Файл: Барабанов, В. Е. Электрооборудование тракторов и автомобилей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 132

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

активной массы ускоряется, если аккумуляторная бата­ рея при эксплуатации будет испытывать большие толчки, а также если она будет продолжительное время перезаря­ жаться током большой величины. В результате выкрашива­ ния электролит будет окрашен в коричневый цвет.

Решетки положительных пластин разрушаются при систе­ матических длительных зарядках. При этом свинец решеток окисляется кислородом, выделяющимся при зарядке акку­ мулятора. Процесс окисления свинца ускоряется при темпе­ ратурах выше 40° С. Окисленная решетка становится очень хрупкой и разрушается от сотрясения батареи.

Признаком разрушения пластин является понижение емкости при разрядке и очень быстрое повышение плот­ ности электролита до нормального значения при зарядке.

Аккумуляторные батареи с разрушенными пластинами для дальнейшей эксплуатации непригодны и должны быть отремонтированы.

В целях предупреждения быстрого разрушения пластин необходимо систематически проверять регулировку регу­ ляторов напряжения и правильно регулировать их.

Разрушение деревянных ящиков. Электролит, пролитый на поверхность батареи, попадает внутрь ящика через тре­ щины в мастике, а также через щели между мастикой и ящиком и окисляет дерево. Ящик теряет прочность и дела­ ется негодным для использования.

Для предохранения деревянных ящиков от разрушения

необходимо устранять трещины в мастике и не допускать

попадания электролита на поверхность мастики и ящика,

систематически протирать поверхность мастики и ящиков

10-процентным раствором

нашатырного спирта или соды,

а также систематически

восстанавливать окраску ящика,

применяя при этом кислотостойкие лаки и краски,

РЕМОНТ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ

Известно, что большинство аккумуляторов выходит из строя из-за разрушения положительных пластин. Следует иметь в виду, что у вышедших из строя аккумуляторов отрицательные пластины, баки и другие детали могут быть использованы для дальнейшей эксплуатации.

Существует три вида ремонта аккумуляторной батареи.

1. Текущий ремонт, предусматривающий припайку пере­ мычек, выводных клемм, заливку мастики, а также замену электролита.

29



Складремонтного

Щелочение

шпона

Промывка

шпона

Окисление

шпона

Провяливание сепараторов \

Плавлениесвинцовых отходов

Отливка

деталей

/

Склад готовой продцкции

Наружнаямойка и чистка

, паритетная дефектовка

т

Разрядка

батареи

ш в

электролита

Разборка

батареи

Разборка

блоков

Мойка исушка пластин

Сборка

полцвлокоо

Сборка

блоков

Сборка

батареи

Заливка

электролита

Зарядка

батареи

И

\

койкаисишка

бакоб

т

Ремонт

баков

Складзапасных частей

Приготовление

мастики

Получениедистил­ лированной воды

Приготовление

электролита

Рис. 10. Схема технологического процесса капитального ре­ монта аккумуляторных батарей с использованием запасных частей.

2.Средний ремонт, который включает операции теку­ щего ремонта и, кроме того, замену или ремонт бака с после­ дующей заливкой свежего электролита.

3.Капитальный ремонт, который включает операции среднего ремонта и дополнительно замену или восстанов­ ление одного из блоков пластин в аккумуляторах батареи, при этом, как правило, заменяют сепараторы и, если необ­ ходимо, крышки бака.

Ввиду того что капитальный ремонт охватывает все

операции текущего и среднего ремонтов, в дальнейшем рассматривается только технологический процесс капиталь­

ного ремонта.

Капитальный ремонт аккумуляторной батареи осуще­ ствляют двумя способами.

30

При первом способе аккумуляторную батарею восста­ навливают, заменяя вышедшие из строя пластины новыми, т. е. используют запасные части (рис. 10).

