ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 148
Скачиваний: 1
минания в мозге происходит перекодирование инфор мации таким образом, чтобы количество запоминаемых «блоков информации» сократилось, а их «информацион ное содержание» увеличилось), не доводя дело до фор мирования эмпирических законов, подобных закону Хика.
Путь от положений шенноновской теории информа
ции к их |
приложениям в психологии, к рассмотрениям, |
в которые |
шаг за шагом вводятся все более конкретные |
соображения, относящиеся к учету «человеческого фак тора», оказывается тернистым. Одна из главных трудно стей — на нее согласно указывают в психологической ли тературе и литературе по теории информации (Б. Ф. Ло мов, 1966; А. Моль, 1966; Е. И. Бойко, Н. И. Жинкин, А. Н. Захаров, Л. Н. Ланда, Б. Ф. Ломов, Л. В. Шеншев, 1967) — заключена в относительности величины «коли чество информации, приходящейся на стимул (сигнал, символ)»: эта величина определяется набором («алфа витом») стимулов (например, числом альтернативных состояний сигнала). При этом предполагается, что «при емнику» заранее известен этот набор. Механизм восприя тия информации сводится тогда к сравнению поступив шего сигнала со знаками «внутреннего алфавита».
Исходя из «общепсихологических» соображений, пред ставляется убедительным, что переработка информации человеком зависит от целей (задач), которые стоят перед ним в деятельности данного вида; последние определяют различие в нейро-психологических процессах восприятия информации (в экспериментальных исследованиях пси хики это и приводит к разнобою их результатов, обуслов ленных не только различиями в методике, но и разли чием в задачах, которые ставятся перед испытуемыми) (Б. Ф. Ломов, 1966). Существенно зависит она и от зна ний и личного опыта человека. Как говорит А. Моль, одна и та же страница печатного текста содержит раз личные «алфавиты символов» и обладает различной ин формацией для неграмотного или ребенка, «читающих» яркие пятна, образующие на листе причудливые рисун ки, для типографского корректора или не знающего язык иностранца, читающих буквы, для обычного читателя, который читает слова, и для верстальщика в типографии, который «читает» блоки из букв. Обычно, когда мы го ворим об информации в рукописном или печатном тексте, мы подразумеваем информацию, которую извлекает
345
«средний» читатель, читающий слова и связывающий их друг с другом в зависимости от общего запаса знаний, предполагаемого у людей, принадлежащих к определен ной общественной группе со статистически примерно
одинаковым культурным уровнем (А. |
Моль, 1966, |
стр. 196-197). |
в случае пе |
В отличие от технических каналов связи, |
редачи информации между людьми действительно пере даваемая информация (количество информации) зависит от общей совокупности сведений, которыми располагают «приемник» и «передатчик» относительно сообщений определенной категории. Передаваемая информация (ко личество информации) в каждом данном случае зависит от «алфавита знаков», «интересующих» получателя — элементов определенного рода («образов», «форм»), за ранее известных адресату-приемнику. Это означает, что задача «однозначного» информационного описания про цесса восприятия (например, определения количества информации, содержащейся в восприятии данного объек та) в «общей постановке» теряет смысл. Это означает, далее, что феномен восприятия объектов действительно сти в виде некоторых целостных образов, «форм», струк тур — т. е. групп элементов, которые в своем единстве воспринимаются как нечто, не являющееся плодом слу чайного совпадения (А. Моль),— эта важная черта про цесса восприятия вообще имеет непосредственное значе ние для экспериментальной психологии, стремящейся применить теоретико-информационный подход. В частно
сти, этот феномен |
играет, по-видимому, главную роль |
в формировании у |
организма того или иного «алфавита |
знаков» и в переходе от одного «алфавита» к другому — явлений, с изучением которых тесно связаны перспекти
вы дальнейшего |
развития «психологической |
теории ин |
||
формации». |
в психологической литературе, |
н е п о |
||
Как |
отмечают |
|||
с р е д с |
т в е н н о е |
применение представлений |
и |
методов |
(шенноновской) теории информации пока показало свою бесспорную эффективность лишь в отношении специфиче ского круга психических явлений (реакции выбора, акты опознавания в простых ситуациях); впрочем, и здесь не посредственное применение формул статистической тео рии информации оказалось возможным лишь в определен ных пределах — когда, например, не действуют такие фак-
346
торы, как особая значимость тех пли иных сигналов пли тренированность (Б. Ф. Ломов, 1966; Е. И. Бойко с соавт., 1967). С другой стороны, надо иметь в виду плодотвор ность теоретико-информационного подхода к изучению психики и поведения в более общем плане. Это связано, в частности, с новым выражением прежних знаний, про истекающим из использования аппарата теории информа ции,— выражением, которое открывает дорогу новым по становкам задач и новым концепциям. Укажем на некото рые пункты подобного вклада теоретико-информационных представлений в создаваемую психологами картину «пси хологической реальности».
Представление о целостности объектов восприятия, ин терпретируемое как наличие определенного «алфавита об разов» и объясняющее возможность выделения в одном и том же сенсорном канале различных уровней восприятия (соответствующих выделению индивидом различных струк тур воспринимаемого), может, в условиях определенных экспериментальных постановок задач, быть предметом объективного изучения и теоретико-информационной ин терпретации. Один из результатов, полученных на этом пу ти, касается явления, родственного тому, которое в клас сической психологии называется объемом внимания; речь идет о работе Дж. А. Миллера, установившего и теоретико информационно интерпретировавшего тот факт, что пре дельное количество точно опознаваемых индивидом (одно мерных) стимулов равно «магическому числу семь плюсминус два» (Дж. Миллер, 1964). Можно также отметить тот установленный психологический феномен, что инфор мационное содержание стимула для человека растет при увеличении его «многомерности», т. е. числа воспринима емых индивидом варьирующих признаков сигнала.
