Файл: Барабанов, В. Е. Электрооборудование тракторов и автомобилей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 174
Скачиваний: 0
гз
Рис. 153. Устройство фар:
а —ФГ1-А2 (автомобиль ЗИЛ-150); б — ФГ2-А2 (автомобиль ГАЗ-51).
Рис. 153. Устройство фар |
Рис. |
154. |
Герметизированный |
|||||
|
(продолжение): |
I |
оптический элемент фары: |
|
||||
в — ФГ300-А |
(тракторная); I — |
— рассеиватель; 2 — отражатель; |
||||||
ободок; |
2 — оптический элемент; |
3 |
— лампа; |
4 — карболитовый |
па |
|||
3 — корпус; |
4 — |
установочный |
|
|
|
трон. |
|
|
|
|
болт. |
|
|
|
|
|
|
Фара состоит из корпуса 3 (рис. |
153), |
оптического эле |
||||||
мента 2, ободка 1 и установочного болта 4. |
2 |
|||||||
Оптический |
элемент, |
состоящий из |
отражателя |
|||||
(рис. 154), |
рассеивателя 1 и патрона 4 с лампой 3, является |
основным узлом фары. Оптические элементы изготовляют полуразборными (герметизированными), а иногда неразбор ными (лампы— фары).
Отражатель изготовляют из листовой стали. Он имеет форму параболоида вращения. Внутреннюю поверхность отражателя шлифуют, полируют и покрывают алюминием, который способен отражать до 88% падающего на него света. Отражатель воспринимает большую часть светового потока, испускаемого лампой, и отражает его узким сконцентриро ванным световым пучком.
Рассеиватель представляет собой выпуклое стекло, на поверхности которого с внутренней стороны отформованы линзы и призмы, благодаря чему правильно преломляются и рассеиваются световые лучи в горизонтальной и вертикаль ной плоскостях. Кроме этого, рассеиватель уменьшает сле
287
пящее действие нити накала лампы и защищает отражатель от пыли и атмосферных осадков.
Рассеиватель завальцован в отражатель зубцами, распо ложенными равномерно по окружности отражателя. Между отражателем и рассеивателем установлена уплотняющая резиновая прокладка.
Патрон позволяет устанавливать лампу в оптическом элементе так, чтобы нить дальнего света попадала в фокус отражателя без последующей фокусировки. Такая установка лампы достигается тем, что вырез фланца цоколя находит на фиксатор втулки отражателя. Лампу закрепляют в отра жателе пружинными контактами карболитового патрона. При замене лампы рассеиватель в герметизированном эле менте не снимают, что предохраняет зеркальную поверх ность отражателя от повреждений и загрязнения. Лампу вставляют с тыльной стороны отражателя.
Чтобы свет фары хорошо освещал участок пути, важно правильно установить лампу в отражатель, а оптический элемент — в корпус фары.
Если нить накала лампы расположить в фокусе отража теля, то лучи света создают узкий пучок и идут почти па раллельно с небольшим рассеянием. Это рассеяние вызы вается тем, что нить накала лампы имеет определенную длину, поэтому не вся нить попадает в фокус отражателя. Кроме этого, рассеиваются лучи, не попавшие в отража тель.
Если же нить накала лампы расположить впереди фокуса отражателя, то лучи света, которые отражены отражателем, перекрещиваются впереди него и вместо пучка параллельных лучей создается пучок лучей, разбросанных во все стороны, поэтому за местом пересечения световых лучей в центре пучка образуется малоосвещенная зона.
Когда нить накала лампы расположена между фокусом
иотражателем, то световые лучи расходятся пучком и не пересекаются. Если в оптическом элементе не применять рассеивателя, то дорога будет плохо освещаться, так как пучок света получается в сечении круглым. Хорошее осве щение дороги можно осуществить горизонтально растянутым пучком. Такая форма пучка создается рассеивателем.
Если нить накала смещена с оптической оси отражателя
инаходится выше нее, основная часть световых лучей на правлена вниз. Такое расположение нити используют для получения ближнего света, которое необходимо при движе нии в населенных пунктах и при встрече с машинами.
288
Р и с . 155 . Р а зм ет к а эк р а н а д л я р егу л и р о в к и ф ар .
Если же нить накала расположить ниже фокуса отража теля, то пучок световых лучей направится вверх и будет ослеплять водителей встречных машин и пешеходов. Такое расположение нити не допускается.
В лампах нить накала дальнего света располагают так, чтобы она всегда находилась на определенном расстоянии от фокусировочного фланца цоколя и на оптической оси отражателя.
Чтобы правильно расположить нити накала, фары регу лируют.
Для регулировки фар выбирают ровную горизонтальную площадку, на которой устанавливают и размечают экран (рис. 155). В качестве экрана можно использовать стену здания. Данные по разметке экрана приведены в таблице 47.
