (например, .обшивки самолета) позволяет заранее сказать о допустимой потере прочности. Это воз можно до температур подкалки металла на воздухе.
Многие алюминиевые сплавы одной системы можно расположить в ряд по степени возрастания прочности, электрического удельного сопротивления и процентного
содержания |
основных компонентов (для системы |
Си; |
Mg, Мп этот |
ряд будет: ВД17, Д16, ВАД1, Д19, Д20 |
И Л И |
АК6, АК8, АК2, АК4, АК4-1). Для перечисленных спла вов при нормальной термообработке увеличение прочно сти на разрыв сопровождается уменьшением электриче
ской проводимости. |
|
|
|
Для некоторых специальных |
немагнитных |
сплавов |
|
уменьшение электрической проводимости молено |
связать |
||
с увеличением их |
жаропрочности. |
|
|
Предприятия, |
занимающиеся |
промежуточным |
ремон |
том двигателей, имеют дело с перегретыми деталями. Чем выше была температура нагрева, тем меньше стойкость сплава.
В сплавах с интерметаллидным упрочнением (в отли чие от сплавов с карбидным упрочнением) по результа там измерения твердости нельзя обнаружить перегрев.
Так, детали из |
сплава ЖС6К, нагретые до |
температур |
1 050—1 070°С, |
при определенной выдержке |
могут су |
щественно изменить свою стойкость. В то же время изме ненийструктуры или твердости обнаружить не удается і .
Зоны перегрева при больших температурах выявляют ся макротравлением. На макрошлифах заметны участки с оплавленными границами зерен. Исследования показа*
1 |
Исследования |
проводились |
с |
участием 3. В, Черенковой, |
Д. Е. |
Лифшиц, В', В. |
К о р с а к о в а |
и |
д р , |
157