Файл: Барабанов, В. Е. Электрооборудование тракторов и автомобилей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 174

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

гз

Рис. 153. Устройство фар:

а ФГ1-А2 (автомобиль ЗИЛ-150); б — ФГ2-А2 (автомобиль ГАЗ-51).

Рис. 153. Устройство фар

Рис.

154.

Герметизированный

 

(продолжение):

I

оптический элемент фары:

 

в — ФГ300-А

(тракторная); I

— рассеиватель; 2 — отражатель;

ободок;

2 — оптический элемент;

3

— лампа;

4 — карболитовый

па­

3 — корпус;

4

установочный

 

 

 

трон.

 

 

 

болт.

 

 

 

 

 

 

Фара состоит из корпуса 3 (рис.

153),

оптического эле­

мента 2, ободка 1 и установочного болта 4.

2

Оптический

элемент,

состоящий из

отражателя

(рис. 154),

рассеивателя 1 и патрона 4 с лампой 3, является

основным узлом фары. Оптические элементы изготовляют полуразборными (герметизированными), а иногда неразбор­ ными (лампы— фары).

Отражатель изготовляют из листовой стали. Он имеет форму параболоида вращения. Внутреннюю поверхность отражателя шлифуют, полируют и покрывают алюминием, который способен отражать до 88% падающего на него света. Отражатель воспринимает большую часть светового потока, испускаемого лампой, и отражает его узким сконцентриро­ ванным световым пучком.

Рассеиватель представляет собой выпуклое стекло, на поверхности которого с внутренней стороны отформованы линзы и призмы, благодаря чему правильно преломляются и рассеиваются световые лучи в горизонтальной и вертикаль­ ной плоскостях. Кроме этого, рассеиватель уменьшает сле­

287


пящее действие нити накала лампы и защищает отражатель от пыли и атмосферных осадков.

Рассеиватель завальцован в отражатель зубцами, распо­ ложенными равномерно по окружности отражателя. Между отражателем и рассеивателем установлена уплотняющая резиновая прокладка.

Патрон позволяет устанавливать лампу в оптическом элементе так, чтобы нить дальнего света попадала в фокус отражателя без последующей фокусировки. Такая установка лампы достигается тем, что вырез фланца цоколя находит на фиксатор втулки отражателя. Лампу закрепляют в отра­ жателе пружинными контактами карболитового патрона. При замене лампы рассеиватель в герметизированном эле­ менте не снимают, что предохраняет зеркальную поверх­ ность отражателя от повреждений и загрязнения. Лампу вставляют с тыльной стороны отражателя.

Чтобы свет фары хорошо освещал участок пути, важно правильно установить лампу в отражатель, а оптический элемент — в корпус фары.

Если нить накала лампы расположить в фокусе отража­ теля, то лучи света создают узкий пучок и идут почти па­ раллельно с небольшим рассеянием. Это рассеяние вызы­ вается тем, что нить накала лампы имеет определенную длину, поэтому не вся нить попадает в фокус отражателя. Кроме этого, рассеиваются лучи, не попавшие в отража­ тель.

Если же нить накала лампы расположить впереди фокуса отражателя, то лучи света, которые отражены отражателем, перекрещиваются впереди него и вместо пучка параллельных лучей создается пучок лучей, разбросанных во все стороны, поэтому за местом пересечения световых лучей в центре пучка образуется малоосвещенная зона.

Когда нить накала лампы расположена между фокусом

иотражателем, то световые лучи расходятся пучком и не пересекаются. Если в оптическом элементе не применять рассеивателя, то дорога будет плохо освещаться, так как пучок света получается в сечении круглым. Хорошее осве­ щение дороги можно осуществить горизонтально растянутым пучком. Такая форма пучка создается рассеивателем.

Если нить накала смещена с оптической оси отражателя

инаходится выше нее, основная часть световых лучей на­ правлена вниз. Такое расположение нити используют для получения ближнего света, которое необходимо при движе­ нии в населенных пунктах и при встрече с машинами.

288


Р и с . 155 . Р а зм ет к а эк р а н а д л я р егу л и р о в к и ф ар .

Если же нить накала расположить ниже фокуса отража­ теля, то пучок световых лучей направится вверх и будет ослеплять водителей встречных машин и пешеходов. Такое расположение нити не допускается.

В лампах нить накала дальнего света располагают так, чтобы она всегда находилась на определенном расстоянии от фокусировочного фланца цоколя и на оптической оси отражателя.

Чтобы правильно расположить нити накала, фары регу­ лируют.

Для регулировки фар выбирают ровную горизонтальную площадку, на которой устанавливают и размечают экран (рис. 155). В качестве экрана можно использовать стену здания. Данные по разметке экрана приведены в таблице 47.

