Файл: Барабанов, В. Е. Электрооборудование тракторов и автомобилей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 127

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При включении источника тока на положительном стержне 3 в небольшом количестве будет выделяться кисло­ род в виде маленьких пузырьков, а на отрицательном стер­ жне 4 — водород в виде крупных пузырьков и в большом количестве.

2. Медные стержни 3 и 4 проводов, соединенных с источ­ ником постоянного тока, вставляют на некотором расстоя­ нии один от другого в срез клубня картофеля и включают источник тока. Около положительного стержня 3 крахмал картофеля окрасится в зеленовато-синий цвет.

Во избежание поражения электрическим током при определении полярности источника тока пользуются сухими резиновыми перчатками.

Аккумуляторные батареи, подготовленные к зарядке, соединяют между собой проводниками с пружинными или свинцовыми наконечниками, которые предотвращают искре­ ние в месте контакта. Запрещается соединять батареи про­ волокой, так как при этом контакт получается ненадежный, возникает искрение и как следствие воспламенение выде­ ляющегося в процессе зарядки водорода и взрыв аккуму­ ляторной батареи.

Необходимое количество батарей в зарядной группе принимают таким, чтобы в конце зарядки каждый аккуму­ лятор имел напряжение 2,7 В. Следовательно, для зарядки

одной

6-вольтовой батареи требуется напряжение 8,1 В,

а для

12-вольтовой батареи — 16,2 В.

 

Сеть постормноготока

Рис. 6. Определение полярности проводов источника постоянного тока при помощи:

а — подкисленной воды; б — клубня картофеля;

/ —

электролампа;

2 — провода; 3 — поло*№«ч»бл>ь41ыЛ^сте.Рх.«..

жень;

4 — отрицательный с ерж енриг *

^

Ия1“hC-1

б и б ' у с х

I

ОН:- .'Л:

I


Количество

последовательно включенных аккумулято-

ров на зарядку

не должно превышать

у

где V — напря­

жение источника постоянного тока, В.

П р и м е р . При напряжении источника постоянного тока V. рав­ ном 115 В, количество аккумуляторов, включенных последовательно,

115

может быть — = 4 2 ,6 , т. е. не более 14 шестивольтовых или 7 двенад­

цативольтовых аккумуляторных батарей.

Если напряжение источника тока превышает необходи­ мое напряжение для зарядки группы батарей, то последо­ вательно с заряжаемой группой включают реостат, исполь­ зуемый также для регулировки величины тока во время зарядки.

Перед включением источника тока поверхности батарей вытирают сухой тряпкой, а выводные клеммы очищают от продуктов окисления. Батареи соединяют в группы и при­ соединяют к источнику тока. Реостатом устанавливают наибольшее сопротивление.

После этого включают источник тока и устанавливают реостатом необходимую величину зарядного тока.

Величина зарядного тока для аккумуляторных батарей различных марок приводится в таблице 10.

Марка аккумуля­ торной батареи

Т а б л и ц а 10

Величина

зарядного

 

тока, А, для батарей

 

 

находящихся

Марка

 

в эксплуата­

новых н

аккумуля­

ции, прошед­

торной

прошедших

ших текущий

батареи

капиталь­

н средний

 

ный ремонт

ремонт, новых

 

 

с сухозаря-

 

женнымн

пластинами

Величина зарядного тока, А, для батарей

 

находящихся

 

в эксплуата­

новых и

ции, прошед­

ших текущий

прошедших

и средний

капиталь­

ремонт, новых

ный ремонт

с сухозаря-

 

жеинымн

 

пластинами

З-СТ- 65

4,0

6,0

З-СТ-215

15,5

19,5

3-СТ- 80

5,0

7,0

6-СТ- 45

3,0

4,0

З-СТ- 95

6,0

8,5

6-СТ- 60

4,0

5,5

3-СТ-110

7,0

10,0

6-СТ- 75

5,0

7,0

З-СТ-150

9,5

13,5

6-СТ- 90

5,5

8,0

 

 

 

6-СТ-128

8,0

11,0

В процессе зарядки через каждые 2—3 ч проверяют плот­ ность электролита и его температуру. Температура электро­

18


лита во время зарядки не должна быть выше 45 °С. Если температура поднимается до 44 °С, то величину зарядного тока снижают в два раза или прекращают зарядку, пока

температура не снизится до 30 °С.

(свы­

Зарядка батареи при повышенной температуре

ше 45 °С)

вызывает коробление положительных

пла­

стин, а

также ускоренную коррозию решеток

пла­

стин.

