ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 150
Скачиваний: 1
Диалектико-материалистический подход к проблеме мышления, к пониманию природы идеального противосто ит не только вульгарно-метафизическим рецидивам, но и тем формам современного объективного идеализма, кото рые стараются опереться на науку. Речь идет о различных философских вариантах томизма, вариантах, наиболее яркий из которых связан с именем Тейяра де Шардена (см. русский перевод одной из основных его работ: Тейяр де Шарден, 1965). Вразрез с традиционной томистской философией, «прохладно» относящейся к результатам нау ки, современные томистские модернисты, развивая идеи панпсихизма и идеалистической телеологии, оперируют научными, в том числе и кибернетическими аргументами, В. Н. Свшщицкий проанализировал «кибернетические» взгляды одного из них — Ч. Дечерта, автора статьи «Ки бернетика и человеческая личность». Установки Дечерта ясно видны из тех его слов, где он Говорит о том, что «ки - бернетика может видоизменить традиционный марксизм и что кибернетика, благодаря развиваемому ею анализу процессов обучения и самоуправляемого поведения, а так же благодаря признанию роли рационального начала и ценности, может явиться мостом, связующим гуманисти ческую традицию христианства с современным научно операциональным разумом» (С. R. Dechert, 1965, р. 10).
Концепция Дечерта родственна теории космического антропоцентризма Тейяра де Шардена с такими положени ями последней, как тезисы о первичности психического в универсуме и о космическом бытии духовного начала, о со знании как цели развития материи. Но тейяровокое по нимание всемирной эволюции и его христианский финэлизм у Дечерта подвергаются своего рода «кибернетиче скому опошлению»: теологические представления облача ются в одежды схем переработки информации, управля ющих систем и обратных связей (подход, с которым вряд ли согласился бы Тейяр).
Это примечательное обстоятельство. Математико-ки бернетические и информационные интерпретации процес сов биоэволюции как функционирования иерархически организованных самоорганизующихся структур позволяют раскрывать такие механизмы эволюции, которые до этого оставались в тени; поэтому их нельзя игнорировать при попытках осмыслить мир живого, мыслящего и социально го. Ч. Дечерт и пытается использовать кибернетические
110
Понятия для представления в виде «кибернетической Мбдели» той картины универсума, которая была развернута Фомой Аквинским. (В приложении к своей статье, озаглав ленном «Томистская модель человека как самоуправля ющейся системы», Дечерт приводит подборку высказыва ний этого ведущего авторитета католической философии, распределенных по рубрикам: «Органы чувственного вос приятия», «Внутренний информационный процесс» и т. д. вплоть до заключительной — «Связи между богом и нема териальным универсумом».) «Модель» эта рисуется в виде иерархической системы управления, высшим «управляю щим звеном» которой является бог: это «модель» человека в универсуме, управляемом богом. Поэтому основными ее компонентами (помимо бога и отдельных личностей) яв ляются такие проявления духовной жизни человека, как «интеллектуальные способности», «ощущения», «вооб ражение», «память» и т. п. «Анализируя» информационные связи, будто бы имеющие место в этой кибернетизирован ной «модели», Дечерт выделяет «прямые связи», идущие от бога, и «обратные связи», воплощающиеся в молитвах верующих. Эта «модель», общая схема которой, по мнению Дечерта, извлечена им из «Summa Theologica» Фомы, аран жируется им в духе идей, родственпых тейяровскому транс формизму: если не говорить о боге, то именно человек ока зывается в центре эволюционной структуры универсума и своего рода «пружиной развития» в эволюционном про цессе.
Нечего и говорить, что кибернетические аргументы ма ло помогают Дечерту в обосновании его концепции. В об щем он остается в философских рамках традиционного томизма, трактуя человеческое мышление и материю как отдельные субстанции. Как справедливо отмечают А. Я. Ильин и В. Н. Свинцицкий (1970), кибернетика ока зывается у него чисто внешним облачением. Это и не уди вительно, ибо реальные достижения кибернетики совсем не созвучны объективно-идеалистической интерпретации природы и мышления.