Для регулировки фар автомобиль с нормально накачан ными шинами и без груза устанавливают на расстоянии В до экрана так, чтобы вертикальная линия на экране была продолжением продольной оси автомобиля. После этого одну из фар закрывают непроницаемой материей и включают дальний свет. Центр светового пучка регулируемой фары должен находиться в точке пересечения вертикальной и го ризонтальной линий центра фары. При смещении светового пучка у фар, установленных в гнездах крыльев автомобиля, снимают ободок и, вращая регулировочные винты, устанав ливают оптический элемент фары в требуемое положение. Для перемещения светового пучка по вертикали пользуются верхним регулировочным винтом, а для перемещения по горизонтали — боковым, При установке облицовочного
10— 132 |
289 |
|
|
|
Т а б л н ц а 47 |
|
В — расстоя |
Б — расстоя |
А —расстояние |
Марка автомобиля |
ние от уров |
от горизонталь |
|
ние от фар |
ня площадки |
ной осевой линии |
|
|
до экрана, |
до центра |
до вертикальной |
|
см |
фар, см |
линии центра |
|
|
|
фар, см |
М-20 «Победа» |
760 |
79 |
62,5 |
ГАЗ-51 |
750 |
85 |
60 |
ГАЗ-63 |
750 |
100 |
60 |
ГАЗ-67 |
750 |
88 |
42,5 |
«Москвич-401» |
750 |
72 |
34 |
<Москвнч-402» и «Моек- |
750 |
76 |
58,5 |
вич-407» |
|
92 |
50 |
ЗИЛ-150 и ЗИЛ-164 |
1000 |
||
М-21 «Волга» |
750 |
76,5 |
70 |
ЗИЛ-130 |
1000 |
90 |
90 |
ГАЗ-53 |
750 |
100 |
74 |
ободка фары необходимо следить, чтобы не нарушалась ее регулировка. У фар, закрепленных на крыльях автомобиля, для регулировки ослабляют гайку болта крепления и пово рачивают фару так, чтобы центр светового пятна совпал с точкой пересечения вертикальной и горизонтальной линий. После этого фару закрепляют, при этом световое пятно не должно сместиться. Таким же образом регулируют другую фару.
Габаритные фонари, устанавливаемые впереди и сзади по обеим сторонам машины, предназначены для обозначения размеров машин в темное время суток. Свет габаритных фо нарей оранжевый или красный. Фонари устанавливают на машину так, чтобы они были хорошо видны в горизонталь ной плоскости под углом не менее 45°, а в вертикальной плоскости — под углом не менее 15°.
Свет от габаритных фонарей должен быть отчетливо виден на расстоянии не менее 100 м.
Габаритные фонари используют не только для обозначе ния габаритов машин, но и в качестве передних указателей поворота.
Габаритный фонарь состоит из металлического корпуса 1 (рис. 156), ободка 8, рассеивателя 7, который изготовлен из бесцветного прозрачного стекла, уплотнительной прокладки 6 и штифтового патрона 3. В патрон фонаря устанавливают двухсветную лампу А27 12В, 21 + 6 кд. Нить накала 6 кд предназначается для габаритного света, а 21 кд — для ука зателя поворота.
290
Рис. 156. Габаритный фонарь ПФ10:
/ — корпус; 2 — лампа; 3 — патрон; 4 — винты крепления фонаря; 5 — шшт крепления ободка; 6— уплотнительная прокладка; 7 — рассеиватель; 8 —ободок.
Задние фонари предназначены для освещения номерного знака. Иногда в одном фонаре объединяют фонарь осветления номерного знака и габаритного света с фонарем стоп-сигнала или указателем поворо та. Устройство заднего комбинированного фона ря ФП13 приведено на рисунке 157. Освещение номерного знака осуще ствляется лампой 7 через бесцветный прозрачный рассеиватель 8, а стоп-си гнал подается лампой 2.
Рис. 157. Задний фонарь ФП13:
/ — корпус: 2 — лампа 12В, 21кд; 3 — ободок; 4 — проклад ка; 5 — рассеиватель красного цвета; 5 — перегородка: 7 — лампа 12В, 3 кд; 8 — бесцвет ный рассеиватель; 9 — контакт ные пииты; tO— защитный ко
жух.
10*
Свет стоп-сигнала проходит через рассеи ватель 5 красного цвета. Этот же рассеиватель используют для обозна чения габаритов маши ны ночью, когда вклю чена лампа освещения номерного знака.
Указатели поворотов предназначены для по дачи световых сигналов поворота. Они могут вы полнять функции задне го указателя поворота или стоп-сигнала. В ука зателях поворота имеет ся стеклянный рассеи
Рис. 158. Указатель поворота УП5: |
ватель 4 (рис. 158) |
крас |
||||
1 —корпус; |
2 — винт; |
3 — ободок; |
4 — |
ного цвета и одна одно- |
||
рассеиватель; |
5 — лампа |
12В, 21кд; |
6 — |
|||
прокладка; 7 — кожух клемм. |
|
светная |
лампа 5. |
Часто |
||
|
|
|
|
задние |
указатели |
пово |
рота входят составной частью в задние комбинированные фонари.
Передние указатели поворота снабжают рассеивателями оранжевого цвета, а задние — красного или оранжевого цвета. Свет указателей поворота мигающий, с частотой ми гания 60—120 в минуту.
Плафоны предназначаются для освещения кузова или кабины машины. Плафон должен создавать ровный свет, что достигается применением рассеивателя из матового или опалового стекла или из пластмассы. Каждый плафон рас считан на лампу определенной силы света. Обычно в плафо
нах используют односветные лампы с силой света |
от 3 |
до 21 кд. Устройство плафона, устанавливаемого на |
гру |
зовых автомобилях и тракторах, приводится на рисун ке 159.
Подкапотный фонарь служит для освещения двигателя во время технического обслуживания. Он состоит из метал лического корпуса 1 (рис. 160) с фланцем для крепления, одноконтактного пружинно-штифтового патрона 2, рукоят ки 4 включения и выключения света, колпачка 6, который служит для предохранения лампочки от механических по вреждений и может поворачиваться для направления света
292