ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 177
Скачиваний: 1
Для «апализа личности» не только в патологий, по и в нор ме, при решении, скажем, вопроса о степени «готовности» личности к творчеству, о ее склонности к тем или иным областям знания — техническим, физико-математическим, естественным, гуманитарным и т. п. (Б. Сегал, М. Дукаревич, Л. Собчик, Л. Мустаева, 1971; И. Тонконогий, В. Мурзенко, 1971; Г. Г. Воробьев, 1972).
Итак, задачи учета «человеческого фактора» касаются не только вопросов «стыковки» человека и автомата — та ких, как выявление особенностей деятельности по приня тию решений человеком в системах, состоящих из автома тов и людей; как морально-психологическая подготовка работников, действующих в таких системах; как согласо вание сложной автоматической техники с действиями че ловека, управляющего ею. В неменьшей мере они охваты вают и «человеческие» — психологические и социально психологические — аспекты «человеко-человеческих» си стем. Выдвижение на первый план этих аспектов, выражающееся, в частности, в том большом внимании, ко торое проявляют ныне к гуманитарному знанию предста вители «инженерии» и «точных» наук, и, конечно, состав ляет ведущую черту очерченной в этом параграфе гума нитаризации.
12. Общенаучные понятия
Остановимся теперь еще на одном интересном явлении в динамике науки. Речь идет о превращении ряда понятий, поначалу возникших в той или иной конкретной области
(в математике, логике, |
технических науках), в о бще на - |
у ч II ы е я о II я т и я, т. |
е. понятия, применимые в целом |
ряде наук. Ныне, в науке второй половины XX в., общена |
|
учными стали понятия |
алгоритма, информации, обратной |
связи, динамической |
системы, управления, организации, |
надежности, исчисления, модели, интерпретации, изомор физма, симметрии и др. Обнаружилось, что эти понятия имеют глубокое гносеологическое содержание; многие из них приближаются по своему характеру к философским категориям. Для некоторых, например, характерен приз нак «парности», считающийся, как известно, типичной чер той ведущих философских понятий («количество» — «каче ство»; «абстрактное» — «конкретное» и т. д.). Например, понятию организации сопоставляется понятие дезорганиза-
202
дни (С. Бир, 1965), с понятном надежности «сопряжено» понятие ненадежности, в котором мыслится нечто большее, нежели просто «формально-логическое» отрицание надеж ности (В. Г. Пушкин, 1971), понятаго «прерывности» (ди скретности) «парно» понятие непрерывности, и т. д.
Общенаучные понятия существенны для философского осмысления мира благодаря их фундаментальной роли в теориях математического естествознания и кибернетики; для уяснения гносеологического смысла этих понятий при ходится обращаться к идеям и результатам математики и (математической) логики. Так обстоит, например, дело с понятием симметрии (и «парным» ему понятием асиммет рии) , смысл которого раскрывает теория групп; исследова ние понятий прерывного и непрерывного тесно связано с проблемой математической бесконечности (в частности, с вопросом о мощностях множеств), и поэтому их содер жание раскрывается в основаниях математики, и т. д.
Чем объясняется, что некоторый достаточно большой набор понятий приобрел ныне статус общенаучных кате горий?
Появление этих понятий в качестве общенаучных не случайно. Оно обусловлено, во-первых, тем, что в научном познании выдвинулся целый комплекс новых важных и широких проблем, касающихся не одной какой-либо науки, а целой группы паук; такой проблемой является, напри мер, проблема изучения закономерностей обучения, кого бы оно ни касалось — автоматов, людей или животных, что и определило переход понятия обучения в ранг общенауч ных понятий. Во-вторых, оно связано с появлением ряда новых (или, так сказать, модернизацией «старых», ранее существовавших) методов и подходов исследования — о многих из них было сказано выше. Рассмотренные на ми тенденции в методологии научного исследования нахо дятся в связи с этими общенаучными понятиями, с их «экспансией» во все новые области. Поэтому, рассматривая тенденции развития методов научного исследования, суще ственно обратить внимание на эти общенаучные понятия, на их проникновение и распространение в различных дис циплинах. Нет сомнения, что шествие таких понятий в науках о природе, обществе и человеке будет продолжать ся и далее.
Скажем теперь о своеобразии общенаучных понятий. Они обладают одним существенным признаком, отсутст
203
вующим у философских категорий: они д о п у с к а ю т у т о ч н е н и е с р е д с т в а м и о п р е д е л е н н ы х ма
те м а т и ч е с к и х или м а т е м а т и к о - л о г и ч е с к и х
теорий . Иначе говоря, общенаучные понятия имеют очень важное для применения их в научных исследовани ях свойство: их можно отобразить (перевести, выразить) в таких понятиях (экспликатах), которые уже непосред ственно фигурируют в строго построенных теориях, т. е. их можно эксплицировать в терминах математики и ло гики. Так, содержательное (неуточненное, интуитивное) понятие алгоритма отображается в точном математиче ском понятии алгоритма в рамках того или иного вариан та теории алгоритмов (теории «нормальных алгорифмов» А. А. Маркова, теории «машин Тьюринга», теории «ма
шин Поста», теории рекурсивных функций и др.); инту итивное понятие симметрии — в математической теории групп симметрии; неуточненное понятие информации — в точном понятии количества информации в шеннонов ской теории информации, и т. д. Обычно такое отображе ние приводит к целой сети понятий и теорий.