16. Обобщение понятия машины. Автоматизация и основной гносеологический
результат кибернетики
Характерной особенностью подхода кибернетики ъ проблеме изучения нейродинамических и интеллектуаль ных процессов, заметил В. М. Глушков, являются уста
новки |
на их м о д е л и р о в а н и е и на а в т о м а т и з а |
ц и ю |
умственного труда. «Моделирование представляет |
собой познавательный аспект проблемы, а автоматизация прикладной» (В. М. Глушков, 1966, стр. 3). Эти установ ки порождают ряд важных в философском и практическом отношениях вопросов. В их числе — осмысление того обоб щения понятия машины, которое принесла кибернетика, рассмотрение проблемы возможностей автоматизации ин теллектуальных процедур и их социальных аспектов.
Сначала о понятии машины. К нему следует подходить исторически. В частности, необходимо учитывать разли чие между понятием машины в XIX в. и современными представлениями о ней. В прошлом столетии преобладали два рода машин: машины-двигатели и рабочие машины; в реальной практике они различным образом комбиниро вались друг с другом. Рассматривая черты машинной тех ники XIX в., К. Маркс писал: «Всякая развитая совокуп ность машин [entwieckelte Maschinerie] состоит из трех существенно различных частей: машины-двигателя, пере даточного механизма, наконец машины-орудия, или рабо чей машины»; «...рабочая машина — это такой механизм, который, получив соответственное движение, совершает своими орудиями те самые операции, которые раньше ра бочий совершал подобными же орудиями42. Подчеркнем, что Маркс не дает о п р е д е л е н и я машины, годного для любых машин, — тем более для будущих машин и систем машин. Он имеет целью охарактеризовать современную ему «развитую совокупность машин». Не удивительно, что под эту характеристику не подпадает такой издавна известный механизм, как часы, — «первый автомат, упо требленный для практических целей» 43. Тем более под нее не подходят современные вычислительные машины и дру гие кибернетические устройства.
42 К. Маркс. Капитал, т. I, стр. 378—379.
41 К. Маркс, Ф. Энгельс. Избранные письма. 1947, стр. 137.
112
Но у К. Маркса была, конечно, и более общая йДея машины — как созданного человеческой рукой органа че ловеческого мозга44. Развитие кибернетики подчеркнуло плодотворность этой идеи. Оно привело к тому, что сущест вовавшее ранее общее понятие машины — понятие, с ко торым К. Маркс связывал и автоматическую систему ма шин (машинами здесь выполняются все необходимые ра бочие операции без какого-либо вмешательства человека; рабочий осуществляет лишь общий контроль за механиз мами; см.: А. А. Зворыкин, Н. И. Осьмова, В. И. Чернышев, С. В. Шухардин, 1962, стр. 114— 115), — значительно расширилось по своему содержанию. Это было связано с тем, что начиная с 40-х годов нашего столетия началось стремительное конструирование и применение машин, ко торые ни в XIX, ни в первых десятилетиях XX в. не полу чили сколько-нибудь заметного распространения,— машин для переработки информации. Современные быстродейст вующие цифровые вычислительные, информационно-логи ческие и управляющие машины, разнообразные электрон ные и иные автоматы служат не для преобразования энер гии из одной формы в другую с целью приведения в дейст вие машин-орудий и не для производства промышленной продукции, а для осуществления процессов сбора, хране ния, передачи и переработки информации, необходимых при автоматизации математических вычислений и логиче ских выводов, актов управления и принятия решений и т. п. Но это означает, что содержание понятия машины меняется: оно обогащается за счет ряда важных свойств, характеризующих машины, рассматриваемые в кибернети ке (хранение и переработка информации; использование в числе принципов работы машины вероятностно-статисти ческих закономерностей; «обогащение» поведения машины результатами собственной «истории», и др.).
Кибернетические устройства служат для усиления не физических воздействий мускульной силы человека, а не которых операций, процессов и т. п. его мыслительной дея тельности. Поэтому, как справедливо подчеркивают ряд ав торов (например, А. И. Прохоров, 1964), для современной науки понятие машины имеет более общий характер, нежели для науки XIX столетия. Говоря о машине, мы часто имеем в виду осуществляемые ею процессы нерера-
44 «Большевик», 1939, № 11—12, стр. 63.
