Файл: Барабанов, В. Е. Электрооборудование тракторов и автомобилей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 139
Скачиваний: 0
В дальнейшем генераторы Г21 были заменены сначала генераторами Г12, а затем генераторами Г108.
2. |
Генератор Г12, мощность 225 Вт, |
напряжение 12 В. |
3. |
Генератор Г108, мощность 250 Вт, |
напряжение 12 В. |
4. |
Генератор Г8, мощность 400 Вт, |
напряжение 12 В. |
На базе этого генератора разработан генератор Г107 |
||
той же мощности, но с напряжением 24 В. |
||
5. |
Генератор Г130, мощность 350 Вт, |
напряжение 12 В. |
6. |
Генератор Г22, мощность 200 Вт, напряжение 12В. |
|
7. |
Генератор Г253 переменного тока с электромагнит |
|
ным возбуждением, мощность 500 Вт, напряжение 12 В. |
||
8. |
Генератор Г250-Г1 переменного тока с электромагнит |
ным возбуждением, с кремниевыми выпрямителями, мощ ность 500 Вт, напряжение 12 В.
9. Генераторы Г270-А и Г271 переменного тока с элект ромагнитным возбуждением, с кремниевым выпрямителем, мощность 500 Вт, напряжение 24 В.
10. Генератор Г501 переменного тока с электромагнит ным возбуждением, с селеновыми выпрямителями, мощ ность 250 Вт, напряжение 12 В.
Типы автомобильных генераторов и марки автомобилей, на которых их устанавливают, приведены в таблице 18.
|
Т а б л и ц а 18 |
Тип генератора |
Установлен на автомобиле |
Г20, Г12-Б, Г108-Б |
ГАЗ-20, ГАЗ (УАЗ)-69, ГАЗ-72 |
Г21-Г, Г12-Г, Г108-Г |
ГАЗ-51А, ГАЗ-63, ПАЗ-651 |
Г15-Б, Г12-В, Г108-В |
ЗИЛ-150, ЗИЛ-151, ЗИЛ-157, ЗИЛ-164 |
Г21-Б, Г108-У |
Урал-355М |
Г-12 |
М-21 «Волга» |
Г12-Б |
УАЗ-450, ГАЗ-12 |
Г12-К |
МАЗ-200, МАЗ-205 |
Г22 |
«Москвич-402», «Москвич-407» |
Г8, Г107 |
КрАЗ-214, КрАЗ-221 |
Г130 |
ЗИЛ-130 |
Г253 |
ПАЗ-652 |
Г250-Г1 |
ГАЗ-53 |
Г250-Е1 |
ГАЗ-24 |
Г250-И1 |
ЗИЛ-130 |
Г250-Ж1 |
«Москвич-408», «Москвич-412» |
Г270-А и Г271 |
МАЗ-500; МАЗ-503; МАЗ-504; |
Г501 |
КрАЗ-256; КрАЗ-257; КрАЗ-258 |
«Запорожец». |
53
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГЕНЕРАТОРОВ
Основные параметры генератора: мощность, напряжение н начальное число оборотов отдачи номинального напря жения и мощности.
Выбор мощности генератора зависит от количества потре бителей электроэнергии, одновременности их работы, емко сти аккумуляторной батареи и скоростного режима работы двигателя.
Тракторные генераторы, как правило, имеют меньшую мощность, чем автомобильные.
Начальное число оборотов отдачи — это частота враще ния якоря генератора, выраженная в оборотах в минуту, начиная с которой генератор вырабатывает номинальное (расчетное) напряжение и номинальную величину тока. Начальное число оборотов замеряют обычно при холостом ходе и при номинальной нагрузке в холодном и горячем состоянии генератора. Начальное число оборотов холо стого хода — это такое число оборотов якоря генератора, при котором генератор начинает вырабатывать номиналь ное напряжение без нагрузки.
Начальное число оборотов отдачи номинальной на грузки — это такое число оборотов якоря, при котором генератор начинает вырабатывать при номинальном напря жении номинальный ток.
