ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 85
Скачиваний: 0
]
Т а б л и ц а 22
ыВыражения для условий прочности, приведенных напряжений и запасов прочности при нестационарном режиме переменных напряжений
ГриневП .
к
JS
Д и с к р е т н ы е и з м е н е н и я а м п л и т у д Н е п р е р ы в н ы е и з м е н е н и я а м п л и т у д
|
|
|
/ |
|
—— |
|
|
|
т . |
° ш а х |
|
Условие |
прочности |
t |
^ |
"?•>.) |
|
|
|
у / У |
|||
|
|
i |
|
|
|
Приведенное |
(экви |
m / |
|
а ш а х |
|
валентное) |
напря |
|
|||
|
|
|
|||
жение установив |
|
|
|
||
шегося |
режима |
|
|
|
|
|
И = |
|
-± |
. |
_ |
Запас прочности |
л = |
± |
т I |
0 ш а х |
|
|
|
|
|
|
|
|
О б о з н а ч е н и я : |
я с у м — общее число циклов изменения амплитуд н а г р у з к и при работе детали; Ф' ( о х ) — ф у н к ц и я плотности р а с п р е - |
д е л е н и я вероятности а,-. |
|
оэ |
_». |
бт
<P'(Gi) |
N |
Рис. 102. Кривые, характеризующие расчет усталост ной прочности при нестационарных режимах нагружений:
/ — усталости; |
2 — н а к о п л е н н ы х частот; |
3 — плотности |
вероятностей |
р а с п р е д е л е н и я а м п л и т у д |
н а п р я ж е н и й |
Расчет на усталость при нестационарных режимах нагружений основывается на сопоставлении фактической нагруженности с проч ностью, определенной при установившихся нестатистических режи мах переменных напряжений с постоянной амплитудой, либо про граммированных для установления соответствующих условий нако пления усталостных напряжений. На рис. 102 сравнивается кривая усталости с кривой накопленных частот за определенный срок службы, которая характеризует цикличность нестационарного ре жима нагружений, когда амплитуда циклов изменяется непрерывно. На такой кривой по оси сга откладывается максимальное напряже ние цикла, а по оси N — общее за срок службы число повторений циклов с максимальными амплитудами напряжений данной вели чины. Суммирование осуществляется в заштрихованной области.
Средняя повторяемость (плотность распределения амплитуд напряжений) и накопленная частота циклов относятся друг к другу как плотность вероятности к интегральной вероятности. Исполь зование при расчете кривой плотности распределения амплитуд равноценно по смыслу замене действительного нестационарного режима нагружений эквивалентным нестатистическим режимом.
§ 3. Действующие нагрузки в механизмах
Разнообразие работы и режимов использования вилочных по грузчиков не позволяет определить спектры нагрузок, свойствен ные любым эксплуатационным режимам. Такое определение весьма трудоемко как на стадии тензометрирования, так и на стадии ста тистического анализа напряженности конструкции. Существенное сокращение трудоемкости исследований при приемлемой точности результатов достигается некоторыми упрощениями и методи ческими примерами, основанными на результатах проведенных
194
выявления степени загрузки регистрация напряженности в выше названных узлах проводилась при грузоподъемности 25, 50 и 100%.