Например, при уточнении понятий прерывного и непре рывного в математике используется прежде всего понятие множества: дискретное и непрерывное выступают здесь главным образом как характеристики различных «прост ранств» и пространственных (точечных) множеств (а рав ным образом множеств, состоящих из элементов «непрост ранственной» природы, например, чисел, если эти множе ства изоморфны пространственным). Дальнейшее раскры тие рассматриваемых понятий происходит через представления о конечности и бесконечности множеств. Ко нечные и счетно-бесконечные множества прерывны; не прерывные множества,— которые всегда бесконечны,— не счетны, как, например, множество действительных чисел, обладающее мощностью континуума. Несчетность, однако, еще не определяет непрерывности: несчетное линейное мно жество может быть не только не непрерывным, но и раз рывным в каждой своей точке (т. е. таким, что его точки не заполняют целиком никакого отрезка) и даже «нигде не плотным» (что означает, что внутри каждого отрезка, содержащего точки данного множества, найдется меньший отрезок, полностью свободный от его точек). «Таким обра зом, из непрерывности следует несчетность, а из конечно сти или счетности — дискретность» (см. упоминавшуюся
204
уже статью ІО. А. Гастева в томе 4 «Философской энци клопедии», стр. 363).
Схема «вовлечения» уточняемого общенаучного поня тия (пары понятий) в «сеть» соответствующих понятий и теорий точного естествознания или математики удовлетво ряет при этом общему диалектико-материалистическому принципу «восхождения от абстрактного к конкретному». Это отчетливо видно в данной Г. Вейлем характеристике пути, ведущего от интуитивного понятия симметрии к ото бражающим его математико-групповым попятиям симмет рий различных видов (Г, Вейль, 1968, стр. 33, 37—38). Г. Вейль очень ясно показывает роль математики в уточне нии содержательных,— т. е. не уточненных еще, опираю щихся еще только на эмпирические наблюдения, на опери рование с конкретными вещами,— понятий. Очертив путь уточнения понятия симметрии, которым ои идет в своей книге, Г. Вейль в следующих словах характеризует его ме тодологическую общность. «Описанная схема в известной степени характерна для всего теоретического познания: мы начинаем с некоторого общего, но туманного принципа...; затем находим важный частный случай, рассмотрение ко торого позволяет придать нашему понятию конкретный и точпый смысл...; далее, отправляясь от этого частного слу чая, мы постепенно вновь поднимаемся к общему,— при чем... опираемся на математическое построение и матема тическую абстракцию и, если это нам удается, в конце кон цов доходим до понятия, носящего не менее общий харак тер, чем то, с которого мы начали. Может оказаться, что при этом мы потеряли значительную часть эмоциональной окраски исходного понятия, однако новое понятие будет в области мышления обладать такой же,— если не боль шей — силой обобщения и, кроме того, будет точным, в от личие от первоначального туманного понятия» (Г. Вейль, 1968, стр. 37-38).
Возможность уточнения общенаучных понятий в стро гих, даже «формальных», теориях очень важна с точки зрения применения этих понятий в научных исследовани ях. Проникая в ту или иную область естественных или гу манитарных наук, они вносят в эти области методы соот ветствующих строгих теорий. Правда, нередко при этом получается так, что как сами эти понятия, так и уточняю щие их теории претерпевают определенные модификации. Мы уже говорили, например, что понятие алгоритма в его
205
психолого-педагогических приложениях в ряде исследова ний трансформируется в понятие предписания алгоритми ческого типа. Недостаточность статистической теории ин формации (и равносильных ей теорий) для ряда направле ний или постановок задач в кибернетике, психологии, со циологии стимулирует исследования по проблемам смысла информации (семантические теории информации) и ее цен ности (прагматические теории информации) (см. гл. III).
Итак, существует тенденция формирования общенауч ных понятий и уточняющих их теорий. Эта тенденция при водит к переносу методов, показавших свою эффективность в одной области, на другие области, причем нередко, каза лось бы, очень далекие от исходной. Впечатляющим при мером здесь может быть распространение понятия игры математической теории игр — понятия, обозначенного, быть может, не совсем удачным термином «игра», посколь ку последний способен вызывать устойчивые ассоциации, не соответствующие новому смыслу этого термина,— на широкую сферу конфликтных ситуаций в экономике, со циологии, военном деле, политике, отношений человека и природы и т. д. Потребность подобного рода переносов и распространений чувствуется ныне в науке как никогда ранее. Например, есть необходимость перенести в опреде ленных пределах попятие надежности — вместе с матема тическими уточнениями этого понятия, сделанными в при менении к надежности в технике, но в соответствующей мо дификации— на сферу деятельности человека (В. Г. Пуш кин, 197І). Из этой потребности проистекают исследова ния деятельности человека-оператора, работающего с со временными техническими устройствами, в терминах, близких терминам теории надежности в технике.