Чтобы убедиться в работоспособности генератора в эксплуатационных условиях, обычно проверяют начальное число оборотов либо при холостом ходе, либо при номиналь ной нагрузке При ремонте генератора начальное число оборотов проверяют и при холостом ходе и при номиналь ной нагрузке.
Начальное число оборотов отдачи полной мощности тесно связано с номинальной частотой вращения коленчатого вала двигателя и с передаточным числом от двигателя к генератору. Чем больше начальное число оборотов отдачи номинальной мощности, тем больше должно быть переда точное число от двигателя к генератору при одной и той же номинальной частоте вращения коленчатого вала. Только при соблюдении этих условий будет обеспечена полная зарядка аккумуляторной батареи.
Начальное число оборотов и передаточное число генера тора выбираются для каждого трактора и автомобиля в за висимости от их назначения.
И
Правильность сборки генератора проверяют, наблюдая за ним при работе в двигательном режиме на холостом ходу. Повышение тока, потребляемого генератором в этом режиме, указывает на задевание якоря или на перекос крышек и подшипников генератора.
Технические характеристики тракторных и автомобиль ных генераторов постоянного тока в нагретом состоянии приведены в таблице 19, а тракторных генераторов пере мен иого тока — в таблице 20.
|
В |
|
Тип генератора |
, |
|
напряжение |
||
|
||
Г80, 1'80-В |
12,5 |
|
Г81, Г81-Г, |
12,5 |
|
Г81-Д |
12,5 |
|
Г214-А, Г215, |
||
Г214-В |
24 |
|
Г224 |
||
Г66 |
12,5 |
|
Г8 |
12,5 |
|
Г20, Г21-Г, |
12,5 |
|
Г15-Б, Г21-Б |
12,5 |
|
Г12 |
||
Г12-Б |
12,5 |
|
Г12-В, Г12-Г, |
12,5 |
|
Г12-К |
12,5 |
|
Г108-Б, Г108-В, |
||
Г108-Г, |
|
|
П08-У |
12,5 |
|
Г22 |
||
Г 106 |
25 |
|
Г107 |
25 |
|
ПЗО |
12,5 |
|
Г253 |
12,5 |
|
Г285 |
12,5 |
|
Г302-Б |
12,5 |
|
Г304-В1 |
12,5 |
|
Г305 |
12,5 |
|
Г250-П |
12,5 |
|
Г270-А |
25 |
|
Г27! |
25 |
|
Г50L |
12,5 |
|
|
|
|
Т а б л и ц а 19 |
|
Без нагрузки |
|
|
С полной нагрузкой |
||
частота вращения якоря, при которой напряжение дости гает заданной вели чины, об/мин |
напряжение, В |
ток нагрузки, А |
частота вращения якоря, при которой достигается задан ная мощность, об/мни |
ток. потребляемый генератором, при работе в двигатель ном режиме на хо лостом ходу, А |
|
1 |
|
|
|
|
|
1900 |
12,5 |
10 |
2500 |
5 |
|
2200 |
12,5 |
13 |
2700 |
5 |
|
1750 |
12,5 |
15 |
2600 |
5 |
|
1750 |
24 |
7 |
2600 |
3,5 |
|
1000 |
12,5 |
20 |
2100 |
7,5 |
|
1600 |
12,5 |
35 |
2000 |
12 |
|
1000 |
12,5 |
18 |
1750 |
5 |
|
940 |
12,5 |
20 |
1850 |
5 |
|
940 |
12,5 |
18 |
1650 |
5 |
|
1000 |
12,5 |
18 |
1750 |
5 |
|
1250 |
12,5 |
20 |
2100 |
5 |
|
1650 |
12,5 |
16 |
2600 |
5 |
|
1200 |
25 |
10 |
1750 |
5 |
|
1800 |
25 |
16 |
2100 |
7,5 |
|
1800 |
12,5 |
28 |
2100 |
7,5 |
|
1100 |
12,5 |
38 |
2600 |
|
|
1500 |
12,5 |
80 |
3500 |
------- |
|
2200 |
12,5 |
15 |
4400 |
— |
|
1400 |
12,5 |
20 |
2800 |
||
— |
|||||
1550 |