С точки зрения теории информации сообщение, наибо лее трудное для передачи,— это то, которое несет наи большее количество информации; таковым является сооб щение, все элементы которого равновероятны и которое по существу не отличается от шума. Такого рода сообще ние, говорит А. Моль, «интересно» для человека только тогда, когда у него априори есть уверенность в том, что сообщение д о л ж н о быт ь интересным, так как в нем можно обнаружить организацию. То, что такое сообщение
не привлекает с а м о п р о и з в о л ь н о г о |
внимания инди |
вида, с теоретико-информационной точки |
зрения связано со |
347
слитком большим поступлением информации, а с обычной психологической точки зрения — с отсутствием структу ры, внутренней организации; если индивиду недостает критериев выявления структуры сообщения, его восприя
тие |
«тонет» в обилии «оригинальности» |
сообщения, |
и |
человек теряет к нему интерес (А. |
Моль, 1966, |
стр.I l l — 114). |
|
|
|
В свете сказанного выше понятно, что предельная «про |
пускная способность» человека в условиях данной деятель ности зависит от объема знаний о структуре сообщений — от его «рабочего алфавита»; когда этот предел оказывается превзойденным, индивид начинает «укрупнять» алфавит: отбирать в предложенном ему сообщении целостные струк туры, «формы» — своего рода атомы восприятия информа ции. Этот процесс, осуществляемый на основе предшест вующего опыта, не всегда, конечно, обеспечивает полноту восприятия. При дальнейшем повышении скорости пере дачи информации человек усваивает только отрывки сообщения: появляются пропуски сигналов, задержки в их приеме, фильтрация сигналов, снижение полноты в разли чении и осознавании и даже отказ от решения задачи (Б. Ф. Ломов, 1966, стр. 205 — 207). Этот вывод «психоло гической теории информации» связан не только с исследо ваниями явления «перегрузки информацией», но и, напри мер, с психолого-эстетическими явлениями. Как отмечает А. Моль, художественное произведение по своей «ориги нальности» (количеству информации для читателя или слушателя) намного превосходит «пропускную способ ность» восприятия человека; цель воспроизведения произ ведения — дать возможность исчерпать художественное сообщение или хотя бы приблизиться к этому; чтобы вос принять заметную долю содержащейся в художественном сообщении информации, следует многократно его воспри нимать.
Подход к психике с позиций статистической теории информации оказывается в непосредственной связи с за дачей выявления и количественной характеристики такого
психологического феномена, |
как в о с п р и я т и е в е р о я т |
н о с т н о й с т р у к т у р ы |
с и г н а л о в , в частности, спо |
собности индивида в процессе временного или пространст венного развертывания сообщения, опираясь на знание уже воспринятых его элементов, «предсказывать», какой эле мент сообщения последует. Здесь надо прежде всего ука-
348
здть на экспериментальные исследования А. Й. Леонтьева
и Е. |
П. Кринчик (1964; |
Е. П. Кринчик, 1963, 1968; |
|
Е. Р. Krinchik, |
1969; Е. П. |
Кринчик, П. Д. Медникаров, |
|
1970), |
которые |
показали, |
что в качестве объективного |
критерия для изучения восприятия такого специфического феномена реальности, как вероятность события, может быть использовано время реакции. Исследование обнару жило, что одну из существенных особенностей переработ ки информации человеком следует видеть в том, что чело век схватывает статистическую структуру предъявляемой последовательности сигналов (это находит выражение в распределении времени реакции выбора на редкие и част ные сигналы). В связи с этим была выдвинута идея о двойственности психологической структуры той «действи тельности», которая скрыта за понятием «количество ин формации»; к характеристикам шенноновской теории ин формации упомянутые исследователи предложили доба вить в качестве психологических коррелятов параметры,
которые они |
назвали |
с т е п е н ь ю н е о ж и д а н н о с т и |
с и г н а л а и |
с т е п е н ь ю с л о ж н о с т и в ы б о р а (эти |
|
параметры, |
по их |
предположению, определяют разную |
скорость реагирования на сигналы). Опыты показали, что под влиянием задачи, которая ставится перед испытуемым, последний оптимизирует процесс восприятия информации, так что несколько проигрывая в скорости восприятия час то встречающихся сигналов, он существенно выигрывает в скорости восприятия сигналов редких.
Отечественные исследователи развили взгляд, что в хо де усвоения человеком вероятностной структуры последо вательности сигналов возникает ее субъективный образ — «субъективная вероятностная модель», определяющая тактику поведения в статистически детерминированной сре де32. Таким образом было достигнуто дальнейшее про движение в выявлении тех «критических переменных», которые обусловливают зависимость времени реакции от количества воспринимаемой человеком информации (за кон Хика): оказалось, что одной из детерминант времени
реакции является |
статистическая структура ситуации, |
32 Следует заметить, |
что предложенное Е. П. Кринчик понятие |
«субъективной вероятностной модели» отличается и от «нервной модели стимула» Е. Н. Соколова (1964), и от понятия «субъек тивной вероятности», развиваемого рядом зарубежных авторов.
349