Ориентировочно продолжительность зарядки новой акку­ муляторной батареи колеблется от 25 до 50 ч, в зависимости от времени хранения батареи с момента ее изготовления до первой зарядки. Продолжительность зарядки аккуму­ ляторных батарей с сухозаряженными пластинами 8—16 ч. Окончание зарядки батарей характеризуется следующими признаками:

1) плотность электролита достигла наибольшего зна­ чения и в течение трех часов не увеличивается, т. е. остается постоянной;

2) напряжение на клеммах каждого аккумулятора достиг­ ло наибольшей величины (около 2,5—2,7 В) и не увеличи­ вается в течение трех часов;

3) во всех аккумуляторах наблюдается обильное газовыделение («кипение электролита»).

Обычно к концу зарядки плотность электролита бывает несколько выше или ниже нормы, поэтому ее нужно при­ вести к норме.

Плотность электролита изменяют при включенном источ­ нике тока, вследствие чего лучше перемешивается электро­ лит и ускоряется процесс корректировки.

Чтобы уменьшить плотность электролита, его отсасывают из аккумулятора резиновой грушей и этой же грушей доли­ вают в аккумулятор до нормального уровня дистиллиро­ ванную воду; для увеличения плотности доливают специаль­ но приготовленный электролит плотностью 1400 кг/м3 (1,40 г/см3). Запрещается доливать в батарею неразбавлен­ ную серную кислоту.

После каждой доливки зарядку продолжают в течение 30 мин, после чего проверяют плотность и уровень электро­ лита.

По окончании зарядки выключают зарядный агрегат, ввертывают пробки, а поверхность батареи протирают тряпкой, смоченной в растворе нашатырного спирта. После зарядки и доводки плотности электролита до нормы аккуму­ ляторную батарею сдают в эксплуатацию.

19



УХОД ЗА АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕЕЙ

Уход за аккумуляторной батареей проводится при техни­ ческом обслуживании машины. Он заключается в ежесмен­ ной и периодической проверках технического состояния и очистке батареи.

При ежесменном уходе батарею очищают от пыли и грязи; электролит, пролитый на поверхность батареи, вытирают сухой тряпкой. Наружным осмотром проверяют состояние бака и мастики. Батареи с трещинами в мастике и просачи­ ванием электролита из бака отправляют в ремонт.

Проверяют надежность соединения наконечников про­ водов с выводными клеммами батареи, если необходимо, окислившиеся наконечники проводов зачищают. При этом следует снимать как можно меньший слой металла, иначе нельзя будет надежно соединить клеммы батареи с наконеч­ никами проводов.

Провода, соединяющие батарею со стартером и массой, не должны быть натянуты во избежание поломки крышек

ивыводных клемм.

Вместе присоединения провода массы к машине не дол­ жно быть краски и окислов, затрудняющих пуск двигателя стартером.

Проверяют и, если необходимо, прочищают деревянной палочкой вентиляционные отверстия в пробках, предвари­ тельно вывернутых из крышек бака.

Проверяют надежность крепления батареи в гнезде. При техническом уходе № 1 выполняют операции еже­ сменного технического ухода, а также дополнительно про­ веряют и, если необходимо, доводят до нормы уровень электролита во всех аккумуляторах (летом рекомендуется

проверять уровень не реже чем через 10—15 дней). Проверяют степень заряженности батареи. Разряженные

батареи заряжают.

Уровень электролита проверяют тем чаще, чем выше температура воздуха и батареи, так как при высокой темпе­ ратуре из электролита вода испаряется более интенсивно. Если в аккумулятор нужно часто доливать дистиллирован­ ную воду, то это свидетельствует о повышенном напряжении зарядки и о необходимости регулировки регулятора напря­ жения.

Уровень электролита во всех аккумуляторах батареи

должен поддерживаться на 10—15 мм выше предохранитель­ ного щитка или верхних кромок сепараторов.

20

Рис. 7. Проверка уровня электролита в аккуму­ ляторной батарее.

Уровень электролита проверяют стеклянной трубкой,

как показано на рисунке 7.

Для проверки трубку опускают в аккумулятор через наливное отверстие до упора в предохранительный щиток. Верхний конец трубки зажимают пальцем и вынимают трубку. По высоте столбика электролита в трубке опреде­ ляют его уровень в аккумуляторе. Электролит из трубки сливают в тот аккумулятор, нз которого он был взят. При пониженном уровне электролита в аккумулятор доли­ вают только дистиллированную воду. Доливать в батарею электролит следует только в том случае, если точно уста­ новлено, что уровень понизился из-за выплескивания электролита. Плотность доливаемого электролита должна быть такой же, как и электролита, находящегося в акку­ муляторе.

Степень разряженности аккумуляторной батареи опре­ деляют, замеряя плотность электролита ареометром или замеряя напряжение аккумулятора нагрузочной вилкой.

Проверка разряженности батареи по величине плотности электролита дает хорошие результаты при условии, если

21