113
ботки информаций; пройсходящйе в машине процессы энергетического характера часто интересуют нас лишь по стольку, поскольку они связаны с процессами передачи и переработки информации.
Учитывая то новое, что внесла кибернетика в наше представление о машине, следует, однако, не упускать из виду гносеологический аспект понятия машины. Диалекти ко-материалистическое понимание машины исходит из того, что она является средством развития, совершенство вания, «усиления» естественных сил человека. Согласно этому пониманию, машина служит для увеличения мощи человека, для умножения его возможностей, связанных с осуществлением разнообразных трудовых, производствен ных процессов, а вовсе не для какого-то «вытеснения» чело века из процесса создания материальных и духовных цен ностей. Речь при этом идет не только о трудовых процессах, связанных с преобразованием формы энергии или с воз действием на вещество природы, на объект труда, но, как мы знаем, и о процессах управления и информационных процессах, без которых немыслимо материальное произ водство. Тезис о машине как средстве расширения возмож ностей человека в любых областях его деятельности — в области интеллектуальной деятельности, умственного труда не меньше, чем в областях, которые по традиции относи мы к областям физического труда,— получил дальнейшее развитие в кибернетике, в разработке современных ЭВМ и автоматов, гигантски расширяющих мощь человеческого разума.
Расширение понятия машины выдвигает задачу мето дологического анализа проблемы о с о о т н о ш е н и и воз м о ж н о с т е й о б щ е с т в е н н о г о ч е л о в е к а и к и б е р н е т и ч е с к и х у с т р о й с т в — машин для перера ботки информации. Эта проблема является конкретизацией идей, группирующихся вокруг основного гносеологическо го результата кибернетики. Последний состоит в том,
что любая область деятельности людей (в том числе дея тельности интеллектуальной), описанная на языке с чет кой семантикой, может быть в принципе передана машине. Методологическая функция этого результата весьма серьезна — из него следует недопустимость каких-либо априорных ограничений возможностей кибернетических устройств, в том числе устройств, могущих появиться в бу дущем, при любом мыслимом развитии цивилизации. Од
114
нако реальная «применимость» его основана на том, что он предполагает абстракцию п о т е н ц и а л ь н о й осущест вимости. Отказ от этой абстракции переводит проблему возможностей кибернетических устройств в вопрос о ф а к т и ч е с к о й осуществимости (на данной ступени развития науки) математико-логической формализации (в том или ином, быть может, и «ослабленном» — например, в духе эвристического программирования — смысле) задач неко торого класса и автоматизации их решения с помощью имеющихся в распоряжении цивилизации кибернетических машин и автоматов.
Фактическая осуществимость определяется достигну тым (на данном этапе истории) уровнем науки и кон структивными (инженерными) возможностями человече ства, возможностями общества (обществ) в оперировании определенными массами вещества и энергии, его способно стью реализовывать процессы определенных пространст венно-временных масштабов и сложности.
Сказанное означает применимость (кибернетических) машин — и связанных с ними идей и теорий — к любой сфере интеллектуальной деятельности человека, в которой на данной ступени науки и техники открылась реальная возможность строгого, на языке современной формальной логики и математики, выражения тех или иных закономер ностей. Ибо применение машины для автоматизации лю бого трудового процесса или процесса переработки инфор мации человеком, для моделирования процесса его интел лектуальной деятельности необходимо предполагает выра жение закономерностей соответствующих областей с по мощью строгих математических и логико-математических средств. Использование современных вычислительных и информационных машин для решения задач, возникающих в естественных и гуманитарных науках, требует поэтому широкого применения средств математики и логики в об ластях, относящихся к изучению природы, общества и че ловеческого мышления.
