ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 151
Скачиваний: 1
15. Трудности «принятия» кибернетики. Проблема живого и мыслящего
Важная функция тех существенных новых моментов, которые кибернетика вносит в фундаментальные фило софские принципы и понятия, касается проблем жизни и мышления.
В связи с развитием работ в области моделирования интеллектуальных процессов, поведения, определенных форм человеческой деятельности «традиционные» вопро сы о природе мышления приобрели большую остроту. В чем природа процессов жизни и мышления? В каких си туациях эффективнее всего изучать проявления «идеально го»? Можно ли применять арсенал идей и средств киберне тики в естественнонаучном изучении и философском ос мыслении механизмов диалектического перехода от одно го уровня организации материи к другому — от неживой материи к живой, от психики животных к сознанию чело века?
Колоссальна конкретно-научная сложность этих вопро сов. Неоспоримо, что добывание ответа на них не состав ляет прерогативу (и бремя!) какой-либо о д н о й науки — будь то наука о жизни, психология или кибернетика. Сама постановка их — и «идейное руководство» комплексом на ук, их решающих,— ложатся на плечи философской мысли. Здесь приходится подчас преодолевать «молчаливое» со противление тех, кто привык подходить к ним с «узкоспе циальной» точки зрения. На Западе в этом отношении оп ределенное влияние на мышление исследователей оказы вают установки неопозитивизма. Однако для проницатель ных мыслителей фундаментальность «проблемы сознания» не вызывает сомнения. В этой связи показательны следую щие слова Е. Вигнера: «С психолого-эпистемологической точки зрения любопытно отметить, что хотя сознание — единственное явление, о котором мы знаем из непосред ственного опыта, многие отрицают его реальность. Люди обычно пытаются уклониться от ответа на вопрос: если все, что существует,— всего лишь сложные химические процессы, протекающие в вашем мозгу, то почему вас так интересует, в чем состоят эти процессы?» (Е. Вигнер, 1971,стр. 162).
Неопозитивистскому игнорированию проблем сознания
102
и мышления противостоят диалектико-материалистические представления. Правда, их проведение на кибернетическом материале в обстановке, когда материализм развивается,
меняет, говоря словами Энгельса, свою |
форму, оказалось |
|
процессом сложным и противоречивым. |
Как |
отмечали |
А. Я. Ильин и В. Н. Свинцицкий (1970, стр. |
94), некото |
рые отечественные ученые, формально, декларируя диа лектико-материалистические тезисы, по существу продол жали в рассматриваемом вопросе традиционную линию классического механистического материализма, считая ме тодологически неправомерной, «лженаучной» саму поста новку вопроса о наличии функциональных аналогий меж ду живыми организмами и автоматами, принятую в кибер нетике. Чрезмерно противопоставляя сознание (как иде альное) материи, они отвергали всякие попытки выявле ния общих закономерностей работы мозга и кибернети ческих машин как механистическое «сведение» высших форм движения материи к низшим, стремясь философски обосновать «табу» на использование кибернетических и ма тематических идей и методов в теоретической биологии, в частности в генетике и теории эволюции. Конечно, во многих случаях активное неприятие кибернетики, в част ности приложений математико-кибернетических методов в науках о жизни и в исследовании общественных процессов, объяснялось простым консерватизмом — философская ар гументация в таких случаях «притягивалась за уши» для оправдания субъективистского негативного отношения к новым научным идеям. Но в этой ситуации был и прин ципиальный момент: попытки «решать естественнонауч ные проблемы, требующие экспериментального обоснова ния, непосредственно исходя из философских постулатов, или объявлять одну конкретно-научную теорию «подлин но» диалектико-материалистической, а другую нет, имеют мало общего с диалектико-материалистической методоло
гией. |
Скорее это пережиток старой |
натурфилософии» |
(Б. В. Бирюков, А. Я. Ильин, В. Н. |
Свинцицкий, 1970, |
|
стр. 43). |
|
|
Новые проблемы, выдвигаемые естествознанием, тре |
||
буют |
и теоретического, и экспериментального изучения. |
К таким проблемам принадлежит проблема «перехода» от неорганической материи к органической, от неощущаю щей к ощущающей, проблема, которая все настойчивее интересует ныне научное познание.