Обработка кривых производилась с помощью корреляцион ных таблиц, позволяющих получить двухпараметрическое опре деление характера изменения нагрузок. Был применен метод счета максимумов и минимумов кривой, взятой с осциллограмм про цесса нагружения. Полученные в корреляционной таблице рас пределения позволили получить гистограммы экстремальных зна чений и размахов нагрузок, действующих на механизмы погруз чиков. При заполнении таблицы, разделенной в соответствии с принятыми масштабами обработки осциллограмм на разряды, учитывались минимальные значения, лежащие слева от данного максимума. Каждая точка в квадрате таблицы (рис. 104) обозна чает событие, когда вслед за максимумом, попадающим в разряд е,., встречается минимум, попадающий в разряд п,-. Суммированием точек в каждом квадрате получается числовая корреляционная таблица. Вариационные ряды значений максимумов и минимумов
-а нимМи
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2? |
Максимумы |
|
i |
|
|
|
|
5 |
|
|
|
||||
|
|
<NJ |
|
g |
1 |
|
|
(X |
<c |
|
CNj |
<=! |
|
•4- toso |
*2 |
|
^? |
|
|
|
|||
|
|
о - |
1 |
|
|
V |
1 |
I |
I |
1 |
1 |
i |
t |
I |
I i |
i |
i |
1 |
|
|
|
||
|
|
Cxi |
r § |
|
|
|
|
|
|
o^ |
t o |
|
|
|
t o |
|
|
t o |
St* |
|
|
|
|
|
|
CXI |
|
|
|
|
|
|
|
tO |
•4- ^\ |
|
|
•st- |
|
? 1 I |
|
|
t ^ |
|
|||
|
|
|
|
|
CD |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
"О |
|
|
4t- |
|
|
lf> |
|
|
^ |
^> |
|
|
£ |
|
|
|
|
||||
А$У |
^> |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ttS |
|
|||||||||
I |
1 |
i 1 |
1 |
«S3 |
1 |
I 1 |
I |
|
1 |
i |
i |
I |
I |
1 |
1 |
J , |
I |
|
|||||
Со |
4 5 6 |
7 |
8 |
i D |
|
§3 |
|
eg |
|
|
17 |
Si |
S35? |
•4- |
|
|
|
||||||
A w |
^ |
/ J |
9 101112131415' |
19Id.21 |
2223242b2827 |
|
|||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ц |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
29Н76 |
65-60 J |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
276-25360-55 i |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
J |
|||||
253-23055-50 5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
||
00-20? 50-45 |
6 |
|
|
|
|
|
1 |
1 |
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
J |
|
207-М 45-40 7 |
|
|
|
|
|
1 |
1 3 |
|
I |
- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
||
m-isi 40-35 |
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
6 |
||
161-13835-30 9 |
|
|
- |
|
|
|
2 |
|
1 |
|
3 |
4 2 |
|
|
1 |
|
|
|
|
13 |
|||
138-11530-25 |
10 |
|
|
|
|
|
,6 6 |
2 2 1 2 |
1 |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
22 |
||||||
115-92 25-20 |
11 |
|
|
|
|
|
|
|
12 7 9 103 |
? 2 1 |
|
|
|
|
|
46 |
|||||||
$2-69 20-15 12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
25202329 8 3 |
|
|
|
|
|
|
108 |
|||||||
69-46 15-10 13 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
41¥t 5820 3 |
4 |
1 |
|
|
|
|
171 |
||||||
16-23 10-5 |
14 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
755049*102 |
|
|
|
|
|
178 |
|||||
23-0 |
5-0 |
15 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
935416105 |
|
|
|
|
|
178 |
|||
а-73 |
0 -5 |
16 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
56205 5 |
1 |
|
|
1 |
|
88 |
||
23-46 5 -10 17 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
29102 2 |
|
|
|
|
43 |
||||
16-59 10-15 18 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
15S |
|
|
|
|
|
18 |
||
69-92 15-20 19 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11 2 1 |
1 |
|
|
15 |
||||
92-115 20-25 20 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
1 |
|
|
|
3 |
||
115-13825-30 21 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
1 |
1 |
1 |
||
138-161JO-35 22 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
4 |
||||
161-18435-40 |
23 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2? |
|
&t<-4 |
ta> |
|
-=»- is . |
|
|
|
|
|
913 |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
g><*> |
|
|
|
|
|
|
Рис. 104. Корреляционная таблица обработки записи крутящего момента на полуоси электропогрузчика ЭП-201 грузоподъемностью 2 тс при работе в экс плуатационном цикле
196
-№ |
-92 |
0 |
92 |
184 М О 92 |
№ 230 |
Мр |
|
|
а) |
|
|
S) |
|
Рис. 105. Гистограммы распределения экстремальных |
значений |
(а) |
||||
и размахов |
(б) |
нагрузок |
согласно корреляционной таблице |
|
определяются суммированием цифр в таблице по горизонтали и вертикали. Просуммировав те же цифры по диагонали, получаем распределение размахов.