Второй способ основан на использовании активной массы вышедших из строя положительных пластин (рис. 11). Но его можно применять для восстановления только тех аккумуляторных батарей, которые имеют неисправные положительные пластины и ожидают ремонта не более одного месяца со дня выхода их из строя. При более дли­ тельном хранении неисправных аккумуляторных батарей

Сушка положи­ тельных пластин

Измельчениеипросеиваниемассы

Приготовление

пасты

r*f Намазкапластин

Т

Сушка пластин'

Отливка

деталей

Плавлениесвинцо­ выхотходов I

Складготовой [ продукции

Наружнаямойка

 

и чистка

 

 

Предварительная______г — ш 1—

I

м

дефектовка

i_жектролита_j

 

 

Таз§дрка

]

Зарядка

 

 

батареи

 

 

! батареи__ [

Слад

 

 

ГпддготоШ ~]

электролита

 

__кзарядке__j

Разборка

 

 

 

 

батареи

 

 

 

 

Разборка

 

Мойкойсушка

 

 

блоков

 

баков

 

 

Мойка отрицатель-

 

 

Ремонт

 

 

ныхпластин

баков

 

 

Опрессовка отрица­

Складзапасных

 

 

тельныхпластин

частей____

 

 

I Сушкапластин I

I Щелочениешпона I

 

 

 

1 Промывка шпона I

 

 

 

I Цкисление шпона I

 

Сворка

 

Провяливание

 

 

 

сепараторов

 

 

блоков

 

Приготовление

 

Сборка

 

 

батареи

 

мастики

 

Заливка

 

ПриготовлениеI

Получение дис-

электролита

электролита \

тимированной

боды

Зарядкаoapi ботюреи,

Рис. 11. Схема технологического процесса капитального ремонта акку­ муляторных батарей с использованием активной массы вышедших из строя положительных пластин.

31


отрицательные пластины делаются непригодными для вос­ становления.

Аккумуляторные батареи, подлежащие ремонту, очи­ щают от грязи, подвергают предварительной проверке технического состояния — дефектовке. Цель дефектовки — установить необходимость разборки и объем ремонта бата­ реи. В нее входят внешний осмотр и проверочные испыта­ ния.

Внешним осмотром определяют состояние заливочной мастики, целость бака, крышек, пробок, перемычек и вывод­ ных клемм.

Батарею с отслоившейся или растрескавшейся заливочной мастикой, непрочным соединением перемычек со штырями бареток, с расшатанными выводными клеммами ремонти­ руют без разборки. Если в батарее имеется течь бака, тре­ щины или излом крышек, ее разбирают.

В процессе предварительной дефектовки определяют напряжение каждого аккумулятора нагрузочной вилкой при выключенном нагрузочном сопротивлении. Напряжение аккумулятора, замеренное без нагрузки, хотя и не позво­ ляет судить о степени его разряженности, но дает возмож­ ность предполагать, есть ли короткое замыкание внутри элемента, не оторвался ли штырь от мостика баретки и есть ли контакт между бареткой и перемычкой. При этих дефек­ тах батарею также разбирают. Затем определяют напря­ жение каждого аккумулятора батареи под нагрузкой в тече­ ние 5 с. При этом места контакта клемм с наконечниками вилки должны быть очищены от окислов.

Если напряжение аккумулятора ниже 1,3 В, то это ука­ зывает на его неисправность, и батарею следует разобрать. При напряжении аккумуляторов выше 1,3 В батарею пред­ варительно считают исправной и ставят ее на зарядку. Если после зарядки напряжение хотя бы одного аккуму­ лятора будет ниже 1,6 В, то батарею разбирают и устанав­ ливают причину неисправности.

Если в баке имеется течь или короткое замыкание в акку­ муляторах, батарею разбирают без зарядки, а отдельные аккумуляторы заряжают в другом, исправном баке или заряжают после устранения короткого замыкания (на рисунке 11 показано пунктиром).

; Разборка аккумуляторной батареи. Перед разборкой аккумуляторную батарею разряжают током десятичасового режима до напряжения 1,7 В на аккумулятор. Схема раз­ рядки представлена на рисунке 12. После разрядки батареи

32

сливают электролит, снимают

 

 

 

перемычки, удаляют мастику

 

 

 

с поверхности крышек, сни­

 

 

 

мают крышки, извлекают из

 

 

 

бака аккумуляторы и разби­

 

 

 

рают их.