103
Общеизвестны успехи в исследовании специфических для всей живой материи биохимических процессов вза имодействия белков и нуклеиновых кислот; осознана ин формационная природа наследственности, механизмы ко дирования «команд», передаваемых организмами своим по томкам. В значительной мере благодаря кибернетике ра боты в области генетики, теории эволюции и нейрофизио логии были сведены в «единство» системно-структурным подходом — этой «спецификацией» диалектико-материа листических установок, ориентирующей биологов, нейро физиологов и психологов на определение и общих, и спе цифических закономерностей различных «этажей» органи зации живой материи с целью раскрытия сложной иерар хии живого, завершающейся «ноологическим» этапом — мыслящими существами. Иллюзия о том, что искомые ес тественнонаучные закономерности перехода к ощущаю щей материи», а от нее — к «материи мыслящей» могут быть «выведены» из общефилософских постулатов, пол ностью изжила себя. Оказалось, что для описания некото рых аспектов таких закономерностей, основанного на дос-
. таточно сильных упрощениях (например, для разработки моделей эволюции, развития биогеоценозов, тех или иных видов отбора и т. п.), необходимо привлекать развитый ма тематический аппарат: средства теории вероятностей и математической статистики, аппарат дифференциальных уравнений, алгебры и др.38 Где уж тут обходиться обще философскими тезисами, если к громадной эксперимен тальной работе (требующей к тому же — как это имеет
38 Литература по этим вопросам уже очень обширна и в значи тельной мере сосредоточена в продолжающемся издании «Проб лемы кибернетики»; в выпуске 16 мы находим статью О. С. Ку лагиной и А. А. Ляпунова (1966), где используются марковские цепи, статьи: Т. И. Эман (1966), Ю. И. Гильдерман (1966), в которых применен аппарат дифференциальных уравнений'
втом же 1966 г. обзор видов математических моделей биогеоцено зов был дан И. А. Полетаевым (1966). Материал по математиче ским моделям биологических явлений был обильно представлен и
впоследующих выпусках, причем выпуск 25 (1972) целиком по
священ |
математической |
биологии |
(здесь следует отметить, |
в частности, статью А. А. Ляпунова. |
1972). Укажем также пере |
||
водную |
книгу П. Морана |
(1973; на |
английском языке книга |
вышла в 1962 г.), посвященную статистическим методам в ис следовании генетики популяций; в предисловии автора к рус скому изданию мы читаем: «Математическая генетика — это, по существу, ветвь прикладной математики» (П. Моран, 1973,
стр. 4).
104
Место в исследованиях биохимических механизмов пере работки наследственной информации — сложнейшей аппа ратуры) присоединилась ныне необходимость построения убедительных математических моделей (описаний) про цессов движения от неживого к живому и мыслящему!
Сказанное в отношении общефилософских принципов справедливо также и относительно общих понятий и пред ставлений кибернетики. Бесспорно, что последняя, развив качественно новый — «интегральный», «системно-струк турный» — подход в исследовании сложных процессов, служит для науки о жизни, психике и мышлении источни ком новых идей, нового «видения» их «мира», что практи куемое ею исследование механизмов саморегуляции, само организации и «уменьшения» энтропии, общих для многих классов систем живой и неживой природы, весьма расши ряет кругозор, «идейное поле» упомянутых наук. Но было бы ошибкой не видеть того, что реальный эффект приложения кибернетики в науках о жизни и психике следует ожидать не от «общекибернетических разговоров» на темы этих наук и не от «перифразы» понятий послед них в терминах «управления» и «информации», а от при менения стимулированного духом кибернетики математи ческого аппарата, от построения математических моделей и математически (алгоритмически, теоретико-информаци онно, математико-физически, логико-математически и т. п.) сформулированных гипотез, подлежащих сопостав лению с реальностью с помощью биологического или (и) машинного эксперимента.
В свете сказанного, с одной стороны, ясна беспочвен ность «обвинений» кибернетики в том, что при приложе ниях к изучению явлений жизни и психики она игнориру ет специфику объектов исследования (ведь кибернетико математические методы попросту невозможно применять, если не использовать данные собственно биологических п физиолого-психологических исследований): любое про тивопоставление математико-кибернетического подхода «традиционным» приемам исследования систем живого и мыслящего методологически несостоятельно. С другой стороны, видна колоссальная трудность ф а к т и ч е с к о - г о проведения в исследованиях очерченного выше синте за экспериментально-биологических (и психологических), с одной стороны, и математико-кибернетических, с другой, методов, так как этот синтез предполагает добротный
І05
Перевод» представлений и результатов одной области Ий язык другой.
