Файл: Барабанов, В. Е. Электрооборудование тракторов и автомобилей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 143

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ляется пружиной 4. Рычажок и пружина свободно вра­ щаются на оси.

Щетки генератора должны отвечать следующим требова­ ниям:

1)иметь хорошие коммутирующие свойства;

2)быть прочными и износостойкими.

Вгенераторах устаревших типов применялись щетки М — металлографнтовые и Г—графитовые. Плотность тока в этих щетках 6—8 А/см2, падение напряжения на две щетки 1,5 В.

Для генераторов новых типов применяют щетки ЭГ —

электрографитовые. Их изготовляют

из сажи и антрацита

и

спекают в

электрических печах

при

2000—3000° С

в

графит. Эти

щетки отличаются большой

твердостью и

износоустойчивостью. Плотность тока в них допускается до 9—11 А/см2, падение напряжения на две щетки — 2,5 В. Искрение под щетками должно быть, согласно ГОСТ 183—66, не более степени 1,5; это означает слабое искрение по всей длине щетки. Существует четыре степени искрения:

Степень 1 — темная коммутация — изредка проскаки­ вают отдельные искры.

Степень 1,25 — слабое искрение не по всей длине щетки. Степень 1,5 — слабое искрение по всей длине щетки. Степень 2 — сильное искрение.

Искрение повышается при установке щеток с переко­ сом, если на коллекторе имеются глубокие риски и цара­ пины, при плохой пайке проводников в пластинах коллек­ тора и загрязнения коллектора. Искрение усиливается при зависании щетки в щеткодержателе и выступании отдель­ ных пластин коллектора.

Крышка со стороны привода чугунная, с глухим отвер­ стием, в котором устанавливают подшипник. Подшипник смазывают консистентной смазкой, которую вводят в от­ верстие крышки, закрываемое винтом. Сальник в крышке препятствует вытеканию смазки. На обеих крышках имеются приливы для крепления генератора на двигателе.

В крышках автомобильных генераторов имеются отвер­ стия для вентиляции. Якорь генератора приводится во вращение ременной передачей от двигателя. Для этого на наружном конце вала якоря со стороны, противоположной коллектору, закреплен шкив без вентилятора (у тракторных генераторов) и с вентилятором (у автомобильных генера­ торов).

Генератор постоянного тока работает по принципу само­ возбуждения. После сборки генератора через обмотку воз­

66


буждения пропускают постоянный ток, который создает магнитный поток, замыкающийся через корпус, полюса и якорь. Вследствие этого в корпусе, полюсах и якоре остается небольшой по величине магнитный поток. Если теперь начать вращать якорь, то его обмотка будет пересекать этот поток. При пересечении магнитного потока в витках обмотки якоря наводится э. д. с., которая создает ток в обмотке возбуждения. Этот ток усиливает магнитный поток полюсов, и генератор самовозбуждается. Напряжение регулируют реле-регулятором.

Генераторы переменного тока с электромагнитным возбуждением

Генераторы постоянного тока долгое время были одним из основных источников электрической энергии, используе­ мой для питания потребителей и зарядки аккумуляторной батареи на тракторах и автомобилях.

Для того чтобы во внешней цепи ток протекал в одном направлении, переменный ток якоря выпрямляли при по­ мощи коллектора и щеток.

С увеличением мощности потребителей электрической энергии на тракторе размеры и вес генераторов постоянного тока настолько возросли, что размещать их на двигателях стало затруднительно, а повышение частоты вращения ко­ ленчатого вала двигателя увеличило износ коллектора и щеток. Поэтому вместо генераторов постоянного тока вы­ пускают генераторы переменного тока с полупроводнико­ выми выпрямителями.

Мощность и срок службы таких генераторов значительно увеличены.

В качестве примера рассмотрим устройство г е н е р а - т о р а Г285 с электромагнитным возбуждением и контакт­ ными кольцами.

Генератор состоит из статора 1 (рис. 33), ротора 2, кры­

шек 3 и 25, вентилятора 28 и шкива 29.

сердечник, со­

Статор генератора

представляет собой

бранный

из

листов

электротехнической

стали толщиной

0,5 мм.

Две

крайние, стягивающие, пластины толщиной

3 мм. Пластины статора соединены между собой заклеп­ ками. На внутренней поверхности статора равномерно расположены по окружности 18 пазов. На каждый полюс статора надета катушка, состоящая из 5 витков провода ПЭВ-2 диаметром 2,1 мм.

3*

67


Таким образом, в пазу находятся две половины сосед­ них катушек 3 и 4 (рис. 34).