Опыт развития науки (и кибернетики в том числе) убе ждает в подвижности границы между потенциально воз можным и реально достижимым. То, что вчера рассматри валось лишь как потенциально осуществимое, становится сегодня или будет завтра осуществимым реально. Граница между потенциальным и реальным всегда существует, но она сдвигается в ходе развития науки и практики; в этих
115
сдвигах — живом воплощении диалектики |
абстрактно- и |
||
реально-возможного — и состоит |
прогресс |
кибернетики. |
|
Однако в сомой этой диалектике |
еще не заключено |
н а |
|
п р а в л е н и е прогресса: последнее детерминировано |
со |
циальными факторами, в том число характером и ведущи ми линиями научно-технического развития как неотъемле мого элемента социального развития вообще. В понятие конструктивных возможностей человечества на данной ступени социального развития с необходимостью включа ется — как ведущий — социальный фактор: инженерная де ятельность людей протекает в определенных обществах, социальных структурах, в определенных социально обу словленных формах. Как справедливо подчеркнул В. М. Глушков, вопрос о соотношении возможностей ин формационной машины и мышления человека должен ре шаться «прежде всего в и с т о р и ч е с к о м плане и лейшт. поэтому вне компетенции кибернетики или другой естест венной науки» (В. М. Глушков, 1963, стр. 17).
Существенная черта человеческой деятельности — ее целенаправленный характер. Поэтому ответ на вопрос с реальных возможностях кибернетических устройств па данном этапе социально-исторического и научно-техниче ского развития зависит не только от достигнутых кон
структивных возможностей общества, но и |
от характера |
ц е л е й , которые оно ставит. Рассматривая |
перспективы' |
кибернетики, вполне можно допустить поэтому ситуации, когда некоторое направление технико-кибернетического развития, реально осуществимое на данной исторической ступени, окажется в стороне от главных целей, которые ставит общество, и в силу этого не получит (полностью или в существенной части) реализации. Можно предста вить себе, что такой целью может оказаться, например, создание антропоморфных («человекоподобных») киберне тических устройств.
В период становления кибернетики в научной и попу лярной литературе оживленно обсуждался вопрос о возможности «мыслящих машин». В настоящее время осо знано, что для строгой постановки этого вопроса — в той мере, в какой она возможна — наука (в частности, психо логия) еще не выработала требуемых точных понятий.
Проблеме определений (вернее, отсутствию определе ний) разума человека и «машинного интеллекта» в кибйр- нетико-методологической литературе уделяют немало з
116
внимание. На I Международном конгрессе по кибернетике (Лондон, 1969) об этом говорил, например, президент
Международной |
ассоциапии |
кибернетики Ж. Буланже |
|
(Намюр, Бельгия) (G. |
R. |
Boulanger, 1970; ср. обзор: |
|
Б. В. Бирюков, |
1970 6). |
Так, |
ставится вопрос о выработке |
определения разума, не связанного с теми или иными фор мами его «реализации». Однако на этом пути возникают большие трудности. Легче описать (хотя бы на примерах) некоторые характерные черты мышления — такие, как его «творческий» характер или способность, в определенном смысле, «создавать» новую информацию. Однако проблема по сути дела все вновь и вновь возвращается к феномену сознания. И естественный тезис о том, что о наличии со знания у системы можно судить только по ее поведению, позволяет выдвинуть гипотезу о невозможности какого-то' «абсолютного» определения сознания.
Конечно, при любом разумном определении мышления бесспорно, что современные кибернетические машины не мыслят. Нередко употребляющееся выражение «мыслящие машины» служит просто для того, чтобы подчеркнуть факт сходства в функционировании современных автоматов (со ответствующим образом запрограммированных ЭЦВМ, специализированных кибернетических устройств и т. п.) и работы мозга, деятельности человеческого мышления. Убедительным в философском плане представляется гипо
теза о том, |
что машины и не будут мыслить к а к ч е л о |
в е к — как |
разумное существо, живущее в человеческом |
обществе, имеющее интеллектуальные (и иные) п о т р е б ности, обладающее сознанием и самосозпанием и поль зующееся естественным языком для обмена мыслями с другими разумными существами.
Методологически осмысленным эквивалентом (уточне нием, экспликатом) вопросов об определений созйанйя, интеллекта и о возможности «мыслящих машин» являются задачи кибернетического моделирования интеллектуалъ-' ных процессов. Кибернетика — и создаваемые в русле ее концепций преобразователи информации и программы ДляЭЦВМ — открывает все более широкие возможности выхо да в глубокие области формализованного представления и модельного воспроизведения мыслительных процедур. Осо бую роль здесь призваны сыграть эвристические методы: разработка программ, имитирующих свойственные чело веку приблизительные обобщения и аналогии; разработка
ІІ7