Метод учета экстремальных значений на кривой более под робно рассматривался в работах [4, 5].
Полученные в корреляционной таблице вариационные ряды
изображаются |
графически на |
гистограммах (рис. 105), которые |
||
облегчают подбор |
теоретических кривых. |
|
||
Следующим |
этапом статистической обработки |
является под |
||
бор аналитического |
описания |
для полученных |
вариационных |
|
рядов. |
|
|
|
|
Эмпирические графики распределения исследуемых параметров, даже при сравнительно большом количестве замеров, могут иметь некоторые отклонения в плотности распределения нагрузок от их фактического распределения. Чаще всего отклонения наблю даются в интервалах предельных максимальных нагрузок с малой вероятностью. Для выравнивания опытных данных по характери стикам эмпирических распределений целесообразно рассчитывать и строить теоретические кривые распределения.
Описание опытных данных теоретическими законами распре деления позволяет использовать аппарат теории вероятностей для совмещения интересующих интервалов независимых и малозави симых нагрузок, что очень важно для разработки методики рас чета деталей погрузчиков как на статистическую прочность по максимальным напряжениям, так и на усталость. Подбор кривых осуществляется с использованием методов математической стати стики, для чего подсчитаваются моменты распределения. При выборе типа кривых, помимо внешнего вида гистограмм, важную роль играет физическая сущность явления, к которому подбирается математическое выражение функции плотности распределения.
197
Как упоминалось ранее, распределение нагрузок в механиз мах погрузчиков зависит от случайных факторов. Распределе ние случайных величин в большинстве случаев подчиняется нор мальному закону, что подтверждает вид гистрограмм максимумов и минимумов. Размахи хорошо описываются экспоненциальным законом, широко используемым в теории дискретных случайных процессов с непрерывным временем.
По кривым нагрузок на осциллограммах можно представить процесс как непрерывный, с дискретным изменением средней ве личины амплитуд в каждом цикле.
Выборочная проверка гипотез о законах распределения по результатам обработки осциллограмм по критерию согласия Пир сона х 2 показала, что уровень значимости находится в пределах 0,2—0,3 и выше. Следовательно, вероятность того, что законы подобраны правильно, равна 0,2—0,3, и поэтому гипотезы о рас пределении нагрузок можно считать приемлемыми.
В результате исследований определено число колебаний на грузки и функции ее распределения в основных механизмах по грузчиков. Сопоставление нагруженности механизмов в режиме длительных испытаний в условных циклах с их нагруженностью в наиболее специфических эксплуатационных циклах показало, что спектры нагрузок практически не отличаются.
Для удобства использования при расчетах целесообразно функции плотности распределения амплитуд нагрузки и спектры строить в относительных величинах, т. е. когда по оси абсцисс
откладывается |
коэффициент |
нагрузки |
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
К |
= |
м |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
н |
м т а х |
с т |
' |
|
|
|
где |
М — истинное значение |
нагрузки, |
возникающее в меха |
|||||||||
|
|
|
низме |
в |
определенный |
момент |
времени |
работы; |
||||
М т а х С Т |
— максимальная |
статистическая |
величина |
нагрузки |
||||||||
|
|
|
в механизме в данных |
условиях. |
|
|
||||||
За |
максимальные |
статистические |
нагрузки |
принимались: для |
||||||||
механизма |
передвижения —• момент |
на |
полуоси груженого по |
|||||||||
грузчика, |
для |
заднего |
моста — нагрузка на |
колесо погрузчика |
||||||||
без груза, |
для |
грузоподъемного |
механизма — нагрузка |
с грузом. |
Было установлено, что статистические параметры распределений нагрузок, выраженные через коэффициент нагрузки Кн (средние Кн и средние квадратичные отклонения а), при работе погрузчиков с номинальным грузом оказывались близки для различных типов погрузчиков (табл. 23).
Кривые плотности распределения амплитуд нагрузки (/Сн)а> рекомендуемые для расчета долговечности механизмов погруз чиков, показаны на рис. 106.
Полученные в результате экспериментальных исследований функции плотности распределения амплитуд нагрузки показывают, что наибольшая опасность разрушения деталей по усталостной
198