Паз изолирован от сердечника электрокартоном 2. Катушки в пазу удерживаются текстолитовыми кли­

ньями 1.

Такое расположение катушек статора и их крепление позволяет легко заменять вышедшую из строя катушку. Обмотка статора соединена по трехфазиой схеме, по шесть катушек в фазе.

Катушки в фазе соединены одна с другой последова­ тельно (рис. 35). Концы проводов фаз припаяны к вывод­ ным болтам.

Выводные болты 22 (см. рис. 33) укреплены на панели 23 и изолированы пластмассовыми втулками 24.

Рис. 33. Генератор Г285:

I — статор; 2 — ротор; 3 — задняя крышка;

4 — пал; 5 — втулка

обмотки

возбуждения; 6 — обмотка возбуждения;

7 — контактное кольцо; 8

— винт;

9 — заглушка;

10 — картонная прокладка;

11 — гайка; 12 и 24 — изоляцион­

ные втулки; 13 — основание щеткодержателя;

14

— щетка;

15 — пружина;

16

— канатик;

17 колпачок;

18 — крышка;

19

— втулка;

20

— сальник;

21

— защитная

сетка;

22

— выводной

болт;

23

— панель;

25

— передняя

крышка; 26 гайка;

27

— стопорная

шайба;

28

— вентилятор;

29 — шкив;

 

30

— шпонка; 31 — гайка;

32 стяжная шпилька.

 

 

68


Панель

 

закреплена

 

на крышке 3 со стороны

 

контактных колец.

 

 

Ротор

2

генератора

 

состоит из

вала 4,

втул­

 

ки 5,

на которую

намо­

 

тана

обмотка возбужде­

 

ния 6. К втулке плотно

 

прижаты две половины

 

полюсов.

 

 

 

 

Втулку и полюса кре­

 

пят на валу при помощи

Рис. 34. Расположение обмотки в пазу

гайки

26

и

стопорной

шайбы 27.

 

 

 

статора:

 

 

 

/ — клин; 2 — электрокартои; 3 — первая

На вал напрессованы

катушка; 4 — вторая катушка.

контактные

кольца 7.

 

Обмотка возбуждения намотана на втулку, изолированную кабельной бумагой.

Обмотка возбуждения имеет 490 витков и намотана проводом ПЭВ-2 диаметром 0,8 мм.

Обмотка изолирована и защищена от механических повреждений с торцов картонными шайбами, а сверху — крепированной бумагой.

Выводы обмотки припаяны к контактным кольцам. Каждая половина ротора имеет 6 полюсов. Обе половины об­ разуют 12 полюсов с чередующейся магнитной полярностью.

Полюса ротора и втулка изготовлены из стали 10. Задняя крышка (со стороны контактных колец) отлита из алюминиевого сплава. В ней просверлены вентиляционные отверстия и выполнен прилив для крепления генератора на двигателе.

Для защиты внутренней полости генератора от попада­ ния посторонних предметов (мелких камней, половы, кусочков земли) вентиляционные отверстия в крышке за­ крыты сеткой 21 с мелкими отверстиями.

Для этого же предназначено сальниковое уплотнение, состоящее из пластмассовой втулки 19 и сальника 20.

В отверстия крышки вставлены массовый и изолирован­ ный щеткодержатели.

Изолированный щеткодержатель состоит из изоляцион­ ной втулки 12; основания 13; щетки 14 с пружиной 15, канатиком 16 и колпачком 17.

Сверху щеткодержатель закрыт крышкой 18. Основание и крышка отлиты из цинкового сплава.

69


Вщетку заделан медный гибкий канатик, на который надета пружина.

Кканатику припаян колпачок с двумя усиками. Усики вставлены в прорези основания щеткодержателя и не по­ зволяют канатику щетки скручиваться при завертывании крышки.

Скручивание канатика приводит к зависанию щетки, к потере возбуждения или к интенсивному износу щетки. Между колпачком и крышкой поставлена шайба для соз­ дания надежного контакта.

Взаднюю крышку 3 залито чугунное кольцо для креп­ ления шарикоподшипника с двумя защитными уплотнитель­ ными шайбами.

Передняя крышка 25 (со стороны привода) отлита также из алюминиевого сплава, имеет вентиляционные отверстия и два прилива.'

Один прилив предназначен для крепления генератора на кронштейне двигателя, а другой — для натяжения при­ водного ремня.

Рис. 35. Электрическая схема обмотки статора генератора Г285:

Щ, Н а и Н а — начала фаз; Klt К г и К а — конец фаз.

70