12,5 |
32 |
3300 |
||
— |
|||||
900 |
12,5 |
28 |
2100 |
||
— |
|||||
1000 |
25 |
20 |
2000 |
------- |
|
1100 |
25 |
20 |
2300 |
||
— |
|||||
1100 |
12,5 |
20 |
2500 |
— |
65
|
|
|
Т а б л и ц а 20 |
Тип |
Нагрузка |
Частота вращения якоря, об/мин, |
|
генератора |
при которой достигается напряже |
||
|
|
ние не менее указанных гелнчни |
|
ГЗОЗ, |
Лампа |
2000; |
не менее 9 В |
гзоз-в, |
12В, 32кд (св) |
3000; |
не менее 12 В |
гзоз-г |
в одном цепи |
4000; |
не более 16 В |
ГТ1-А |
Четыре лампы |
4000; |
от 11,7В до 12,5 В |
|
12 В, 32кд (св) в каж |
||
|
дой фазе |
|
|
УСТРОЙСТВО И ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ ГЕНЕРАТОРОВ
Генераторы переменного тока с возбуждением от постоянных магнитов
На тракторах и комбайнах старых марок в качестве источника электрической энергии применяли маломощные генераторы переменного тока с возбуждением от постоян ных магнитов, например Г30-А2, Г31-А2, Г32-А2 и Г46. В настоящее время выпускают генераторы с возбуждением от постоянных магнитов только типа ГЗОЗ.
Генератор ГТ1-А представляет собой синхронную элект рическую машину, которая состоит из следующих основных частей: статора 1 (рис. 25), обмотки 2 статора, ротора 3, крышки 5 со стороны регулятора, крышки 22 со стороны приводы и шкива 23.
Статор собран из листов электротехнической стали марки Э12 толщиной 0,5 мм.
Внутренняя часть статора имеет 36 зубцов—полюсов, равномерно расположенных по окружности.
Пазы статора изолированы электротехническим карто ном ЭВС толщиной 0,4 мм.
В пазах размещена секционная обмотка.
Обмотка статора — трехфазная, соединена по схеме «звезда».
В каждом пазу расположены две стороны секции. Секция намотана проводом ПЭВ-2 диаметром 1,45 мм по
четыре витка. Заготовку секции наматывают на шестиуголь ную оправку. Затем заготовку сгибают в шести местах, образуя половину одной фазы. Таких полуфаз — шесть. Все они соединены последовательно по две. Первую секцию
56
Рис. 25. Генератор ГТ1-А:
1— статор; 2 — обмотка |
статора; 3 — ротор; |
4 — шпилька; |
5 — крышка со |
||||||||
стороны регулятора; 6 — пружина регулятора; |
7 — гайка; |
8 |
— винт регуля |
||||||||
тора; 9 — гайка регулятора; 10 |
— крышка подшипника; 11 |
— болт крепления |
|||||||||
подшипника; |
12 —подшипник; |
13 — винт; |
14 —упорная |
стопорная гайка; |
|||||||
15 |
— стопорная шайба; |
16 — стопорный |
винт; |
17 — шайба; |
18 |
— грузик; |
|||||
19 |
— кулачок; |
20 —регулировочная шайба; 21 |
—опорная шайба; |
22 |
— крышка |
||||||
|
со стороны привода; 23 — шкив; |
24 |
— гайка ротора. |
|
закладывают в пятый паз, начиная отсчет от выемки под
стяжную шпильку. При закладке каждой секции |
лобовые |
|
части отгибают |
в сторону от оси статора. Шаг |
секции — |
из пятого паза |
в восьмой. |
|
После укладки секций обмотку опрессовывают в пазах и пропитывают лаком ГФ-95. Выводы фаз и «массы» закреп ляют на крышке генератора.