Для регулировки фар автомобиль с нормально накачан­ ными шинами и без груза устанавливают на расстоянии В до экрана так, чтобы вертикальная линия на экране была продолжением продольной оси автомобиля. После этого одну из фар закрывают непроницаемой материей и включают дальний свет. Центр светового пучка регулируемой фары должен находиться в точке пересечения вертикальной и го­ ризонтальной линий центра фары. При смещении светового пучка у фар, установленных в гнездах крыльев автомобиля, снимают ободок и, вращая регулировочные винты, устанав­ ливают оптический элемент фары в требуемое положение. Для перемещения светового пучка по вертикали пользуются верхним регулировочным винтом, а для перемещения по горизонтали — боковым, При установке облицовочного

10— 132

289

 

 

 

Т а б л н ц а 47

 

В — расстоя­

Б — расстоя­

А —расстояние

Марка автомобиля

ние от уров­

от горизонталь­

ние от фар

ня площадки

ной осевой линии

 

до экрана,

до центра

до вертикальной

 

см

фар, см

линии центра

 

 

 

фар, см

М-20 «Победа»

760

79

62,5

ГАЗ-51

750

85

60

ГАЗ-63

750

100

60

ГАЗ-67

750

88

42,5

«Москвич-401»

750

72

34

<Москвнч-402» и «Моек-

750

76

58,5

вич-407»

 

92

50

ЗИЛ-150 и ЗИЛ-164

1000

М-21 «Волга»

750

76,5

70

ЗИЛ-130

1000

90

90

ГАЗ-53

750

100

74

ободка фары необходимо следить, чтобы не нарушалась ее регулировка. У фар, закрепленных на крыльях автомобиля, для регулировки ослабляют гайку болта крепления и пово­ рачивают фару так, чтобы центр светового пятна совпал с точкой пересечения вертикальной и горизонтальной линий. После этого фару закрепляют, при этом световое пятно не должно сместиться. Таким же образом регулируют другую фару.

Габаритные фонари, устанавливаемые впереди и сзади по обеим сторонам машины, предназначены для обозначения размеров машин в темное время суток. Свет габаритных фо­ нарей оранжевый или красный. Фонари устанавливают на машину так, чтобы они были хорошо видны в горизонталь­ ной плоскости под углом не менее 45°, а в вертикальной плоскости — под углом не менее 15°.

Свет от габаритных фонарей должен быть отчетливо виден на расстоянии не менее 100 м.

Габаритные фонари используют не только для обозначе­ ния габаритов машин, но и в качестве передних указателей поворота.

Габаритный фонарь состоит из металлического корпуса 1 (рис. 156), ободка 8, рассеивателя 7, который изготовлен из бесцветного прозрачного стекла, уплотнительной прокладки 6 и штифтового патрона 3. В патрон фонаря устанавливают двухсветную лампу А27 12В, 21 + 6 кд. Нить накала 6 кд предназначается для габаритного света, а 21 кд — для ука­ зателя поворота.

290



Рис. 156. Габаритный фонарь ПФ10:

/ — корпус; 2 — лампа; 3 — патрон; 4 — винты крепления фонаря; 5 — шшт крепления ободка; 6— уплотнительная прокладка; 7 — рассеиватель; 8 ободок.

Задние фонари предназначены для освещения номерного знака. Иногда в одном фонаре объединяют фонарь осветления номерного знака и габаритного света с фонарем стоп-сигнала или указателем поворо­ та. Устройство заднего комбинированного фона­ ря ФП13 приведено на рисунке 157. Освещение номерного знака осуще­ ствляется лампой 7 через бесцветный прозрачный рассеиватель 8, а стоп-си­ гнал подается лампой 2.

Рис. 157. Задний фонарь ФП13:

/ — корпус: 2 — лампа 12В, 21кд; 3 — ободок; 4 — проклад­ ка; 5 — рассеиватель красного цвета; 5 — перегородка: 7 — лампа 12В, 3 кд; 8 — бесцвет­ ный рассеиватель; 9 — контакт­ ные пииты; tO— защитный ко­

жух.

10*

Свет стоп-сигнала проходит через рассеи­ ватель 5 красного цвета. Этот же рассеиватель используют для обозна­ чения габаритов маши­ ны ночью, когда вклю­ чена лампа освещения номерного знака.

Указатели поворотов предназначены для по­ дачи световых сигналов поворота. Они могут вы­ полнять функции задне­ го указателя поворота или стоп-сигнала. В ука­ зателях поворота имеет­ ся стеклянный рассеи­

Рис. 158. Указатель поворота УП5:

ватель 4 (рис. 158)

крас­

1 корпус;

2 — винт;

3 — ободок;

4

ного цвета и одна одно-

рассеиватель;

5 — лампа

12В, 21кд;

6

прокладка; 7 — кожух клемм.

 

светная

лампа 5.

Часто

 

 

 

 

задние

указатели

пово­

рота входят составной частью в задние комбинированные фонари.

Передние указатели поворота снабжают рассеивателями оранжевого цвета, а задние — красного или оранжевого цвета. Свет указателей поворота мигающий, с частотой ми­ гания 60—120 в минуту.

Плафоны предназначаются для освещения кузова или кабины машины. Плафон должен создавать ровный свет, что достигается применением рассеивателя из матового или опалового стекла или из пластмассы. Каждый плафон рас­ считан на лампу определенной силы света. Обычно в плафо­

нах используют односветные лампы с силой света

от 3

до 21 кд. Устройство плафона, устанавливаемого на

гру­

зовых автомобилях и тракторах, приводится на рисун­ ке 159.

Подкапотный фонарь служит для освещения двигателя во время технического обслуживания. Он состоит из метал­ лического корпуса 1 (рис. 160) с фланцем для крепления, одноконтактного пружинно-штифтового патрона 2, рукоят­ ки 4 включения и выключения света, колпачка 6, который служит для предохранения лампочки от механических по­ вреждений и может поворачиваться для направления света

292