Неразработанность методов этого «перевода», связан ные с этим трудности биолого- и психолого-кибернетиче ских исследований питают почву для умонастроений раз ного рода «принципиальных запретов». Такие умонастро ения характерны, например, для некоторых философов-нео- томистов, отрицающих вклад кибернетического модели рования психики и мышления в раскрытие «тайн» феноме на сознания. Аргументация представителей неотомизма — П. Косса, В. Васмута и др.— по существу сводится к сле дующему (А. Я. Ильин, В. Н. Свинцицкий, 1970; см. также: Б. В. Бирюков, А. Я. Ильин, В. Н. Свинцицкий, 1970, стр. 44—45): выполнение каких-либо функций ин теллекта принципиально недоступно машинам, — машины материальны, мысль же есть духовная субстанция, «мо ста» между материальной и духовной субстанциями нет.
Здесь уместно отметить, что с начала философско-ки бернетических работ в нашей стране рцд представителей современного объективного идеализма (или родственных ему философских направлений) стали высказывать взгляд, что диалектико-материалистический подход в этой области родствен установкам христианской теологии. Например, еще в I960 г. П. Наслен, оперируя обзором заседания уче ного совета ИАТ АН СССР (Москва), посвященного 50-ле тию выхода в свет книги В. И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» (см. «Автоматика и телемеханика», 1959, т. XX, № 7, стр. 999—1000), утверждал, что марксис ты и христиане, представляющие наиболее распространен ные в современном мире идеологии, «вопреки всем ожи даниям придерживаются весьма близких точек зрения на соотношение человека и кибернетических машин. Оба уче ния одинаково провозглашают высокое превосходство че ловека, единственного носителя сознания и мышления — атрибутов, носящих материальный характер для одних, имеющих божественное происхождение — для других» (Р. Naslin, 1960, р. 132); отсюда Наслен сделал вывод, что душа христианских идеалистов и сознание марксистских материалистов играют одинаковую роль.
Разумеется, заключения французского ученого безосно вательны: противоположные решения основного философ ского вопроса диалектическим материализмом и объектив ным идеализмом проводят резкую грань между
106
развиваемыми ими философскими интерпретациями работ по моделированию интеллектуальных процессов. Примеча тельно, однако, вот что: высказывания П. Наедена свиде тельствуют о том, что чрезмерное, преувеличенное проти вопоставление материального и идеального, характерное для некоторых метафизически мыслящих материалистов (такое противопоставление сквозило в высказываниях от дельных консервативно мыслящих наших философов), не осталось незамеченным зарубежными учеными, склоня ющимися к идеализму в философских вопросах науки (Б. В. Бирюков, А. Я. Ильин, В. Н. Свинцицкий, 1970).
В этой связи полезно обратиться к некоторым идеям, сформулированным В. И. Лениным в книге «Материализм и эмпириокритицизм». Критикуя в § 8 («Как мог И. Дицген понравиться реакционным философам») главы IV И. Дицгена за то, что последний в понятие материи вклю чал и мысли, В. И. Ленин писал: «Что мысль и материя «действительны», т. е. существуют, это верно. Но назвать мысль материальной — значит сделать ошибочный шаг к смешению материализма с идеализмом» 39. При включе нии мысли в материю утрачивает смысл теоретико-позна вательное противопоставление материи духу, возникает путаница. «Что это противопоставление должно быть «чрезмерным», преувеличенным, метафизическим, это бес спорно... Пределы абсолютной необходимости и абсолют ной истинности этого относительного противопоставления суть именно те пределы, которые определяют направление гносеологических исследований. За этими пределами опе рировать с противоположностью материи и духа, физиче ского и психического, как с абсолютной противоположно стью, было бы громадной ошибкой» 40. Эти идеи, о которых мы уже говорили в § 6, определяют постановку киберне тической проблемы машины и мышления в ее философ ском аспекте.
Мышление — человеческое мышление, ибо другого мышления наука (пока?) не знает,—представляет собой функцию, проявление человеческого мозга. Рассматрива емое со стороны своего с о д е р ж а н и я , оно есть отобра жение, построение образов действительности. Эти образы даны человеку в его сознании. Научное мышление, т. е.
39В. И. Ленин. Полпое собрание сочинений, т. 18, стр. 257.