Ротор генератора состоит из вала, средняя часть кото рого, где располагаются магниты, залита цинковым сплавом.
На валу расположено три пакета, каждый из которых состоит из оксиднобариевого изотропного магнита и сталь ных полюсных наконечников.
57
Рнс. |
26. Регулятор генератора ГТ1-А: |
/ — пружина; 2 — грузик; 3 — кулачок. |
|
Остаточная |
индукция магнита равна 0,35 Т (тесла), |
а коэрцитивная сила— 16000 А/м, северный полюс магнита окрашен.
Два пакета напрессованы на среднюю часть вала и за жаты между опорной шайбой 21 и гайкой 24.
Третий пакет напрессован на бронзовую втулку и может вращаться на валу.
При помощи кулачка 3 (рис. 26), грузиков 2 и двух пру жин 1 подвижной пакет соединен с валом.
Крышка со стороны регулятора отлита из алюминиевого сплава. Посадочное место под шарикоподшипник и отвер стие в кронштейне армированы стальными втулками. В крышке установлен шарикоподшипник 180204 с двухсто ронним уплотнением. На ней расположены выводы обмотки статора.
Крышка со стороны привода также отлита из алюминие вого сплава. В ней расположен такой же шарикоподшип ник и дополнительное сальниковое уплотнение с наружной стороны крышки.
При вращении ротора магнитный поток в полюсах ста тора, создаваемый магнитом, изменяется по величине и направлению. Вследствие этого в катушках индуктируется э. д. с. Чем больше частота вращения ротора, тем быстрее изменяется величина магнитного потока в полюсах, тем больше будет величина э. д. с. в катушках статора. Если
58
к |
выводным болтам генератора подключить лампы, то |
в |
спиралях ламп появится ток. |
Напряжение генератора регулируется автоматически вследствие изменения величины магнитного потока.
При вращении ротора грузики расходятся и подвижной пакет поворачивается относительно неподвижных пакетов.
При повороте смещаются полюса подвижного пакета относительно полюсов двух других пакетов, вследствие этого магнитный поток ротора изменяется.
При повышении частоты вращения ротора магнитный поток уменьшается, благодаря чему напряжение генера тора поддерживается в заданных пределах.
В горячем состоянии генератора и при включении четырех ламп А-54 в каждую цепь фазовое напряжение должно составлять 10—13 В при повышении числа оборотов в роторе с 3000 до 4700 в минуту. Разность фазовых напря жений при 3000 об/мин нагретого генератора должно быть не более 0,5В.
Если при эксплуатации трактора систематически и быстро перегорают лампы, то напряжение генератора пре вышает указанные пределы вследствие нарушения автома тической регулировки. Для устранения неисправности генератор разбирают, очищают мягкой тряпкой бронзовую втулку подвижного пакета, поверхность вала под подвиж
ным пакетом, оси грузиков и |
отверстия |
в них. |
На протертую поверхность |
наносят |
новую смазку, |
собирают генератор и проверяют напряжение каждой фазы. Если после сборки генератора фазовое напряжение меньше 10В, снимают крышку регуляторного окна и увеличивают напряжение пружин регулятора.
Если напряжение генератора больше 13 В, то натяжение пружин ослабляют. При настройке нужно ослаблять или натягивать обе пружины равномерно.
В настоящее время вместо генератора ГТ1-А ставят генератор Г305 индукторного типа с двухсторонним элект ромагнитным возбуждением закрытого исполнения.
Обмотка статора этого генератора состоит из 9 катушек по 13 витков в каждой, намотанных проводом ПЭВ-2 диа метром 1,95 мм.
Обмотка возбуждения имеет две катушки по 1000 вит ков провода ПЭВ-2 диаметром 0,72 мм.
Катушки соединены параллельно, общий вывод соеди нен с клеммой «Ш» генератора. Катушки обмотки статора соединены в «звезду», по три катушки в каждой фазе.
59