 

 

 

Для снятия перемычек вы­

 

 

 

сверливают выводные клеммы

 

 

 

и перемычки (рис. 13). При

 

 

 

сверлении центр сверла дол­

 

 

 

жен совпадать с центром клем­

 

 

 

мы или перемычки. Перемыч­

 

 

 

ки сверлят на всю толщину

 

 

 

до полного отделения от шты­

 

 

 

рей бареток. Выводные клем­

Рис. 12. Схема

разрядки акку­

мы сверлят на глубину 5 мм

от поверхности крышки. При

 

муляторной батареи:

/

—- вольтметр;

2 — рубильник;

текущем и среднем ремонтах

3

— амперметр;

4 реостат; 5

выводные клеммы и перемыч­

разряженный аккумулятор (отклю­

чен); 6 — разряжае.мые аккумуля­

ки не высверливают.

 

торы.

Заливочную мастику уда­ ляют электрической стамеской (рис. 14) или разогревом до

температуры 100—130° С электронагревательным колпаком. Крышки бака снимают специальным съемником. Скобу б (рис. 15) съемника устанавливают на аккумуляторный бак так, чтобы нижний конец рейки 4 с захватом 1 находился

Рис. 13. Высверливание клеммы аккуму­ лятора.

2— 132'

S3


Рис. 14. Удаление мастики электрической

стамеской.

 

 

над заливным отверстием

крышки.

Откинув

защелку 3

и подняв запорное кольцо

2, вводят

захваты

в отверстие

крышки, предварительно сжав их рукой, затем опускают запорное кольцо, фиксируя захваты в рабочем положении.

Крышку бака снимают, плавно нажимая на рукоятку 5 съемника. Во избежание поломки крышки не следует при­ лагать к рукоятке усилие больше 5 кгс. Снятые крышки очищают от остатков мастики, моют и сушат при темпера­ туре 18—20° С.

Рис. 15. Съемник для снятия крышек акку­ муляторных батарей:

/ — захваты; 2— запорное кольцо; 3 — защелка; 4 — рейка; 5 — рукоятка; 6 — скоба.

34

Блоки пластин извлекают из бака шарнирным экстрак­ тором (рис. 16). Вынутые бло­ ки пластин ставят наклонно на бак на 2—3 мин, чтобы дать стечь с них остаткам электролита. Затем бак очи­ щают от осадка (шлама), про­ мывают и сушат. Шлам со­ бирают, сушат и сдают на базы «Главвторцветмет». По­ вторное использование шлама не допускается.

Блоки разбирают вручную на полублоки положительных Рис. 16. Шарнирный экстрактор,

иотрицательных пластин.

Исправные сепараторы из микропористого эбонита и микропористой пластмассы и перфорированные предохра­ нительные пластины промывают в дистиллированной воде в течение 15—20 мин и сушат при температуре 18—20° С. Исправными считаются сепараторы без трещин и сколов углов.

Полублоки отрицательных пластин выбраковывают при поломке свинцовых решеток или при выпадении из них большого количества активной массы. Последнее свидетель­ ствует о том, что аккумуляторная батарея длительное время была неисправна (разряжена). Отрицательные пластины бракуют при поломке верхней или боковой кромки решеток,

сквозных трещинах на 20 ячейках

в

разных

местах или

10 ячейках, расположенных рядом.

 

 

 

Годные полублоки отрицательных

пластин

промывают

в дистиллированной воде в течение 25—30 мин. Если пла­ стины будут храниться до сборки длительное время, время промывки рекомендуется увеличить вдвое.

Промытый полублок отрицательных пластин разбирают, выпиливая пластины из мостика баретки, сохраняя длину ушков пластин.

Ремонт пластин. Во время эксплуатации аккумулятор­ ной батареи активная масса отрицательных пластин раз­ бухает, если такую пластину поставить в аккумулятор, она быстро выйдет из строя, поэтому перед установкой отри­ цательные пластины необходимо опрессовать (рис. 17). Для этого каждую пластину накрывают с двух сторон газет­ ной бумагой и укладывают стопкой по 5—7 пластин, про­

2*

35