ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 159
Скачиваний: 1
лей сообщений, реализующаяся я процессах образования и' преобразования сигналов, знаков и т. д. Функция эта не в состоянии охватить совокупность взаимосвязей между ин формацией, источником информации и ее приемником; здесь могут сказать свое слово лишь семантическая и праг матическая теории информации. Что касается «классиче ской» теории, то она может учитывать семантический и прагматический аспекты информации лишь в ограничен ной мере и лишь постольку, поскольку последние могут
быть |
выражены |
синтаксическими |
средствами |
(ср. И. И. Гришкин, 1969). |
к знакам, |
||
Если |
синтаксис — сфера отношений знаков |
то семантика — это сфера отношений знаков к тому, что они обозначают, или (в терминах, более близких теории информации) отношений сообщений к устройствам, гене рирующим информацию. Наконец, прагматика — это сфе ра отношений знака к его приемнику; это — область взаи модействия сообщения и его получателя. В прагматике исследуют влияние информации на поведение приемника. Если семантический аспект информации предполагает исследование смысла (значения) информации, то прагма тический аспект — исследование значимости информации для получается, ее ценности. Эта связь проблематики тео рии информации с тремя уровнями рассмотрения знако вых систем была отчетливо осознана уже на достаточно ранних этапах развития теории. Так, в ряде работ У. Уиве ра (см. статью: W. Weaver, 1949 и его книгу, 1967), раз вивается мысль о различении в исследованиях по теории коммуникации трех уровней абстракции: уровня «техники связи» — уровня сигналов (то, что в семиотике иначе назы вают синтаксическим уровнем), уровня семантики и уров ня прагматики — использования сообщений получателем, обсуждается проблема смысла (интерпретации) языковых выражений — проблема, явившаяся одним из основных им пульсов к появлению теорий семантической информации
(ср. К. Черри, 1972, гл. VI).
В философской литературе в последние годы все более «общим местом» становится описание познания в «инфор мационных» терминах. У отечественных философских пи сателей нередко можно прочитать, что расширение знаний о реальном мире — это процесс получения, передачи и пе реработки информации, совершающийся в преобразующей действительность практической деятельности; человека
311
рассматривают как универсальную по своим возмож ностям естественно возникшую материальную систему «динамического информационного моделирования» мира. Понятие информации при этом либо не уточняется вовсе, либо имеется в виду, фактически, шенноновское понятие. У некоторых западных акторов дело доходит до своего ро да курьезов. В докладе на VI Международном конгрессе по кибернетике, состоявшемся в Намюре в 1970 г., С. Клачко (S. Klaczko) (ФРГ) сделал попытку представить на следство И. Канта (опубликованное через 100 лет после смерти немецкого философа) как находящееся в противо речии с основным трудом Канта зрелого периода — «Кри тикой чистого разума» (идеи, заключенные в наследстве Канта, по мнению С. Клачко, соответствуют материали стической теории познания и отчасти совпадают с идеями 3. Фрейда). Отраженный в наследстве Канта понятийный аппарат, относящийся к процессу познания (вплоть до кантовского а priori), Клачко представил в виде блок-схем (на этих схемах «блоки», соответствующие различным понятиям кантовской гносеологии, связываются «информа ционными каналами»), (Аналогичная «блок-схема» строи лась и для теории Фрейда.) На основании всего этого Клачко сделал вывод, что Кант... открыл принципы теории информации (Л. С. Алеев с соавт., 1971).
Такой «грубо информационный» подход к гносеологии (и к явлениям истории философии) представляет собой передержку. В процессе познания — человеческого позна ния — используются формы и процедуры, хорошо изучен ные в гносеологии и логике: понятие, суждение (высказы вание), умозаключение, доказательство, опровержение, правдоподобные рассуждения, логические формы, связан ные с экспериментальным исследованием, и т. д. Игнори ровать их (или «механически» переводить на «информа ционный язык») нельзя. «Информационное» истолкование процесса познания требует установления обоснованной связи теоретико-информационных понятий с упомянуты
ми категориями, |
характеризующими |
ч е л о в е ч е с к и й |
познавательный |
механизм, особенно |
мышление, челове |
ческое з н а к и е.
Естественно исходить из представления, что такая связь может быть установлена и обоснована. Убедитель ным, в частности, представляется взгляд, что информация как характеристика знания относится к высказываниям
312
(суждениям, текстам) (Ю. А. Шрейдер, 1963). Об инфор мации в каком же смысле можно здесь говорить? В при менении к определенным познавательным ситуациям мож но говорить об информации в классическом (шеннонов ском) смысле. Это можно, например, тогда, когда имеется одно-однозначное соответствие между комбинациями зна ков сообщений и состояниями объектов, составляющими содержание сообщений; ибо тогда содержащаяся в сужде нии информация о з н а к о в о й ф о р м е с о о б щ е и и я вместе с тем представляет собой информацию, содержа щуюся в с а м о м с о о б щ е н и и (Е. К. Вошивилло, 1966,
стр. 292).