40Там же, стр. 259,
107
процессы мышления многих людей, создающие объектив ное з н а н и е о действительности, реализуется в деятель ности личностей, в работе их (субъективных) сознаний; научное мышление — это совокупное проявление духов ных активностей людей, направленных на внешний мир с целью получения знаний о нем, — по мере развития ци вилизации приобретает все больший «вес» в той деятель ности, в которой создается «очеловеченная природа». «Очеловечение природы» совершает общество: человек — отдельный человек, личность — всегда принадлежит опре деленной социальной среде, определенному «социуму»; по этому и говорят о человеке как об о б щ е с т в е н н о м ч е л о в е к е : ведь личность это не «абстрактный индивид* «философских робинзонад» прошлого. Действуя в мире и изменяя его посредством целеполагающей общественно трудовой деятельности, человек, так сказать, вносит в него разумное начало. Из всего сказанного получится, что хотя мышление как свойство высокоорганизованной материи — мозга человека — реализуется материальными процессами высшей нервной деятельности, сами эти процессы еще не «задают» его содержания. Последнее формируется отноше нием общественной личности («субъекта») к внешнему миру и только через это отношение может быть раскрыто.
В применении к проблеме философского осмысления кибернетического моделирования интеллектуальных про цессов это, по-видимому, означает целесообразность раз личения двух главных т и п о в такого моделирования. Первый тип — это моделирование с о д е р ж а н и я интел лектуальной деятельности, не предполагающее (явного, во всяком случае) учета ее человеческих «процессуальных форм». Применение современных ЭЦВМ для решения вы числительных задач — типичный пример такого моделиро вания. Другой тип моделирования — это представление (в математических или математико-логических формах, с
помощью программ для ЭЦВМ и их применения) |
ф у н к |
ц и о н а л ь н ы х м е х а н и з м о в (алгоритмов), |
«заве |
дующих» сложными формами деятельности мозг?. Хотя такое моделирование — важнейшей его «ветвью» является эвристическое программирование — отнюдь не всегда ве дется непосредственно в целях познания функциональных структур мозга, важность его для понимания закономерно стей мышления как процесса отражения субъектом внеш него мира очевидна.
І08,
Модели второго типа (и тем более модели первого ти п а ) — «информационно-функциональные модели интел лекта» — не «копируют» физиологических структур мозга. Это модели не непосредственно биологических субстратов
мозга (хотя возможны — |
и создаются — и такие модели), |
а ф у н к ц и о н а л ь н ы х |
механизов высшей нервной дея |
тельности — того, что иногда называют «алгоритмами рабо ты мозга» (А. В. Напалков, 1964; В. И. Черныш. А. В. На палков, 1964; А. В. Напалков, 1971). Иначе говоря, подход, реализуемый в моделях второго типа, означает моделиро вание процессов интеллектуальной деятельности человека с одной определенной стороны: с точки зрения выявления принципов переработки информации человеком — инфор мационных структур человеческого мозга.
Ясно, что очерчиваемый кибернетический подход вскрывает известный «изоморфизм» процессов переработ ки информации в человеческом интеллекте и в киберне тических устройствах: там, где есть «модель», обязательно присутствуют и «изоморфизм» или родственные ему отно шения (Ю. А. Гастев, 1964, 1970). Но из этого, конечно, нисколько не вытекают заключения о «тождественности» или о физическом, «субстратном» совпадении или подобии систем управления различной материальной природы. Здесь уместно вспомнить о диалектико-материалистиче ской критике вульгарно-метафизических представлений о сходстве ощущений со свойствами вещей.
Как известно, ощущения человека (и животных) соот ветствуют качествам, свойствам вещей, согласуются с ни ми, но они не могут «совпадать» с ними в смысле: «быть тем же»41; ощущения определяются не только свойствами вещей,— они зависят и от мозга, от строения системы органов чувств организма. Этот методологический прин цип естественно применить и к проблеме машинного моде лирования мышления, и тогда получится, что «функцио нально-информационные» модели мозга могут отображать интеллектуальные и нейродинамические процессы лишь с той степенью адекватности, которая допускается их «воз можностями», например, характером данной программы или особенностями самой ЭЦВМ. И говорить здесь о ка ком-то «буквальном дублировании» процессов интеллек туальной деятельности было бы странным.
и П. И. -Ленин. Полное собрание сочинений, т. 18, стр. 115.
109