13.Экспликация. Строгость в науке
Внауках, применяющих математические (дедуктивно математические, математико-логические и т. и.) методы, выработался особый прием уточнения (или экспликации)
содержательных научных понятий (или предложений). В самых общих чертах этот метод заключается в том, что уточняемое понятие или предложение (экспликанд) заме няется д р у г и м — точным, описанным в рамках некото рой математической (или логико-математической) теории понятием или предложением (экспликатом), которое
206
характеризует определенные аспекты содержания уточня емого понятия или предложения.
Важность метода экспликации как средства систе матизации и формализации науки обусловливает боль шое внимание к его теоретико-познавательной природе (способы и уровни экспликации; критерии ее добротнос ти II т. II.). Вопрос об условиях адекватности эксплика ции не раз рассматривался в литературе по логике и ме тодологии пауки. Так, Р. Карнапом были сформулирова ны те требования, которые, по его мнению, следует предъявлять к любой научной экспликации (см. R. Car nap, 1959, S. 12—18). В отечественной науке вопросами, связанными с уяснением метода экспликации, занимался И. И. Гришкин (1968), который в своем анализе опи рался, в частности, на идеи С. А. Яновской (1959, 1962а, 1963). Мы коротко осветим суть этих идей.
Всякое уточнение научных понятий бывает сопряже но с некоторым содержательным тезисом. Смысл этого тезиса состоит в утверяідении п р а в о м е р н о с т и заме ны неуточненного, «неточного» понятия (или предложе
ния) — экенликанда |
другим — точным, |
с |
которым мож |
||
но оперировать по |
строгим |
формальным правилам (экс- |
|||
пликатом). Естественным |
основанием |
этого |
тезиса |
||
является, конечно, постулат |
(или убеждение) в том, что |
||||
и уточняемое понятие (предложение), |
и уточняющее по |
||||
нятие (предложение) отражают «одну и ту же» |
сторону |
реальности. Но это не означает, что упомянутый тезис может быть предметом доказательства в обычном смыс ле. Тезис этот в принципе н е ф о р м а л и з у е м , и его истинность в конце концов может быть проверена толь ко в практической деятельности людей (в том числе в практике научных исследований).
На каком же основании можно считать новое точное понятие (предложение) равнозначным уточняемому, не точному? Связанную с этим суть дела С. А. Яновская разъяснила на примере понятия алгоритма. На содержа
тельном («интуитивном», неточном) уровне |
алгоритм |
есть предписание к выполнению некоторого |
процесса |
вычисления, ведущего от варьируемых исходных данных к искомому результату. В современных теориях алгорит мов это понятие уточняется, например, в виде «машины Тьюринга» или «нормального алгорифма» Маркова. Та кие уточнения обязательно предполагают определенный
207
содержательный |
тезис — тезис о том, |
что все алгорит |
мы «в обычном |
смысле» могут быть представлены в виде |
|
«машины Тьюринга» (соответственно, |
в виде «нормаль |
ного алгорифма» и т. п.). Этот тезис, однако, не может быть предметом доказательства: ведь «алгоритм в обычном смысле» — это не точное математическое понятие, о ко тором можно рассуждать формально, по строгим прави лам. Источником обоснования такого рода содержатель ных тезисов служит практика: она показывает, что все известные алгоритмы могут быть представлены в виде «машины Тьюринга» или «нормального алгорифма» Маркова (или «машины Поста» и др.); найти же противо речащий пример никто не смог. Математическая практи ка, таким образом, подтверждает эти тезисы. Их подтверж дает и то обстоятельство, что — в этом случае уже с пол ной математической строгостью — удается доказать экви валентность друг другу всех точных определений понятия «алгоритм», в том числе эквивалентность «машины Тью ринга» и «нормального алгорифма» Маркова. И, наконец, еще одно, самое важное соображение: построенные с по мощью определения «нормального алгорифма» или «маши ны Тьюринга» (и связанных с ними тезисов) математиче ские и логические теории решают ряд трудных задач са мих математики и логики (в том числе, подчеркивает С. А. Яновская, и конструктивной математики) (С. А. Янов ская, 1966,стр. 179—180).
Если же с предлагаемым уточнением не удается свя зать убедительного содержательного тезиса, то такое уточ нение оказывается не в состоянии удовлетворить науку. Это обстоятельство С. А. Яновская показала на примере предложенного тем же Тьюрингом уточнения вопроса «Мо жет ли машина мыслить?» с помощью «игры в имитацию»
(С. А. Яновская, 1960).
Наука прибегает к самым разнообразным методам уточнения своих понятий и предложений и всей своей практикой отвергает правомерность абсолютизации ка ких-либо из этих методов. Бывает, что удается построить такой экспликат, который соответствует всем основным аспектам экспликанда. Так и обстоит дело с понятием алгоритма. Это понятие уточняется в математических теориях, которые описывают алгоритмы некоторого стан дартного вида; для каждого из этих видов формулирует ся тезис о том, что любой алгоритм в содержательном
208