Файл: Барабанов, В. Е. Электрооборудование тракторов и автомобилей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 143
Скачиваний: 0
ляется пружиной 4. Рычажок и пружина свободно вра щаются на оси.
Щетки генератора должны отвечать следующим требова ниям:
1)иметь хорошие коммутирующие свойства;
2)быть прочными и износостойкими.
Вгенераторах устаревших типов применялись щетки М — металлографнтовые и Г—графитовые. Плотность тока в этих щетках 6—8 А/см2, падение напряжения на две щетки 1,5 В.
Для генераторов новых типов применяют щетки ЭГ —
электрографитовые. Их изготовляют |
из сажи и антрацита |
|||
и |
спекают в |
электрических печах |
при |
2000—3000° С |
в |
графит. Эти |
щетки отличаются большой |
твердостью и |
износоустойчивостью. Плотность тока в них допускается до 9—11 А/см2, падение напряжения на две щетки — 2,5 В. Искрение под щетками должно быть, согласно ГОСТ 183—66, не более степени 1,5; это означает слабое искрение по всей длине щетки. Существует четыре степени искрения:
Степень 1 — темная коммутация — изредка проскаки вают отдельные искры.
Степень 1,25 — слабое искрение не по всей длине щетки. Степень 1,5 — слабое искрение по всей длине щетки. Степень 2 — сильное искрение.
Искрение повышается при установке щеток с переко сом, если на коллекторе имеются глубокие риски и цара пины, при плохой пайке проводников в пластинах коллек тора и загрязнения коллектора. Искрение усиливается при зависании щетки в щеткодержателе и выступании отдель ных пластин коллектора.
Крышка со стороны привода чугунная, с глухим отвер стием, в котором устанавливают подшипник. Подшипник смазывают консистентной смазкой, которую вводят в от верстие крышки, закрываемое винтом. Сальник в крышке препятствует вытеканию смазки. На обеих крышках имеются приливы для крепления генератора на двигателе.
В крышках автомобильных генераторов имеются отвер стия для вентиляции. Якорь генератора приводится во вращение ременной передачей от двигателя. Для этого на наружном конце вала якоря со стороны, противоположной коллектору, закреплен шкив без вентилятора (у тракторных генераторов) и с вентилятором (у автомобильных генера торов).
Генератор постоянного тока работает по принципу само возбуждения. После сборки генератора через обмотку воз
66
буждения пропускают постоянный ток, который создает магнитный поток, замыкающийся через корпус, полюса и якорь. Вследствие этого в корпусе, полюсах и якоре остается небольшой по величине магнитный поток. Если теперь начать вращать якорь, то его обмотка будет пересекать этот поток. При пересечении магнитного потока в витках обмотки якоря наводится э. д. с., которая создает ток в обмотке возбуждения. Этот ток усиливает магнитный поток полюсов, и генератор самовозбуждается. Напряжение регулируют реле-регулятором.
Генераторы переменного тока с электромагнитным возбуждением
Генераторы постоянного тока долгое время были одним из основных источников электрической энергии, используе мой для питания потребителей и зарядки аккумуляторной батареи на тракторах и автомобилях.
Для того чтобы во внешней цепи ток протекал в одном направлении, переменный ток якоря выпрямляли при по мощи коллектора и щеток.
С увеличением мощности потребителей электрической энергии на тракторе размеры и вес генераторов постоянного тока настолько возросли, что размещать их на двигателях стало затруднительно, а повышение частоты вращения ко ленчатого вала двигателя увеличило износ коллектора и щеток. Поэтому вместо генераторов постоянного тока вы пускают генераторы переменного тока с полупроводнико выми выпрямителями.
Мощность и срок службы таких генераторов значительно увеличены.
В качестве примера рассмотрим устройство г е н е р а - т о р а Г285 с электромагнитным возбуждением и контакт ными кольцами.
Генератор состоит из статора 1 (рис. 33), ротора 2, кры
шек 3 и 25, вентилятора 28 и шкива 29. |
сердечник, со |
|||
Статор генератора |
представляет собой |
|||
бранный |
из |
листов |
электротехнической |
стали толщиной |
0,5 мм. |
Две |
крайние, стягивающие, пластины толщиной |
3 мм. Пластины статора соединены между собой заклеп ками. На внутренней поверхности статора равномерно расположены по окружности 18 пазов. На каждый полюс статора надета катушка, состоящая из 5 витков провода ПЭВ-2 диаметром 2,1 мм.
3* |
67 |
Таким образом, в пазу находятся две половины сосед них катушек 3 и 4 (рис. 34).
Паз изолирован от сердечника электрокартоном 2. Катушки в пазу удерживаются текстолитовыми кли
ньями 1.