Что можно сделать для анализа процедур научного познания средствами «классической» теории информа ции— это досконально исследовано Л. Бриллюэном (1960, 1966) и рядом других авторов (см. обзор И. И. Гришкина, 1969, 1973), рассмотревшими в этом плане такие познава тельные формы, как наблюдение, эксперимент, естественно научный закоп и теория. Тем авторитетнее звучит «обеску раживающий» тезис Л. Бриллюэна: информация есть неч то отличное от знания — «мы не в состоянии исследовать
процесс мышления и мы не можем в |
настоящее время |
|||
ввести в пашу теорию («классическую» |
теорию информа |
|||
ций.— Б. |
Б.) какой-либо элемент, включающий |
челове |
||
ческую |
оценку |
информации» (Л. |
Бриллюэн, |
1960, |
стр. 15) 29. |
понятен. Отличительный признак з н а |
|||
Этот |
тезис |
н и я — его отношение к реальному миру, выражающееся в свойстве суждений, составляющих знание, быть истин ными (доказанными, подтвержденными) и ложными (в случае ложного «знания»). Но отношение содержания суж дений к действительности (играющее решающую ролъ, скажем, для человеческой оценки информации, заключен ной в выражаемой с их помощью естественнонаучной ги потезе или законе) не имеет никакого значения для пере дачи их по линии связи и поэтому в теории связи, како вой является классическая теория информации, не учиты вается. Если же мы хотим трактовать содержание сообщений с семантической точки зрения, т. е. в их отно шении к подразумеваемым в них событиям, выражаемому
29 Не удивительно, поэтому, что Н. И. Кобозев (1971) кладет в ос нову своей парадоксальной концепции решительное разграни чение информации и мышления.
313
в них содержанию, мы должны, рано или поздно, стать на позицию л о г и к и . Ибо именно отношение сообщения (суждения, высказывания, текста) к (внеязыковой) дей ствительности порождает его оценку с точки зрения истин ности и ложности (и родственных логических характери стик — доказуемости, опровержимости, правдоподобности, подтверждаемости, возможности и т. н.). А это отношение изучается в логике, использующей для этого метод построе ния (логических) и с ч и с л е и и іі.
Сказанное означает, что интерпретация знания (и про цесса его приращения) в терминах информации не может служить а л ь т е р н а т и в о й логического исследования познания, а может служить лишь его дополнением и раз витием. Это дополнение и развитие, начинающееся уже на уровне «структурно-статистических» теорий информа ции, принимает четкие формы в теориях семантической информации—‘теориях, возникающих из синтеза инфор мационной и логической точек зрения.
Далее. Хотя семантические свойства сообщений возни кают из сопоставления последних с внеязыковой (или «внеинформациошюй», т. е. находящейся вне данной си стемы связи и ее элементов) реальностью, и с п о л ь з у ют с я эти свойства в более широких системах — социаль ных структурах, человеческих коллективах, в науке и сред ствах массовой коммуникации. Это позволяет говорить о социальной, научной и т. п. информации — видах инфор мации, для которых «качественные» аспекты, связанные с их оценкой людьми, научными коллективами, обществом, приобретают огромное значение.
10. Синтез информации и логики
(О теориях осмысленной информации)
Распространенный недостаток ряда отечественных философских работ по теоретико-информационным вопро сам заключается в недостаточном анализе (или даже пол ном отсутствии анализа) семантических и прагматических конценпций информации, их исходных принципов и основ ных понятий. Главный акцент делается на синтаксиче ском аспекте информации в шенноновском и родственных вариантах; логико-гносеологическая и логико-методологи ческая стороны информации, применение соответствующих логических и логико-семантических средств исследования
314
остаются в значительной мере вне философского обобще ния (примером может служить книга Н. И. Жукова, 1971). Как справедливо отмечает И. И. Гришкин (1969), это де лает философский анализ понятия информации недоста точно репрезентативным, ведет к неправомерному выпя чиванию отдельных его сторон, обедняет картину его роли
вописании процесса познания.
Всамом деле, «семантические» теории информации призваны выполнить весьма важные «научные функции».
Их возникновение связано со стремлением ввести измере ние смысла сообщений, трактуемых как суждения. В отли чие от «классической» теории информации — теории пере дачи сообщений по каналам связи, занимающейся измере нием знаковых разнообразий, «семантические» теории ставят задачу отобразить содержательные, смысловые ха рактеристики информации, нащупать пути изучения че ловеческих, связанных с логикой мышления, свойств сооб щений. Решение этой задачи очень важно для исследова ния таких общественных явлений, как социальная комму никация, научное познание и др. Ибо очевидно, что в по вседневной практике, в производственной деятельности, в общении людей важен прежде всего с мыс л информа ции — то, что иначе называют и н ф о р м а т и в н о с т ь ю , а не ее количество в смысле техники связи; каково бы ни было «количество информации», оно окажется совершенно бесполезным, если оно не осмыслено, не понято.
Общенаучное значение теорий семантической инфор мации (или семантических теорий информации — мы бу дем употреблять эти выражения как синонимы) рассмот рено в работах А. Д. Урсула. Здесь мы отметим только некоторые пункты. Усилия по созданию теорий семанти ческой информации тесно связаны с работами по постро ению знаковых систем науки и семиотическим, «документалистским» аспектом информации. Как удачно заметил Г. Г. Воробьев (1973), переход от точки зрения теорети ческой семиотики к точке зрения документалистики мож но образно передать как переход от «атомного» к «моле кулярному» уровню анализа сообщений. В последней се мантическая (т. е. осмысленная) информация трактуется с точки зрения ее воплощения в документе — носителе со общения, которая подвергается записи и передаче, прини мается и преобразовывается, хранится, считывается, слу жит предметом поиска и т. д. в информационных системах.
315