Такое расположение катушек статора и их крепление позволяет легко заменять вышедшую из строя катушку. Обмотка статора соединена по трехфазиой схеме, по шесть катушек в фазе.
Катушки в фазе соединены одна с другой последова тельно (рис. 35). Концы проводов фаз припаяны к вывод ным болтам.
Выводные болты 22 (см. рис. 33) укреплены на панели 23 и изолированы пластмассовыми втулками 24.
Рис. 33. Генератор Г285:
I — статор; 2 — ротор; 3 — задняя крышка; |
4 — пал; 5 — втулка |
обмотки |
|||||||||||
возбуждения; 6 — обмотка возбуждения; |
7 — контактное кольцо; 8 |
— винт; |
|||||||||||
9 — заглушка; |
10 — картонная прокладка; |
11 — гайка; 12 и 24 — изоляцион |
|||||||||||
ные втулки; 13 — основание щеткодержателя; |
14 |
— щетка; |
15 — пружина; |
||||||||||
16 |
— канатик; |
17 —колпачок; |
18 — крышка; |
19 |
— втулка; |
20 |
— сальник; |
||||||
21 |
— защитная |
сетка; |
22 |
— выводной |
болт; |
23 |
— панель; |
25 |
— передняя |
||||
крышка; 26 —гайка; |
27 |
— стопорная |
шайба; |
28 |
— вентилятор; |
29 — шкив; |
|||||||
|
30 |
— шпонка; 31 — гайка; |
32 —стяжная шпилька. |
|
|
68
Панель |
|
закреплена |
|
||
на крышке 3 со стороны |
|
||||
контактных колец. |
|
|
|||
Ротор |
2 |
генератора |
|
||
состоит из |
вала 4, |
втул |
|
||
ки 5, |
на которую |
намо |
|
||
тана |
обмотка возбужде |
|
|||
ния 6. К втулке плотно |
|
||||
прижаты две половины |
|
||||
полюсов. |
|
|
|
|
|
Втулку и полюса кре |
|
||||
пят на валу при помощи |
Рис. 34. Расположение обмотки в пазу |
||||
гайки |
26 |
и |
стопорной |
||
шайбы 27. |
|
|
|
статора: |
|
|
|
|
/ — клин; 2 — электрокартои; 3 — первая |
||
На вал напрессованы |
катушка; 4 — вторая катушка. |
||||
контактные |
кольца 7. |
|
Обмотка возбуждения намотана на втулку, изолированную кабельной бумагой.
Обмотка возбуждения имеет 490 витков и намотана проводом ПЭВ-2 диаметром 0,8 мм.
Обмотка изолирована и защищена от механических повреждений с торцов картонными шайбами, а сверху — крепированной бумагой.
Выводы обмотки припаяны к контактным кольцам. Каждая половина ротора имеет 6 полюсов. Обе половины об разуют 12 полюсов с чередующейся магнитной полярностью.
Полюса ротора и втулка изготовлены из стали 10. Задняя крышка (со стороны контактных колец) отлита из алюминиевого сплава. В ней просверлены вентиляционные отверстия и выполнен прилив для крепления генератора на двигателе.
Для защиты внутренней полости генератора от попада ния посторонних предметов (мелких камней, половы, кусочков земли) вентиляционные отверстия в крышке за крыты сеткой 21 с мелкими отверстиями.
Для этого же предназначено сальниковое уплотнение, состоящее из пластмассовой втулки 19 и сальника 20.
В отверстия крышки вставлены массовый и изолирован ный щеткодержатели.
Изолированный щеткодержатель состоит из изоляцион ной втулки 12; основания 13; щетки 14 с пружиной 15, канатиком 16 и колпачком 17.
Сверху щеткодержатель закрыт крышкой 18. Основание и крышка отлиты из цинкового сплава.
69
Вщетку заделан медный гибкий канатик, на который надета пружина.
Кканатику припаян колпачок с двумя усиками. Усики вставлены в прорези основания щеткодержателя и не по зволяют канатику щетки скручиваться при завертывании крышки.
Скручивание канатика приводит к зависанию щетки, к потере возбуждения или к интенсивному износу щетки. Между колпачком и крышкой поставлена шайба для соз дания надежного контакта.
Взаднюю крышку 3 залито чугунное кольцо для креп ления шарикоподшипника с двумя защитными уплотнитель ными шайбами.
Передняя крышка 25 (со стороны привода) отлита также из алюминиевого сплава, имеет вентиляционные отверстия и два прилива.'
Один прилив предназначен для крепления генератора на кронштейне двигателя, а другой — для натяжения при водного ремня.
Рис. 35. Электрическая схема обмотки статора генератора Г285:
Щ, Н а и Н а — начала фаз; Klt К г и К а — конец фаз.
70